Напоминание

"Приёмы развития орфографической грамотности на уроках русского языка при обучении детей - мигрантов."


Автор: Шелудкова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 63
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: "Приёмы развития орфографической грамотности на уроках русского языка при обучении детей - мигрантов."
Раздел: среднее образование





Назад




Приёмы развития орфографической грамотности на уроках

русского языка при обучении детей - мигрантов.

Одним из результатов развития современного общества являются миграционные

процессы, приводящие к появлению в русских школах детей-мигрантов,

вследствие чего возникает проблема совместного обучения русскоговорящих

детей и детей, для которых русский язык – неродной. Таких детей называют

«билингвами», «инофонами», «иноязычными учащимися». Русский язык для

большинства из них не только не является родным, но и не был даже языком

обучения. Уровень владения русским языком этой категории учащихся не

соответствует требованиям, предусмотренным государственным образовательным

стандартам по русскому языку.

В новых условиях проживания русский язык становится для детей-

мигрантов не только школьным предметом, но и рабочим языком, на нем они

будут получать образование, будут использовать в будущем в трудовой

деятельности. Попадая в «чужую» языковую среду, у ребенка могут

возникнуть проблемы психологического характера, так как он не может на равных

общаться с одноклассниками и плохо понимает изучаемый материал. Это

порождает страх, боязнь ошибок, ребенок замыкается, отказывается отвечать на

уроках и общаться. Поэтому учителю на первых этапах работы с инофонами

необходимо сформировать положительное мотивационное отношение к русскому

языку через развитие познавательного интереса и осознание социальной

необходимости (для общения). Ученик должен понимать, что без знания русского

языка он не сможет реализовать себя как полноценного члена общества. Вторая

проблема, с которой сталкивается учитель в разноязычном классе - это разный

уровень владения русским языком, поэтому учителю необходимо в учебном

процессе совмещать методики преподавания русского языка как родного и

неродного.

Национальный состав обучающихся МАОУ СОШ № 36 г. Тюмени:

Русские- 2627

Татары – 156

Украинцы-32

Казахи-13

Белорусы-5

Чуваши-3

Немцы-17

Армяне-49

Азербайджан- 36

Таджики-9

Узбеки-8

Киргизы-22

Чеченцы- 7

Грузины-6

Башкиры, греки, македонцы,

дагестанцы, корейцы…

Итак, в классах, где сидит один-два ребенка мигранта, учителю нужно выстроить

образовательный процесс таким образом, чтобы не скучали на уроках ни те, ни

другие.

Для формирования способов решения проблем в организации учебной

деятельности у детей с разным уровнем языковой компетентности можно

использовать следующие приёмы:

создание иллюстраций к тексту;

поиск в тексте ответа на вопрос;

восстановление текста с пропущенными словами;

выполнение речевых упражнений;

тематический подбор пословиц и поговорок в языках разных народов;

составление и решение кроссвордов на заданную тему;

описание сюжетной картинки;

составление рассказа по сюжетной картинке;

составление рассказа по серии картин, по вопросам, с творческими

дополнительными заданиями;

восстановление деформированного текста;

развитие письменной речи (изложение по вопросам, по опорным словам, по

коллективно составленному плану);

работа с разными типами словарей и картотекой;

составление писем друзьям.

Один из приёмов познавательных УУД – различные орфографические

упражнения.

Орфографическая грамотность на всех этапах развития школы остается по-

прежнему важным компонентом подготовки по русскому языку.

Важнейшая роль в формировании орфографических умений и навыков

принадлежит начальным классам, ибо здесь закладываются основы грамотности.

От того, насколько прочно будут развиты орфографические умения в начальных

классах, зависит дальнейшее обучение, способность усваивать программу по

русскому языку в последующих классах.

Необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли

внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание учиться.

Предлагаю упражнения на развитие орфографической зоркости:

1) Игра «Четвертое лишнее»

Я часто её использую на своих уроках. Можно сказать так: «Дети, сейчас мы с

вами будем повторять орфограмму ЖИ - ШИ». Но я говорю: «А сейчас мы будем

играть в «Четвертое лишнее»:

жираф, шило, пожар, ошибка.

