Автор: Белоусова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15
Населённый пункт: Краснодарский край, Крымский район, посёлок Южный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование у детей любознательности и интереса к живой и неживой природе через использование экологических сказок"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 поселка Южного муниципального образования крымский
район
ОБМЕН ОПЫТОМ
Тема «Формирование у детей любознательности и
интереса к живой и неживой природе через
использование экологических сказок»
Автор опыта: Белоусова Татьяна Анатольевна
Воспитатель МБДОУ № 15
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте…………………………………………………….. 3
2. Актуальность опыта………………………………………………………. 4
3. Новизна ……………………………………………………………………. 6
4. Высокая результативность………………………………………………… 7
5. Оптимальность ……………………………………………………………. 8
6. Стабильность ……………………………………………………………… 8
7. Научность …………………………………………………………………. 10
8. Технологичность …………………………………………………………. 11
9. Библиографический список ……………………………………………… 12
10. Приложение к опыту ……………………………………………………. 13
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. Ф. И. О. автора
: Белоусова Татьяна Анатольевна
2.Город (район):
Крымский район поселок Южный
3. Образовательное учреждение:
МБДОУ детский сад № 15
4. Занимаемая должность:
воспитатель младшей средней группы
5. Педагогический стаж:
8 лет
6.Тема педагогического опыта
: ««Формирование у детей любознательности
и интереса к живой и неживой природе через использование
экологических сказок»»
7.Условия возникновения опыта:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования детский сад № 15посёлка Южного
муниципального образования Крымский район
Цель :
Формирование целостных представлений дошкольников о системе
взаимосвязей живой и неживой природы.
Задачи : Главная задача экологической работы в ДОУ и родителей – научить
видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему
живому, передать определенные знания в области экологии и научить
соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- посредством экологических сказок прививать детям экологическую
культуру поведения;
- формировать систему элементарных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка 3 - 4 лет;
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
2. Актуальность опыта.
Современный этап реформ системы дошкольного образования диктует
необходимость разработки нового подхода к управлению педагогическим
процессом. Требованиям времени отвечает программно - целевое
управление, ориентированное на новое качество образования. На мой взгляд
предлагаемый опыт работы, знакомство детей с природой через
экологическую сказку ,позволяет полноценно реализовать систему
экологического воспитания .
В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания
дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени
остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной природой. Нехватка
общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью,
безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому.
Тема «Человек и природа » никогда не потеряет своей актуальности. Все
понимают, что воспитывать чувство любви к природе у ребёнка необходимо с
рождения, только тогда он станет её защитником. Экологическая сказка –
универсальное средство формирования интереса ребёнка к окружающему
миру. Они вызывают у детей интерес, развивают внимание, воображение,
память. Сказка необходима ребёнку как воздух. Форма сказки, как никакая
другая, близка и понятна малышам. В каждой сказке автор определяет свои
цели и задачи, но все они в конечном итоге схожи между собой, потому что
призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле.
Ведь именно из сказок малыш впервые узнаёт об окружающем мире, о
противостоянии добра и зла, проявлениях благородства, верности, дружбы и
взаимопомощи. Дети их охотно слушают, постепенно усваивают
необходимые знания и впечатления, при этом возникает желание больше
узнать, наблюдать, сравнивать, делать умозаключения. Образные выражения,
используемые в сказках, обогащают речь детей, направляют их внимание на
определённые признаки и объекты в обыденной жизни. Сказки развивают
творческий потенциал. Дошкольники пятого года, вместе со взрослыми
могут сочинять свои сказки, трансформировать их содержание, включая
впечатления от личных наблюдений в природе. Экологические сказки можно
использовать как при коллективной, так и индивидуальной работе с детьми.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того,
насколько материал, используемый педагогом, будет интересен и понятен
детям; доступен для запоминания и размышления над ним.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип
научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о
том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о
появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как
увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не
что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто
непонятны детям.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития
дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление
растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных
сообществах.
3. Новизна.
Новизна моего опыта заключается в разработке занятий по ознакомлению
дошкольников с природой. Определив направление в своей работе, я
приступила к подбору экологических сказок, разработала перспективное
планирование по экологическим сказкам.
В процессе рассказывания сказок наблюдала за детьми и понимала, что
слушая интересные сюжеты, дошкольники не только усваивают
экологические правила, нормы поведения в природе, но и пытаются
сопереживать за живую природу и окружающий мир.
Во время работы со сказками выявила следующую проблему:
Не все прочитанное детям интересно и понятно , так как экологические
сказки читались по книгам без картинок.
Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они
узнавали что-то знакомое, говорили: “Я мультик смотрел”. И никто не сказал:
“ Мне рассказывали” или “ Мне читали”. Отсюда вывод: основной источник
экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель,
в основном – это телевизор, где “живут и здравствуют” любимые детьми и
непонятные нам, взрослым, Смешарики, Лунтик, Смурфики и др.).
Эту большую любовь к современным героям мультфильмов я использовала в
своей экологической работе. Был разработан сказочный проект
«Смешарики»: в продуктивной деятельности с детьми изготавливали образы
любимых героев, организовали выставку детских работ под названием
«Наши любимые Смешарики», а затем инсценировали сказку “Смешарики в
отпуске”, где дети вместе с родителями изготовили маски героев. Вся эта
работа способствовала тому, что дети постепенно стали отождествлять себя с
любимыми персонажами и более эмоционально передавать характеры героев
сказки.
Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать,
пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.
Я не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю работу в данном
направлении. Большой пласт – это организация работы с родителями по
приобщению детей к «экологическому творчеству», как в традиционных
формах: проведение совместных природоохранных экологических акций
«Поможем пернатым друзьям» (изготовление скворечников, кормушек),
викторин; родительских собраний, консультаций, так и в нетрадиционных
формах: «Экологический КВН», сотворчество родителей и воспитанников по
составлению экологических сказок, изготовление экологических
фотоальбомов и пр. Все эти мероприятия позволили пополнить
образовательную среду группы и эмоционально обогатить внутренний мир
ребенка, создать основу для отношений сотрудничества, преодолеть барьеры
и навести мосты между детским садом и семьей.
