Напоминание

"Пути решения организации аудиторной самостоятельной работы по математике"


Автор: Гафарова Мерьем Азизовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГАОУ СП РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Симферополя
Наименование материала: статья
Тема: "Пути решения организации аудиторной самостоятельной работы по математике"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Пути решения организации аудиторной самостоятельной работы

по математике»

« …знания можно предложить, но овладевать

ими может и должен каждый самостоятельно»

А. Дистервег

Одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой, является повышение

качества подготовки специалистов. Студент и выпускник высшего учебного заведения

должен не только получать знания по предметам программы, овладевать умениями и

навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы, но и уметь

самостоятельно приобретать новые научные сведения.

В этой связи все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов.

Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в

вузе, формирование умений учебного труда является основой для послевузовского

образования и дальнейшего повышения квалификации. Таким образом, в вузе студенты

должны получить подготовку к последующему самообразованию, а средством достижения

этой цели является самостоятельная работа.

Аудиторная самостоятельная работа студентов при изучении математики –

планируемая учебная работа, выполняемая в учебное время по заданию и при

методической поддержке преподавателя, но без его непосредственного участия.

Дидактическими целями самостоятельных аудиторных работ при изучении

математики являются: закрепление и контроль знаний, формирование умений и навыков

по изучаемым темам. Применяется аудиторная самостоятельная работа при изучении

математики на различных этапах занятий: при изучении нового материала, его

закреплении, систематизации, контроле.

В зависимости от целей аудиторных самостоятельных работ при изучении математики,

они могут быть:

1) обучающими;

2) тренировочными;

3) закрепляющими;

4) на повторение;

5) творческими;

6) контрольные.

1. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном

выполнении студентами данных преподавателем заданий в ходе объяснения нового

материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу привлечение

каждого студента к тому, что объясняет преподаватель. Здесь сразу выясняется

непонятное, выявляются сложные моменты дают себе знать пробелы в знаниях, которые

мешают прочно усвоить изучаемый материал. Самостоятельные работы по формированию

знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при

непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е.

сразу после объяснения нового, когда знания обучающихся еще не прочны.

Преподавателю необходимо знать следующие особенности обучающих

самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий

непродуктивного характера, проводить в непринужденной, деловой обстановке, чтобы

ребята не боялись задавать любые вопросы, были бы уверены, что за ошибки их не

накажут, а там, где требуется, помогут, проверять немедленно и не ставить за них плохих

оценок.

Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения

нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка

дает преподавателю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень

понимания обучающимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения.

Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много

времени на уроке. Например, к самостоятельным обучающим работам можно также

отнести составление примеров на изученные свойства и правила. Для быстрой проверки

самостоятельных работ задания могут быть с выбором правильного ответа

2. К тренировочным самостоятельным работам относятся задания на распознавание

различных объектов и свойств.

В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или

непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических

объектов и др.

Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий,

содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила.

Это работы, выполняемые по образцу, при выполнении которых обучающиеся не

выходят за рамки воспроизводящей деятельности, которая направлена на овладение

основными знаниями, умениями, способами работы. Предлагаемые при этом задания

выполняются по образцам и алгоритмам, показанными преподавателем или подробно

описанными в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении

изученного, ибо способствуют созданию условий для перехода к выполнению заданий,

требующих более высокого уровня самостоятельности. Поэтому преподаватель должен

уметь отбирать задания, вовремя предъявлять и требовать от учащихся их точного

воспроизведения.

Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию студентов, но она

необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки тем самым

создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении

тренировочных самостоятельных работ еще необходима помощь преподавателя. Можно

разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п..

Все это создает благоприятный климат для слабых студентов. В таких условиях

они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести

выполнение заданий по разно уровневым карточкам.

По этим карточкам студенты привыкают

работать самостоятельно.

Преподавателю

удобнее ими пользоваться, если он соберет комплект карточек по темам

Работы по образцу позволяют усвоить учебный материал, но не обогащают обучающихся

опытом познавательной творческой деятельности.

3. К закрепляющим самостоятельным работам можно отнести самостоятельные

работы,

которые способствуют

развитию

логического

мышления

и

требуют

комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько

прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа

преподаватель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой.

4. Очень важны самостоятельные работы на повторение (обзорные или тематические).

Перед изучением новой темы, преподаватель должен знать, познавательны ли студенты,

есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучение

нового материала. Обзорные аудиторные самостоятельные работы применяются при

подготовке к ГИА.

5. Творческие самостоятельные работы предполагают высокий уровень

самостоятельности. При выполнении этих работ, обучающиеся открывают для себя

новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых

неожиданных ситуациях. Пользуясь накопленными знаниями и умениями, выдвигая и

проверяя собственные гипотезы и суждения, они открывают для себя новые сведения об

изучаемых объектах. Такие работы обладают наибольшим развивающим потенциалом.

Полезно сначала задавать подобные самостоятельные работы на дом, чтобы обучающийся

мог попробовать решить задачу самостоятельно без помощи преподавателя, вникнуть в

суть, предложить свой способ решения, а уже затем обсудить решение на занятии.

Например, к творческим самостоятельным работам можно отнести решение задачи и

доказательство теоремы нестандартным, новым для обучающегося способом, решение

задач несколькими способами, решение задач повышенной сложности.

6. Контролирующие самостоятельные работы призваны проверить степень усвоения

материала обучающимися для своевременной коррекции знаний и накопления оценок.

