Автор: Лихогуб Диана Владимировна
Должность: Студентка
Учебное заведение: Белгородского государственного национального исследовательского университета
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
Раздел: высшее образование
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В
ПОДРОСТКОВЫХ ГРУППАХ
Лихогуб Диана Владимировна
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет, студент, Белгород, Россия
Научный руководитель: Доронина Наталья Николаевна
Белгородский государственный национальный исследовательский
университет, доцент кафедры возрастной и социальной психологии,
Белгород, Россия
Аннотация: работа посвящена выявлению особенностей проявления
лидерства в подростковых группах. Выявлено, что существуют особенности
в проявлении лидерских качеств личности у подростков с разным уровнем
коммуникативных
способностей,
а
именно:
высокий
уровень
коммуникативных
качеств
способствует
успешному
формированию
лидерских качеств.
Ключевые
слова:
подростковый
возраст,
лидерство,
личность,
коммуникативные способности.
FEATURES OF LEADERSHIP MANIFESTATION IN TEENAGE
GROUPS
Likhogub Diana Vladimirovna
Belgorod National Research University, psychology student, Belgorod,
Russia
Scientific supervisor: Doronina Natalia Nikolaevna
Belgorod State National Research University, Associate Professor of the
Department of Age and Social Psychology, Belgorod, Russia
Abstract: Abstract: the work is devoted to identifying the characteristics of
leadership manifestation in adolescent groups. It was revealed that there are
characteristics in the manifestation of leadership qualities of personality in
adolescents with different levels of communication skills, namely: a high level of
communication skills contributes to the successful formation of leadership
qualities.
Key words: adolescence, leadership, personality, communication skills.
Важнейший этап в развитии самосознания наступает в старшем
школьном возрасте, когда формируется «Я-концепция» личности. Однако
иногда это происходит позже, на границе с ранней юностью. В конце
подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют
целостную систему.
Данные
проблемы
подросткового
возраста
приобретают
особую
актуальность при работе с подростками-лидерами. Проблема лидерства
интересует многих ученых педагогов и психологов. А.С. Чернышев
рассматривает лидерство как «степень ведущего влияния личности члена
группы на группу в целом в направлении оптимизации решения обще
групповой задачи» [3]. Такую же точку зрения на феноменологию лидерства
разделяют другие представители курской психологической школы
Д.В.
Беспалов, С. Г. Елизаров, Ю. Л. Лобков, И. Н. Логвинов, С. В. Сарычев.
В условиях современной конкуренции подросток обязан обладать
навыками и знаниями, которые позволят ему активно выражать свою
жизненную позицию. Для достижения уверенности в себе, гармоничного
роста и развития, а также для достижения целей и задач подростку
необходимо развивать лидерские качества. Эти качества положительно
влияют
на
сплоченность
коллективов,
характер
взаимодействия
и
эмоциональную окраску в отношениях между людьми. Кроме того, развитие
лидерства с детства находится под сильным влиянием социальной среды, в
отличие от склонностей и способностей человека, которые определяются
генетически
[1;2].
Цель
статьи
–
раскрыть
особенности
проявления
лидерства
в
подростковых группах.
Мы предположили, что существуют особенности в проявлении
лидерских
качеств
личности
у
подростков
с
разным
уровнем
коммуникативных
способностей,
а
именно:
высокий
уровень
коммуникативных
качеств
способствует
успешному
формированию
лидерских качеств.
Методики исследования:
методика «Я лидер» (Е.С. Фёдоров и О.В.
Ерёмин,
модификация
Т.А.
Мироновой)
и
методика
(КОС)
«Коммуникативные и организаторские склонности» (В.В. Синявский, В.А.
Федорошин). На рисунке 1 представлены средние значения показателей
лидерских качеств личности подростков.
Рис. 1. Выраженность лидерских качеств личности подростков, ср. б.
(Mmax=16)
Наиболее высокие баллы (Mх=13,9) были получены подростками по
шкале «умение управлять собой». Это указывает на определение средств для
достижения цели, возможность контроля негативных эмоций и достаточное
развитие волевого усилия для преодоления внутренних препятствий.
Наблюдения показывают, что подростки не проявляют желания решать
свои проблемы и избегают ответственности, что подтверждается их низким
баллом по шкале «умение решать проблемы» (Mх=10,9).
Изучая шкалу «осознание цели», мы замечаем высокие результаты
среди старших подростков (Mх=9,9). Это указывает на то, что испытуемые не
имеют хорошее понимание своих жизненных целей и не стремятся достичь
их. Для достижения цели подросткам необходимо осознавать ее важность и
актуальность, а также иметь ясное представление о том, как заслужить
доверие других людей.
Наблюдения показывают, что подростки не проявляют желания решать
свои проблемы и избегают ответственности, что подтверждается их низким
баллом по шкале «умение решать проблемы» (Mх=10,9).
