Напоминание

"Планирование работы по формированию представления о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста"


Автор: Белых Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: Республика Коми, город Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Планирование работы по формированию представления о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Планирование работы по формированию представления о здоровом

образе жизни у детей среднего дошкольного возраста

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов,

так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в

формировании

фундамента

физического

и

психического

здоровья.

Ведь

именно

в

этот

период

идет

интенсивное

развитие

органов,

становление

функциональных

систем

организма,

закладываются

основные

черты

личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно

на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков

здорового

образа

жизни,

осознанную

потребность

в

систематических

занятиях физической культурой и спортом.

Поэтому,

важным

звеном

в

работе

детского

сада

является

валеологическое воспитание.

Валеология - наука о здоровом образе жизни сохранении, формировании

здоровья,

управлении

им.

Применительно

к

дошкольному

образованию,

валеология ставит своей целью обучение детей основным правилам и норма

укрепления здоровья и привития навыков здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание осуществляется как во время занятий, так и

в свободное время. Он включает в себя не только вопросы физического

развития, но и вопросы духовного здоровья. Только человек, живущий в

гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.

Цель:

Воспитать физически и нравственно здорового человека;

Побуждать стремится творить своё здоровье, применяя знания и умения

в согласии с законами природы и бытия.

Задачи:

1.Сформировать начальные представления о здоровом образе жизни у

детей.

2.Формирование элементарных знаний о человеческом организме.

3.Овладение основами гигиенической и двигательной культуры.

4.Профилактика заболеваний и травматизма.

Месяц

Непосредстве

нно

организованн

ая

образователь

ная

деятельность

Совместная организованная

деятельность взрослого и

детей

Результаты

октябрь

НОД. Тема:

«Вот я какой»

Беседа: «Чтобы быть

здоровым».

Игра «Моё тело».

Д\и «собери фигуру человека».

Дыхательная гимнастика: «

Подуй на листочек».

Чтение художественной

литературы «Девочка чумазая»

А. Л. Барто.

Релаксационное упражнение:

«Кулачки».

Массаж «Ладошки».

Дети

знакомятся с

понятием

«тело

человека», с

внешним

строением

тела, учатся

различать и

правильно

называть

отдельные

части тела

(голова, шея,

плечи, руки,

туловище,

ноги).

Моделировани

е ситуаций.

Какие

опасности

подстерегают

человека при

несоблюдении

правил личной

гигиены.

Учить приемам

самомассажа

НОД. Тема:

«Надо, надо

умываться по

утрам и

вечерам»

Д/игра «Что есть у куклы?».

Чтение художественной

литературы: В. Бианки -

«Купание медвежат»; «Жил на

свете слоненок» К. Цыферов.

Сюжетно-ролевая игра

«Семья».

У детей

продолжают

формироваться

навыки личной

гигиены. Дети

учатся видеть

красоту в

Игра: «Чем я моюсь»- набор

различных мочалок, щеток,

порошков и т. д. ребенку надо

выбрать только те предметы,

которые он использует при

купании или мытье рук.

Игра: «Какая вода?» -

определение качеств воды

(теплая, чистая, прозрачная,

спокойная и т. д.).

Игры-экспериментирования:

«Веселые кораблики», «Вот

какая пена», игры с губками.

«Какое мыло?», «Что в

мыльнице?

Инсценировка: К. Чуковский -

«Мойдодыр».

Самомассаж лица «Озорные

мишки».

чистоте и

опрятности.

Закрепляют

названия

принадлежност

ей ухода за

собой.

Продолжать

учить приемам

самомассажа.

ноябрь

НОД. Тема:

«Полезные и

вредные

продукты».

Д/игра «Узнай на вкус»,

«Отгадай-ка», «Вредно-

полезно».

Сюжетно-ролевая игра

«Магазин».

Релаксационный этюд: «Игра с

песком».

Дать детям

знания о

продуктах,

которые

полезны для

роста ребенка,

силы.

Дети учатся

развивать

сюжет в игре,

закрепляют

знания о

полезных и

вредных

продуктах;

учатся

приемам

расслабления.

НОД. Тема:

«Научим

Буратино

правилам

безопасности»

.

Д/и: «Найди опасные

предметы», «Что лишнее?»,

«Нельзя – можно».

