Напоминание

"Развитие самостоятельности младших школьников через включение в урок технологий диалогового взаимодействия"


Автор: Гацкевич Нелли Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 151
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие самостоятельности младших школьников через включение в урок технологий диалогового взаимодействия"
Раздел: начальное образование





Назад




Гацеквич Нелли Михайловна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 151

г. Санкт-Петербург

«Развитие самостоятельности младших школьников через включение в урок

интерактивных технологий диалогового взаимодействия»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет среди

главных задач современной школы – раскрытие творческих способностей каждого учени -

ка, развитие способности самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реа-

гировать на различные жизненные ситуации. Таким образом, в современном образовании

возникает

необходимость

создания

условий

для

развития

инновационного

мышления

школьников с целью обеспечения нестандартной деятельности в различных областях об -

щественного производства. 21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным

мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Сегодня для

выпускника школы особенно актуальным становится вопрос не о том, что важно знать,

а о том, как воспользоваться приобретенными знаниями. Именно поэтому одной из самых

животрепещущих проблем начальной школы остается проблема развития умений само -

стоятельной деятельности и творческих способностей учащихся.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен широкий выбор раз-

вивающих программ и учебно-методических комплектов. Однако практика показывает, что

изменив лишь содержание образовательных программ, оставив без изменения техноло-

гию, невозможно достичь требуемых результатов обучения. Возникает

необходимость

внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических техноло-

гий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать само-

стоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Ин -

терактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивный ( от англ. Interact – взаимодействовать) означает способный взаи-

модействовать или находиться в режиме беседы, диалога». Таким образом, интерактивное

обучение- это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диа-

логе. При интерактивном обучении, вовлеченными в процесс познания оказываются прак -

тически все учащиеся. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу

того, что они знают и думают. Совместная деятельность учеников в процессе освоения

учебного материала означает, что каждый из них вносит в этот процесс свой особый, ин -

дивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем

происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки. Это позволяет

учащимся не только получать новое знание, но и развивает у них саму познавательную де-

ятельность, выводит их на более высокие формы сотрудничества. Интерактивная деятель -

ность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ве -

дет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых

для каждого участника диалога задач. В ходе диалогового обучения школьники учатся

критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, обсу-

ждать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискус-

сии, общаться с другими людьми. Важно, чтобы в результате обучения в ребенке произо-

шли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не

только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его дея -

тельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самоо-

бучению и самовоспитанию.

Исходя из всего вышесказанного, в своей педагогической деятельности я выбрала

организацию

учебно-воспитательного

процесса

на

основе

коммуникативно-деятель-

ностного подхода. Цель моей педагогической работы - создание оптимальных условий

личностной самореализации школьников с одновременным высоким уровнем освоения

ими содержания учебных программ. Достичь этой цели невозможно используя только тра -

диционные формы и методы построения урока. В своей практике я использую интерак-

тивные технологии – технологии диалогового взаимодействия. Прежде всего это:

Работа в парах постоянного и сменного состава

Работа в малых группах

«Взаимообмен заданиями»

Технология рефлексивного чтения. Методика Ривина

Технология взаимного обмена текстами — методика «Взаимопередача тем»

Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотруд-

ничества и взаимопомощи. В паре ученики проверяют друг у друга задание, выясняют, по-

чему его нужно выполнить так, а не иначе, могут изложить новый материал, закрепить его,

повторить ранее изученное. При таком диалоговом обучении дети выступают то в роли

учителя, то в роли ученика. Все учат каждого и каждый всех по очереди до полного овла-

дения материалом. Во время работы в парах учитель наблюдает за учениками и координи-

рует работу пар. Учителю необходимо помочь учащимся овладеть умением общаться в

паре, помочь научиться внимательно, слушать своего партнера, считаться с его мнением,

помочь научиться быть терпимыми друг к другу. Кроме этого, работая в диалоге, дети

учатся объяснять так, чтобы тебя поняли и услышали, задавать вопросы по прочитанному,

записывать под диктовку в парах, учатся выделять главное и объективно оценивать свою

работу. Детям работать в паре нравится. Уча друг друга, они получают огромное удоволь-

ствие.

