Напоминание

"Сотрудничество семьи и школы в современном образовательном процессе"


Автор: Щелканова Валерия Олеговна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Сотрудничество семьи и школы в современном образовательном процессе"
Раздел: высшее образование





Назад




Научная

статья

"Сотрудничество

семьи

и

школы

в

современном

образовательном процессе "

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли сотрудничества семьи и школы в

современном

образовательном

процессе.

Рассматриваются

различные

аспекты взаимодействия родителей и педагогов, их значение для успешной

социализации и развития учащихся. Анализируются современные подходы к

организации

совместной

деятельности

семьи

и

образовательного

учреждения, а также выявляются барьеры, препятствующие эффективному

сотрудничеству.

Введение

Современный образовательный процесс характеризуется высокой

динамичностью

и

сложностью,

требующими

активного

участия

всех

заинтересованных

сторон.

Одним

из

ключевых

аспектов

успешного

образования является сотрудничество семьи и школы. Это взаимодействие

играет важную роль не только в формировании академических знаний и

умений учеников, но и в их личностном развитии, социальной адаптации и

эмоционально-психологическом благополучии.

Целью данного исследования является анализ текущего состояния

сотрудничества семьи и школы в условиях современного образовательного

процесса, выявление его особенностей и проблем, а также разработка

рекомендаций

по

улучшению

взаимодействия

между

этими

двумя

институтами. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска

эффективных механизмов взаимодействия, которые позволят обеспечить

качественное образование и гармоничное развитие детей.

В работе рассматриваются теоретические основы сотрудничества семьи и

школы, приводятся примеры успешных практик, а также анализируются

существующие трудности и препятствия. Особое внимание уделяется роли

родителей в образовательном процессе и возможностям их более активного

включения

в

жизнь

школы.

На

основании

полученных

данных

формулируются

предложения

по

совершенствованию

системы

взаимодействия, направленные на достижение высоких образовательных

результатов

и

удовлетворение

потребностей

всех

участников

образовательного процесса.

На современном этапе развития общего среднего образования можно

выделить несколько стратегий взаимодействия школы и семьи:

Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает

организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных

взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых

педагогических традиций;

Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное

вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном

положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий,

социальной направленностью деятельности специалистов социально-

педагогической и психологической службы учреждений образования;

Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также

предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных

проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

Официально воспитательные функции в школе возлагаются на классных

руководителей, поэтому им необходимо знать индивидуальные особенности

учащихся вверенного им класса, особенности класса как коллектива в

развитии, особенности семейного воспитания каждого ученика.

Воспитательная работа классного руководителя включает организацию

внеурочной деятельности детей, работу с учителями-предметниками,

индивидуальную работу с каждым учащимся и с коллективом в целом. В его

задачи входят формирование позитивных взаимоотношений между детьми,

учеников с учителями, просвещение учеников в области установления

положительных взаимоотношений с людьми.

В школе процесс воспитания осуществляется в неразрывной связи с

обучением. Можно выделить, по меньшей мере, четыре типа взаимосвязи

обучения и воспитания:

1) воспитание, неотрывное от обучения, в процессе которого оно

осуществляется (через содержание, формы, методы, средства обучения);

2) воспитание в рамках образовательного процесса в определенном

учреждении вне обучения, но параллельно ему в соответствии с его задачами

(кружки, общественная работа, трудовое воспитание), подкрепляя его

эффект;

3) воспитание вне образовательного процесса, но в соответствии с его целями

и ценностями (семьей, общественными и религиозными организациями);

4) воспитание вне образовательного процесса и каких-либо учреждений (в

неформальных компаниях, клубах), сопровождающееся стихийным

обучением и научением.

У школьного воспитания есть и слабые стороны. В первую очередь это

обезличенность и невысокие возможности индивидуального подхода. Для

педагогов в отличие от членов семьи все дети находятся в равном

положении, всем им уделяется (или не уделяется) примерно равное

внимание. Данный недостаток корректируется хорошо продуманным

сочетанием и взаимодополнением семейного и школьного воспитания.

Формирование позиции ответственного и осознанного родительства должна

развиваться в процессе открытого диалога школы и семьи, участия родителей

в планировании воспитательной работы класса и школы, деятельности

органов самоуправления (родительского комитета, совета общественности по

месту жительства), общественных клубов и ассоциаций, а также при

включении в другие совместные дела. Современным родителям не хватает

навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ; навыков

эффективного общения с ребенком; правовых знаний в области образования

(государственные образовательные стандарты, правила приема в учреждения

общего среднего образования и вузы, формы участия родительской

общественности в жизнедеятельности учреждения общего среднего

образования и т.д.). В этой связи можно выделить три направления обучения

родителей: как воспитателя; как учителя своего ребенка; как союзника,

партнера.

Заключение

Современные образовательные программы требуют гибкости и открытости

со стороны обеих сторон, готовности к совместным проектам и инициативам.

Развитие культуры партнерства между семьями и школами позволяет

преодолевать многие трудности, связанные с адаптацией детей к новым

условиям обучения и социализацией в обществе.

Рекомендации, предложенные в рамках данного исследования, направлены

на улучшение существующих моделей взаимодействия и расширение

возможностей для активного участия родителей в жизни школы. Реализация

этих предложений позволит создать более комфортные условия для обучения

и воспитания, обеспечив тем самым устойчивый прогресс в образовании и

развитии детей.

Таким образом, сотрудничество семьи и школы остается одной из

важнейших задач современной образовательной политики, требующей

постоянного внимания и совершенствования. Только через совместное

усилие можно достичь значительных успехов в подготовке подрастающего

поколения к вызовам будущего.

Список литературных источников

1.

Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ

в. Россия): Педагогическое исследование. Научная школа З.И. Васильевой. –

СПб.: Химиздат, 2003. – 336 с.

2.

Шалова С.Ю. Системно-ориентационный подход к анализу научно-

педагогического творчества // Мир науки, культуры, образования. – 2009. –

№ 7 (19). – С. 204 – 207.

3.

Кирьякова

А.В.

Диагностика

и

прогнозирование

ценностных

ориентаций школьников// Ориентация и деятельность школьников/ Под

ред.Т.К.Ахаян, А.В.Кирьяковой. – М.: Педагогика, 1991.

4.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:

Прогресс, 1994.

5.

Божович,

Л.И.

Избранные

психологические

труды.

Проблемы

формирования личности: Под ред. Д.И. Фкельдштейна / Л.И. Божович – М.:

Международная педагогическая академия, 2004.

6.

Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – Москва. АПРЕЛЬ

ПРЕСС, ЭКСМО – ПРЕСС. 2004.

7.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. –

СПб: Питерком, 2005



В раздел образования