Беседа о безопасности

поведения в повседневной

жизни.

Релаксационное упражнение:

Дети

знакомятся с

опасными для

жизни и

здоровья

ситуациями с

правилами

«Кулачки», «Олени».

Сказки современных

писателей: «Петька-Микроб»

Г.Остера

безопасного

поведения;

учатся

приемам

расслабления

рук.

Закреплять

навыки

культуры

гигиены

декабрь

НОД. Тема:

«Физкультура

– лучший

друг».

Стихи о зарядке.

Релаксационные упражнения:

«Пружинки», «Загораем».

С\ р игра «Доктор».

Самомассаж рук «Поиграем

ручками».

Самомассаж рук «Стряпаем»,

«Добываем огонь».

Дети учатся

осознавать, что

утренняя

гимнастика,

игры и

физические

упражнения

вызывают

хорошее

настроение, а с

помощью сна

восстанавлива

ются силы.

Получают

знания о том, с

помощью

каких

упражнений

можно помочь

расслабиться

своим ногам,

формируются

представления

о профессии

врача.

Развлечение:

«В гости к

Витаминке».

Д/и «Сложи картинку»,

«Назови правильно»,

Чудесный мешочек», «Что

вредно, что полезно».

Чтение художественного

произведения «Однажды

хозяйка с базара пришла».

Упражнение на дыхание

«Насос», «Ежик».

Самомассаж рук «Точим

У детей

формируется

осознанное

отношение к

необходимости

употребления в

пищу овощей,

фруктов чтобы

противостоять

болезням

ножи», «Пила».

Январь

НОД. Тема:

«Головушка –

соловушка».

Игра: «Моё тело».

Рассматривание иллюстраций

книги «Мой организм».

Упражнение на релаксацию и

дыхание: «Надуваем шарик»,

«Корабль и ветер».

Самомассаж лица «Веселые

носики», «расслабленное

лицо», «Почешем губки».

Закрепить

умения

различать и

показывать

голову и шею;

добиться

усвоения и

правильного

произношения

терминов

«голова»,

«шея»;

познакомить с

их

назначением в

жизни

человека; с

правилами

охраны их

здоровья.

Дети

знакомятся с

приемами

релаксации.

Учатся

расслабляться.

НОД. Тема:

«От улыбки

хмурый день

светлей».

Игра «Весело – грустно»,

«Найди правильно», «Походка

и настроение», «Угадай моё

настроение».

Релаксационное упражнение

«Шарик».

Релаксационный этюд «На

берегу моря», «Тренируем

эмоции», «Колечко»,

«Изобрази животное».

Чтение художественной

литературы: «Как жёлтый

цыпленок знакомился».

Самомассаж предплечья

«Надеваем браслеты»

Дети

знакомятся с

понятием

«настроение»,

учатся

определять

эмоциональное

настроение по

графическому

изображению.

Дети учатся

приемам

расслабления,

самомассажа

февраль

НОД. Тема:

«Чтобы глазки

видели».

Разучивание комплекса

упражнений для глаз.

Игры «Закрой глаза»,

Формируется

понятие, что

такое глаз,

«Чудесный мешочек», «Чего

не стало?».

Чтение художественной

литературы: Г. Длупц

«Мамины глаза», В. Бианки

«Глаза и уши».

Самомассаж «Глазки

отдыхают».

происходит

усвоение

правильного

произношения

терминов: глаз

(глаза, веко,

веки, ресницы,

бровь, брови).

Дети

знакомятся со

значением

глаза, с

правилами

охраны

здоровья глаз

НОД. Тема:

«Чтобы ушки

слышали».

Игры «Определи по звуку»

«Угадай, кто позвал?» «На чем

играю?».

Оздоровительная игра «Уши».

Самомассаж ушей «Игра с

ушками».

У детей

формируется

представление

об органах

слуха,

закрепляются

навыки ухода

за ушами,

правила

безопасности.

Учить делать

самомассаж

ушей

март

НОД. Тема:

«Держи

осанку».

Игра: «Хорошо – плохо».

Д/игра «Собери фигуру

человека», «Кто быстрее

назовет?».

Оздоровительные игры:

«Кошка», «Гуси»,

«Великаны».

Игры «Моё лицо», «Чистые

руки».

Самомассаж спины

«Велосипед».