В первом классе в первые месяцы обучения, чаще всего я использую работу в парах

постоянного состава. Ученики должны научиться правильно садиться по отношению друг

к другу, выбирать правильную интонацию и уровень громкости своего голоса, быть веж-

ливыми и доброжелательными. Так при подведении итогов работы в паре я прошу ребят

поблагодарить друг друга за работу, сказать добрые слова о работе своего товарища, что

способствует созданию спокойной, доброжелательной обстановке в классе и более чутко-

му отношению детей друг к другу. Не менее важна и сложна задача, которая решается при

овладении ребятами работой в паре: научиться самостоятельно работать с карточками.

Карточки составляются по вариантам, их может быть две, а может и больше в зависимости

от учебного материала. Задания в карточках могут быть одинаковые, чтобы можно было

проверить работу каждого ученика по плану, записанному на доске.

Но если работу в парах постоянного состава включают в урок многие учителя, то

работу в парах сменного состава большинство избегает, или не уделяет ей должного вни-

мания. А ведь именно работая в сменных парах, младшие школьники приучаются к само-

стоятельной деятельности, к пониманию того, что учеба- это настоящий труд, требующий

максимальных усилий, таланта и творчества. Именно в коллективной работе (парах смен-

ного состава) они начинают понимать значимость каждого ученика своего класса, учатся

слушать друг друга и помогать себе и другим преодолевать, те трудности, которые появ-

ляются на пути познания.

Переходить к работе в парах сменного состава я начинаю, когда мои ученики в

достаточной степени овладели навыками работы в постоянной паре. Пара получает зада-

ние, объясняет и проверяет его выполнение, а затем переходит к разным партнерам, про-

должая работать дальше. Напарники помогают друг другу, объясняют, проверяют, выслу-

шивают, уточняют, т. е. идет активное общение с разными партнерами. Эта работа получа-

ется не сразу, т. к. ребята ждут того, с кем хочется пообщаться, в результате чего работа

может затянуться. Но постепенно ученики осознают, что работать нужно с тем кто освобо-

дился, и темп увеличивается. В дальнейшем подбираются такие задания, при которых на

уроке нужно поменять несколько партнеров, чтоб рассказать таблицу умножения несколь-

ким ученикам, задать вопросы ребятам сидящим на других колонках, прочитать стихотво-

рение разным детям и т.п. Таким образом ученики лучше усваивают правила орфографии,

приемы вычислений, быстрее овладевают высокой скоростью чтения, так как несколько

раз проговаривают правило, подбирают проверочные слова, разбирают предложения, ре-

шают примеры.

Чем младше ученики, тем меньше места и времени должна занимать на уроке

фронтальная работа. Ведь она требует от них серьезного напряжения и несоответствую-

щей возрастным особенностям концентрации внимания, протекает под внешним давлени-

ем учителя, что ведет к повышенной утомляемости, эмоциональному дискомфорту, низкой

вовлеченности в учебную деятельность. Коллективная (парная) форма работы более при-

родосообразна для младшего школьного возраста и предполагает отсутствие давлеющего

вмешательства со стороны взрослого в психологию учения, создает комфортное нахожде-

ние ребенка в группе сверстников. Учащимся интересно работать в паре. Удовлетворение

этого интереса способствует активизации познавательной деятельности и формированию

таких качеств личности, как самостоятельность и самоконтроль.

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная,

групповая работа. Я организую такую деятельность учащихся чтобы:

У каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у

робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у “лидеров”

неприятные черты характера.

У каждого была возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микро-

спорах.

Каждый ребенок имел опыт выполнения тех учительских функций, которые состав-

ляют основу умения учиться.( 1 класс – функции контроля , оценки; 2-3 класс –по-

становка задач (целеполагание), планирование действий на пути решения постав-

ленной задачи.)

Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, по-

является возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Сотрудничество в группе равных помогает каждому посмотреть на себя со “стороны”,

соотнести свое мнение и свои действия с действиями других, с общими результатами.