4. Высокая результативность (за год)
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того,
насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен
детям; доступен для запоминания и размышления над ним.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть
положительных результатов. Анализируя наблюдения за погодой и
заполнение календаря природы, я отметила ответственное отношение детей, а
также интерес к этой работе.
Работая над изучением экологических сказок, с детей я добилась
определённых результатов. Дети охотно слушают экологические сказки,
постепенно усваивают необходимые знания и впечатления, при этом
возникает желание больше узнать, наблюдать, сравнивать.
По моим наблюдениям у детей изменилось отношение к природе. В процессе
дежурства в уголке природы у ребят сформировался навык грамотного ухода
за растениями, доброе и внимательное к ним отношение. Ребята здороваются
с растениями, осматривают их, умеют работать совместно, проявляют
инициативу, самостоятельность, многие с удовольствием выполняют
трудовые поручения, знают названия растений, особенности условий их
жизни и роста.
Результаты работы с детьми видны уже сейчас. Наблюдения показала, что
дошкольники не только стали проявлять нормы экологически правильного
поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли и надеюсь,
запомнили их на всю жизнь.
Пройдет время, вырастут наши дети, научатся беречь и любить природу,
чтобы сохранить её для последующих поколений! В этом будет и частица
моей заслуги.
5.Оптимальность.
В работу по изучению экологической сказки включаются все виды учебно-
игровой деятельности. Технология опыта включает разработку
перспективного плана по чтению экологических сказок, конспектов
образовательной деятельности, работу с педагогами и родителями
воспитанников. Реализация опыта предполагает деятельность педагога с
детьми в течение учебного года.
6.Стабильность.
Я считаю, что основной задачей экологической работы в ДОУ и родителей –
научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко
всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить
соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
В своей работе я применяю разнообразные формы и методы: это игра,
театрализованная деятельность, где дети — и участники, и зрители,
наблюдения т.д. Придуманы разные варианты ООД с использованием:
литературных персонажей, специально изготовленных масок, сюжетов
сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д.
Важно подчеркнуть, что чтение экологических сказок систематично и
последовательно в течение года без отрыва от образовательной деятельности
привели к следующим достижениям детей . Я заметила, что такие формы
работы позволяют мне добиться устойчивого внимания, активность детей,
поддержания интереса и понимания, доброжелательность, расширение
знаний того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и
защищать её. Следует заметить, что у детей пополнился словарный запас,
речь стала последовательной, насыщенной терминами. Они научились
выявлять сезонные изменения в природе.
Положительными моментами является то, что экологическая сказка
воздействует не только на сознание, но и на чувства ребенка. Она позволяет
ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей
научному видению природы.
Так же я использую презентации на экологические темы, позволяющие
воспринимать информацию зрительно.
Вся проводимая мною работа направлена на пробуждение познавательного
интереса детей к природе и в этом мне помогает экологическая сказка.
7. Научность.
Один из основных принципов экологического образования – это принцип
научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о
том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о
появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как
увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не
что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто
непонятны детям.
Необходимо выбрать такие формы и методы экологического развития
дошкольников, которые позволили бы продемонстрировать приспособление
растений и животных к среде обитания, взаимосвязи в природных
сообществах.
Таким занимательным средством обучения может быть экологическая сказка.
Конечно, в этих сказках белый медведь уже вряд ли будет жить на одной
земле с пингвином, хотя бы потому, что живут они на разных континентах, но
всегда могут написать письмо друг другу, которое пролетит через моря и
океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т.д.
Знакомство с экологической сказкой я начинаю с бесед «Земля наш общий
дом», «Кормилица наша - земля», «Как образовалась почва », «Воздух,
которым мы дышим», «О диких и домашних животных», «о диких и
домашних птицах», «Такие разные растения», «Живая цепочка », «Живая
неживая природа» и т.д. Затем детям предлагаются дидактические и
подвижные игры экологического содержания. Использование данного
метода рабаты с детьми целесообразно на всех этапах изучения экологии.
По мнению исследователя Власовой Галины Николаевны, - «Сказка помогает
ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные
черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же
реальные представления о природе
8. Технологичность.
Опыт работы размещен на сайте МБДОУ детский сад 15: Воспитатели
ДОУ заинтересовались и используют в своей деятельности материалы опыта
работы.
В заключение следует отметить, что для усиления педагогического
воздействия на детей, создания дополнительных экологических знаний в
группе, была создана развивающая среда по экологии, экологический паспорт
группы. Видеотека включает в себя мультфильмы, фрагменты
художественных, познавательных фильмов по теме экология, а также
тематические презентации, слайдшоу, видеоролики, как заимствованные из
сети интернет, так и авторские.
Для создания презентаций была использована программа Microsoft Power
Point.
9.Библиографический список
1.Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и
праздники. М.: - «Линка-пресс», 2002.-200с.
2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду,
2001.-N3.-с.80-83.
3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей;
Книголюб, 2003.-104с.
4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-57с.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под
ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.
6.Понятные сказки / сост.Шорыгина Т.А. – Издательство «ТЦ СФЕРА» 2015г.
7. Детям о самом важном «Природа» сказки и игры для детей / сост. Алябева
Е.А. . – Издательство «ТЦ СФЕРА» 2012
8.Экологическое воспитание дошкольников / сост. Николаева С.Н. – Москва
Издательство Мозаика – Синтез 2000
9. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников / сост.
Николаева С.Н., Комарова И.А. – Москва 2009
10 Познавательные сказки / сост.Шорыгина Т.А. – Издательство «ТЦ
СФЕРА» 2014.
Приложение к опыту
1.Консаекты
Конспект по экологии в младше средней группе
Развлечение « Воздух – невидимка»
Цели: закреплять знание свойств воздуха и его роль в жизни-человека,
растений. Развлечь и эмоционально настроить детей.
Задачи: Познакомить детей с таким природным явлением, как воздух.
- формировать представления о роли воздуха в жизни живых организмов;
- Познакомить детей с органами дыхания человека и живых организмов.
- Продолжать знакомить детей с явлением «воздух». По каким признакам
можно узнать, есть ли он или нет.
Оборудование: воздушные шары, банка с водой, стаканчик с водой и
соломинка для коктейля на каждого ребенка. Перед организацией вечера
познакомиться с книгой Н.А. Рыжова «Воздух-невидимка». М., 1998.
