Автор: Риттер Любовь Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8"Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Из опыта работы учителя-логопеда обучение творческому рассказыванию детей с ОНР"
Раздел: среднее профессиональное
Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов,
загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы воображения, мышления,
речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап
работы по формированию связной монологической речи.
«Программой воспитания в детском саду» определены основные задачи обучения:
дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и
развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета,
правдиво
изображать
действительность
в
рассказах
на
реалистические
темы,
эмоционально передавать переживания действующих лиц.
Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию
является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у
детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким композиционным построением, с
включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребёнка,
уровню
его
речевого
развития,
затрагивает
нравственные
и
эстетические
чувства,
активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.
На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в
рамках
реалистического
рассказа.
Дети
активно
используют
накопленные
знания,
представления,
образы,
чтобы
на
их
основе
развивать
в
рассказах
воображаемые
события или действия.
Для
методики
обучения
творческому
рассказыванию
особое
значение
имеет
понимание
особенностей
формирования
художественного,
в
частности
словесного
творчества и роли педагога в этом процессе.
Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются6
1.
Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;
2.
Обогащение и активизация словаря;
3.
Умение
детей
связно
рассказывать,
владеть
структурой
связного
высказывания;
4.
Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое,
рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не
видел, но «придумал»).
Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки –
зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т.д..
На
занятиях
я
пользуюсь
различными
приёмами,
которые
обеспечивают
осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета4 побуждают детей
к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как: вопросы, указания,
упражнения, оценка, использование речевых образцов.
Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие варианты:
1.
Придумывания
предложения
и
завершения
рассказа
(воспитатель
предлагает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают
дети) реалистического или сказочного.
2.
Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность
в
развитии
содержания).
Предлагается
составлять
план
в
естественной
разговорной форме.
3.
Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).
Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму.
Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее
лёгким принять считать придумывание предложения и завершения рассказа.
Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета. Начало
рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его
характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продолжают и
развивают сюжет до развязки.
Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа. Предлагаю
послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении беседы предлагаю
сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробовать придумать свой рассказ по
данному сюжету.
Итак,
с
помощью
содержательных
вопросов
у
детей
активизируется
память,
мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности.
С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет и тема
рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предлагаю кому-либо из
детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке
каждого
выступления,
обращаю
внимание
на
то,
в
какой
степени
рассказчик
придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.
А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной планом,
привлекаю
их
самих
к
обдумыванию
последовательности
изложения
творческого
рассказа.