Автор: Филина Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель русского язык и литературы
Учебное заведение: НКА и ДХ
Населённый пункт: Г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание на занятиях русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственное воспитание
на занятиях русского языка и литературы
Цель: создание
системы
духовно-нравственного
воспитания
обучающихся
для
формирования социально-активной личности на занятиях русского языка и литературы.
Создание
условий
для
разностороннего
развития
личности
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной
гордости и гражданской ответственности за свое будущее.
Задачи:
- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу,
самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в
жизни;
- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы,
вечера, встречи с интересными людьми;
- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.
След, который должны оставлять мы, преподаватели, учителя, воспитатели, - это доброе
слово,
посеянное
в
душах
своих
подопечных.
В
современном
мире
подрастающее
поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение
общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы,
которые
выразились
в
обесценивании
многих
жизненных
идеалов
и
образовании
идеологической пустоты.
В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и
воспитанию подрастающего поколения. Моя цель как преподавателя заключается в том, чтобы
защитить обучающихся от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить
добро на благо людей. Это задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного
воспитания на занятиях русского языка и литературы.
Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем
современного общества. Перед нами стоит задача воспитания ответственного гражданина,
способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в
соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с
формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающегося.
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в
котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия
для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения
системы
общечеловеческих,
культурных,
духовных
и
нравственных
ценностей
многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное
развитие осуществляется
в
процессе
социализации,
последовательного
расширения
и
укрепления
ценностно-смысловой
сферы
личности,
формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям,
обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются
ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях
и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями)
являются:
патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение
Отечеству;
социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,
старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших
и младших, забота о продолжении рода;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и
настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной
жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на
основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля,
экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов,
прогресс человечества, международное сотрудничество.
Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо
остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А
«Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет
умирающего
старца
юноше,
начинающему
жить,
приказ,
передаваемый
часовым,
отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных
сердец.
Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном
обществе
культура
пользования
языком
засорена
средствами
массовой
информации,
политической и экономической жизнью. Русский язык и литература – это предметы, которые
позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности
обучающегося.
Урок, занятие – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку.
«Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели
через колыбельные, потешки, загадки.
До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором
отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы
используем и по сей день. На занятиях русского языка и литературы я привожу примеры
пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас
состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа
составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить при изучении тем:
«Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа может строиться двумя способами:
- я даю задание составить как можно больше слов близких данному (например, сострадание,
забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий
ряд слов);
-совместно обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый у себя в тетради
осмысливает их содержание.
Но важно научить обучающегося не только объяснять значение нового слова, но и
пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые
словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под
диктовку.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы
(сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить темы, развивающие
личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое
доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п.
Также при подготовке к занятиям стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов,
которые помогают развивать нравственные качества (например, «Что такое нравственность?»)
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он
их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут
поступки человека– нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это
всегда выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение
человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный
поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение
человека». По А.Никонову.
Велика
роль
и
литературы.
Она
всегда
носила
нравственно
–
православный
идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью,
совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное
внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и
воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.
Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает
ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания
духовных ценностей.
Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание
внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может
рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.
При воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской
классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская
классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. На примерах
многих произведений обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь
семьи, достоинство и моральный облик русского человека.
Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою
точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя
роль как преподавателя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло. Важное
место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления
учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на
занятиях литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые
позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге,
о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
На занятиях русского языка и литературы мы, педагоги, обращаем внимание на культуру
речи, проводим внеклассные мероприятия на эту тему, занимательные беседы, учим любить
родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. А после занятий дети общаются
друг с другом СМС-ками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что
сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это
не можем, это – технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь,
заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через
Интернет и сохранение норм речи.
Проблем много. Их надо решать. Обучая, надо самим учиться, показывать пример. На
занятиях русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к
родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю
гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация
помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и
познать себя как представителя русской нации.
Через
учебный
диалог
происходит
культурное,
нравственное
и
духовное
взаимообогащение обучающихся и преподавателя.
В нашем современном мире вводится много нововведений по духовно-нравственному
воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, преподаватель должен знать все азы
воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить
жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В
каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один -
слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам
ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.
Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть,
действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее
несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока
человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает
человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».
Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга
личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека
в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях,
чтобы они поступали именно так.
Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не
может, но та работа, которая проводится преподавателями на занятиях русского языка и
литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших воспитанников.
Словесник в колледже – одна из главных фигур. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой,
Достоевский,
Тютчев
и
весь
сонм
великих
нашей
отечественной
словесности.
За
преподавателем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет
самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее
фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят
сына Отечества.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005
- №2 - С. 67-68
2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в
современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3
- С. 9-12
3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.
5. Анилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.