Ход развлечения
Воспитатель с детьми проходит в группу и рассаживаются на стульчиках
полукругом.(звучит запись шум ветра).
Воспитатель. Ребята, что это за шум? (ответ детей). Правильно, это шумит
ветер. (шум ветра затихает). За дверью слышится какой-то спор.
Воспитатель. Ребята, вы слышите, кто-то спорит за дверью.
Как вы думаете, кто спорит за дверью? Давайте посмотрим?
Открывают дверь и видят, что там спорят Ёжик и Нюша.
Воспитатель. Здравствуйте. А, вы кто? (Ёжик и Нюша здороваются и
представляются.) Ребята, вы знаете этих героев? (ответы детей). А в каком
мультфильме они живут? «Смешарики».
Воспитатель обращается к Ёжику и Нюше. Что случилось? О чем вы
спорите?
Ёжик. Нюша говорит, что воздуха нет, потому что его никто не видит. А я
говорю, что я воздух тоже не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, воздух есть или нет? (Ответы детей.)
Кто согласен с Ёжиком, встаньте рядом с ним, а кто согласен со Нюшей—
рядом с ней.
Нюша (обращается к Ёжику). А мы тебе не верим! Ты докажи, что этот
самый воздух сейчас есть в этой комнате.
Ёжик. Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Нюше, что
воздух все-таки есть.
Воспитатель. Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-
невидимка? Как ты это докажешь, Ёжик?
Ёжик. Ребята, как мы докажем? (Ответы детей.) Можно провести опыты.
Воспитатель. Тогда пойдемте вместе с нашими гостями в лабораторию и
будем делать опыты. (Приступают к опытам.)
Ёжик (берет в руки стакан). Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой?
Внимательно посмотрим, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по
очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их.)
Нюша . Ну что ты пристал к нам со своим стаканом! Каждому ясно, что в нем
ничего нет.
Ёжик (загадочно улыбается). Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы
сейчас проверим.
В это время воспитатель ставит на столик каждого ребенка банку с водой и
стаканчик. Ёжик переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его
в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень
ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Ёжик
предлагает повторить его действия Обсуждает с ребятами эти вопросы,
выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не
пускает туда воду.
Ёжик предлагает ребятам провести еще один опыт — снова опустить стакан
в банку с водой, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что
появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они
взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. А почему
Нюша думала, что в стакане ничего нет? Потому, что воздух — прозрачный,
невидимый. Затем Ёжик спрашивает Нюшу, убедилась ли ты, в
существовании воздуха?
Нюша. Ха - ха, воздух! Я, может, и раньше знала, что он есть, просто хотела
тебя подразнить. Я, например, знаю, как можно воздух увидеть. Теперь я буду
вами руководить. (Берет стакан с водой и опускает в него соломку, в это
время воспитатель раздает детям такие же стаканы с водой и соломинки.)
Нюша. Однажды в гостях меня угостили вкусной водой и дали трубочку-
соломинку. Я, конечно, не только пила, но и пускала пузырьки. Вот здорово
было! (Обращается к детям.) Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое
получится! Буря в стакане воды! (Дети выполняют.)
Ёжик. Молодец, Нюша, это интересный опыт.
Нюша. А я еще придумала ! Я вот люблю мыльные пузыри пускать, они
такие красивые, разноцветные и летают! Ребята, кто из вас пускал мыльные
пузыри?
Ёжик. И я люблю мыльные пузыри пускать. А что находится внутри, как ты
думаешь, Нюша?
Нюша. Ну что ты глупые вопросы задаешь, каждому ясно, что внутри
мыльных пузырей должно быть мыло.
Ёжик. Неужели и вы, ребята, так думаете? А что было бы, если бы внутри
пузырей действительно оказалось мыло? (Ответы детей.)
Нюша. Воздух, мыло — какая разница. Вот ты мне лучше скажи — и я, и
ребята, и все люди дышат через нос. Правильно? Ну-ка, ребята, подышите
своими носиками. Отлично. И у медведя, зайца, лисы тоже есть нос. А как же
дышат растения? Куда они свои носы спрятали?
Ёжик. А у растений нет никаких носов. Зато на листьях есть маленькие
дырочки — отверстия, их трудно увидеть. Вот через них и дышат и береза, и
клен, и одуванчик.
Нюша. Значит, и колокольчику, и березе, и всем-всем нужен воздух? А я об
этом не знала. Ребята, вы об этом слышали? (ответы детей).
А вот как узнать, что я дышу? Может, я просто рот открываю?
Ёжик. А это очень просто. Ребята, и ты, Нюша, поднесите свою ладошку
сначала ко рту, затем к носу и подышите. Ладошкам становится тепло от
вашего дыхания.
А давайте проверим по-другому. Ежик предлагает детям вдохнуть и
выдохнуть воздух (при этом положить ладонь на грудную клетку). Что мы
выдыхаем и вдыхаем? Что бы произошло, если б не было воздуха?
Нюша. Так, теперь все понятно. Я даже придумала, где можно найти много
воздуха сразу — в шарике. Еще так и называется — воздушный шарик.
Ёжик. Ну что, Нюша, поняла, что воздух есть?
Нюша. Да, теперь поняла, что воздух вокруг нас. Просто я считала, раз я
воздух не вижу, значит, его нет. А ты меня убедил, что он есть. Ребята,
помогите мне вспомнить, как доказать, что воздух есть. (Дети вспоминают
все, что делали.)
Молодцы ребята, вы все хорошо нам помогали, и мы дарим вам подарки
«Мыльные пузыри» (каждому ребёнку дарят пузырёчек с мыльными
пузырями). До свидания! (уходят).
Конспект беседы по экологии в младше средней группе
« Воздух, которым мы дышим»
Задачи: познакомить с условиями, необходимыми для жизни растений и
животных,
- живые существа не могут жить без света, тепла и воздуха.
- дать представления о свойствах воздуха:
-способствовать воспитанию интереса к явлениям неживой природы.
Ход беседы: Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла в необычном наряде.
Посмотрите, какой у меня лёгкий и прозрачный плащ ( воспитатель входит в
группу в плаще из легкой, прозрачной ткани (аргонзы).
Сегодня мы поговорим о воздухе. Для начала послушайте стихотворение
«Прозрачный как невидимка»
Он – прозрачней невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой. Душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой.
