Автор: Кононенко Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г.Магадан, Магаданская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по ОПК "Золотое правило этики. Лучшие человеческие качества ".
Раздел: начальное образование
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
Урок по ОПК в 4 классе на тему:
«Лучшие человеческие качества. Золотое правило этики».
Цель: выявить ценные качества человеческой личности, создать условия для усвоения понятия «Золотое правило этики»
как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, развивать ценностное отношение к себе, к
людям, миру.
Задачи:
обучающий аспект: вывести и усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного
поведения;
развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с
различным объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать и расширять словарный
запас;
воспитательный аспект: воспитание доброжелательности и эмоциональности.
Формируемые УУД:
л
ичностные: развитие этических чувств как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами,
с ориентацией на их выполнение; расширение представления о таких ценностях, как любовь и доброта; умение
давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
метапредметные: формирование умения высказывать суждения.
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании
конструктивных межличностных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о
христианской этике; развитие навыков позитивного общения.
регулятивные: умение осуществлять поиск и обработку информации; оценивание своих достижений, осознание
трудностей и старание в преодолении их.
коммуникативные: умение высказывать суждение; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,
осознание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, нравственной отзывчивости.
Планируемый результат:
учащиеся имеют чёткое представление о золотом правиле нравственности;
умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам;
стараются соблюдать этические нормы общения и сотрудничества;
способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;
умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, сотрудничать в совместном решении
проблемы; излагать свою точку зрения.
Оборудование урока: интерактивная доска и мультимедийный проектор, бумага для рисования, цветные карандаши,
презентация к занятию.
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
Ход урока
Этапы работы
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
1. Организационный
момент.
- Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня на нашем занятии
присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Спасибо,
садитесь.
Дети приветствуют гостей.
2. Рефлексия. Настрой на
занятие.
--
При
помощи
сигнальных
карточек
покажите,
с
каким
настроением вы пришли на занятие. Почему?
- Чтобы поднять всем настроение, давайте улыбнёмся всем! От
улыбки
стало
всем
светлей,
а
я
желаю,
чтобы
наше
занятие
прошло для вас интересно и с пользой.
Дети
показывают
смайлики, отвечают
на
вопрос.
Грустное настроение
Задумчивое настроение
Радостное и позитивное настроение
3. Ввод в тему занятия.
Создание проблемной ситуации.
- Я тоже очень рада нашей встрече!
-А как же узнать тему занятия?
-Правильно, тему занятия вы узнаете, если разгадаете
зашифрованные слова на слайде, установив закономерность, с
которой познакомились на уроке логики. («Золотое правило
этики. Лучшие человеческие качества»)
Учащиеся пытаются проанализировать
предложенную учителем информацию на слайде,
высказывают предположения.
Учащиеся разгадывают ребус.
4.Формулирование цели и
задач занятия.
- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока.
-А теперь подумайте, какие задачи необходимо перед собой
поставить и решить, чтобы достичь цели.
Учащие ся
формулируют
цель
урока
и
определяют задачи, которые необходимо решить
для достижения цели .
5. Актуализация опорных
1) Закончить предложения
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
знаний, работа по теме
занятия
- Закончите предложения
Сострадательный и милосердный человек помогает тем, кто …
Сострадание помогает человеку стать …
- Что такое сострадание, милосердие?
2)
Сценка
«Красивые
слова
и
красивые
дела»
(по
мотивам
рассказа В.А.Сухомлинского)
- Предлагаю посмотреть небольшую инсценировку рассказа В.А.
Сухомлинского.
Автор: Среди поляны стоит маленькая хатка. Её построили для
того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в
тепле. Однажды среди летнего дня небо обложило тучами, пошел
дождь. В лесу в это время было трое мальчиков. Они вовремя
спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Он промок
до ниточки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто
убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
1 мальчик: - Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь.
