Напоминание

"Влияние народной колыбельной песни на эмоционально развитие ребенка ясельного возраста"


Автор: Гусельникова Мария Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19
Населённый пункт: город Балашиха, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Влияние народной колыбельной песни на эмоционально развитие ребенка ясельного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

Влияние народной колыбельной песни на

эмоциональное развитие ребенка ясельного возраста.

Автор: Гусельникова Мария Александровна.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты.

Современные мамы очень редко поют колыбельные песни, так как просто не

знают их. Забывая народные обычаи, песни, мы, безусловно, что-то

невосполнимо теряем.

А ведь многие из нас на протяжении всей жизни помнят песни, которые

напевали нам наши мамы у колыбели. И хотя считается, что младенцы не в

состоянии что-либо запомнить, но факты говорят об огромной пользе такого,

казалось бы, элементарного занятия, как напев убаюкивающих колыбельных.

Проводя с родителями беседы, консультации я пытаюсь убедить их в том, что

с ребенком с самого раннего возраста необходимо как можно больше

разговаривать, петь. Не зависимо от того, какими вокальными данными

обладает мама, поскольку самый благодарный слушатель - её собственный

ребёнок обязательно это «оценит».

Очень хочется возродить уже утерянную «традицию» пения ребенку песен

перед сном. Ведь сам процесс пения – это неоценимые мгновения общения

мамы со своим малышом. Колыбельная – ниточка любви, связывающая мать

и дитя. В эти минуты ребенок будет слышать спокойный родной голос своего

самого дорогого человека – мамы. И верить, что все у них хорошо, так как

мама находится в спокойном настроении, она поглаживает ребенка по

голове, а значит он – любимый и желанный. А что может быть важнее для

маленького существа, недавно появившегося на свет и так мало еще

знающего о мире, который его окружает.

Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребёнком, слова

и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви

и нежности. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их

вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье,

степень развития. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою

психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Колыбельные песни

снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе.

Этому способствует плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и

движения. Ребенок быстрее забывает свои беды, его укладывают спать

лаской, именно ласка передается колыбельной песней, пусть ребенок еще не

слышит и не понимает слова, но чувствует любовь и нежность мамы.

Вечером ребенка переполняют впечатления и эмоции, и ему бывает, тяжело

переключится из состояния бодрствования в состояние покоя, необходимое

для сна.

Колыбельная песня расслабляет, тем самым благоприятно влияет не только на

сам процесс засыпания, но и помогает обрести спокойные безмятежные

сновидения.

Врачи, педагоги, психологи давно убеждены в том, что чем больше мама

разговаривает с ребенком, поет ему, тем быстрее развивается у него речь,

мышление, память. Каждое слово, адресованное ребенку в течение дня,

принесет со временем свой результат для умственного развития малыша, а

пение колыбельной в тесном контакте между мамой и ребенком, однозначно

еще большую пользу.

Дети, которым поют в детстве колыбельные, вырастают более чуткими и

добрыми. Психологи объясняют такие результаты несколькими причинами.

Одна из самых важных - это установление особых эмоциональных

отношений между мамой и малышом. Ведь мама, убаюкивая ребенка,

оставляет далеко от его колыбели все накопившиеся за день тревоги и

волнения, полностью обращена к нему. Мама передает малышу свое тепло и

нежность, ласково поглаживает малыша. Малыш воспринимает её

интонации, тембр её голоса, такой родной и любимый, который дает ему

чувство защищенности, очень важные для завершения дня и спокойного сна.

Значение колыбельной не ограничивается ее ролью как "снотворного"

средства.

Кроме того, с помощью певучих колыбельных у ребенка постепенно

формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и

запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше

начинает разговаривать. Колыбельные очень важны в процессе овладения

ребенком речью, поэтому они играют значимую роль в развитии у него

мышления. Получая эмоциональный опыт, ребенок соединяет свои

впечатления со словами. Именно поэтому почти каждый человек всю жизнь

помнит колыбельные песни своего детства.