Когда иней лёг на стёкла,
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Ребята, вы, конечно, догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы
дышим.
Теперь вы понимаете, почему я пришла в таком плаще? Представьте, что я
воздух. Предложить детям вдохнуть и выдохнуть воздух (при этом положить
ладонь на грудную клетку). Что мы выдыхаем и вдыхаем? Что бы произошло,
если б не было воздуха? Почему мы не видим воздух? (Он прозрачный, но мы
его чувствуем.)
Воздух нужен не только людям, птицам, зверям, но и растениям.
Вы внимательно слушали стихотворение, которое я вам сейчас прочитала?
(ответ детей). Тогда ответьте мне на вопрос. Какими свойствами обладает
воздух? (ответы детей)
Верно! Он бесцветный, прозрачный, у него нет запаха.
В его состав входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ. При
дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ.
А вот растения, наоборот, в своей жизнедеятельности используют углекислый
газ, а атмосферу насыщают кислородом. Растения очищают воздух.
Поэтому люди сажают много деревьев рядом с домами, дорогами, в парках.
Ребята, как вы думаете, где воздух чище и лучше – в лесу или городе? (ответы
детей). Конечно, в лесу! Приятно вдыхать смолистый запах хвойных
деревьев, чувствовать аромат берёзы, дуба, цветов, пахнущих мёдом. Лесной
воздух не только чистый, но и целебный. Хвойные деревья выделяют особые
летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии.
В городах воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными
газами автомобилей, загрязнён частицами пыли. Такай воздух вреден, как для
человека, так и для растений. Если воздух грязный, мы быстро устаем, болит
голова. Что нужно сделать, чтобы воздух в комнате стал чище? (Проветрить,
сделать влажную уборку, иметь комнатные растения.)
Воздух в городе становится чище и свежее после дождя или сильного
снегопада. Дождевые капли и снежинки словно промывают воздух, заставляя
пыль осесть вниз.
У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он хорошо держит тепло.
Растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между ледяными
частичками содержится много воздуха, а снежные сугробы напоминают
тёплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.
А знаете ли вы, ребята, что такое ветер? (ответы детей ) Совершенно верно!
Это движение воздуха. Как узнать, дует ли ветер на улице? Посмотрите на
мой плащ. Когда дует ветер, то всё шевелится (воспитатель раскачивается в
разные стороны, чтобы плащ шевелился). Ветер бывает лёгкий и
порывистый, тёплый и холодный. В лесу он очень помогает растениям –
перенести пыльцу и семена деревьев, кустарников и трав.
Упражнение «Поймай воздух». (Все дети берутся за концы «газового» платка,
одновременно поднимают его вверх и опускают концы вниз; получается
купол, заполненный воздухом.) Послушайте сказку про «Ветерок»
Конспект беседы по экологии в младше средней группе
Беседа – инсценировка «Ветер»
Цели: закреплять представление детей о свойствах воздуха ( ветра).
Задачи:
- расширять представление детей о природном явлении – ветер;
- учить определять ветреную погоду;
- формировать у детей представление о движении воздуха(ветер)
- воспитывать интерес к явлениям неживой природы;
- развивать познавательную активность.
Оборудование: Кукла Карлсон, письмо, вентилятор, иллюстрации с
природными явлениями.
Предварительная работа :чтение сказки «Вслед за ветром» Е.А.Алябьева
стр.17 издательство « ТЦ Сфера» 2012 г. Природа, просмотр мультфильма
«Карлсан, который живёт на крыше», наблюдение на прогулке.
Ход инсценировки
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, какие герои приходили к нам в
гости в прошлый раз. ( ответы детей Ёжик, Нюша) из мультфильма
«Смешарики». А сегодня к нам пожалует тот, кто умеет отлично летать и
живет на крыше. Кто это? (Появляется кукла Карлсон.)
Карлсон. Ребята, вы меня узнали?(ответы детей)
Карлсон. Вы меня пригласили, может быть, у вас варенье осталось? Или
печенье?
Воспитатель. Мы тебя пригласили, чтоб ты рассказал нам о ветре, ведь ты
высоко летаешь, с ветром встречаешься.
Карлсон. Да, над моей крышей такой ветер сегодня дул, прямо в лицо. Еле
долетел к вам. А я и сам могу создать ветер. Как? На спине у меня есть
пропеллер. Я включаю моторчик, пропеллер вертится, дует ветер. (Дети
рассматривают пропеллер, закрепление, как он работает.) Вот,
смотрите! Ветер, приходи! (Воспитатель включает вентилятор, подносит к
нему кусочек ткани, который полощется на ветру.)
Воспитатель. Для чего нам нужен вентилятор? (В жару он освежает нас.)
Видите, в группе тоже можно сделать ветер. А как узнать, есть ли на улице
ветер? (По облакам, верхушкам деревьев.)
Дети рассматривают иллюстрации с безветренной и ветреной погодой и
находят разницу.
Воспитатель. Ребята, а вы сами хотите быть ветром?
Давайте поиграем в игру «Мы ветры»
(Каждому ребенку предлагается миска с водой, подкрашенной акварельной
краской, — это море — Красное море, Желтое, Черное.) Дети — ветры —
дуют на воду. Что получается? На море — волны. Чем сильнее дуть, тем
волны больше.
Теперь опустите кораблики на море, подуйте на паруса — кораблики плывут.
А что происходит с парусными корабликами, когда нет ветра? А
если ветер очень сильный?(ответы детей)
В прошлый раз Ёжик и Нюша нам рассказали, что такое ветер.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, что такое ветер? (ответы детей)
Правильно, ветер — это движение воздуха. Он — вокруг нас, мы его не
видим, но он необходим всем живым существам. Может ли человек жить
без воздуха? (ответы детей). Правильно, воздух необходим для дыхания.
Физминутка «Клен»
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Раз — наклон
И два наклон.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
Воспитатель. Давайте расскажем Карлсону , что нужно делать, чтобы в
комнате был чистый и свежий воздух?(ответы детей) Правильно,
проветривать помещение.
Карлсон мой друг Малыш передал вам конверт и просит вас о помощи.