Жизнь, шиповник, жилет, жетон.

2) Игра «Волшебная яблонька» Задание - сорвать с дерева яблоки с нужными

буквами и вставить их в слова: з…мля, в…лна, ш…лун, пч…ла, пл…сать, зв…

нить

3) «Бусы рассыпались»

Даны слова с пропущенными буквами: с_с_д, п_р_с, р_к_в, с_п_г, а_б_з, г_р_ж

Задание – заполнить в словах пропуски. Далее работа со словами.

Но отработка орфографических умений и навыков должна проводиться в

совокупности с речевыми, лекическим и грамматическим категориями.

Ещё один приём для развития грамотности – речевые упражнения.

Речевые упражнения строятся на основе связного текста. Они имеют

аналитическую направленность, логика их выполнения направлена от частей к

целому. Возможны различные варианты таких упражнений. Например, в виде

игры на восстановление текста. Игра Вы получили телеграмму. Нескольким

группам учащихся даются карточки с текстами (можно настоящие бланки

телеграмм). Условие игры требует восстановить текст телеграммы.

Образец: « отдыхаем море проездом львове августе дате прибытия сообщим

надеюсь на встречу вова» - «Отдыхаем на море. Проездом во Львове будем в

августе. О дате прибытия сообщим. Надеюсь на встречу. Вова».

ИЛИ

- Спасибо.

- Сейчас поедем в гостиницу.

- Здравствуйте! С приездом!

- С удовольствием! Садитесь, пожалуйста, в автобус.

- Как вы себя чувствуете? Как доехали?

- Это Государственная библиотека имени Ленина.

- Спасибо, всё в порядке. Куда вы нас повезёте?

- Правильно.

-А вот то место, которое мы сразу узнали. Это Красная площадь.

- Очень хорошо. Расскажите, пожалуйста, по дороге о столице.

На удержание речевой информации в памяти. Ученики слушают предложения

и говорят, какое новое слово добавлено в каждом последующем предложении

(после каждого предложения делается небольшая пауза): Дети поют. Дети поют

песню. Дети поют веселую песню. Дети дружно поют веселую песню и т.д.

Выделение информации из текста и его понимание.

Прослушайте рассказ и скажите, кого из мальчиков можно назвать добрым.

Добрый мальчик.

Однажды

Петя

с

Колей

поймали

двух

ежей.

Прошло

несколько

дней.

Встретились ребята и стали спорить, кто из них больше любит ежей. Петя кормит

ёжика молоком, устроил ему в сарае постель. А Коля отнес своего ёжика в лес и

выпустил его на волю.

Работа над диалогической речью (3 класс). Объяснение слова куцый (короткий).

Чтение сказки по ролям.

Почему у волка друзей нет.

Бежал заяц по лесу и чуть на волка не налетел.

– Из-звините, – сказал заяц Куцехвост. – Я-я...

– Ничего, – добродушно сказал волк. – Бывает.

Заяц Куцехвост с удивлением посмотрел на серого.

– А вы того... меня не укусите?

– Нет. Я только что бараниной позавтракал. Садись, поговорим.

Сел заяц. Пошевелил ушами и спросил:

– А можно узнать? Друзья у вас есть?

Волк зевнул и сказал:

– Да вроде нет.

– А ведь так, без друзей, плохо жить.

– Ничего, обхожусь, – сказал волк.

Помолчал заяц Куцехвост, потом спросил:

– А вы кого-нибудь любите?

Волк сладко облизнулся.

– Баранину я очень люблю. Ну и зайчатину тоже.

– Да я не о том, – поежился заяц Куцехвост. – Из зверей вы кого-нибудь любите?

Ну почему у вас друзей нет?

– А зачем они мне?

– Ну как же. С друзьями веселее жить

– А ничего в этой дружбе хорошего нет. Один вред от нее.

– Как это вред! – удивился заяц Куцехвост.– Так не бывает.