Разработка текстов контролирующих самостоятельных работ должна быть одной из

основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому

контрольные задания должны быть

1.

равноценными по содержанию и объему работы,

2.

они должны быть направлены на отработку основных навыков,

3.

обеспечивать достоверную проверку уровня знаний,

4.

они должны стимулировать студентов, позволять им продемонстрировать

прогресс в своей общей подготовке.

Условиями, обеспечивающими успешное выполнение аудиторной самостоятельной работы

по математике, являются:

1.

Мотивация учебного задания (для чего, чему способствует).

2.

Четкая постановка познавательных задач.

3.

Алгоритм, метод выполнения работы, знание обучающимися способов ее

выполнения.

4.

Четкое определение преподавателем критериев оценивания работы

Продуктивность аудиторных самостоятельных работ при изучении математики зависит

во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно

ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и

строить различные схемы изучаемого материала. При этом целесообразно подчеркивать,

что например, построение таблиц, схем графиков в ходе изучения материала позволяет

увеличивать объем запоминаемой информации(по сравнению с запоминаем на слух на 15-

20%).

При отборе содержания самостоятельной работы и при определении ее объема следует

руководствоваться, как и во всем процессе обучения, основными принципами дидактики.

Важное значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь

теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей, принцип

творческой активности, а также принцип дифференцированного подхода к обучающимся.

Применение этих принципов при организации самостоятельной работой имеет следующие

особенности:

1.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это

достигается

четкой

формулировкой

цели

работы,

что

придает

работе

обучающихся осмысленный характер, и способствует более успешному ее

выполнению.

2.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и

побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно. Однако

здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной

работы,

предлагаемой

на

каждом

этапе

обучения,

должны

быть

посильными

для

обучающихся,

а

сами

обучающихся

подготовлены

к

выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3.

Задания,

предлагаемые

для

самостоятельной

работы,

должны

вызывать

интерес обучающихся.

4.

Самостоятельные

работы

обучающихся

необходимо

планомерно

и

систематически включать в учебный процесс. Только при этом условии у

них будут вырабатываться твердые умения и навыки.

Аудиторные самостоятельные работы при их рациональной организации повышают

эффективность

обучения,

помогают

преподавателю

в осуществлении

контроля

над

усвоением знаний,… В то же время злоупотребление самостоятельной работой в учебном

процессе

также

вредно,

как

и

её

недооценка.

Нельзя

проводить

на

занятиях

самостоятельную

работу

без особой необходимости, просто ради разнообразия, не

продумав её содержание и форму организации.

Форма организации аудиторной самостоятельной работы– это определенная

расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия преподавателя и

студентов, самих студентов между собой.

Трудности в организации аудиторных самостоятельных работ по математике, состоящие

в организации управления ими, в необходимости дифференцирования работ, приближении

их к реальной практической деятельности, решаются с помощью применения

групповых , индивидуальных, нетрадиционных форм организации аудиторных

самостоятельных работ. А также учебного оборудования, дидактических материалов,

составленных по вариантам с различным уровнем сложности заданий.

Общими критериями оценки результатов аудиторных самостоятельных работпо

математике являются:

1.

уровень освоения обучающимся учебного материала;

2.

умение обучающихся использовать теоретические знания при выполнении

практических задач;

3.

обоснованность и чёткость изложения ответа;

4.

оформление материала в соответствии с требованиями.

Эффективность самостоятельной работы, формирование навыков

самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа

результатов работы, когда у студента еще не окончен процесс корректировки

собственных знаний и он еще не успел пропустить, быть может, ошибочную

информацию в память. Таким образом, анализ аудиторной самостоятельной работы по

математике должен носить обучающий характер, т.е. не просто констатировать

количество ошибок, а производить их разбор, с тем, чтобы обучающиеся смогли до конца

понять вопросы, в котором сделали ошибки.

При подготовке к аудиторной самостоятельной работе, преподаватель должен

руководствовать следующей программой действий:

1.

разработка задач для самостоятельной деятельности;

2.

определение критериев оценивания работы;

3.

методические рекомендации для самостоятельной работы обучающегося;

4.

подбор учебно-методической литературы.

Примером формы организации аудиторной самостоятельной работы по математике

является проведение математических диктантов, формирующих навыки

самоконтроля, которые желательно проводить после изучения соответствующего

материала каждого пункта. Задания преподавателю большей частью приходится

составлять самому, т.к. число задач с установкой на самоконтроль составляет менее

20% от общего числа заданий, имеющихся в учебниках и учебных пособиях по

математике для средней школы. Ответы к заданиям заготавливаются заранее и по

окончанию диктанта представляют их для пользования студентам. При проведении

диктантов преподаватель должен четко представлять себе результативность

следующих видов работ:

а) проверка диктантов только преподавателем;

б) взаимопроверка работ соседями по парте;

в) взаимопроверка работ соседями по варианту;

г) самопроверка.

Наиболее высокий % объективных оценок, как правило, бывает при

взаимопроверке соседей по варианту. Самый низкий - соседей по парте, т.к.

обмен работами в этом случае приводит к перемене варианта задания.

Самостоятельные работы разных типов и видов с большим или малым количеством

вариантов призваны обеспечить индивидуализацию обучения, его гуманизацию. Они

направлены в первую очередь на развитие познавательной самостоятельности студентов,

которая очень необходима для жизни в современном информационном обществе.



В раздел образования