Таким образом, исследования ученых доказывают, что колыбельные песни

способны не только успокоить и усыпить малыша, но и защищают психику от

стрессов и эмоциональной неустойчивости, укрепляют психическое и

физическое здоровье, развивают речь и мышление, знакомят с окружающим

миром. К тому же отмечено, что пение колыбельных гармонизирует не

только состояние ребёнка, но и матери.

Через колыбельную песню матери ребенок знакомился с окружающим

миром. Ведь образы колыбельных - он сам, мать, отец, бабушка, дедушка,

котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб,

молоко, рожок и др. Давно замечено, что малыш, которому поют

колыбельные песни, раньше начинает "гукать", а следовательно, и

упражнять свои голосовые связки. Удивительно, но колыбельные песни для

первых дней и месяцев жизни ребенка практически сплошь сотканы из

существительных и глаголов - и это при всем богатстве, разнообразии и

выразительности средств русского языка! Почему? Случайность ли это?

Оказывается, нет. Здесь кроется глубокий смысл; в песнях используется лишь

то, что ребенок может реально воспринять: предмет и его движение:

Я качаю, зыбаю,

Пошел отец за рыбою

Бабушка уху варить,

Дедушка свиней манить...

Колыбельная песня была рассчитана и на свойства памяти младенца, который

еще не способен к прочному запоминанию звуковой (словесной)

информации. Отсюда и различного рода повторы звуковых сочетаний, слогов,

отдельных слов, цепочек слов в одной колыбельной:

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать.

Стал мой Юра засыпать. Колыбельные песни - это то лучшее, что создала и

сохранила до настоящего времени традиционная педагогика за свою

многовековую историю.

Дети, которые с младенческих лет чувствуют материнскую защиту, растут

более спокойными и уверенными в себе, они лучше строят в будущем свои

отношения. Взрослыми они легче добиваются в жизни поставленных целей.

И даже, как говорят учёные, они меньше болеют простудными

заболеваниями!

Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном

слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок

начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью,

понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые

представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

В колыбельных песнях утверждается высшая ценность занимаемого

ребенком места, потому что для полноценного психического развития

ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире

- самое хорошее, его мама - самая лучшая, а дом - самый родной.

Колыбельная - это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не

допускающие проникновения зла.

Наши бабушки придавали большое значение колыбельным, ведь для них это

было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое

поддерживается связь малыша с окружающим миром.

Мир образов песен, язык и «формулы» мелодии впечатываются в память

ребенка, знакомят его с жизнью, формируют национальное самосознание.

Более того: именно колыбельные песни, внедряясь в подсознание,

формируют фонетический обзор родного языка!

В колыбельных песнях настойчиво повторяется имя малыша:

О, бай-бай-бай!

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Таню не пугай.

Бай-бай-бай-бай,

Ты собаченька не лай.

Петушок, не кричи,

У нас Таню не буди!

Благодаря личностному обращению, вплетенному в ткань колыбельной

песни, ребенок постепенно учится осознавать себя в этом мире, который

поначалу ограничивается детской кроваткой. Колыбель для ребенка –

микрокосм, а ее край – та граница, за которой «темный лес» и «серенький

волчок» и которую до поры до времени переступать запрещено и опасно.

Не слова и мелодия самое главное в колыбельной, а те чувства, которые через

нее передаются. Ведь малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а через

колыбельную до малыша доходит понимание, что он не одинок в этом мире.

В колыбельных очень много ласковых слов, большое количество

уменьшительно-ласкательных суффиксов, через них взрослые выражают

свою нежность к малышу:

Малиночка сладенька

Спи, доченька маленька.

Колыбельная песня играла роль оберега, защищающего малыша от сглаза,

проблем, бед, болезней. Главные мотивы колыбельных песен - пожелание

сна, здоровья, хорошей жизни. Наши предки считали, что колыбельная

обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные

ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя,

ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи. Считалось, что они

помогут малышу вырасти сильным, крепким, здоровым, удачливым.

Колыбельные песни развивают. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать

и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает

мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда

дети подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и

даже родителям.



В раздел образования