Воспитатель давайте посмотрим, что там внутри? Открывает письмо,
достаёт листы бумаги с нарисованным стволом дерева. С левой или правой (у
разных детей — по-разному) стороны листа бумаги нарисована стрелка. Она
указывает, откуда дует ветер. Друг Карлсона , Малыш не может определить
откуда дует ветер и просит нас дорисовать ветки дерева так, чтобы они
отклонялись по направлению ветра. Если стрелка помещена с правой
стороны, то ветки наклонены влево.
Карлсон благодарит ребят, молодцы, все справились с заданием и помогли
Малышу. Я передам, ваши работы своему другу. (уходит)
Дети прощаются с Карлсоном.
Конспект беседы по экологии в младше средней группе
«Буратино знакомится «живая», «неживая» природа».
Цели: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного
растения) и «неживое» (на примере искусственных цветов).
Задачи: познакомить детей с приемами ухода за растениями, их основные
потребности, показать, как поливать, рыхлить землю;
- учить детей узнавать и называть 3-5 вида комнатных растения(бальзамин,
фикус, герань, хлорофитум, бегония);
- учить различать листья, стебель, цветы, знать, что корень в земле;
- расширять представления о растениях: они живые, им нужен свет, вода,
воздух, земля;
- учить сравнивать живое и неживое по характерным особенностям (живет,
растет, дышит, питается, размножается — живое).
Обогащение словаря: живое, неживое, дышит, растет, питается.
Оборудование: кукла Буратино, комнатное растение, букет
искусственных цветов, иллюстрации.
Предварительная работа: чтение сказки «История одного цветка»
Е.А.Алябьева стр.53 издательство « ТЦ Сфера» 2012 г. Природа; «Два
цветка»Т.А.Шорыгина стр. 54 издательство « ТЦ Сфера» 2015 г.; наблюдение
в уголке природы и на участке.
Ход беседы
Ребята, сегодня мы будем ухаживать за цветами в нашей группе.
Воспитатель приглашает детей пройти к уголку природы. В это время в
группу входит Буратино с букетом искусственных цветов и просит у детей
горшок с землей, чтобы посадить их.
Воспитатель, здоровается с Буратино, и интересуется для чего ему горшок
с землёй. Буратино показывает на цветок и говорит, что его надо скорее
посадить, а то он завянет.
Воспитатель обращает внимание детей на цветок, скажите какой это цветок
настоящий или нет? (ответы детей). Правильно, это «неживой»
искусственный цветок. Он сделан из ткани, а настоящие «живые цветы»
совсем другие.
Воспитатель приглашает Буратино подойти к природному уголку и
познакомится с ними. Ребята, давайте поможем Буратино и научим его
отличать «живые» цветы, от «неживых».
Воспитатель ставит на стол горшок с цветком, говорит, что –это цветок
называется герань. Знакомит детей и Буратино со строением цветов (листья,
стебель, цветы, объясняет, что корень в земле).
Буратино сомневается, что дети знают, где у герани стебель, листья, цветок.
«Сейчас увидишь – дети покажут», - говорит воспитатель и предлагает детям
подойти и показать где стебель, листья, цветы. Буратино хвалит детей.
Воспитатель спрашивает, какого цвета листья, цветы, помогает детям
правильно отвечать. Буратино, вступает в диалог, уточняет, где у цветка
корни, и для чего они нужны. Воспитатель напоминает детям, что корни
находятся в земле - просит вспомнить, чем лук воду пил (корнями), у герани
тоже есть корни , они в земле.
В разговор вступает Буратино: я понял, что растения живые, им нужна вода,
питательные вещества, тепло, свет. Тепло в группе есть, света тоже много –
окна в группе большие, а вот вода… Воду растениям надо специально давать,
надо поливать их – объясняет воспитатель. Предлагает детям помочь полить
растения и научить Буратино ухаживать за ними.
Физминутка «Цветок»
Наши чудные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают
Тихо засыпают
Дети
сидят
на
корточках.
Соединив
ладони
перед
грудью.
Начинают
медленно вставать, раскрывают руки над головой, раскачиваются и медленно
принимают исходное положение.
Воспитатель читает стихотворение.
Цветок
Цветок на лугу
Я сорвал и бегу.
Сорвал,
А зачем -
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял и завял.
А сколько бы но
На лугу простоял? ( В.Викторов)
Воспитатель обращается к детям. Скажите мне, пожалуйста, почему цветок
быстро завял ? (ответы детей). Правильно, потому – что цветку необходим
воздух, земля, свет, вода, потому - что он живой (растет, дышит, питается,
размножается). А цветок, который принёс Буратино, «неживой» его сделали
из ткани и ему воздух, земля, свет, вода не нужны. Его можно поставить в
пустую вазу, и он будет стоять очень долго.
Буратино, благодарит ребят, за помощь. Ему было очень интересно, и он
узнал много нового. Прощается и уходит.
Сказки о листовичках.
История,
в
которой
вы
знакомите
детей
с
главными
персонажами
сказки,
а
также
закрепляете
названия
деревьев
и
учите
детей
классифицировать их.
-Я
расскажу
вам
историю
про
маленьких,
я
бы
даже
сказала
крошечных, человечков. Больше всего на свете эти человечки любят деревья
и кусты, потому что они такие огромные и сильные, такие разные и красивые.
Деревья и кусты кормят человечков своими плодами и ягодами; а листьями
согревают и укрывают от дождя. За любовь и привязанность к деревьям и
листьям маленьких человечков прозвали листовичками.
Все лето листовички живут на деревьях. Они боятся спускаться вниз –
вдруг заблудятся в густой траве и потеряются. А теряться листовичкам ой как
не хочется, потому что все они разные. Каждый листовичок может жить
только на определенном дереве и питаться только его плодами или ягодами. И
имена листовичков похожи на названия деревьев, на которых они живут.
Так, дубовички живут на дубе,
А березовички живут на…,
А осиновички живут на…,
А кленовички живут на…,
А яблоневички живут на…и т. п.
(отвечают дети, они могут продолжить это перечисление).
Только осенью, когда вянет трава и маленькие листовички не боятся в
ней заблудиться, они спускаются на землю вместе с падающими листьями.
Зацепится маленький листовичок за листочек и, как на парашюте, спускается
вниз.
А на земле и раздолье листовичкам, и веселье. Засиделись они за лето
на деревьях. Шур-шур-шур, шур-шур-шур – слышно то тут, то там. Это
листовички бегают среди опавшей листвы и переговариваются.
