Автор: Белых Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Планирование работы по формированию представления о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Планирование работы по формированию представления о здоровом
образе жизни у детей среднего дошкольного возраста
Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов,
так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в
формировании
фундамента
физического
и
психического
здоровья.
Ведь
именно
в
этот
период
идет
интенсивное
развитие
органов,
становление
функциональных
систем
организма,
закладываются
основные
черты
личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно
на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков
здорового
образа
жизни,
осознанную
потребность
в
систематических
занятиях физической культурой и спортом.
Поэтому,
важным
звеном
в
работе
детского
сада
является
валеологическое воспитание.
Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании
здоровья,
управлении
им.
Применительно
к
дошкольному
образованию,
валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма
укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни.
Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и
в свободное время. Он включает в себя не только вопросы физического
развития, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в
гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.
Цель:
Воспитать физически и нравственно здорового человека;
Побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения
в согласии с законами природы и бытия.
Задачи:
1.Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни у
детей.
2.Формирование элементарных знаний о человеческом организме.
3.Овладение основами гигиенической и двигательной культуры.
4.Профилактика заболеваний и травматизма.
Месяц
Непосредстве
нно
организованн
ая
образователь
ная
деятельность
Совместная организованная
деятельность взрослого и
детей
Результаты
октябрь
НОД. Тема:
«Вот я какой»
Беседа: «Чтобы быть
здоровым».
Игра «Моё тело».
Д\и «собери фигуру человека».
Дыхательная гимнастика: «
Подуй на листочек».
Чтение художественной
литературы «Девочка чумазая»
А. Л. Барто.
Релаксационное упражнение:
«Кулачки».
Массаж «Ладошки».
Дети
знакомятся с
понятием
«тело
человека», с
внешним
строением
тела, учатся
различать и
правильно
называть
отдельные
части тела
(голова, шея,
плечи, руки,
туловище,
ноги).
Моделировани
е ситуаций.
Какие
опасности
подстерегают
человека при
несоблюдении
правил личной
гигиены.
Учить приемам
самомассажа
НОД. Тема:
«Надо, надо
умываться по
утрам и
вечерам»
Д/игра «Что есть у куклы?».
Чтение художественной
литературы: В. Бианки -
«Купание медвежат»; «Жил на
свете слоненок» К. Цыферов.
Сюжетно-ролевая игра
«Семья».
У детей
продолжают
формироваться
навыки личной
гигиены. Дети
учатся видеть
красоту в
Игра: «Чем я моюсь»- набор
различных мочалок, щеток,
порошков и т. д. ребенку надо
выбрать только те предметы,
которые он использует при
купании или мытье рук.
Игра: «Какая вода?» -
определение качеств воды
(теплая, чистая, прозрачная,
спокойная и т. д.).
Игры-экспериментирования:
«Веселые кораблики», «Вот
какая пена», игры с губками.
«Какое мыло?», «Что в
мыльнице?
Инсценировка: К. Чуковский -
«Мойдодыр».
Самомассаж лица «Озорные
мишки».
чистоте и
опрятности.
Закрепляют
названия
принадлежност
ей ухода за
собой.
Продолжать
учить приемам
самомассажа.
ноябрь
НОД. Тема:
«Полезные и
вредные
продукты».
Д/игра «Узнай на вкус»,
«Отгадай-ка», «Вредно-
полезно».
Сюжетно-ролевая игра
«Магазин».
Релаксационный этюд: «Игра с
песком».
Дать детям
знания о
продуктах,
которые
полезны для
роста ребенка,
силы.
Дети учатся
развивать
сюжет в игре,
закрепляют
знания о
полезных и
вредных
продуктах;
учатся
приемам
расслабления.
НОД. Тема:
«Научим
Буратино
правилам
безопасности»
.
Д/и: «Найди опасные
предметы», «Что лишнее?»,
«Нельзя – можно».
Беседа о безопасности
поведения в повседневной
жизни.
Релаксационное упражнение:
Дети
знакомятся с
опасными для
жизни и
здоровья
ситуациями с
правилами
«Кулачки», «Олени».
