Автор: Сорочинская Диана Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности организации коррекционно-развивающей работы по преодолению дезадаптации учащихся начальных классов"
Раздел: высшее образование
Научная статья
"Особенности организации коррекционно-развивающей
работы по преодолению дезадаптации учащихся начальных классов"
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
особенности
организации
коррекционно-развивающей
работы
с
учащимися
начальных
классов,
испытывающими трудности школьной адаптации. Описываются причины и
проявления дезадаптации у младших школьников, включая эмоциональные,
поведенческие и когнитивные аспекты. Анализируются методы диагностики
уровня адаптированности детей и подходы к разработке индивидуальных
программ коррекции. Особое внимание уделено роли педагогов, психологов
и родителей в процессе преодоления дезадаптации, а также важности
комплексного подхода, включающего психолого-педагогическую поддержку
и создание благоприятной образовательной среды.
Введение
Дезадаптация учащихся начальных классов является актуальной проблемой
современной педагогики и психологии. Она проявляется в трудностях
адаптации ребенка к школьным условиям, что может выражаться в снижении
успеваемости, нарушении поведения, проблемах с коммуникацией со
сверстниками и учителями. В связи с этим особую важность приобретает
организация
коррекционно-развивающей
работы,
направленной
на
преодоление дезадаптации.
Цель данной статьи – рассмотреть особенности организации коррекционно-
развивающей работы по преодолению дезадаптации учащихся начальных
классов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
o
Определить понятие дезадаптации и ее основные проявления у
младших школьников;
o
Рассмотреть причины возникновения дезадаптации;
o
Описать методы диагностики дезадаптации;
o
Представить подходы и методы коррекционной работы;
o
Обсудить роль педагогов и психологов в процессе коррекции
дезадаптации.
1.
Понятие дезадаптации и её проявления у младших школьников
Дезадаптация представляет собой нарушение процесса приспособления
индивида к новым социальным условиям, в данном случае – к школе. У
младших школьников она может проявляться в различных формах:
o
Трудности в усвоении учебного материала (низкая успеваемость);
o
Нарушение дисциплины и правил поведения;
o
Проблемы во взаимодействии с одноклассниками и учителем;
o
Эмоциональные
и
поведенческие
расстройства
(тревожность,
агрессия).
2.
Причины возникновения дезадаптации
Причины дезадаптации могут быть разнообразными и включать как
внутренние факторы (особенности психического развития ребенка), так и
внешние (условия обучения, взаимоотношения в семье). К основным
причинам можно отнести:
o
Недостаточную подготовку к школе (неразвитые навыки чтения,
письма, счета);
o
Психологические проблемы (тревожность, страхи);
o
Неправильное
воспитание
в
семье
(гиперопека
или
недостаток
внимания);
o
Неадекватный стиль преподавания (авторитаризм учителя, отсутствие
индивидуального подхода).
3.
Методы диагностики дезадаптации
Для выявления дезадаптации используются различные диагностические
методы:
o
Наблюдение за поведением и учебными успехами ребенка;
o
Тестирование когнитивных способностей (IQ-тесты, тесты на внимание
и память);
o
Анкетирование родителей и учителей для оценки эмоционального
состояния и социального взаимодействия ребенка;
o
Проведение бесед с ребенком для выяснения его восприятия школьных
условий.
4.
Подходы и методы коррекционной работы
Коррекционная работа должна быть комплексной и включать несколько
направлений:
o
Педагогическая поддержка – индивидуальная помощь в освоении
учебных программ, развитие учебных навыков;
o
Психологическая поддержка – работа над снижением тревожности,
развитием
уверенности
в
себе,
формированием
позитивных
взаимоотношений с окружающими;
o
Социально-педагогическая
поддержка
–
вовлечение
ребенка
в
коллективную деятельность, создание благоприятной атмосферы в
классе.
5.
Роль педагогов и психологов в процессе коррекции дезадаптации
Педагоги играют ключевую роль в выявлении признаков дезадаптации и
разработке индивидуальных планов коррекционной работы. Они должны
уметь гибко подходить к обучению каждого ученика, учитывая его
индивидуальные
особенности.
Психологи,
в
свою
очередь,
проводят
диагностику и разрабатывают программы психологической поддержки, а
также консультируют педагогов и родителей по вопросам воспитания и
обучения детей.
Общие рекомендации:
1. Уделять ребенку больше внимания: наблюдать, играть, советовать, но
меньше воспитывать.
2.
Устранять
недостаточную
подготовленность
ребенка
к
школе
(недоразвитая мелкая моторика -следствие: трудности в обучении письму,
несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать
на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя). Необходимо
больше
внимания
уделять
развитию
образного
мышления:
рисунки,
конструирование, лепка, аппликация, мозаика.