– Бывает.

– Это как же?

– Ну, к примеру, станем мы с тобой друзьями...

– Ну и хорошо бы было.

– А чего хорошего? Съесть тебя уже будет неудобно – друг все-таки!

(В. Бирюков)

После чтения сказки задаются вопросы:

- Почему зайца звали Куцехвост?

- Так почему у волка нет друзей?

- А у тебя много друзей?

- Как ты проводишь с другом свое свободное время?

Составление текста-рассуждения о том, как хорошо иметь друзей. Предлагается

использовать следующие выражения: вместе проводить свободное время, можно

поспорить, помогут в трудную минуту.

Речевые упражнения направлены на развитие и совершенствование речевых

умений на основе приобретенных знаний и сформированности навыков. При их

выполнении внимание сосредоточено не на форме, но прежде всего на

содержании высказывания. Такие упражнения иногда ситуативны и требуют от

учащегося не только владения языком, но и умения логично излагать свои мысли в

соответствии с темой.

Лексическая работа также является неотъемлемой частью учебного процесса

на всех без исключения предметах в начальной школе. Для детей мигрантов

лексическая работа наиболее значима,т.к. ограниченный словарный запас

приводит к возникновению трудностей на всех учебных предметах. Интересной

формой работы являются загадки с любым лексическим наполнением в

исполнении детей, например: «Я серого цвета. Я пушистая, умею мяукать.

Люблю ловить мышей и пить молоко». То есть в загадке нужно отгадать человека,

зверя, игрушку и пр. по описанию размера и цвета, того, что он умеет делать, что

он любит. Как и любой ребенок 7-9 лет учащиеся-мигранты лучше усваивают

лексические и грамматические явления, если работа сопровождается

кинестетическими ощущениями (увидеть что-то конкретное, почувствовать,

услышать, подержать в руках). Например, уже в 3 четверти в 1 классе в тексте

букваря встречается слово «поземка», обнаруживается, что учащиеся с трудом

представляют себе, что это такое. Объясняя инофонам значение данного слова,

можно даже выйти на улицу и наглядно убедиться: «поземка» – то, что летит по

земле. Значит, это слово можно отнести к такой тематической группе слов, как:

снег, зима. Получается, что «поземка» - мелкий снежок, который ветер несет по

земле».

На своих уроках я часто обращаюсь к игре, потому что ее эмоциональность,

спонтанность позволяют включить учащегося, в том числе и мигранта, в занятие

неформально, стимулируют его к активному участию в уроке. Игровые ситуации

создают между педагогом и учащимися особые, доверительные отношения.

Грамматические и лексические игры способствуют совершенствованию

словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и

навыков.

1) Слово за словом. Участники игры друг за другом называют или пишут на

доске слова на букву, которой оканчивается предыдущее. Если слово

заканчивается на Ы или Ь, то следующее называют по предпоследней букве.

Образец: книга, алфавит, телефон, ночь, часы… (можно усложнить задание, задав

определённую тему)

2) Что скрывается за чёрточками. Учитель пишет на доске первую и

последнюю буквы слова, а количество букв между ними указывает чёрточками.

Выигрывает тот, кто быстрее найдёт нужное слово или предложит наибольшее

количество вариантов.

Образец: Ш - - - А (школа, шапка, шишка, шутка, шашка…)

3) Наборщики. Ученикам предлагается слово. Из букв, входящих в него, нужно за

? минут составить как можно больше новых слов.

Например: леопард (дело, поле, пар, репа, орёл, депо, драп, дар, пол, род, лёд…)

Спорт (спор, порт, сорт, сор, рот, торс, пот, пост, рост, стоп…)

Виноград (вино, град, нога, гора, вода, год, род, рог, вид, грива, нива, диво…)

Большую помощь учащимся-инофонам оказывают словари, причем важно научить

ребенка работать не только с толковым словарем, где он может найти лексическое

значение незнакомого для него слова. Важна и работа со словарями синонимов,

антонимов, словарями иностранных слов и грамматическими словарями.

