Напоминание

Духовно-нравственное воспитание на занятиях русского языка и литературы


Автор: Филина Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель русского язык и литературы
Учебное заведение: НКА и ДХ
Населённый пункт: Г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание на занятиях русского языка и литературы
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовно-нравственное воспитание

на занятиях русского языка и литературы

Цель: создание

системы

духовно-нравственного

воспитания

обучающихся

для

формирования социально-активной личности на занятиях русского языка и литературы.

Создание

условий

для

разностороннего

развития

личности

на

основе

усвоения

общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной

гордости и гражданской ответственности за свое будущее.

Задачи:

- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу,

самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в

жизни;

- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы,

вечера, встречи с интересными людьми;

- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

След, который должны оставлять мы, преподаватели, учителя, воспитатели, - это доброе

слово,

посеянное

в

душах

своих

подопечных.

В

современном

мире

подрастающее

поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. К сожалению, изменение

общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы,

которые

выразились

в

обесценивании

многих

жизненных

идеалов

и

образовании

идеологической пустоты.

В настоящее время большое внимание уделяется не только процессу обучения, но и

воспитанию подрастающего поколения. Моя цель как преподавателя заключается в том, чтобы

защитить обучающихся от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить

добро на благо людей. Это задача решается прежде всего с помощью духовно-нравственного

воспитания на занятиях русского языка и литературы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых проблем

современного общества. Перед нами стоит задача воспитания ответственного гражданина,

способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в

соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с

формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающегося.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в

котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия

для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения

системы

общечеловеческих,

культурных,

духовных

и

нравственных

ценностей

многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное

развитие осуществляется

в

процессе

социализации,

последовательного

расширения

и

укрепления

ценностно-смысловой

сферы

личности,

формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе

традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям,

обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются

ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях

и передаваемые от поколения к поколению.

Традиционными источниками нравственности (базовыми национальными ценностями)

являются:

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение

Отечеству;

социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,

достоинство;

гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество,

старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и

вероисповедания;

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших

и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и

настойчивость;

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной

жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на

основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный

выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля,

экологическое сознание;

человечество – мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество.

Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного воспитания стоит особо

остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А

«Книга, – по словам А. Герцена, – это духовное завещание одного поколения другому, совет

умирающего

старца

юноше,

начинающему

жить,

приказ,

передаваемый

часовым,

отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место».

Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных

сердец.

Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном

обществе

культура

пользования

языком

засорена

средствами

массовой

информации,

политической и экономической жизнью. Русский язык и литература – это предметы, которые

позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно-нравственному воспитанию личности

обучающегося.

Урок, занятие – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку.

«Могучий и великий» русский язык – это учитель, наставник. Он «учит» нас ещё в колыбели

через колыбельные, потешки, загадки.

До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором

отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы

используем и по сей день. На занятиях русского языка и литературы я привожу примеры

пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас

состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа

составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить при изучении тем:

«Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа может строиться двумя способами:

- я даю задание составить как можно больше слов близких данному (например, сострадание,

забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий

ряд слов);

-совместно обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый у себя в тетради

осмысливает их содержание.

Но важно научить обучающегося не только объяснять значение нового слова, но и

пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые

словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под

диктовку.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и творческие работы

(сочинения, изложения, сочинения-миниатюры). Можно предложить темы, развивающие

личностное отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое

доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п.

Также при подготовке к занятиям стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов,

которые помогают развивать нравственные качества (например, «Что такое нравственность?»)

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он

их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут

поступки человека– нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это

всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение

человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный

поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение

человека». По А.Никонову.

Велика

роль

и

литературы.

Она

всегда

носила

нравственно

православный

идеал. Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью,

совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное

внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и

воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Бездуховность народа – бедствие в современном обществе. Именно литература создает

ценности, необходимые душе, поэтому предмет литература очень благодатен для воспитания

духовных ценностей.

Говоря о духовном воспитании молодого поколения, мы имеем в виду и воспитание

внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может

рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

При воспитании настоящего человека с большой буквы нельзя не обойтись без русской

классики. Она бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы времени не прошло, русская

классическая литература останется бесценным достоянием русского народа. На примерах

многих произведений обучающиеся знакомятся с такими понятиями как: верность слову, честь

семьи, достоинство и моральный облик русского человека.

Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою

точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя

роль как преподавателя заключается в том, что направить их мысли в нужное русло. Важное

место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления

учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на

занятиях литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые

позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге,

о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

На занятиях русского языка и литературы мы, педагоги, обращаем внимание на культуру

речи, проводим внеклассные мероприятия на эту тему, занимательные беседы, учим любить

родной язык, раскрываем его красоту, призываем беречь его. А после занятий дети общаются

друг с другом СМС-ками или в «аське», искажая слова, а то и просто смайликами, забыв, что

сами говорили о необходимости сохранять культуру речи. И мы понимаем, что остановить это

не можем, это – технический прогресс. Интернет все больше и больше входит в нашу жизнь,

заменяет живое общение. Вот еще одна проблема, возможно ли совместить общение через

Интернет и сохранение норм речи.

Проблем много. Их надо решать. Обучая, надо самим учиться, показывать пример. На

занятиях русского языка и литературы просто необходимо показать бережное отношение к

родному слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных радостей, всю

гамму человеческих чувств и отношений, размышления над словом, его анализ, интерпретация

помогают обучающимся познакомиться с особенностями русского видения мира, понять и

познать себя как представителя русской нации.

Через

учебный

диалог

происходит

культурное,

нравственное

и

духовное

взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

В нашем современном мире вводится много нововведений по духовно-нравственному

воспитанию. Чтобы было все интересно и познавательно, преподаватель должен знать все азы

воспитания в целом и вызвать нравственность в сердцах учеников.

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо прожить

жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. В

каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Один -

слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий, духовный человек - сам

ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек.

Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Эта духовная часть человека, совесть,

действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто ее

несет, сходит с того пути, который она показывает... То же и с совестью: она молчит, пока

человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает

человеку, куда и насколько он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека».

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга

личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека

в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях,

чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не

может, но та работа, которая проводится преподавателями на занятиях русского языка и

литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших воспитанников.

Словесник в колледже – одна из главных фигур. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой,

Достоевский,

Тютчев

и

весь

сонм

великих

нашей

отечественной

словесности.

За

преподавателем каждого предмета стоят великие, но духовность, к которой литература имеет

самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, наклон ее

фигуры, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят

сына Отечества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005

- №2 - С. 67-68

2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в

современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3

- С. 9-12

3. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974.

5. Анилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России. – М., «Просвещение», 2009.



В раздел образования