Организовав групповое взаимодействие, я включаюсь в работу группы лишь в случае,

если дети сами вовлекут меня. Как организатор, я пытаюсь вводить образцы культурного

взаимодействия, представляя варианты равновозможные для выполнения конкретного за-

дания. Первое время мы инсценировали пробные действия детей с учебными заданиями и

корректировали работу.

Обязательно фиксирую внимание детей на овладении умением слушать других, стараемся

подчеркнуть авторство мыслей (выделяем и благодарим ученика, который подарил нам ин-

тересную идею).

Ответственность перед собой – качество личности, которое как чувство ответственности

за себя может присутствовать только у взрослого человека. Однако предпосылки такой от-

ветственности закладываются именно к концу дошкольного детства, и ребенок нуждается

в помощи педагога для их развития. При этом обычной педагогической ошибкой является

отождествление чувства ответственности с дисциплиной. Основное отличие этих качеств

заключается в том, что ответственность является результатом личной инициативы ребенка

и следствием принятого им решения.

Выбор мнения в группе, выступление от группы помогают почувствовать ответственность.

А это способствует осознанию учеником себя свободной личностью, свободной и ответ-

ственной.

Существуют общие правила организации групповой работы, которыми я пользуюсь:

При построении учебного сотрудничества детей я учитывала, что такой формы об-

щения в их опыте еще не было. Значит детское сотрудничество – это навык, кото-

рый надо тщательно культивировать, как любой другой учебный навык.

Необходимо разобрать с детьми как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя,

а на партнера, как положить учебник, чтобы по нему удобно было работать, как со-

глашаться, как возражать, когда споры необходимы, когда они недопустимы, как по-

могать, как просить о помощи. Проработка этих шагов – в дальнейшем организация

более сложных форм совместной работы.

Разбор ошибок учащихся при совместной работе, если необходимо- неоднократ-

ный. При разборе анализируем ход взаимодействия.

Сначала детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабо-

му ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный.

Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко

отвлекающихся не сажу вместе.

При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие,

вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (уда-

лость поработать в группе или не получилось сотрудничества).

Важно понимать, что детская группа влияет на личность ребенка не самим фактом объеди-

нения детей, а содержанием взаимодействия между участниками. Работая в коллективе,

человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится

рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает особые условия для пози-

тивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый

понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями), если и

он и другой будут овладевать умениями самостоятельной деятельности.

Приведу несколько примеров уроков с организацией коллективной работы, используемой

для включения каждого ученика в образовательную деятельность.

Урок окружающего мира проведенный в 1 классе.

Тема: «Как путешествует письмо?»

Цель урока: Создать условия для ознакомления учащихся с работой почты.

Ход урока:

1.Орг.момент.

2.Определение темы урока.(работа проводится в малых группах)

-Ребята перед вами изображения различных предметов. Рассмотрите их. Подумайте, что

может связывать эти предметы. Определите тему нашего урока. (У каждой группы на пар-

те лежат изображения голубя, самолета, почтальона, компьютера.)

Дети высказывают свои предположения. В процессе обсуждения приходят к выводу, что

все предметы помогают передавать сообщения (письма, послания).

На доске появляется слово «почта».

- А что же такое почта? Какая бывает почта? Чтобы ответить, на эти вопросы давайте

обратимся к справочной литературе. Каждая группа получает задание прочитать отры-

вок из книги ( учебника, толкового словаря, энциклопедии), а затем рассказать о прочи-

танном.

3.Постановка проблемы ( работа проводится в парах сменного состава, затем в малых

группах)

-Ребята, посмотрите, муравьишка Вопросик принес письмо. Но он не может его прочи-

тать, потому что не знает, кому оно адресовано и откуда пришло. Что вы посоветуете му-

равьишке? (дети васказывают свои предложения).

4.Поиск решения.