При обучении русскому языку как неродному словарная работа – основное

средство расширения словарного запаса учащихся. Эффективными являются

упражнения с лексическими единицами и грамматическими формами, которые

усваиваются непроизвольно, в процессе работы с ними. Дополнительно

используются следующие упражнения:

словообразовательные (найдите корень и подберите однокоренные слова,

образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов

существительные по образцу, продолжите словообразовательный ряд

прилагательных/ глаголов с данной приставкой/суффиксом).

Игра «Составь слово»: от глагола дарит взять корень, от глагола понёс

приставку, от сущ-го кружок – суффикс. Какое слово получилось? (подарок)

составление тематических групп (выпишите из текста названия

растений/профессий, характеристики предмета; выпишите в словарик названия

деревьев, предметов одежды и т.п.).

включение данного слова в словосочетание ( подберите к данному

существительному прилагательное, к данному прилагательному существительное,

подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать - что?,

встретиться - с кем?, рисовать – чем? и т.п.),

введение данных слов в контекст (опишите картинку, используя данные

слова, расскажите о семье, используя данные слова, составьте предложение с

данным словом. (это могут быть словарные слова)

Грамматичесакие упражнения

Так, для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность

представляют: категория рода, категория одушевлённости/ неодушевлённости,

русская предложно-падежная и видовременная системы.

Всем нам знакомы ошибки типа: мой книга, красивый девочка, горячий вода,

большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п. Характерными

являются ошибки, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности.

Предлагаю следующие упражнения по грамматике:

1.Существительные в единственном и множественном числе.

Прочитайте оба столбика. Сделай правильный выбор.

1) Это интересная ... 1) книги

Вот интересные... 2) книга

2) Это красные .. 1) карандаши

Это синий ... 2) карандаш

3) Это чистое ... 1) окна

Какие грязные ... 2) окно

2.Род существительных.

1. Прочитайте оба столбика. Выбери правильный ответ.

…сестра учится в школе.

…брат рисует.

…школа большая. моё

…отец работает в школе. мой

…мама работает на фабрике: моя

…село большое. мои

…учебники новые.

2. Запишите имена прилагательные с существительными, данными в скобках.

Определите род. Выделите окончание.

Молодой (дуб, берёза, дерево). Тихий (голос, утро, ночь). Голубой (небо, простор,

лента). Русский (народ, речь, слово). Коллективный (труд, работа, занятие).

Классный (час, комната, собрание). Тёплый (день, ночь, утро).

3. Прочитайте. Соедини слова по смыслу.

Дети ... рисовал

Брат...

рисовала

Сестра ...

рисовали

Звено ...

рисовало

3.Падежи существительных.

1. Прочитайте. Вместо точек поставьте нужное слово:

1) Саша читает.... книга - книгу

2) Витя пишет.... диктант - диктанта

З) Мы идём на.... улица - улицу

4) Я пишу.... письма - письмо

2. Прочитайте. Вместо точек запиши нужное слово.

1) Я помогаю ... убирать квартиру мама /маме

2) Я иду в гости к … Ваня /Ване

3. Прочитайте. Вместо точек запиши нужное слово.

1) Коля разговаривает по телефону с.... Серёжа / Серёжей

2) Мой брат хорошо рисует.... красками / краски

4. Прочитайте. Вставь правильную букву.

1) В библиотек... я читал интересную книг... у / е

2) Сегодня я шёл в школ... вместе с Кол... ей /у

З) На день рождения я подарила Маш... цвет... ы / е

4) Я дружу с Кол... и Игор... ей / ем

5) Я рассказал Игор.... о своем летнем отдых... е / ю

5. Прочитайте. Вместо точек впиши предлоги из, с, на.

- Когда вы вернулись ….. моря?

- На прошлой неделе, а ты ….. лагеря?

- Я приехал ... лагеря только вчера, а до этого я был ... севере.

…севера же я возвратился ещё в конце июня.

4.Виды и времена глагола..

Прочитайте. Выберите слово, которое можно вставить в предложение вместо

точек и подчеркни его.

