Напоминание

Урок по ОПК "Золотое правило этики. Лучшие человеческие качества ".


Автор: Кононенко Наталия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия (английская)"
Населённый пункт: г.Магадан, Магаданская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок по ОПК "Золотое правило этики. Лучшие человеческие качества ".
Раздел: начальное образование





Назад




Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

Урок по ОПК в 4 классе на тему:

«Лучшие человеческие качества. Золотое правило этики».

Цель: выявить ценные качества человеческой личности, создать условия для усвоения понятия «Золотое правило этики»

как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений, развивать ценностное отношение к себе, к

людям, миру.

Задачи:

обучающий аспект: вывести и усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного

поведения;

развивающий аспект: создать условия для формирования навыков работы в группе; формировать навыки работы с

различным объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать и расширять словарный

запас;

воспитательный аспект: воспитание доброжелательности и эмоциональности.

Формируемые УУД:

л

ичностные: развитие этических чувств как результата морального поведения; знакомство с моральными нормами,

с ориентацией на их выполнение; расширение представления о таких ценностях, как любовь и доброта; умение

давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.

метапредметные: формирование умения высказывать суждения.

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

предметные: знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в выстраивании

конструктивных межличностных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о

христианской этике; развитие навыков позитивного общения.

регулятивные: умение осуществлять поиск и обработку информации; оценивание своих достижений, осознание

трудностей и старание в преодолении их.

коммуникативные: умение высказывать суждение; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

осознание самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах, нравственной отзывчивости.

Планируемый результат:

учащиеся имеют чёткое представление о золотом правиле нравственности;

умеют давать оценку различным ситуациям и поступкам;

стараются соблюдать этические нормы общения и сотрудничества;

способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей;

умеют работать в составе группы, анализировать учебный материал, сотрудничать в совместном решении

проблемы; излагать свою точку зрения.

Оборудование урока: интерактивная доска и мультимедийный проектор, бумага для рисования, цветные карандаши,

презентация к занятию.

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

Ход урока

Этапы работы

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1. Организационный

момент.

- Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня на нашем занятии

присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Спасибо,

садитесь.

Дети приветствуют гостей.

2. Рефлексия. Настрой на

занятие.

--

При

помощи

сигнальных

карточек

покажите,

с

каким

настроением вы пришли на занятие. Почему?

- Чтобы поднять всем настроение, давайте улыбнёмся всем! От

улыбки

стало

всем

светлей,

а

я

желаю,

чтобы

наше

занятие

прошло для вас интересно и с пользой.

Дети

показывают

смайлики, отвечают

на

вопрос.

Грустное настроение

Задумчивое настроение

Радостное и позитивное настроение

3. Ввод в тему занятия.

Создание проблемной ситуации.

- Я тоже очень рада нашей встрече!

-А как же узнать тему занятия?

-Правильно, тему занятия вы узнаете, если разгадаете

зашифрованные слова на слайде, установив закономерность, с

которой познакомились на уроке логики. («Золотое правило

этики. Лучшие человеческие качества»)

Учащиеся пытаются проанализировать

предложенную учителем информацию на слайде,

высказывают предположения.

Учащиеся разгадывают ребус.

4.Формулирование цели и

задач занятия.

- Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока.

-А теперь подумайте, какие задачи необходимо перед собой

поставить и решить, чтобы достичь цели.

Учащие ся

формулируют

цель

урока

и

определяют задачи, которые необходимо решить

для достижения цели .

5. Актуализация опорных

1) Закончить предложения

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

знаний, работа по теме

занятия

- Закончите предложения

Сострадательный и милосердный человек помогает тем, кто …

Сострадание помогает человеку стать …

- Что такое сострадание, милосердие?

2)

Сценка

«Красивые

слова

и

красивые

дела»

(по

мотивам

рассказа В.А.Сухомлинского)

- Предлагаю посмотреть небольшую инсценировку рассказа В.А.

Сухомлинского.