- А что посоветует нам Мудрая Черепаха? (на доске появляются слова «адресат», «отпра-

витель», дети рассматривают конверт, находят слова Кому», «от кого») -Ин-

тересно, а как же все таки письмо попало к нам? Как вообще путешествуют письма? Да-

вайте попробуем проследить весь путь письма от отправителя до адресата. Каждый ученик

получает карточку с картинками и загадкой. Рядом с картинкой-отгадкой ученик ставит но -

мер своей карточки, после чего ищет себе партнера для продолжения работы. Объединив-

шись в пару партнеры обмениваются карточками, выполняют задание, проверяют друг

друга и ищут следующего партнера. После окончания работы в парах сменного состава,

все ученики рассаживаются в группы по цвету карточек. В группе ребята составляют схе-

му « Как путешествует письмо» опираясь на результат проделанной работы в сменных па-

рах. На доске вывешиваются получившиеся схемы.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Урок русского языка, проведенный в 3 классе

Тема: Образование форм времени от неопределенной формы глагола»

Цель: Создать условия для наблюдений за образованием форм времени от неопределенной

формы глагола.

Задачи: Организовать работу в сменных парах и малых группах для достижения цели.

Способствовать развитию коммуникативных навыков в диалоговом взаимодействии; раз-

витию навыков самостоятельной деятельности.Способствовать воспитанию интереса и

любви к русскому языку.

Ход урока:

1.Орг.момент.

2.

Словарная работа. (Работа в сменных парах. После окончания работы - проверка на дос-

ке).

Каждый ученик получает карточку со словом. Надо вставить пропущенную букву и опре-

делить форму глагола. Соединяясь в пары, ребята обмениваются карточками, выполняют

задание, объясняя друг другу свой выбор, проверяют друг друга.

3.Актуализация знаний.

.( Работа в малых группах.)Составление опорной схемы. Рассказ о

глаголе по схеме.

Класс делится на три группы:

1гр. Готовит сообщение о глаголах неопределённой формы.

2гр. Готовит сообщение о глаголах настоящего и будущего времени.

3гр. Готовит сообщение о глаголах прошедшего времени.

У каждой группы на столе лежат карточки -подсказки с глагольными суффиксами, вопро-

сами к глаголам, со словами: род, число. Группы обсуждают работу, выбирают необходи-

мые карточки, оформляют свою часть доски, выбирают представителя для рассказа. В ре-

зультате работы на доске появляется опорная схема, по которой можно составить рассказ о

глаголах.

4.

Постановка проблемы.

-От каких глаголов неопр.формы образуются все три формы времени?

5.

Наблюдение и поиск решения.

(работа с учебником, по группам)

1гр. Выполняет упр.378.

2гр. Выполняет упр.379.

3гр. Выполняет упр.380(первую часть)

После выполнения упражнений по два представителя от каждой группы переходят в дру-

гие группы. Таким образом, работа продолжается во вновь созданных группах. В новых

группах ученики делятся друг с другом результатами своих наблюдений, сравнивают их,

делают вывод о том, что от глаголов неопр.формы, отвечающих на вопрос что делать?

можно образовать все три временные формы, от глаголов неопр.формы, отвечающих на

вопрос что сделать? нельзя образовать форму настоящего времени.

Можно ли это, как-то объяснить?

6.Закрепление.

Самостоятельная работа.

Упр. 380(вторая часть)

7.

Итог урока. Рефлексия.

Данную систему организации урока можно реализовать в рамках любого предмета.

Выполняя одну и ту же форму работы, наполняя ее различным содержанием. Подготовка

уроков такого плана требует от учителя творческой импровизации. Вместе с тем результа-

тивность таких уроков становится гораздо выше. Обучение в сотрудничестве на основе

малых групп и работы в сменных парах помогает каждому ученику лучше освоить учеб-

ный материал, более глубоко вникая в его содержание, дает возможность каждому систе-

матически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способству-

ет осознанному усвоению знаний. Включение в урок технологий диалогового взаимодей-

ствия способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворения

не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает,

подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика. При коллективной органи-

зации процесса обучения все ученики класса работают на уроке, так как сама организация

урока такова, что никто из них не может «отсидеться». Принцип личной ответственности

каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлек-

сии, приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового уча-

стия с учетом максимальной пользы для общего дела. Включенность в такую деятель-

ность, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопреде-

лению школьника.

Урок, организованный с использованием интерактивных технологий диалогового

взаимодействия не только предоставляет возможность ребенку познакомиться с новым

знанием, но и создает условия для воспитания им в себе всех необходимых качеств жизни

в социуме.



В раздел образования