Формировать

представления

детей о том,

как стать

красивым и

стройным.

Воспитывать

потребность

заниматься

физическими

упражнениями.

Учить приемам

самомассажа.

НОД. Тема:

«Чтобы зубки

были

Игра: «Можно – нельзя»,

«Найди правильно».

Рассматривание иллюстраций:

Дети получают

доступные

знания и

здоровыми».

«Как правильно чистить

зубы».

Упражнение на релаксацию и

дыхание: «Надуваем шарик»,

«Корабль и ветер».

Самомассаж рук «Пружинка».

представления

о зубной

щетке и

детской зубной

пасте,

знакомятся с

методами

ухода за

зубами (чистка

зубов,

полоскание рта

после еды,

посещение

стоматолога

при зубной

боли и в целях

профилактики

зубных

болезней).

апрель

НОД. Тема:

«Наши

помощники –

руки».

Игра: «Возьми правильно»,

«Что умеют наши ручки»,

«Покажи, что назову».

Самомассаж «Поиграем

ручками».

Игры «Определи на ощупь»,

«Найди пару».

Игра «Смешные движения».

Закрепляется

умение

различать

правую и

левую руки;

усвоение и

правильное

произношение

терминов

«руки (рука)»,

«мыло»,

«кисть»,

«ладонь»,

«пальцы»;

познакомить с

назначением

рук в жизни

человека, с

правилами

личной

гигиены,

связанными с

руками.

Таблица

«Скелет

человека.

Развивать

тактильные

ощущения у

детей

НОД. Тема:

«Наши

помощники –

ножки».

Игра: «Что умеют наши

ручки».

Д\и «Сложи фигуру человека».

Самомассаж ног: «Поиграем

ножками».

Игра «Кукла», «Свинья в

гостях», «Жадная жаба».

Дети

знакомятся с

назначением

ног в жизни

человека.

Закрепляют

умения

различать

правую и

левую ноги;

добиться

усвоения и

правильного

произношения

терминов

«ноги (нога)»,

«стопа»,

«пальцы».

Закрепление

частей тела.

май

НОД. Тема:

«Мы такие

разные»

Игра: «Что нужно девочкам,

что нужно мальчикам»,

«Назови имя».

С\р игра: «Семья».

«Умею, не умею».

Раскрашивание предметов

туалета.

Чтение художественной

литературы: «Как ослик

учился уважать старших»

М.Пляцковского.

Самомассаж ушей «Ушки»

У детей

формируется

представление

детям о

различии

полов, о

мужественност

и и

женственности

, желание быть

сильными,

смелыми;

нежными,

красивыми.

Развивать

тактильные

ощущения у

детей.

Учить приемам

самомассажа

ушей.

Развлечение:

«Путешествие

в страну

Здоровья».

Чтение художественной

литературы: «Верное

средство» Г.Юдина

Релаксационные упражнения:

«Длинная шея», «Сосульки».

Самомассаж рук «Огород»,

«Домик».

У детей

уточняется

представление

о том, что

такое здоровье

и как сберечь

его;

закрепляется

понимание

значения

гигиенических

процедур,

правильного

питания,

закаливания,

занятий

физкультурой

и спортом;

обобщаются

представления

о

положительны

х

нравственных

качествах.

Закрепление

частей тела.

Литература:

1.

Белая

К.

Ю.,

Зимонина

В.

А.

«Как

обеспечить

безопасность

дошкольников». М: Просвещение, 2000.

2. Галанов А.С. Игры, которые лечат. Москва, ТЦ Сфера, 2006 г.

3. Каркушина М.Ю. Зелёный огонёк здоровья. Москва. 2009 г.

4.

Каштанова

Т.

В.

Организация

оздоровительного

центра

в

образовательном учреждении: практическое пособие. М.: 2002.

5. Классен И.М. Программа «Мы здоровью скажем – Да!».

6. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению

детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002.

7 . Кулик Г.И. Серженко Н.Н. Школа здорового человека. Москва. ТЦ

Сфера, 2010 г.

8. Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа

жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н.

Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004.

9. Обухова Л.А. «Тридцать уроков здоровья», 2002.

10. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: 2010.

11.Яковлева

Т.

С.

«Здоровьесберегающие

технологии

воспитания

в

детском саду» — М.: Школьная Пресса, 2006.



В раздел образования