Сказки современных
писателей: «Петька-Микроб»
Г.Остера
безопасного
поведения;
учатся
приемам
расслабления
рук.
Закреплять
навыки
культуры
гигиены
декабрь
НОД. Тема:
«Физкультура
– лучший
друг».
Стихи о зарядке.
Релаксационные упражнения:
«Пружинки», «Загораем».
С\ р игра «Доктор».
Самомассаж рук «Поиграем
ручками».
Самомассаж рук «Стряпаем»,
«Добываем огонь».
Дети учатся
осознавать, что
утренняя
гимнастика,
игры и
физические
упражнения
вызывают
хорошее
настроение, а с
помощью сна
восстанавлива
ются силы.
Получают
знания о том, с
помощью
каких
упражнений
можно помочь
расслабиться
своим ногам,
формируются
представления
о профессии
врача.
Развлечение:
«В гости к
Витаминке».
Д/и «Сложи картинку»,
«Назови правильно»,
Чудесный мешочек», «Что
вредно, что полезно».
Чтение художественного
произведения «Однажды
хозяйка с базара пришла».
Упражнение на дыхание
«Насос», «Ежик».
Самомассаж рук «Точим
У детей
формируется
осознанное
отношение к
необходимости
употребления в
пищу овощей,
фруктов чтобы
противостоять
болезням
ножи», «Пила».
Январь
НОД. Тема:
«Головушка –
соловушка».
Игра: «Моё тело».
Рассматривание иллюстраций
книги «Мой организм».
Упражнение на релаксацию и
дыхание: «Надуваем шарик»,
«Корабль и ветер».
Самомассаж лица «Веселые
носики», «расслабленное
лицо», «Почешем губки».
Закрепить
умения
различать и
показывать
голову и шею;
добиться
усвоения и
правильного
произношения
терминов
«голова»,
«шея»;
познакомить с
их
назначением в
жизни
человека; с
правилами
охраны их
здоровья.
Дети
знакомятся с
приемами
релаксации.
Учатся
расслабляться.
НОД. Тема:
«От улыбки
хмурый день
светлей».
Игра «Весело – грустно»,
«Найди правильно», «Походка
и настроение», «Угадай моё
настроение».
Релаксационное упражнение
«Шарик».
Релаксационный этюд «На
берегу моря», «Тренируем
эмоции», «Колечко»,
«Изобрази животное».
Чтение художественной
литературы: «Как жёлтый
цыпленок знакомился».
Самомассаж предплечья
«Надеваем браслеты»
Дети
знакомятся с
понятием
«настроение»,
учатся
определять
эмоциональное
настроение по
графическому
изображению.
Дети учатся
приемам
расслабления,
самомассажа
февраль
НОД. Тема:
«Чтобы глазки
видели».
Разучивание комплекса
упражнений для глаз.
Игры «Закрой глаза»,
Формируется
понятие, что
такое глаз,
«Чудесный мешочек», «Чего
не стало?».
Чтение художественной
литературы: Г. Длупц
«Мамины глаза», В. Бианки
«Глаза и уши».
Самомассаж «Глазки
отдыхают».
происходит
усвоение
правильного
произношения
терминов: глаз
(глаза, веко,
веки, ресницы,
бровь, брови).
Дети
знакомятся со
значением
глаза, с
правилами
охраны
здоровья глаз
НОД. Тема:
«Чтобы ушки
слышали».
Игры «Определи по звуку»
«Угадай, кто позвал?» «На чем
играю?».
Оздоровительная игра «Уши».
Самомассаж ушей «Игра с
ушками».
У детей
формируется
представление
об органах
слуха,
закрепляются
навыки ухода
за ушами,
правила
безопасности.
Учить делать
самомассаж
ушей
март
НОД. Тема:
«Держи
осанку».
Игра: «Хорошо – плохо».
Д/игра «Собери фигуру
человека», «Кто быстрее
назовет?».
Оздоровительные игры:
«Кошка», «Гуси»,
«Великаны».
Игры «Моё лицо», «Чистые
руки».
Самомассаж спины
«Велосипед».