Рис. 2. Распределение подростков по уровням проявления лидерских
качеств личности (%)
Основываясь на имеющихся данных, можно сделать вывод, что
лидерские качества достаточно выявлены у 29% подростков. Такие люди
проявляют инициативу в общении, постоянно стремятся расширить свои
круги общения, активно участвуют в общественной деятельности и с
радостью организуют общественные мероприятия. Они также проявляют
самостоятельность в сложных ситуациях и не теряются в новой обстановке.
Все эти действия делаются ими согласно их внутренним стремлениям, а не
под давлением.
Отмечено, что 30% подростков имеют средний уровень лидерских
качеств. Эти подростки обладают средними показателями в целом. Тем не
менее, их склонности к лидерству не обладают высокой устойчивостью и
потенциалом.
С другой стороны, 41% подростков имеют низкий уровень лидерских
качеств. Такие подростки не проявляют интереса к общению, чувствуют себя
неуютно в новой компании, имеют трудности в установлении контактов с
людьми и в выступлениях перед аудиторией, неуверенно себя чувствуют в
незнакомой ситуации, не отстаивают своего мнения и предпочитают избегать
принятия самостоятельных решений.
Для выявления статистических различий в выраженности лидерских
качеств у подростков с разным уровнем развития коммуникативных
способностей был применен непараметрический статистический критерий Н-
Краскела – Уоллиса (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ выраженности лидерских качеств личности
подростков с разным уровнем развития коммуникативных качеств
Показатели
лидерских качеств
личности
Уровень коммуникативных качеств
Н
эмп
Высокий
М
х1
Средний
М
х2
Низкий
М
х3
Умение управлять
собой
2,13
3,74
3,95
102,2***
Осознание цели
4,11
4,48
5,57
9,93**
Умение решать
проблемы
2,76
3,86
4,81
103,5***
Наличие
творческого
подхода
3,45
3,85
4,25
3,89
Влияние на
окружающих
2,2
2,1
2,4
4,8
Знание правил
организаторской
работы
4,52
4,31
2,80
110,2
Организаторские
способности
4,96
3,82
2,25
136,4***
Умение работать с
группой
3,98
4,12
4,64
3,32**
Примечание: *р≤0,1; **р≤0,05; *** р≤0,01
В
результате
проведенного
исследования
нами
было
получено
статистически значимое различие на высоком уровне значимости p≤0,01 по
показателю «умение управлять собой» (Нэмп=102,2; Мх1=2,13, Мх2=3,74,
Мх3=3,95), «умение решать проблемы» (Нэмп=103,5; Мх1=2,76, Мх2=3,86,
Мх3=4,81),
«организаторские
способности»
(Нэмп=136,4;
Мх1=4,96,
Мх2=3,82, Мх3=2,25).
По показателю «осознание цели» (Нэмп=9,93; Мх1=4,11, Мх2=4,48,
Мх3=5,57), «умение работать с группой» (Нэмп=3,32; Мх1=3,98, Мх2=4,12,
Мх3=4,64) обнаружен достоверный уровень значимости p≤0,05.
В подростковом возрасте лидерские качества проявляются в умении
работать с коллективом, направлять группу на конкретные задачи и
регулировать свое поведение. Подростки с сильно выраженными лидерскими
качествами обычно имеют авторитет среди своих сверстников, проявляют
дружелюбное отношение ко всем и готовы нести ответственность не только
за себя, но и за других.
Неуверенность в себе, раздражительность и постоянная привязанность
к
мнению
других
–
это
особенности
подростков
с
недостаточной
выраженностью лидерских качеств.
Таким образом,
проведенный анализ позволил установить, что у
подростков с высоким уровнем коммуникативных качеств ярко выражены
следующие
показатели:
«знание
правил
организаторской
работы»
и
«организаторские
способности».
Подростки,
обладающие
слабо
выраженными коммуникативных качествами, имеют низкие баллы по
показателям «влияние на окружающих» и «организаторские способности».
Библиографический список:
1. Великжанина, Е.С. Формирование лидерских качеств у подростков/
Е.С. Великжанина // Научно-образовательный потенциал молодежи в
решении актуальных проблем XXI века. – 2017. − №7. − С. 482-484.
2.
Доронина,
Н.Н.
Особенности
межличностных
отношений
подростков c разным уровнем развития лидерских качеств / Н.Н. Доронина,
Е.И.Зиборова, С.В. Шкилев // Вестник РМАТ. – 2019. – №1. – С. 80-84
3. Чернышев, А.С. Организованность и лидерство в молодежных
группах: теория, эксперимент, практика: избранные труды / А.С. Чернышев.
– Курск: Курск. гос. ун-т, 2006. – 244 с.