Мне жаль тебя
Автор: Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые
слова:
2 мальчик: - Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди
поля? Я сочувствую тебе, мальчик…
ПАУЗА
Учитель: - Что же сказал третий мальчик? Как вы думаете?
Автор: А третий мальчик не сказал ни слова, он молча снял свою
рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
3). Беседа. Постановка проблемы. Работа в группах.
- О каком человеческом качестве идёт речь в рассказе? (О
доброте)
- Обсудите в группах, все ли мальчики обладали этим качеством?
(Да).
- Итак, ваше мнение.
- Мальчики пожалели незнакомца? (Да!)
- Значит, их можно назвать добрыми? (Да!)
Продолжают предложения, выбирают наиболее
правильное и ёмкое высказывание.
(ответы учащихся)
Учащиеся разыгрывают сценку.
Высказывания ребят.
Обсуждение учащимися проблемного вопроса в
группах.
Учащиеся высказывают свою позицию,
формулируют своё мнение и обоснуют его.
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
- Незнакомцу стало чуть-чуть теплее? (Конечно!)
- А от чего же он по-настоящему согрелся? (От той рубашки,
которую молча дал третий мальчик.)
-Добрый ли поступок совершил третий мальчик? (Да.)
- Сделайте вывод: так что же иногда бывает важнее: доброе слово
или доброе дело?
Так вот, красивы не красивые слова. Красивы – красивые дела,
поступки.
4) Показ слайдов с изображением добрых дел на Земле.
- Посмотрите! Какие добрые дела совершают люди на нашей
планете! (показ слайдов)
А) Незнакомцы выстроились в цепочку, чтобы спасти тонущего
мальчика.
Б) Женщина спасла детей от скатывающегося грузовика.
В) Кто-то решил сделать приятное незнакомцу и оставил деньги в
конверте для покупки сладостей.
Г) После урагана Сэнди некоторые разрешали незнакомцам
зарядить свои телефоны, чтобы люди могли позвонить
родственникам и сообщить, что с ними всё в порядке.
Д) Офицер полиции подарил свои ботинки бездомному.
Е) Норвежцы рисковали жизнью, чтобы спасти упавшего в воду
ягнёнка.
- А какие добрые дела совершили вы? (Например, участие в
акциях)
5) - Послушайте стихотворение, которые написали мои бывшие
ученики, когда были такими, как вы, в исполнении
Высказывания учащихся.
Учащийся читает стихотворение:
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своём сердце хранить!
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
6).Беседа.
- У каждого человека есть удивительная возможность –
возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то
мечтает. Иногда его мечты становятся явью и превращаются в
жизненные цели.
Каждый из нас выбирает свой собственный путь, свою дорогу. Но
дорога эта будет трудной. Нас ждут и победы, и разочарования,
взлёты и падения. Мы можем оступиться и даже упасть. На вашем
пути встретится много разных людей. С ними нам придётся
общаться, кого-то пропускать вперёд, с кем-то по жизни идти
рядом, кому-то помочь. И я уверена, что рядом с вами всегда
окажется человек, готовый и к вам прийти на помощь.
- Давайте подумаем о том, каким будет ваш путь? Как вы будете
поступать? Это проблема, которую каждый из вас должен
самостоятельно решить для себя.
7) Работа с видеоклипом на песню С.Копыловой «Брошенный
камень»)
- От человека зависит то, как он поступит в той или иной
жизненной ситуации.
- Посмотрите клип на песню Светланы Копыловой.
(Видеоклип, песня «Брошенный камень»)
- Что сделало человека таким счастливым?
- А мог ли он поступить по-другому?
- Что побудило молодого человека так поступить? (почувствовал
боль мальчика, глядя ему в глаза, но первично – это
беспредельная любовь брата, которая помогла молодому человеку
сделать выбор в пользу добра.)
8) Проблемный вопрос. Работа с устойчивыми выражениями.