3. Завышенные ожидания родителей формируют низкую самооценку,
неуверенность в себе. У ребенка возрастает страх перед школой и перед
родителями за свою неуспешность, неполноценность , а это путь к
хронической неуспешности, к торможению развития. Любой реальный успех
должен быть оценен искренне и без иронии родителями.
4. Не сравнивать посредственные результаты ребенка с достижениями
других, более успешных, учеников. Сравнивать ребенка можно только с ним
самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов.
5.
Ребенку
надо
найти
сферу,
где
он
мог
бы
реализовать
свою
демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.). В
этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную
поддержку.
6. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу
деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести
веру в себя: если ты научился делать это хорошо, то постепенно научишься
всему остальному.
7. Помнить, что любые эмоциональные проявления со стороны взрослого,
как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик,
замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное
поведение ребенка.
Перечисленные ниже способы помогут справиться с дезадаптацией и
повысить уверенность малыша в себе.
Метод беседы
Если вы хотите, чтобы ребенок вам доверял, с ним необходимо
разговаривать. Никогда не следует игнорировать эту истину. Ничто не
заменит живое человеческое общение, а стеснительному мальчику иди
девочке просто необходимо почувствовать себя значимым. Не обязательно
сразу начинать расспрашивать о проблеме. Просто побеседуйте для начала о
чем-то постороннем, несущественном. Малыш сам раскроется в какой-то
момент, не переживайте. Не нужно подгонять его, лезть с расспросами,
давать преждевременные оценки происходящему. Помните золотое правило:
не навредить, а помочь преодолеть проблему.
Арт — терапия
Предложите ребенку изобразить на бумаге свою главную проблему. Как
правило, дети, страдающие от дезадаптации, начинают сразу рисовать школу.
Нетрудно догадаться, что именно там и сосредоточена основная трудность.
Не торопите и не прерывайте его во время рисования. Пусть выразит душу
сполна, облегчит свое внутреннее состояние. Дезадаптация в детском
возрасте – это непросто, поверьте. Ему тоже важно побыть наедине с собой,
обнаружить имеющиеся страхи, перестать сомневаться в том, что они
нормальны. После того, как рисунок будет завершен, расспросите ребенка,
что к чему, обращаясь непосредственно к изображению. Так вы сможете
прояснить некоторые значимые детали, выйти на истоки дезадаптации.
Учим общаться
Если проблема состоит в том, что ребенку трудно взаимодействовать с
окружающими, то следует проработать с ним этот непростой момент.
Выясните, в чем именно заключается сложность дезадаптации. Быть может,
дело
в
природной
стеснительности
или
просто
ему
неинтересно
с
одноклассниками. В любом случае помните, что для школьника оставаться
вне коллектива – почти трагедия. Дезадаптация лишает моральных сил,
подрывает веру в себя. Каждый хочет признания, чувствовать себя важным и
неотъемлемым звеном общества, в котором находится.
Когда ребенка травят одноклассники, знайте, что это тяжелое испытание
для психики. От этой трудности нельзя просто так отмахнуться, сделать вид,
что ее вовсе не существует. Необходимо проработать страхи, поднять
самооценку. Еще важнее помочь заново войти в коллектив, почувствовать
себя принимаемым.
«Проблемный» предмет
Иногда ребенку не дает покоя неуспех по конкретной дисциплине. Редкий
ученик
при
этом
будет
действовать
самостоятельно,
добиваться
расположения учителя, дополнительно заниматься. Скорее всего, ему надо
будет в этом помочь, направить в нужное русло. Лучше обратиться к
специалисту, который сможет «подтянуть» по конкретному предмету.
Ребенок должен почувствовать, что все сложности решаемы. Нельзя
оставлять его наедине с проблемой или обвинять в том, что материал сильно
запущен. И уж точно не следует делать негативных прогнозов по поводу его
будущего.
Заключение
Организация
коррекционно-развивающей
работы
по
преодолению
дезадаптации учащихся начальных классов требует комплексного подхода,
включающего
педагогическую,
психологическую
и
социально-
педагогическую поддержку. Важно учитывать индивидуальные особенности
каждого ребенка и создавать условия, способствующие его успешной
адаптации к школьной среде.
Список литературных источников
1.
Алексеева Е.Е. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. – М.:
Академия, 2018.
2.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт
психологии РАН, 2009.
3.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – СПб.: Питер, 2020.
4.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.В., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной
педагогики и специальной психологии. – М.: Академия, 2017.
5.
Коваленко В.А. Школьная дезадаптация: причины, диагностика, пути
преодоления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.
6.
Мухина
В.С.
Возрастная
психология:
феноменология
развития,
детство, отрочество. – М.: Академический проект, 2019.
7.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического
развития ребёнка. – М.: Айрис-пресс, 2013.