Автор: Осьминина Екатерина Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ЭКПТ"
Населённый пункт: г. Энгельс Саратовской области
Наименование материала: Раннее физическое развитие детей
Тема: Базовые основания раннего физического развити детей
Раздел: среднее профессиональное
Раннее физическое развитие детей.
Базовые основания раннего физического развития детей.
Природа отмечает каждого человека «даром», но не делит его поровну
на всех, а кого-то больше или меньше. Одарённым (способным) принято
считать того, чей дар превышает некие средние возможности большинства.
Проблема состоит в том, что такие возможности в определённых условиях
могут
не проявиться.
Предшкольный
возраст
–
это
сенситивный
период
развития
координационных способностей детей. Важно не упустить это время и
использовать для развития организма ребёнка.
Под сенситивными фазами понимают возрастные периоды в которые
организм
проявляет
высокую
чувствительность
к
определенным
воздействиям.
Они
ограничены
во
времени
и
биогенетически
детерминированы. Если соответствующее воздействие получено до или
после этих фаз, то приобретение эффекта занимает большее время и
оказывается успешным лишь частично или в основном безуспешным.
Предшкольный и начальный школьный возраст представляет собой фазу
с особенно благоприятными возможностями для развития координационных
способностей,
особенно
способности
реагировать,
дифференцировать,
ритмизировать
и
балансировать,
и
поэтому
его
называют
«золотым
возрастом обучения». В разнообразных, творческих ситуациях, во время
тренировок или занятий физкультурой, дети собирают самые разнообразные
двигательные ощущения. Различные координационные способности, которые
редко проявляются изолированно друг от друга, постоянно стабилизируются
помощью регулярных двигательных воздействий и, таким образом,
оптимально развиваются течение всего периода занятий. Чем обширнее,
устойчивее
и
разнообразнее
двигательный
опыт
детей,
тем
выше
обеспеченность движения во взрослом возрасте.
При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно
ориентироваться
не
на
паспортный,
а
на
биологический
возраст
занимающихся. Это необходимо в связи с тем, что с акселерацией детей
и подростков расширяется диапазон индивидуальных различий, так как
наряду с акселератами, определились ретарданты – дети, на определенных
этапах онтогенеза, отстающих в росте и формировании организма.
В результате один и тот же паспортный возраст объединяет различный по
степени биологической зрелости контингент детей. В спортивной практике
недостаточно глубокий анализ взаимосвязи между биологическим возрастом
и спортивными достижениями нередко вводит в заблуждение тренера
в отношении истинных способностей юных спортсменов. Нередко высокий
спортивный результат в детские годы является следствием не высокой
спортивной одаренности, а генетически более ранних сроков биологического
созревания организма ребенка.
1
Современный
принцип
«возрастной
адекватности»
многолетней
спортивной деятельности предполагает учитывать динамику возрастного
развития спортсмена. В предлагаемой таблице представлена концепция
классификации возрастных периодов у спортсменов, где за критерии взяты
сенситивные
периоды
физических
качеств
и
сопряженных
с
ними
двигательных способностей.
У каждого вида спорта есть свои требования к минимальному возрасту
для
начала занятий. Они утверждены федеральными стандартами, исходя
из особенностей развития детей и их способностей в определенном возрасте.
При этом нужно разделять:
общефизическую подготовку с элементами определенного вида спорт;
непосредственно начало занятий определенным видом спорта.
Так, например, начать профессионально заниматься плаванием ребенок
может только в 7 лет, но ходить в бассейн — гораздо раньше.
На занятиях в группах общефизической подготовки ребенок может
научиться некоторым элементам того вида спорта, который ему интересен.
Это
позволит понять, нравятся ли ему тренировки и есть ли у него
соответствующие способности.
Если все в порядке, впоследствии ребенку будет легче пройти спортивн
ые испытания при поступлении в группу начальной подготовки. Если же нет,
у него есть время попробовать какой-нибудь другой вид спорта.
Но,
если
ребенку интересен
сложнокоординационный
вид
спорта, ему лучше предварительно позаниматься в группе общефизической
подготовки, чтобы развить гибкость, чувство равновесия и другие
способности, необходимые для дальнейших тренировок.
По каким критериям определяется оптимальный возраст для начальной
спортивной подготовки?
Все виды спорта можно разделить на три условные группы:
виды спорта, которыми нужно начать заниматься
до
6-7 лет.
Как правило, это сложнокоординационные виды спорта. Ранняя
спортивная подготовка связана с тем, что юным спортсменам необходимо
достичь высокого уровня координационных способностей, гибкости и других
показателей, что крайне сложно сделать в более старшем возрасте;
виды спорта, которыми нужно начать заниматься в
8-9 лет.
Подходят для большинства детей и не требуют высоких исходных
показателей физической подготовленности. К этой группе преимущественно
относятся игровые и командно-игровые виды спорта;
виды спорта, начать заниматься которыми могут дети старше
10 лет.
К ним относятся некоторые виды единоборств, циклические,
стрелковые и силовые виды спорта.