-Так что же человеку необходимо для того, чтобы и он, и
окружающие люди были по-настоящему счастливы? (Умение
любить и проявлять эту любовь в конкретных делах и поступках).
-Про таких людей говорят, что у них золотое сердце. А как вы это
Высказывания учащихся.
Просмотр видео.
Обсуждение ответов в группах.
Высказывания учащихся.
Объясняют значение устойчивых выражений.
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
понимаете? В каком значении употреблено слово «золотое»?
- А золотой характер?
- А если золотым называют правило взаимоотношений между
людьми? Значит, оно какое? (общее для всех)
- И это универсальное правило называют ЗОЛОТЫМ
ПРАВИЛОМ ЭТИКИ.
9). Осмысление темы занятия. Работа с толковым словарём.
- Давайте выясним, что такое
этика.
-Итак, система правил, норм нравственного поведения человека и
называется
этикой.
10). Проблемный вопрос. Самостоятельный вывод учащимися
определения «золотого правила этики»
-Как же звучит это правило? Подумайте. Попробуйте
сформулировать его сообща, обсудив ваши предположения в
группах. А чтобы легче было сформулировать это правило,
обратитесь к слайду.
(Звучит оно так: «Не делай другим того, чего бы ты не хотел для
себя»).
Работа со словарями. Дети читают определения.
Работа в группах. Ответы детей.
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
- Так как же действует это правило?
11.Игра: «Какой я?»
— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно
у вас есть, нарисуйте на одежде человечка зелёный кружок, если
нет — коричневый.
— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый,
смелый, весёлый, предупредительный, послушный,
ответственный, ласковый, бережливый, старательный,
внимательный, совестливый, великодушный.
— Что у вас получилось? Не пугайтесь, если он у вас такой
пёстрый. Надо стремиться всю жизнь к тому, чтобы развивать в
себе положительные качества. А поможет вам в этом то ЗОЛОТОЕ
ПРАВИЛО, о котором мы сегодня говорили.
Работа со слайдом. Фронтальные ответы
учащихся.
Учащиеся выполняют задание
(У детей рисунки человечков и цветные
карандаши)
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
6.
Рефлексия.
- Что сегодня для вас было новым?
- О чём вам пришлось сегодня задуматься?
- А захотелось ли вам попытаться в своей жизни следовать этому
правилу? Почему? (В жизни бывают разные ситуации
взаимоотношений между одноклассниками, родителями,
незнакомыми людьми…)
-Закончите предложения:
Высказывают мнение.
Самооценка
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан
Я узнал....
Я понял…
Я запомнил...
Мне понравилось...
Теперь я постараюсь…
- Послушайте совет.
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить
7. Итог урока.
Творческое задание.
- Христиане говорят, что любовь – это дар Божий. Любовь к
родителям, любовь к ближним, любовь друг к другу – вот чего
должно быть много на вашем пути. Жить в любви гораздо
приятнее и радостнее. Но для этого необходимо научиться любить
самому. Чего я нам всем и желаю. Помните золотое правило: «Не
делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».
- Известный писатель М.М. Пришвин сказал:
"Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от
человека".
- Возьмите «солнышко доброты». Добрый человек, как
солнышко, дарит окружающим тепло и свет. Запишите на нём то
качество человеческой души, которым вы уже обладаете, и
которое, по-вашему мнению, способно сделать людей и вас
счастливыми.
- Чтобы в нашем классе всем было тепло и уютно, предлагаю
зажечь своё солнышко доброты.
Учащиеся пишут и прикрепляют солнышко к
доске, к большому солнышку на экране (звучит
песня «Доброта»)
8.Творческое задание на
дом.
Предлагаю желающим выполнить творческую работу на тему
«Как я понимаю золотое правило этики» (результатом работы
станет составление сборника высказываний). Ещё можете
нарисовать картину доброго дела и написать к нему рассказ.
Кононенко Наталия Сергеевна,
учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,
г. Магадан