Автор: Среди поляны стоит маленькая хатка. Её построили для

того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в

тепле. Однажды среди летнего дня небо обложило тучами, пошел

дождь. В лесу в это время было трое мальчиков. Они вовремя

спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Он промок

до ниточки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто

убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

1 мальчик: - Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь.

Мне жаль тебя

Автор: Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые

слова:

2 мальчик: - Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди

поля? Я сочувствую тебе, мальчик…

ПАУЗА

Учитель: - Что же сказал третий мальчик? Как вы думаете?

Автор: А третий мальчик не сказал ни слова, он молча снял свою

рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

3). Беседа. Постановка проблемы. Работа в группах.

- О каком человеческом качестве идёт речь в рассказе? (О

доброте)

- Обсудите в группах, все ли мальчики обладали этим качеством?

(Да).

- Итак, ваше мнение.

- Мальчики пожалели незнакомца? (Да!)

- Значит, их можно назвать добрыми? (Да!)

Продолжают предложения, выбирают наиболее

правильное и ёмкое высказывание.

(ответы учащихся)

Учащиеся разыгрывают сценку.

Высказывания ребят.

Обсуждение учащимися проблемного вопроса в

группах.

Учащиеся высказывают свою позицию,

формулируют своё мнение и обоснуют его.

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

- Незнакомцу стало чуть-чуть теплее? (Конечно!)

- А от чего же он по-настоящему согрелся? (От той рубашки,

которую молча дал третий мальчик.)

-Добрый ли поступок совершил третий мальчик? (Да.)

- Сделайте вывод: так что же иногда бывает важнее: доброе слово

или доброе дело?

Так вот, красивы не красивые слова. Красивы – красивые дела,

поступки.

4) Показ слайдов с изображением добрых дел на Земле.

- Посмотрите! Какие добрые дела совершают люди на нашей

планете! (показ слайдов)

А) Незнакомцы выстроились в цепочку, чтобы спасти тонущего

мальчика.

Б) Женщина спасла детей от скатывающегося грузовика.

В) Кто-то решил сделать приятное незнакомцу и оставил деньги в

конверте для покупки сладостей.

Г) После урагана Сэнди некоторые разрешали незнакомцам

зарядить свои телефоны, чтобы люди могли позвонить

родственникам и сообщить, что с ними всё в порядке.

Д) Офицер полиции подарил свои ботинки бездомному.

Е) Норвежцы рисковали жизнью, чтобы спасти упавшего в воду

ягнёнка.

- А какие добрые дела совершили вы? (Например, участие в

акциях)

5) - Послушайте стихотворение, которые написали мои бывшие

ученики, когда были такими, как вы, в исполнении

Высказывания учащихся.

Учащийся читает стихотворение:

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своём сердце хранить!

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

6).Беседа.

- У каждого человека есть удивительная возможность –

возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то

мечтает. Иногда его мечты становятся явью и превращаются в

жизненные цели.

Каждый из нас выбирает свой собственный путь, свою дорогу. Но

дорога эта будет трудной. Нас ждут и победы, и разочарования,

взлёты и падения. Мы можем оступиться и даже упасть. На вашем

пути встретится много разных людей. С ними нам придётся

общаться, кого-то пропускать вперёд, с кем-то по жизни идти

рядом, кому-то помочь. И я уверена, что рядом с вами всегда

окажется человек, готовый и к вам прийти на помощь.

- Давайте подумаем о том, каким будет ваш путь? Как вы будете

поступать? Это проблема, которую каждый из вас должен

самостоятельно решить для себя.

7) Работа с видеоклипом на песню С.Копыловой «Брошенный

камень»)

- От человека зависит то, как он поступит в той или иной

жизненной ситуации.

- Посмотрите клип на песню Светланы Копыловой.

(Видеоклип, песня «Брошенный камень»)

- Что сделало человека таким счастливым?

- А мог ли он поступить по-другому?

- Что побудило молодого человека так поступить? (почувствовал

боль мальчика, глядя ему в глаза, но первично – это

беспредельная любовь брата, которая помогла молодому человеку

сделать выбор в пользу добра.)