1. На будущей неделе наш класс ... на экскурсию в Санкт - Петербург.

1) поехал 2) поедут З) поехать 4) поедет

2. Маша и Серёжа часто ... сказки.

1) слушала 2) слушали З) слушал

5.Спряжение глагола.

Прочитайте. Вместо точек поставьте цифру 1, 2, 3, 4, 5 или 6

— Я ид... в школу. А ты ид...?

-Да.

- А твой брат ид... в школу?

- Нет, сестра ид...

- Да, мы ид...

- А вот я вижу из окна твоих родителей. Куда это они ид...?

- Как куда? На работу конечно.

1 - ёшь 2-у 3 - ём 4 - ёт 5 - ут 6 - ёте

6.Виды глагола.

Прочитайте. Соедини предложение с нужным словом.

1) -Миша, ты долго ... уроки? делал

- Нет, я очень быстро ... уроки. сделал

2) Наконец, корабль ... к берегу. шёл

подошёл

З) Я хотел покататься на велосипеде, сел на него и сразу…

падал

Когда я учился кататься на велосипеде, то часто… упал

4) — Почему нет Ани? Она опять...? болела

— Да, она мне звонила вчера вечером и сказала, что… заболела

Типичные ошибки учащихся-билингвов

Типизация ошибок

Примеры

1. Замена гласных,

пропуск букв и

трудности при написании слов с ь и ъ

знаками

2.Слитное

написание

предлогов

и

раздельное приставок

Едвитый (ядовитый); идял (идеал);

прилтят (прилетят); болшой

(большой); подезд (подъезд)

Сабой (с собой); ксталу (к столу);

обамне (обо мне); васенем (в

осеннем); за хлопнул (захлопнул); во

рвался (ворвался); на перерез

(наперерез);

3.Замена согласных или их пропуск

4.Полное

искажение

буквенно-

звуковой структуры

5.

Графические

ошибки:

смешение

букв разных алфавитов

6. Семантические ошибки

7.Морфологические ошибки:

- изменение рода существительных,

прилагательных, местоимений;

-

неправильный

выбор

падежных

окончаний;

- неправильные формы местоимений

- неправильные глагольные формы

Медветь (медведь); фпиред (вперед);

драца (драться); бута (будто);

Шенацотое (шестнадцатое); трирвать

(тренировать); учасвыть

(участвовать)

Mоgа (мода), иgrа (игра), pошел

(пошел);

Прочитываю книгу (читаю книгу);

вижу фильм (смотрю фильм); казали

фотографию (показали фотографию);

сделать открывание (открыть);

Он сказала: хозяйка пришел; он худая

очень; новый книга будет;

В дому (как в лесу); гОроды (как

топоры); новами книгами; с друзьям;

Энтот (этот); ихний (их); эвто (это);

обем (обеим);

Буду приду (приду); зачитаю (начну

читать); прочитать (прочитай),

пожалуйста;

Издавшаяся (изданная) книга;

думаемый вопрос; знаевший человек

-

смешение

форм

причастий

и

образование несуществующих форм

Методы и формы работы обучения русскому языку как неродному.

Так как в классе ученики с разным языковым уровнем владения русского языка, то

возникла необходимость создания коллективной формы работы. Достоинство

этой

формы

работы

состоит

в

том,

что

она

значительно

увеличивает

объём

речевой

деятельности

на

уроках:

ведь

хоровые

ответы

помогают

преодолеть

боязнь допустить ошибку, а это самое главное в работе с такими учениками. Эта

работа

удобна

для

разыгрывания

предлагаемых

речевых

ситуаций,

которые

побуждают

спросить

или

сказать

что-либо

на

русском

языке.

Они

помогают

создать

у

детей

запас

наиболее

употребительных

русских

слов

и

фраз

для

использования их в разговорной речи.

Работа

в

парах

помогает

исправлять

речевые

ошибки

учеников

путём

составления диалога по заданной ситуации. Ребята оказывают друг другу помощь

в правильном и чётком произношении неродной речи.

