Напоминание

"Из опыта работы учителя-логопеда обучение творческому рассказыванию детей с ОНР"


Автор: Риттер Любовь Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8"Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Из опыта работы учителя-логопеда обучение творческому рассказыванию детей с ОНР"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Словесное творчество выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов,

загадок, небылиц. Это требует от детей активной работы воображения, мышления,

речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету – сложный этап

работы по формированию связной монологической речи.

«Программой воспитания в детском саду» определены основные задачи обучения:

дети в рамках предложенного сюжета учатся придумывать завязку, ход события и

развязку, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета,

правдиво

изображать

действительность

в

рассказах

на

реалистические

темы,

эмоционально передавать переживания действующих лиц.

Одним из важных методических вопросов обучения творческому рассказыванию

является вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у

детей желание придумывать рассказ, сказку с чётким композиционным построением, с

включением в них элементарных описаний, если он соответствует опыту ребёнка,

уровню

его

речевого

развития,

затрагивает

нравственные

и

эстетические

чувства,

активизирует воображение, углубляет интерес к речевой деятельности.

На занятиях дошкольники учатся проявлять творческую инициативу и выдумку в

рамках

реалистического

рассказа.

Дети

активно

используют

накопленные

знания,

представления,

образы,

чтобы

на

их

основе

развивать

в

рассказах

воображаемые

события или действия.

Для

методики

обучения

творческому

рассказыванию

особое

значение

имеет

понимание

особенностей

формирования

художественного,

в

частности

словесного

творчества и роли педагога в этом процессе.

Педагогическими условиями обучения творческому рассказыванию являются6

1.

Обогащение опыта детей впечатлениями из жизни;

2.

Обогащение и активизация словаря;

3.

Умение

детей

связно

рассказывать,

владеть

структурой

связного

высказывания;

4.

Правильное понимание детьми придумывать (т.е. создавать нечто новое,

рассказывать о том, чего на самом деле не было, или ребёнок этого сам не

видел, но «придумал»).

Дошкольники сочиняют сказки, в которых действуют их любимые игрушки –

зайчики, медвежата, матрёшки, куклы и т.д..

На

занятиях

я

пользуюсь

различными

приёмами,

которые

обеспечивают

осмысленное и эмоционально заинтересованное восприятие сюжета4 побуждают детей

к предварительному обдумыванию своих ответов, это такие как: вопросы, указания,

упражнения, оценка, использование речевых образцов.

Обучая детей творческому рассказыванию, использую следующие варианты:

1.

Придумывания

предложения

и

завершения

рассказа

(воспитатель

предлагает начало рассказа, его завязку, а события и героев придумывают

дети) реалистического или сказочного.

2.

Придумывание рассказа по плану воспитателя (большая самостоятельность

в

развитии

содержания).

Предлагается

составлять

план

в

естественной

разговорной форме.

3.

Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без плана).

Ребёнок выступает автором, выбирает содержание и форму.

Работу с детьми начинаю с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее

лёгким принять считать придумывание предложения и завершения рассказа.

Даю образец, который содержит завязку и определяет пути сюжета. Начало

рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его

характером, с обстановкой, в которой происходит действие. Дети продолжают и

развивают сюжет до развязки.

Уже далее предлагаю детям сюжет, о котором ранее велась беседа. Предлагаю

послушать рассказ. Ответить на заданные вопросы. В заключении беседы предлагаю

сделать выводы, о чём говорилось в рассказе и попробовать придумать свой рассказ по

данному сюжету.

Итак,

с

помощью

содержательных

вопросов

у

детей

активизируется

память,

мышление, воображение, подготавливая их к творческой деятельности.

С планом знакомлю детей после того, как им становятся известны сюжет и тема

рассказа. А чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, предлагаю кому-либо из

детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке

каждого

выступления,

обращаю

внимание

на

то,

в

какой

степени

рассказчик

придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.

А когда дети научатся работать на основе готового, предлагаемого мной планом,

привлекаю

их

самих

к

обдумыванию

последовательности

изложения

творческого

рассказа.



В раздел образования