На земле листовички живут до глубокой осени. Как только листья
начинают увядать и морщиться и из красных, ярких, желтых, оранжевых
превращаются
в
коричневые,
блеклые,
невзрачные,
листовички
начинают
готовиться к зиме.
А когда на земле становится голо и сыро и некуда бывает спрятаться от
холодного, пронизывающего ветра и осенних затяжных дождей, листовички
дружно уходят на зимовку.
Как вы думаете, где зимуют листовички? (Этот вопрос адресован
детям).
Предоставьте
им
возможность
и
время
высказать
свои
предположения. В конце вы говорите детям, что листовички уходят зимовать
под
землю.
А
как
они
уходят,
как
живут
под
землей,
вы
расскажете
в
следующий раз.
История,
в
которой
главный
герой
сказки
попадает
в
трудную
ситуацию, а также узнает кое-что интересное из жизни дождевых
червей.
Среди человечков жил самый маленький листовичок. Звали его Шур-
Шур. На свет он появился только весной, вместе с новым листочком, и мало
что еще знал и умел. Но был он очень любопытным и шустрым, всюду совал
свой маленький нос, стремясь узнать этот огромный и интересный мир.
С
наступлением
холодов
все
листовички
ушли
под
землю:
через
щелочки, дырочки, норки и другие отверстия в земле. И только маленький
Шур-Шур оставался наверху – он не хотел уходить, ведь кругом было так
интересно…и вообще ему хотелось побегать, побаловаться, поиграть.
Но однажды листовичок оглянулся вокруг, прислушался…и понял, что
остался один. А так как Шур-Шур был еще очень маленький, он не знал, как
листовички спускаются под землю. Малышу было очень холодно и голодно;
он испугался, что остался совсем один и пропадет. И Шур-Шур горько
заплакал.
Вдруг земля у его ног зашевелилась, и он увидел Дождевого Червя.
-Кто ты? И что здесь делаешь? – спросил Дождевой Червяк.
- Я маленький листовичок Шур-Шур. Я заигрался и не заметил, что все
мои товарищи спрятались под землей. Я тоже хочу туда попасть, но не знаю
как.
- Не плачь, малыш, - сказал Дождевой Червяк. – Я тебе помогу. На твое
счастье мне пришлось подняться на землю. Дождь совсем залил все мои ходы
под
землей,
затопил
все
мои
норки.
Во
время
таких
наводнений
мы,
дождевые червяки, выбираемся наверх. За это нас и прозвали «дождевыми».
Закончится
дождь,
вода
уйдет
в
землю
и
затопит
все
норки-ходы.
Куда
деваться бедным червякам? Только и спасаемся тем, что поднимаемся наверх,
а потом…скорее обратно. Ведь жить на поверхности земли мы не можем.
Здесь
то
солнце,
то
ветер,
то
еще
что-нибудь…Бр-р-р-р!
Так
недолго
засохнуть и погибнуть. Другое дело – жить под землей. Там тепло, темно,
влажно, сытно – хорошо!.. Ну ладно, малыш, нечего зря болтать да время
терять. Не ровен час опять дождь застучит. Я сделаю сейчас под землею ход,
и ты легко спустишься по нему вниз.
- Спасибо тебе, - радостно отозвался маленький листовичок. – Ты спас
меня!
- Не стоит благодарности, - сказал Дождевой Червяк. – Ведь делать под
землей ходы – наше любимое занятие. Вперед! За мной! – воскликнул он и
стал быстро исчезать под землей, раздвигая ее своим мускулистым телом.
Вскоре червяк совсем исчез, а за ним остался лишь ровный, круглый ход.
Листовичок Шур-Шур стал спускаться вниз. Ход Дождевого Червя был
тесным
и
темны,
но
все
же
это
была
дорога
к
друзьям-товарищам.
Листовичок
думал
о
скорой
встрече
с
ними,
на
душе
его
становилось
радостно, и он смело шел вперед за добрым Дождевым Червяком.
В последующих историях маленький листовичок Шур-Шур знакомится с
Мышонком, и они вместе:
- гуляют по подземным лабиринтам;
- ходят в гости к кроту;
- навещают спящий муравейник;
- дважды попадают в берлогу к медведице (во второй раз там появился
медвежонок);
- разгадывают тайну чудесной коробочки (семена) и т. д.
История,
в
которой
маленький
Шур-Шур
встречает
прекрасную
незнакомку, а также постигает свойства воды
К концу зимы у Мышонка кончились запасы зерна, и он был вынужден
выходить на поверхность в поисках пищи. Такие походы очень опасны, ведь
хитрые лисы только и ждали этого и ловили невнимательных, нерасторопных
мышей.
Каждый раз, когда Мышонок уходил за едой, маленький Шур-Шур
очень переживал за своего друга. Сколько раз он предлагал Мышонку пойти
вместо
него.
Но
каждый
раз
Мышонок
отговаривал
листовичка:
«Там
наверху, очень холодно. Не беспокойся, Шур-Шур, я обещаю тебе, что буду
очень внимателен и не попадусь в лапы к лисе».
Однажды
Мышонок
задержался
дольше
обычного
(заболтался
с
соседкой-мышью), а листовичок очень обеспокоился его долгим отсутствием.
Он пошел по следам своего друга Мышонка и вышел к тому месту, где
начинался подземный ход.
Яркое зимнее солнце ослепило маленького листовичка. Он подставил
солнечным лучам свои маленькие ладошки, но солнце не грело и не ласкало
их (как это бывало летом). Шур-Шур хотел расстроиться, но, оглядевшись
вокруг, забыл это сделать. Маленький листовичок увидел зимний лес! Он его
не узнал. Шур-Шур видел его зеленым – летом, желтым и красным – осенью,
но белым не видел никогда. Это было просто восхитительно! Все вокруг
было
покрыто
белым
мягким
покрывалом.
Покрывало
блестело
и
переливалось. На такую красоту можно было смотреть очень долго.
Но вдруг листовичок услышал какой-то тихий нежный звон, и к его
ногам
скатилось
ЧТО-ТО.
Это
ЧТО-ТО
было
удивительной
красоты:
прозрачное,
с
легкой
голубизной,
солнце
искрилось
и
сияло
в
сложных
переплетениях его рисунка.
Это была маленькая снежинка. Но откуда листовичку Шур-Шуру было
знать об этом, если он раньше никогда снежинок не видел?
