Напоминание

«Формирование эффективной образовательной среды для качественной подготовки выпускников колледжа»


Автор: Белобородова Марина Валерьевна
Должность: Преподаватель химии
Учебное заведение: ГАПОУ ЛО СОСНОВОБОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Населённый пункт: Ленинградская область Сосновый Бор
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование эффективной образовательной среды для качественной подготовки выпускников колледжа»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Ленинградский институт развития образования

Белобородова Марина Валерьевна

Творческая работа работа

«Формирование эффективной образовательной среды для качественной

подготовки выпускников колледжа»

Люди как носители знания, обеспечивающие процесс трансляции,

обеспечивающие функционирование технологий, сами представляют

собой элемент культуры…

Актуальность темы:

На современном этапе развития общества вопросы тщательного изучения

такого

феномена,

как

образовательная

среда,

в общей

проблематике

исследований качества образования выходят на первый план. Создание

развивающей среды – это одно из главных направлений деятельности

образовательной организации, предусматривающих обеспечение санитарно-

гигиенических условий среды, создание условий для обучения и

воспитания, создание психологической комфортности. По оценкам многих

экспертов,

качественно

выстроенная

и методически

продуманная

образовательная

среда

позволяет

обеспечить

не только

доступность

и результативность, но и снизить расходы на образование и обеспечить

безопасность обучающихся.

Эффективная среда обучения должна:

стимулировать социальное взаимодействие;

быть инклюзивной и ориентированной на обучающихся;

отражать модели обучения;

способствовать развитию сотрудничества.

25 октября 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской

Федерации

по стратегическому

развитию

и приоритетным

проектам

утвержден приоритетный проект «Создание современной образовательной

среды для школьников», в котором обозначено намерение и необходимость

создания к 2025 году более 6,5 млн новых учебных мест

1

.

1

Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому

развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9

В ключевых

документах

федерального

уровня,

а именно

ФЗ-273

«Об образовании в Российской Федерации», Федеральных государственных

образовательных стандартах (ФГОС) прописано создание школы нового

типа. Какой должна быть эта образовательная организация?

Какие

требования

и

содержание

к

понятию

«образовательная

среда»

устанавливаются в законодательстве РФ и как его понимают различные

участники

процесса?

Само

понятие

«образовательная

среда»

в

законодательстве РФ не фигурирует.

Согласно ФЗ-273 от 29 декабря 2012 года, "образование в Российской

Федерации — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,

являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах

человека,

семьи,

общества

и государства,

а также

совокупность

приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта

деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях

интеллектуального,

духовно-нравственного,

творческого,

физического и

(или)

профессионального

развития

человека,

удовлетворения

его

образовательных

потребностей

и интересов"

2

.

При

этом

понятие

образовательной среды в ФЗ-273 отсутствует, его роль играет определение

средств

обучения

и воспитания —

"приборы,

оборудование,

включая

спортивное

оборудование

и инвентарь,

инструменты

(в том

числе

музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-

телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные

средства, печатные и электронные образовательные и информационные

ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации

образовательной

деятельности"

3

.

То есть

фиксируется

необходимость

материального

обеспечения

и даже

дается

его

общая

формулировка,

но не говорится о его моральной, художественной, эстетической и этической

ценности.

2

ФЗ № 273 от 26 декабря 2012 года, статья 2 часть 1

3

ФЗ № 273 от 26 декабря 2012 года, статья 2 часть 26

Основные принципы, лежащие в основе создания эффективной

образовательной

среды в учреждении среднего профессионального

образования:

1.

Ценностными ориентациями. Переориентация образовательного процесса на

личность обучающегося).

2.

Демократизация (распределение прав, полномочий и ответственности между

всеми участниками образовательного процесса).

Гуманизация (равнодоступный для каждой личности выбор уровня (СПО,

НПО), выбор профессии, качества, направленности образования, способа,

характера

и

формы

его

получения,

удовлетворение

культурно-

образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными

3.

Гуманитаризация образовательных программ (соотношение и сочетание

учебных предметов и специальных дисциплин, информации, применение

таких

технологий

обучения,

которые

обеспечивают

приоритет

общечеловеческих

ценностей,

целостность,

последовательность,

преемственность и опережающий характер обучения).

