Автор: Тимошина Анастасия Игоревна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: ТГУ имени Г.Р. Державина
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Кризисная ситуация и системы антикризисного управления человеческим капиталом компании
Раздел: высшее образование
Кризисная ситуация и системы антикризисного управления
человеческим капиталом компании
Рассмотрев специфические особенности управления человеческим
капиталом, исключительно важной представляется проблема трансформации
управленческой практики в отношении человеческого капитала, в условиях
изменения кризисной ситуации. Принимая во внимание перманентный
характер кризисных явлений, важно учитывать их проявление в сфере
регулирования человеческого капитала, что обуславливает необходимость
научного обоснования применения специфических методов кризисного
управления. Определены особенности классификации кризисных явлений и
выяснены предполагаемые последствия, что позволяет конкретизировать
проблемы эффективности имеющих место методик и как следствие, очертить
круг необходимых изменений.
Одним из принципиальных проявлений современной действительности
является распространение кризисных ситуаций в различных сегментах
социально-экономической
сферы,
одним
из
которых
представляется
человеческий
капитал.
Принимая
во
внимание
многоаспектность
и
сложность категории «кризис», современные исследователи предлагают
различные классификации означенного явления, закладывая в основу
разнообразные классифицирующие факторы.
Принимая во внимание постоянно изменяющийся характер кризисных
явлений,
важно
учитывать
их
проявление
в
сфере
регулирования
человеческого
капитала,
что
обуславливает
необходимость
научного
обоснования
применения
образовательных
механизмов
кризисного
управления.
Одним
из
определяющих
условий
успешности
деятельности
организации в современных условиях представляется
эффективность
использования
человеческого
капитала.
Принимая
во
внимание
исключительное значение уровня квалифицированности и профессионализма
сотрудников, целесообразно говорить о необходимости использования
практики их обучения, как источника конкурентного преимущества на
рынке, за счет скорости реакции на внешние и внутренние изменения
компании, наиболее часто проявляющиеся в кризисных условиях.
Подобное
положение
дел,
обусловило
актуализацию
проблемы
человеческого капитала определенной организации в контексте изменения
современной рыночной среды. Эффективное управление человеческим
капиталом нацелено на формирование индивидуальности и определенности
организации, с учетом ее специфических особенностей, выражающихся в
особенностях внешней и внутренней среды организации.
Представленная тема вызывала исследовательских интерес многих
ученых на протяжении длительного времени. Однако только в 90-х годах XX
века представляется возможным говорить о фундаментальных исследованиях
человеческого капитала, тогда как до данного времени, работы носили
эпизодический характер.
Принимая во внимание актуальность означенной проблемы, следует
указать, что одним из определяющих факторов управленческой деятельности
в отношении человеческого капитала на уровне отдельно взятой организации
в современных условиях, является образовательная практика как наиболее
эффективного ресурса, позволяющего достичь положительного результата в
контексте постоянно существующих трансформационных процессов в
экономике посредством планирования действий, а также прогнозирования
возможных последствий.
Современные реалии опосредуют формирование новых требований,
предъявляемых к трансформации человеческого капитала под воздействием
кризисных факторов, воздействующих на ускорение процессов снижения
актуальности имеющихся знаний, умений и навыков.
Принципиальное значение означенного подхода подтверждается тем,
что
еще
классики
экономической
науки
обращали
внимание
на
исключительный
характер
совершенствования
человеческого
капитала
посредством образовательных инструментов. Не случайно, еще в трудах
Рикардо
и
Смита,
в
качестве
определяющего
фактора
накопления
человеческого капитала предлагается рассматривать именно образование, где
для повышения эффективности использования человеческого капитала
предусматривается
необходимость
совершенствования
навыков,
практического и профессионального характера, что в свою очередь, может
служить залогом формирования общественного благосостояния[1].
Означенный исследовательский подход сохраняет свою актуальность и
сегодня, что, в частности, подтверждается воззрениями Б. Кили, который,
говоря о человеческом капитале, предлагает трактовать его как сложное
сочетание таланта и умений, характерных для отдельно взятого человека и
получаемых в рамках образовательного процесса.
К числу базовых следует отнести типологию, предложенную в трудах
Р. Хата, предлагающего подразделять кризисы, исходя из специфики
кризисного сценария на внезапно возникающие и постоянные. В первом
случае речь идет о непредвиденном возникновении кризисного явления, что
соответственно не предполагает возможности подготовить и реализовать
определенный план действий. Во втором случае, говоря о возникающем
кризисе,
Р.
Хайт
обращает
внимание
на
возможность
подразделить
кризисные ситуации, исходя из следующих параметров:
- временные ограничения в антикризисном управлении;
- высокий уровень кризисной угрозы;
- антистрессовая политика в рамках отдельно взятой системы.
В свою очередь, учитывая кризисную направленность действий, В.И.
Ярных говорит о целесообразности классификации означенных явлений на
внешние и внутренние кризисы, возникающие в рамках управленческих
отношений [3, С.53].
Особый интерес вызывает типологизация, разработанная Д. Гибсоном
и предложенная на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Классификация кризисных явлений с учетом специфики их
проявления (по Д. Гибсону)
Исходя
из
высказанной
Д.
Гибсоном
точки
зрения,
основу
классификации составляют три вида, базовыми среди которых являются:
кризисы-происшествия,
социальные
кризисы,
а
также
финансово-
экономические кризисы, проявляющиеся в различных сферах, но как
следствие пронизывающие систему управления человеческим капиталом[3,
С.88].