Работа по цепочке помогает при отработке техники чтения, при закреплении

знаний грамматических форм и структур со зрительной опорой и без неё, при

составлении рассказов по сюжетным картинкам, при пересказе. На уроках

литературы можно использовать следующие виды работ: чтение по ролям,

инсценирование, игру «Пантомима», составление собственных диалогов.

Большинство уроков обучения грамоте и литературного чтения в начальных

классах можно начинать с речевых разминок. Упражнения для развития

артикуляционной базы: скороговорки, потешки, заучивание четверостиший

(А.Барто) и коротких стихотворений. Это не только повышает уровень

работоспособности детей, но и развивает навыки восприятия русской речи на

слух, помогает улучшать произношение, облегчает запоминание лексико-

грамматического материала.

Для того, чтобы привить интерес к русскому языку, необходимо использовать

занимательные игры, наглядные, словесные, ролевые игры, различные виды

карточек, как для индивидуальной работы, так и для групповой, раздаточный

материал

(карточки

с

гласными

буквами

для

закрепления

таких

тем,

как

«Непроверяемая безударная гласная в корне слова», «Проверяемая гласная в корне

слова» и другие, опорные таблицы-схемы по разным темам, сделанные своими

руками), предметные картинки, загадки, ребусы, игрушки. Занимательные игры

оживляют урок, делают его более интересным и разнообразным. Учебная задача,

поставленная перед учащимися в игровой форме, становится более понятной, а

словесный

материал

легче

и

быстрее

запоминается.

Закрепление

старых

и

приобретение

новых

речевых

навыков

и

умений

в

игровой

форме

также

происходит более активно. В процессе игры дети усваивают новую лексику,

тренируются

в

произношении

и

закреплении

в

речи

определённых

слов,

словосочетаний,

целых

предложений,

стремятся

выразительно

читать

стихотворения, загадки, пословицы.

При обучении русскому языку, как неродному активно используются правила-

инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие

формировать языковую компетенцию школьников:

О людях и животных мы спрашиваем кто?

О вещах мы спрашиваем что?

О мальчике, мужчине говорим он, а о девочке, женщине – она.

По-русски говорят:

мальчик пришел, но девочка пришла;

мальчик большой, сильный, но девочка большая красивая, добрая

Запомните!

Девочка говорит: «Я рада», мальчик говорит: «Я рад»;

девочка говорит: «Я сама», мальчик говорит: «Я сам»

Произноси правильно!

что[шт] чтобы[шт] его[в]скворечник [шн]

яичница [шн] кафе [фэ] свитер[тэ] шоссе[ сэ]

Словарные упражнения, связанные с изучением конкретных грамматических тем,

вносят системность в знаниях учащихся, а регулярность выполнения таких

упражнений обеспечивает правильность их речи.

Использование разнообразных приёмов и методов работы позволяет учителю

сделать процесс обучения успешным, организовать деятельность детей-инофонов

так, чтобы они сумели справляться с проблемами, возникающими в процессе

обучения. В целом, организация процесса обучения при условии

систематического контроля за результатами обучения и развития каждого

ребёнка позволяет осуществить у учащихся положительную познавательную

мотивацию, способствует их развитию.

Методические рекомендации по работе с детьми – мигрантами.

- смоделировать учебный процесс, программы, чтобы вовлечь в учебную

деятельность всех учащихся, проявляя чувство уважения к учащимся –

мигрантам;

- провести диагностику в начале года с целью выявления уровня

обученности учащихся, создать таблицу регистрации пробелов;

- совмещать при организации учебной деятельности методику

преподавания русского языка как родного и методику преподавания

русского языка как неродного;

- работа со словарями (синонимов, антонимов, словарями иностранных

слов и т.д.)

- осуществлять взаимосвязь традиции национальной и русской

литературы, способствовать диалогу культур;

- проводить дополнительные индивидуальные занятия, консультации для

родителей,

- разнообразить методы и приёмы, которые способствуют активизации

деятельности учащихся на уроках.



В раздел образования