Автор: Щелканова Валерия Олеговна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество семьи и школы в современном образовательном процессе"
Раздел: высшее образование
Научная
статья
"Сотрудничество
семьи
и
школы
в
современном
образовательном процессе "
Аннотация
Статья посвящена исследованию роли сотрудничества семьи и школы в
современном
образовательном
процессе.
Рассматриваются
различные
аспекты взаимодействия родителей и педагогов, их значение для успешной
социализации и развития учащихся. Анализируются современные подходы к
организации
совместной
деятельности
семьи
и
образовательного
учреждения, а также выявляются барьеры, препятствующие эффективному
сотрудничеству.
Введение
Современный образовательный процесс характеризуется высокой
динамичностью
и
сложностью,
требующими
активного
участия
всех
заинтересованных
сторон.
Одним
из
ключевых
аспектов
успешного
образования является сотрудничество семьи и школы. Это взаимодействие
играет важную роль не только в формировании академических знаний и
умений учеников, но и в их личностном развитии, социальной адаптации и
эмоционально-психологическом благополучии.
Целью данного исследования является анализ текущего состояния
сотрудничества семьи и школы в условиях современного образовательного
процесса, выявление его особенностей и проблем, а также разработка
рекомендаций
по
улучшению
взаимодействия
между
этими
двумя
институтами. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска
эффективных механизмов взаимодействия, которые позволят обеспечить
качественное образование и гармоничное развитие детей.
В работе рассматриваются теоретические основы сотрудничества семьи и
школы, приводятся примеры успешных практик, а также анализируются
существующие трудности и препятствия. Особое внимание уделяется роли
родителей в образовательном процессе и возможностям их более активного
включения
в
жизнь
школы.
На
основании
полученных
данных
формулируются
предложения
по
совершенствованию
системы
взаимодействия, направленные на достижение высоких образовательных
результатов
и
удовлетворение
потребностей
всех
участников
образовательного процесса.
На современном этапе развития общего среднего образования можно
выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи:
Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает
организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных
взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых
педагогических традиций;
Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное
вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном
положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий,
социальной направленностью деятельности специалистов социально-
педагогической и психологической службы учреждений образования;
Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также
предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных
проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.
Официально воспитательные функции в школе возлагаются на классных
руководителей, поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности
учащихся вверенного им класса, особенности класса как коллектива в
развитии, особенности семейного воспитания каждого ученика.
Воспитательная работа классного руководителя включает организацию
внеурочной деятельности детей, работу с учителями-предметниками,
индивидуальную работу с каждым учащимся и с коллективом в целом. В его
задачи входят формирование позитивных взаимоотношений между детьми,
учеников с учителями, просвещение учеников в области установления
положительных взаимоотношений с людьми.
В школе процесс воспитания осуществляется в неразрывной связи с
обучением. Можно выделить, по меньшей мере, четыре типа взаимосвязи
обучения и воспитания:
1) воспитание, неотрывное от обучения, в процессе которого оно
осуществляется (через содержание, формы, методы, средства обучения);
2) воспитание в рамках образовательного процесса в определенном
учреждении вне обучения, но параллельно ему в соответствии с его задачами
(кружки, общественная работа, трудовое воспитание), подкрепляя его
эффект;
3) воспитание вне образовательного процесса, но в соответствии с его целями
и ценностями (семьей, общественными и религиозными организациями);
4) воспитание вне образовательного процесса и каких-либо учреждений (в
неформальных компаниях, клубах), сопровождающееся стихийным
обучением и научением.
У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это
обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для
педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном
положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное
внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным
сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.
Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна
развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей
в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности
органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по
месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при
включении в другие совместные дела. Современным родителям не хватает
навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков
эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования
(государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения
общего среднего образования и вузы, формы участия родительской
общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего
образования и т.д.). В этой связи можно выделить три направления обучения
родителей: как воспитателя; как учителя своего ребенка; как союзника,
партнера.
Заключение
Современные образовательные программы требуют гибкости и открытости
со стороны обеих сторон, готовности к совместным проектам и инициативам.
Развитие культуры партнерства между семьями и школами позволяет
преодолевать многие трудности, связанные с адаптацией детей к новым
условиям обучения и социализацией в обществе.
Рекомендации, предложенные в рамках данного исследования, направлены
на улучшение существующих моделей взаимодействия и расширение
возможностей для активного участия родителей в жизни школы. Реализация
этих предложений позволит создать более комфортные условия для обучения
и воспитания, обеспечив тем самым устойчивый прогресс в образовании и
развитии детей.
Таким образом, сотрудничество семьи и школы остается одной из
важнейших задач современной образовательной политики, требующей
постоянного внимания и совершенствования. Только через совместное
усилие можно достичь значительных успехов в подготовке подрастающего
поколения к вызовам будущего.
Список литературных источников
1.
Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ
в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой. –
СПб.: Химиздат, 2003. – 336 с.
2.
Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-
педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. – 2009. –
№ 7 (19). – С. 204 – 207.
3.
Кирьякова
А.В.
Диагностика
и
прогнозирование
ценностных
ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников/ Под
ред.Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. – М.: Педагогика, 1991.
4.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:
Прогресс, 1994.
5.
Божович,
Л.И.
Избранные
психологические
труды.
Проблемы
формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович – М.:
Международная педагогическая академия, 2004.
6.
Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва. АПРЕЛЬ
ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС. 2004.
7.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –
СПб: Питерком, 2005