Возникновение управленческих проблем, касающихся человеческого
капитала, обусловлено тем, что большинство имеющих место кризисных
причин существуют перманентно и отвечают на воздействие внутренних и
внешних кризисных факторов. Интересной в этой связи представляется
исследовательская
позиция,
высказанная
Е.А.
Митрофановой,
И.А.
Эсауловой [5, С.34] и представленная в Таблице 1.
Таблица 1
Характеристики и последствия кризисов человеческого капитала
Разновидность кризиса
Базовые характеристики
Предполагаемые
последствия
Кадровая недостаточность
Разноуровневый
дефицит
кадров
Нивелирование
кадрового
потенциала
Кадровая неэффективность
Снижение
финансовых
и
производственных
показателей
Снижение
конкурентоспособности
и
увеличение
неокупаемых
затрат
Компетентностный кризис
Недостаточный
образовательный
и
профессиональный уровень
Затруднения в реализации
бизнес-инициатив
Кризисы-происшествия
появляются в экологической
сфере
наносят вред окружающей
среде
Социальные кризисы
проявляются в социальной
инфраструктуре
наносят вред социально-
комуникативным
взаимодействиям
Финансово-
экономические кризисы
проявляются в финансовой
сфере
наносят вред экономике
Мотивационный кризис
Снижение
корпоративной
заинтересованности
Пассивность
и
текучесть
кадров
Культурный кризис
Пренебрежение
корпоративной культурой и
этическими принципами
Компрометация репутации
компании
Социально-трудовой
кризис
Корпоративная
неудовлетворенность
Деструктивное
состояние
кадров
Таким образом, кризисные явления в сфере человеческого капитала
имеющие различные источники формирования, отличаются не только
характеризующими особенностями, но и предполагаемыми кризисными
последствиями.
Современные исследователи обращают внимание на необходимость
трансформации используемых управленческих методов, а также важность
разработки более эффективных инструментов, призванных стимулировать
сотрудников с учетом особенностей имеющей место кризисной ситуации. В
частности, в работах В.А. Быстрова, указывается, что именно человеческий
фактор играет огромную роль в процессе приспособления организации к
новым условиям [6, С.60].
Принципиальный характер человеческого капитала как одного из
базовых активов, опосредует восприятие практики эффективного управления
в качестве серьезного конкурентного преимущества.
Принимая во внимание актуальность исследования трансформации
методов
управления
человеческим
капиталом
в
условиях
кризисных
проявлений, современные исследователи определяют в качестве основных
направлений факторы цифровизации и автоматизации. Учитывая означенные
факторы,
представляется
возможным
выделить
элементы
управления
человеческим
капиталом,
исходя
из
исследовательской
позиции,
высказанной в трудах А.С. Шпрингера и позволяющие учесть все основные
черты той или иной кризисной ситуации, представленные на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Роль управления человеческим капиталом в кризисных
условиях
Исходя из выше изложенного, целесообразно выделить следующие
аспекты, отражающие роль управления человеческим капиталом в условиях
кризиса,
к
числу
которых
относится
необходимость
выработать
антикризисный план в докризисный период, способствовать формированию
эффективной коммуникации персонала. Важным также представляется
условие разработать и реализовать антикризисную политику управления
человеческим капиталом, обеспечить эффективность бизнес-процессов и как
следствие оптимизировать затраты на человеческие ресурсы [7, С.371].
Принимая во внимание подобный подход, необходимо рассмотреть
формирование системы методов, призванных обеспечить эффективное
управление человеческим капиталом с учетом специфики имеющих место
кризисных явлений.
Подобное положение дел объясняется тем, что условия управления
человеческим
капиталом
в
последние
десятилетия
приобрели
более
многоуровневый характер, что определяет необходимость применения
инновационных методов как наиболее эффективного способа нивелирования
кризисных проявлений.
Роль УЧК
в кризис
Выработка
антикризисного
плана в
докризисный
период
Формирование
эффективной
коммуникации
персонала
Разработка и
реализация
антикризисно
й политики
УЧК
Обеспечение
эффективности
бизнес-
процессов
Оптимизация
затрат на
человеческие
ресурсы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Рикардо Д., Сочинения [Текст] / Пер. под ред. чл.-кор. Акад. наук
СССР М. Н. Смит. - Москва: Госполитиздат, 1955. – Т.1
2.
Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов.
- Москва: Соцэкгиз, 1962
3.
Гибсон Д. Организации: поведение, структура, процессы / Д.
Гибсон. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 490 с.
4.
Ярных В.И. Управление в условиях кризиса: HR-технологии /
В.И. Ярных. – М.: Вершина, 2016. – 192 с.
5.
Митрофанова
Е.А.,
Эсаулова
И.А.
Стратегии
и
политики
антикризисного управления персоналом // Вестник университета. - 2017. - №
11. - С. 34-41.
6.
Быстров В. А. Человеческий фактор как основной ресурс
повышения эффективности работы предприятия // Вестник СибГИУ. – 2019.
– №4. – С. 60 – 65.
7.
Шпрингер А.С. Управление человеческими ресурсами в условиях
кризисов 2008-2009 и 2020-2021 гг.: сравнительный анализ. Вестник Санкт-
Петербургского университета. – Менеджмент. – 2021. - № 20 (3). – С.371-390