4.

Дифференциация, мобильность и развитие (обеспечение обучающимся по

мере

их

взросления,

социального

становления

и

самоопределения

возможности

передвижения:

смена

группы

обучения,

выбор

профессионального направления обучения, направленности образования).

5.

Открытость образования (предоставление возможности общего образования

на любой ступени, любом уровне: базисном и дополнительном).

Все эти принципы становятся руководством к действию в колледже, где

одним из основных направлений является создание развивающей среды для

преподавателя и обучающегося.

При этом основная функция – обучающая, профессиональное образование, а

также целенаправленная социализация личности: введение ее в мир

природных и человеческих связей и отношений, погружение в материальную

и духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов и

норм поведения во всех сферах жизнедеятельности.

В основу характеристики образовательной среды положены показатели

деятельности:

1.

Инновационная

деятельность:

обновление

педагогических

технологий,

методов и форм работы (методики освоения программ, преобладание

индивидуальных

или

групповых

форм

организации

познавательной

деятельности на уроке).

2.

Организация

учебно-воспитательного

процесса

самоуправление,

сотрудничество преподавателей, обучающихся и их родителей в достижении

целей обучения, овладение профессией, воспитания и развития;

3.

Эффективность учебно-воспитательного процесса – сравнение соответствия

конечного результата с запланированным.

Существует

еще

один

важный

комплекс

документов,

регулирующих

образовательный процесс в РФ — это федеральные государственные

образовательные

стандарты

(ФГОС).

Например,

ФГОС

общего

образования описательно трактует образовательную среду уже гораздо шире.

Он указывает не только на материально-технические и санитарно-бытовые

требования,

но и на социально-бытовые

условия

труда,

архитектурную

доступность и комфортную реализацию образовательной деятельности, имея

в виду в том числе и психологический комфорт.

Созданию образовательной среды способствует

1.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

это совокупность требований, обязательных при реализации основных

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего

(полного)

общего,

начального

профессионального,

среднего

профессионального

и

высшего

профессионального

образования

образовательными

учреждениями,

имеющими

государственную

аккредитацию

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

требования к структуре основных образовательных программ, в том числе

требования к соотношению частей основной образовательной программы и

их

объёму,

а

также

к

соотношению

обязательной

части

основной

образовательной

программы

и

части,

формируемой

участниками

образовательного процесса;

требования к условиям реализации основных образовательных программ, в

том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным

условиям;

требования к результатам освоения основных образовательных программ

2.

Концепция и программа развития колледжа: Политика системы менеджмента

качества:

содействовать

социализации

и

осуществлять

практико-

ориентированную

подготовку

специалистов

с

начальным

и

средним

профессиональным образованием в Ленинградской области. Руководство

колледжа берет на себя ответственность за реализацию политики в области

качества, гарантирует обеспечение условий и ресурсов для ее реализации и

призывает весь коллектив колледжа объединить усилия для достижения

поставленных целей.

3.

Организация урока в соответствии с новыми требованиями ФГОС СПО.

Реализация

деятельностного,

практико-ориентированного

и

личностно-

ориентированного подходов.

Системно – деятельности подход в планировании и проведении уроков -

подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты

образования.

Системно – деятельностный подход – в основе педагогических приёмов и

техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные

принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип

открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.

Постановка цели и задач урока по достижению результатов (предметные,

личностные, мета предметные).

Современный урок – урок, который спланирован, продуман и проведен в

соответствии с поставленными задачами по достижению результатов.

4.

Учебно-материальная база, достаточная для формирования развивающей

образовательной среды.

При организации кабинета химии должны быть решены следующие

вопросы:

Выбор

помещения

и

его

рациональная

планировка

соответственно

Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. № 178 –

02)

Комплектование кабинета химии средствами обучения в соответствии с

настоящими рекомендациями;

Комплектование кабинета специализированной мебелью для организации

рабочих мест учителя и учащихся и рациональной системы хранения

учебного оборудования;

Оснащение

техническими

средствами

и

создание

условий

для

их

эффективного использования;

Создание системы хранения и размещения учебного оборудования;

Оформление функционально-значимого интерьера учебного кабинета.

5.