-
Кто
ты,
о
прекрасная
незнакомка?
–
обратился
листовичок
к
снежинке. Но она молчала.
- Как звать тебя, прекрасная незнакомка? – снова позвал листовичок, и
снова ответом было молчание.
Шур-Шур робко протянул к снежинке руку и коснулся ее. Прекрасная
незнакомка была очень холодная!
«Бедняжка,
она
замерзла
и
не
может
даже
говорить!»
-
подумал
листовичок и решил спасти снежинку. Он схватил снежинку обеими руками,
прижал к себе и со всех ног бросился по подземному ходу, где было тепло.
Шур-Шур
бежал
и
всю
дорогу
приговаривал:
«Сейчас,
сейчас,
милая
прекрасная незнакомка, потерпи немного, сейчас тебе станет теплее».
Когда
листовичок
отбежал
достаточно
глубоко,
он
остановился
и
посмотрел
на
свою
прекрасную
незнакомку,
но
она
по-
прежнему
была
холодной
и
молчала.
Тогда
Шур-Шур
стал
согревать
снежинку
теплым
дыханием.
И вдруг, к своему великому изумлению, он увидел, что его прекрасная
незнакомка
начала
исчезать-исчезать-исчезать…
и
в
руках
у
листовичка
осталась
только
капелька
воды.
«Где
ты?
Что
с
тобой
случилось?»
-
воскликнул Шур-Шур и расплакался.
Именно
в
этот
момент
к
нему
подбежал
Мышонок.
«Почему
ты
плачешь?» - спросил он. И листовичок все рассказал своему другу.
- Не печалься, Шур-Шур, - стал успокаивать его Мышонок. – Твою
прекрасную
незнакомку
звали
снежинка.
Она
и
ее
сестры,
такие
же
снежинки, появляются только зимой. Они дружно слетают из снеговых туч на
землю
и
устилают
ее
теплым
белым
покрывалом.
Но
сами
снежинки
холодные. Ведь каждая из них – это крошечный резной кусочек льда.
- А что такое «лед»? – спросил Шур-Шур, который перестал плакать и
внимательно слушал Мышонка.
- Лед – это застывшая на холоде вода. Поэтому, если лед растопить, он
снова становится водой, - пояснил Мышонок.
- Мышонок, но ведь я погубил эту снежинку! – всхлипнул листовичок.
- Ну что ты, - успокоил его Мышонок. – Ты не погубил ее, а превратил
в капельку воды. Знаешь, все снежинки мечтают превратиться в воду и
напоить собою землю, деревья, кусты, цветы.
-
Шур-Шур,
отпусти
свою
прекрасную
незнакомку,
-
предложил
Мышонок.
Маленький
листовичок
разжал
ладони.
Прозрачная
капелька
воды
упала и мгновенно ушла в землю. А до Мышонка и малыша Шур-Шура, как
легкий ветерок, донеслось: «Спасибо!»
История, в которой Мышонок хвастается перед Ласточкой, а
также узнает, кто такая птица-мышь.
Однажды Мышонок сидел у входа в свою норку, грелся на солнышке и
наблюдал, как Ласточка брала землю с краев лужи для постройки своего
гнезда.
Когда Ласточка в очередной раз прилетела к луже, Мышонок решил
поговорить с ней.
-
Эй,
Ласточка,
что
ты
все
суетишься,
сядь
и
отдохни,
-
сказал
Мышонок.
- Некогда мне, гнездо надо строить, - ответила Ласточка, но все же
присела рядом с Мышонком.
- Послушай, Ласточка, - продолжал разговор Мышонок, - смотрю я на
тебя и думаю, птицей быть – хорошо, но мышью – лучше. Живем мы, мыши,
на одном месте, в теплые края по осени не убегаем. Кормимся на соседних
полях.
Правда,
люди
на
нас
ругаются,
«грызунами»,
«вредителями»
называют, но мы на них не в обиде… А
шубки у нас, мышей, такие
замечательные,
серо-бурые,
теплые.
А
хвосты
–
просто
чудо!
Длинные,
тонкие. Маленькие мы, а такие шустрые, и ловкие, и цепкие…
Мышонок еще, наверное, долго бы похвалялся, но Ласточке надоело
его слушать.
- Эй ты, маленький хвастунишка, - сказала она мышонку. – Есть и
среди нас такие птицы, которые на вас, мышей, похожи. Их так и называют –
ПТИЦЫ-МЫШИ.
- Не может быть! – воскликнул Мышонок. – Пусть прилетят к нам, я
хочу посмотреть на них!
Ласточка рассмеялась: «Ты же только что хвастался, что по осени в
теплые края не убегаешь. Вот и птицы-мыши тоже никуда по осени не
улетают»
- Ласточка, а где их родина? Ты там была? Ты видела их? Расскажи,
какие они, птицы-мыши? Почему их так назвали? – стал расспрашивать
Мышонок.
И добрая Ласточка рассказала следующее:
-
Птицы-мыши
живут
в
далекой
жаркой
Африке.
Это
маленькие
птички ростом не больше воробья. Окраска их перышек неяркая, серо-бурого
цвета. На голове у птицы-мыши есть хохолок. А самое главное – у нее есть
длинный хвост. Эти маленькие птички не перелетают с ветки на ветку, они
лазают по стволам и веткам «по-мышиному», очень быстро и ловко.
- А что едят птицы-мыши? Зернышки? – спросил Мышонок.
- Едят они фрукты, но очень любят лакомиться почками, бутонами,
цветами и свежими побегами растений. За это люди в Африке тоже сердятся
на
них,
называют
«вредителями».
Правда,
птицы-мыши
еще
охотятся
за
насекомыми, а иногда разоряют гнезда небольших птиц, - закончила свой
рассказ Ласточка, распрощалась с Мышонком и улетела.
Мышонок еще некоторое время посидел около своей норки, удивляясь
услышанному рассказу. А затем он юркнул в норку и побежал к своим
друзьям-мышатам, чтобы рассказать им об удивительных птицах-мышах.
Сказки о деревьях
Сказка о крылатках
Крылатки – семена-детки клена. Все лето мама-клен бережно растила
своих деток, грея их на солнышке и прикрывая листвой от дождя. К концу
лета детки-крылатки стали большими, и у каждого выросло тонкое нежное
крылышко. Крылатки висели на маме-клене и тихо переговаривались. Они
мечтали и строили планы на будущее.