8) Проблемный вопрос. Работа с устойчивыми выражениями.

-Так что же человеку необходимо для того, чтобы и он, и

окружающие люди были по-настоящему счастливы? (Умение

любить и проявлять эту любовь в конкретных делах и поступках).

-Про таких людей говорят, что у них золотое сердце. А как вы это

Высказывания учащихся.

Просмотр видео.

Обсуждение ответов в группах.

Высказывания учащихся.

Объясняют значение устойчивых выражений.

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

понимаете? В каком значении употреблено слово «золотое»?

- А золотой характер?

- А если золотым называют правило взаимоотношений между

людьми? Значит, оно какое? (общее для всех)

- И это универсальное правило называют ЗОЛОТЫМ

ПРАВИЛОМ ЭТИКИ.

9). Осмысление темы занятия. Работа с толковым словарём.

- Давайте выясним, что такое

этика.

-Итак, система правил, норм нравственного поведения человека и

называется

этикой.

10). Проблемный вопрос. Самостоятельный вывод учащимися

определения «золотого правила этики»

-Как же звучит это правило? Подумайте. Попробуйте

сформулировать его сообща, обсудив ваши предположения в

группах. А чтобы легче было сформулировать это правило,

обратитесь к слайду.

(Звучит оно так: «Не делай другим того, чего бы ты не хотел для

себя»).

Работа со словарями. Дети читают определения.

Работа в группах. Ответы детей.

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

- Так как же действует это правило?

11.Игра: «Какой я?»

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно

у вас есть, нарисуйте на одежде человечка зелёный кружок, если

нет — коричневый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый,

смелый, весёлый, предупредительный, послушный,

ответственный, ласковый, бережливый, старательный,

внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, если он у вас такой

пёстрый. Надо стремиться всю жизнь к тому, чтобы развивать в

себе положительные качества. А поможет вам в этом то ЗОЛОТОЕ

ПРАВИЛО, о котором мы сегодня говорили.

Работа со слайдом. Фронтальные ответы

учащихся.

Учащиеся выполняют задание

(У детей рисунки человечков и цветные

карандаши)

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

6.

Рефлексия.

- Что сегодня для вас было новым?

- О чём вам пришлось сегодня задуматься?

- А захотелось ли вам попытаться в своей жизни следовать этому

правилу? Почему? (В жизни бывают разные ситуации

взаимоотношений между одноклассниками, родителями,

незнакомыми людьми…)

-Закончите предложения:

Высказывают мнение.

Самооценка

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан

Я узнал....

Я понял…

Я запомнил...

Мне понравилось...

Теперь я постараюсь…

- Послушайте совет.

Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить

7. Итог урока.

Творческое задание.

- Христиане говорят, что любовь – это дар Божий. Любовь к

родителям, любовь к ближним, любовь друг к другу – вот чего

должно быть много на вашем пути. Жить в любви гораздо

приятнее и радостнее. Но для этого необходимо научиться любить

самому. Чего я нам всем и желаю. Помните золотое правило: «Не

делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».

- Известный писатель М.М. Пришвин сказал:

"Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от

человека".

- Возьмите «солнышко доброты». Добрый человек, как

солнышко, дарит окружающим тепло и свет. Запишите на нём то

качество человеческой души, которым вы уже обладаете, и

которое, по-вашему мнению, способно сделать людей и вас

счастливыми.

- Чтобы в нашем классе всем было тепло и уютно, предлагаю

зажечь своё солнышко доброты.

Учащиеся пишут и прикрепляют солнышко к

доске, к большому солнышку на экране (звучит

песня «Доброта»)

8.Творческое задание на

дом.

Предлагаю желающим выполнить творческую работу на тему

«Как я понимаю золотое правило этики» (результатом работы

станет составление сборника высказываний). Ещё можете

нарисовать картину доброго дела и написать к нему рассказ.

Кононенко Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МАОУ «Гимназия (английская)»,

г. Магадан



В раздел образования