Инновационная исследовательская работа.

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление,

новшество или изменение». Применительно к педагогическому процессу

инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы

обучения

и

воспитания,

организацию

совместной

деятельности

преподавателя и обучающегося.

6.

Оценка эффективности качества образования.

В силу выше принятого толкования понятия процесс формирования качества

образования определяется следующими факторами (7):

качеством образовательных целей;

качеством образовательных стандартов и эталонов;

качеством образовательных программ;

качеством кадрового и научного потенциала;

качеством абитуриентов на входе;

качеством выпускников на выходе;

качеством средств образовательного процесса;

качеством образовательных технологий;

эффективностью системы контроля достижений;

наличием обратной связи по течению и результатам образовательного

процесса;

системой традиций;

успешностью вхождения в социум;

согласованностью потребностей личности общества и государства в уровне и

качестве образования.

В достаточно общем виде цели образования на сегодняшний день можно

было бы определить следующим образом:

1. Удовлетворение образовательных потребностей личности.

2. Удовлетворение потребностей общества.

3. Удовлетворение потребностей государства.

4.

Создание

условий

для

овладения

личностью

профессиональной

деятельностью и получения соответствующей квалификации.

Для того, чтобы иметь возможность оценить качество образования,

необходимо ввести понятие нормы или эталона.

Норма

качества

образования

выявленная

и

зафиксированная

документально

система

требований

к

качеству

образования,

соответствующих потребностям личности, общества, государства (11).

Оценка

качества

образования

есть

мера

качества

(числовая

или

семантическая), выражающая собой соотнесенность измерений свойств

(функций) с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества

Образовательная среда может быть третьим учителем (Л. Малагуцци)

и может в значительной степени помогать преподавателю и обучающимся.

Однако, среда сама по себе не сможет улучшать качество образования, в

случае

если

преподаватель

и

обучающиеся

не станут

использовать

ее по назначению.

Я понимаю, целью создания эффективной образовательной среды

является повышение качества образования в Российской Федерации за счет

модернизации

образовательной

среды

и значительного

увеличения

доступности современных образовательных условий для всех обучающихся,

а также качество полученных знаний и умений.

Процесс

обучения

всегда

выходит

на

первый

план.

С

вышеперечисленных

современных

позиций

я

должна

выстроить

и

проанализировать систему своей образовательной деятельности.

Раздел №1 Материальное обеспечение.

Оснащение учебного кабинета и методической базы кабинета химии.

В 2009 году наш колледж стал участником национального проекта

«Образование». Я стала участником этого проекта и принимала участие в

оснащении

материальной

базы

и

оборудования

кабинета

химии.

Непосредственно принимала участие в комплектовании кабинета химии и

лаборатории химии оборудованием, техническими средствами, наглядными

пособиями, приборами и реактивами. На протяжении последних

лет,

постоянно пополняется материально-техническая и методическая база

кабинета:

Разработаны рабочие программы и тематическое планирование;

Оформлен раздаточный материал;

Разработаны рабочие программы и тематическое планирование;

По учебным предметам естественнонаучного цикла - по химии, по

биологии, по основам экологического природопользования разработаны

контрольно-оценочные средства: КОСы и КИМы последнее дополнения

были внесены в 2018-2019 учебном году;

Разработаны тексты, содержание заданий для итоговых контрольных работ

и дифференцированных зачетов;

К урокам подобраны тестовые задания по изучаемым темам;

Разработки содержания практических и лабораторных работ;

Подготовлены презентации к урокам по химии, биологии, экологическим

основам природопользования;

Методическая база кабинета пополняется литературой для преподавателя и

обучающихся; ( последнее пополнение было в 2018-2019 году учебниками

Химия

для

профессий

и

специальностей

технического

профиля

О.С.Габриелян И.Г.Остроумов).

Методическая база кабинета пополняется необходимыми реактивами и

оборудованием для проведения практических и лабораторных работ;

Выполняется инструктаж по ТБ и ведется журнал регистрации операций,

связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных

веществ.

В кабинете химии имеется современное оборудование, которое

является хорошими средствами обучения на уроке. А именно,

Процесс

обучения

всегда

выходит

на

первый

план.

Урок

современный



В раздел образования