Формировать
представления
детей о том,
как стать
красивым и
стройным.
Воспитывать
потребность
заниматься
физическими
упражнениями.
Учить приемам
самомассажа.
НОД. Тема:
«Чтобы зубки
были
Игра: «Можно – нельзя»,
«Найди правильно».
Рассматривание иллюстраций:
Дети получают
доступные
знания и
здоровыми».
«Как правильно чистить
зубы».
Упражнение на релаксацию и
дыхание: «Надуваем шарик»,
«Корабль и ветер».
Самомассаж рук «Пружинка».
представления
о зубной
щетке и
детской зубной
пасте,
знакомятся с
методами
ухода за
зубами (чистка
зубов,
полоскание рта
после еды,
посещение
стоматолога
при зубной
боли и в целях
профилактики
зубных
болезней).
апрель
НОД. Тема:
«Наши
помощники –
руки».
Игра: «Возьми правильно»,
«Что умеют наши ручки»,
«Покажи, что назову».
Самомассаж «Поиграем
ручками».
Игры «Определи на ощупь»,
«Найди пару».
Игра «Смешные движения».
Закрепляется
умение
различать
правую и
левую руки;
усвоение и
правильное
произношение
терминов
«руки (рука)»,
«мыло»,
«кисть»,
«ладонь»,
«пальцы»;
познакомить с
назначением
рук в жизни
человека, с
правилами
личной
гигиены,
связанными с
руками.
Таблица
«Скелет
человека.
Развивать
тактильные
ощущения у
детей
НОД. Тема:
«Наши
помощники –
ножки».
Игра: «Что умеют наши
ручки».
Д\и «Сложи фигуру человека».
Самомассаж ног: «Поиграем
ножками».
Игра «Кукла», «Свинья в
гостях», «Жадная жаба».
Дети
знакомятся с
назначением
ног в жизни
человека.
Закрепляют
умения
различать
правую и
левую ноги;
добиться
усвоения и
правильного
произношения
терминов
«ноги (нога)»,
«стопа»,
«пальцы».
Закрепление
частей тела.
май
НОД. Тема:
«Мы такие
разные»
Игра: «Что нужно девочкам,
что нужно мальчикам»,
«Назови имя».
С\р игра: «Семья».
«Умею, не умею».
Раскрашивание предметов
туалета.
Чтение художественной
литературы: «Как ослик
учился уважать старших»
М.Пляцковского.
Самомассаж ушей «Ушки»
У детей
формируется
представление
детям о
различии
полов, о
мужественност
и и
женственности
, желание быть
сильными,
смелыми;
нежными,
красивыми.
Развивать
тактильные
ощущения у
детей.
Учить приемам
самомассажа
ушей.
Развлечение:
«Путешествие
в страну
Здоровья».
Чтение художественной
литературы: «Верное
средство» Г.Юдина
Релаксационные упражнения:
«Длинная шея», «Сосульки».
Самомассаж рук «Огород»,
«Домик».
У детей
уточняется
представление
о том, что
такое здоровье
и как сберечь
его;
закрепляется
понимание
значения
гигиенических
процедур,
правильного
питания,
закаливания,
занятий
физкультурой
и спортом;
обобщаются
представления
о
положительны
х
нравственных
качествах.
Закрепление
частей тела.
Литература:
1.
Белая
К.
Ю.,
Зимонина
В.
А.
«Как
обеспечить
безопасность
дошкольников». М: Просвещение, 2000.
2. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.
3. Каркушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.
4.
Каштанова
Т.
В.
Организация
оздоровительного
центра
в
образовательном учреждении: практическое пособие. М.: 2002.
5. Классен И.М. Программа «Мы здоровью скажем – Да!».
6. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению
детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.
7 . Кулик Г.И. Серженко Н.Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ
Сфера, 2010 г.
8. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа
жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н.
Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004.
9. Обухова Л.А. «Тридцать уроков здоровья», 2002.
10. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: 2010.
11.Яковлева
Т.
С.
«Здоровьесберегающие
технологии
воспитания
в
детском саду» — М.: Школьная Пресса, 2006.