Происходящие
в
этом
возрасте перестройки организма ребенка — антропометрические,
психологические, физиологические — помогают лучше адаптироваться
к
специфическим нагрузкам и более
эффективно
освоить
программу
начальной подготовки.
Официально установленные сроки допуска к занятиям в ДЮСШ таковы.
2
Плавание, спортивная гимнастика - 7-8 лет.
Настольный теннис, фигурное катание - 7-9 лет.
Лыжный спорт - 9-10 лет.
Художественная гимнастика - 6-7 лет.
Футбол, легкая атлетика - 10-11 лет.
Спортивные игры, хоккей - 10-11 лет.
Борьба классическая и вольная - 10-11 лет.
Бокс - 12-13 лет.
Исходя из этих данных в дошкольном возрасте необходимо создавать
условия для освоения детьми плавания и основной гимнастики как базовых
жизнеобеспечивающих навыков.
Большинство ведущих специалистов в области теории и методики
спорта считают, что основной задачей начального этапа подготовки служит
гармоничное физическое развитие, которое, может быть, как результатом
правильно организованного тренировочного процесса, так и естественных
условий жизни.
Увлечение слишком ранней специализацией имеет существенные
издержки. Она может стать серьезным тормозом на пути к спортивному
успеху.
В
перспективном
поиске
оптимальных
сроков
начала
специализированных занятий спортом следует опираться не на интуицию и
желание ребенка, а на объективные данные, проверенные многолетней
практикой работы с юными спортсменами. Несмотря на встречаемые в
спорте
случаи
ранних
успехов,
спорт
высших
достижений
требует
установления
жестких
возрастных
рамок,
в
которых
должны
быть
реализованы потенциальные задатки.
По некоторым данным, ранняя и очень ранняя специализация не дает
реально ощутимых преимуществ с точки зрения сроков выхода на уровень
высших спортивных результатов.
До сих пор нет единого мнения в том какой должна быть начальная
подготовка. Понятно, что, ни в коей мере, не специализированной.
Одни авторы считают, что на начальном этапе подготовки разумно
предоставить возможность юному спортсмену проверить свои силы
в различных видах спорта и затем выбрать предмет будущей специализации.
По мнению же других, решить задачу начальной подготовки на основе
занятий каким-либо одним видом спорта невозможно даже с установкой
на разносторонний тренировочный процесс.
В возрасте 7-10 лет способности детей к освоению техники движений
настолько велики, что многие новые двигательные умения они приобретают
без специального инструктажа, а сложные элементы техники различных
видов спорта зачастую осваивают быстрее, чем подростки и юноши.
Большинство авторов, специально изучавших этот вопрос, считают, что
в
начальном
периоде
физического
воспитания
детей
необходимо
использовать
разнообразные
упражнения,
направленные
на
их
гармоническое развитие.
При этом необходимо:
3
- избегать односторонней нагрузки на какие-либо определенные группы
мышц, упражнений асимметричного характера;
В соответствии с основными принципами концепции физической
культуры и спорта в Российской Федерации реализация стратегических задач
предполагает активизировать меры по поиску спортивно - одаренных детей
и создать оптимальные условия для их развития.
В исследованиях Валентины Николаевны Шебеко показано, что
психомоторная
одаренность
дошкольников
включает
целый
комплекс
органически связанных психомоторных способностей: способность тонко
различать
движения
по
временным,
силовым
и
пространственным
параметрам;
способность
быстро
выполнять
одиночные
движения,
реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный), держать
темп движения; способность координировать движения многих звеньев тела;
умение
воспроизводить
новые
движения
на
основе
двигательного
воображения, воспринимать и создавать собственные движения; появляется
соревновательность, целеустремленность, воля к победе, высокая мотивация
к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей. Важную
роль в развитии психомоторной одаренности играют уровни психической
организации
ребенка
(развитие
эмоциональной,
мотивационной,
интеллектуальной сфер). При этом именно доминирование одного или
нескольких
уровней
и
определяют
индивидуальную
структуру
психомоторной одаренности ребенка дошкольного возраста.
Работа
по
развитию
спортивной
одар
ё
нности
детей
старшего
дошкольного
возраста
начинается
с
организации
диагностического
обследования требует специальных организованно-педагогических решений.
Однако, определение спортивной ориентации и отбор детей для занятий
видом
спорта,
соответствующих
их
индивидуальным
возможностям
несовершенен. И требует проведение научно-исследовательских работ
в области раннего физического развития.
В то же время в Саратовской области накоплен передовой опыт
системного
взаимодействия
с
общероссийскими
и
региональными
спортивными федерациями по реализации проектов детско-юношеского
спорта. Самыми активными из которых стали: Федерация бадминтона
Саратовской области и Российский футбольный союз.
Такое
взаимодействие
поможет
создать
единое
соревновательное
пространство
для
детей,
систематически
занимающихся
спортом,
в
соответствии
с
их
способностями,
уровнем
подготовленности,
особенностями здоровья и интересами.
И тогда к 2030 году мы достигнем показателя увеличение доли детей,
систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей
численности детей до 90 процентов.
4