«Я полечу вон к той веранде, - говорила одна крылатка, - где нет ни
одного дерева. Там я буду жить, расти и всем радость нести».
«А я, - мечтала другая крылатка, - хочу жить около скамейки. Вырасту
большим кленом, люди будут сидеть на скамейке и любоваться мною. А в
жару я их от солнца укрою своею пышной листвой…»
Наступила осень. Мама-клен говорит своим деткам-крылаткам: «Детки
мои милые. Скоро настанут для нас тяжелые, холодные дни. Летите вы скорее
на
землю
вместе
с
братьями-листьями.
Лягте
вы
на
землю
плотнее.
Прикройтесь
опавшей
листвой.
А
придет
зима,
накроет
вас
снегом
пушистым.
Будет
еще
теплее.
Так
вы
зиму
и
перезимуете.
А
весной
солнышко пригреет, снежок растает. Вот тут вы время зря не теряйте, а скорее
прорастайте. И вырастут из вас новые клены».
Послушные у мамы-клена детки-крылатки. Дунул ветер, и полетели
они
в
разные
стороны,
замахали
на
прощанье
маме-клену
своими
крылышками.
Серия "Беседы о Воспитании"
Фрагмент из книги
"Экологическое Воспитание Дошкольников"
Экологическое воспитание дошкольников
Вступление: Экологическое воспитание через добрые сказки и стихи
Главной задачей данной книги является формирование у дошкольников
образа окружающего мира как собственного дома, общего для всех людей.
Этот «ДОМ» нуждается в бережном отношении и заботе каждого человека
н а
з е м л е :
и
б о л ь ш о г о ,
и
м а л е н ь к о г о .
Экологические сказки о Маленькой Капельке Воды, Березовом листочке и
Зеленых
Друзьях
–
комнатных
растениях,
добрые
лирические
стихи
ненавязчиво
воспитывают
в
детях
любовь
к
окружающему
миру,
п о н и м а н и е
д о б р а
и
з л а .
Кроме того, в каждую сказку добавлены элементарные знания о законах
природы и окружающей среде. Поэтому они не только воспитывают, но и
дают
детям
начальные
знания
об
особенностях
природных
явлений,
помогают
осознать
общую
экологическую
картину
мира.
Сказки
в
увлекательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их
появления, помогают осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего
ж и в о г о
в
н е м .
Творческие
задания
и
игры
направлены
на
формирование
у
детей
бережного
отношения
к
природе,
навыков
экологически-нравственно
поведения в природной среде. Многие творческие задания необходимо
провести с детьми во время экскурсии, прогулки на природе с родителями
или на даче. Именно наблюдения за явлениями природы и ее жителями,
помогают детям почувствовать красоту родной земли и полюбить ее. Но,
конечно, дети увидят не только красоту. Они неизбежно столкнутся с
небрежным и пагубным отношением человека к природе. В этом случае и
педагогам,
и
родителям
очень
важно
научить
детей
размышлять
и
сопереживать,
анализировать
и
понимать,
к
чему
приводит
такое
отношение.
Многие творческие задания предлагают детям самим сочинить сказки о
разных
явлениях
природы.
Если
ребенок
сам
придумывает
сказку,
он
связывает себя с окружающим миром и учиться жить в нем по законам
любви.
Добрые экологические сказки и лирические стихи о природе учат ребенка
постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое
г л а в н о е
д л я
э к о л о г и ч е с к о г о
в о с п и т а н и я
ч е л о в е к а .
Материал
пособия
предназначен
для
занятий
по
экологическому
воспитанию
дошкольников.
Сюжеты
сказок
можно
использовать
для
ролевых игр и театрализованных представлений.
СЮЖЕТ СКАЗКИ
"Приключение Маленькой Капельки Воды"
Тематические установки:
Роль воды в жизни растений, людей и животных.
Что такое круговорот воды в природе?
Как люди должны относиться к воде?
Почему воду надо беречь?
Маленькая Капелька летит на землю
Маленькая Капелька Воды жила в большом пушистом облаке.
– Растите быстрее, детки, – говорило облако капелькам. – Всем жителям
земли нужна вода. Самое важное дело для каждой капельки - напоить
кого-нибудь.
Все капельки молча росли, только одна
любопытная Маленькая Капелька Воды летала по
облаку и спрашивала обо всем:
– А лесу нужны капельки?
– Да, конечно, деревья погибнут без воды,–
отвечало облако.
– А полю нужны капельки?
– Трава без воды высохнет, – объясняло облако.
– Я крохотная, и не смогу напоить даже травинку, – расстроилась
Маленькая Капелька.
– Капелек много, и всем хватит воды, – успокоило капельку облако и
велело:
– Приготовьтесь, капельки. Внизу город и люди. Мы подарим им дождик.
– Ой, смотрите, люди прячутся от нас! – удивилась Маленькая Капелька.
– Люди почему-то боятся дождика и открывают зонтики, когда он идет, –
грустно вздохнуло облако.
– А маленькие люди не прячутся, они прыгают и смеются, – заметила
Маленькая Капелька.
– Это дети, они любят дождик, – улыбнулось облако и скомандовало:
– Капельки, летите вниз!
Тут же пошел дождик, и Маленькая Капелька полетела вместе со всеми
вниз, на землю.
Она упала на асфальт посреди двора, прямо в лужицу.
– Спасибо, что помогла мне,
Маленькая Капелька, – забулькала
лужа. – Я чуть не высохла, но ты и
твои сестрицы капельки снова
наполнили меня.
– Я прилетела сюда, чтобы поиграть
с детьми, – ответила Маленькая
Капелька.
– Сейчас вечер, и дети ушли домой, –
объяснила лужа. – Завтра днем ты их
увидишь, если не испаришься и не
улетишь снова на небо, – булькнула
лужа.
– Я не хочу никуда улетать, –
возразила Маленькая Капелька.
– Это от тебя не зависит. Если жаркий луч согреет тебя и превратит в пар,
ты улетишь обратно на небо. Там ты снова будешь жить в облаке, пока не
вырастешь, а потом опять прилетишь сюда, на землю. Так вода в природе
совершает круг. Этот великий закон воды называется круговоротом, –
объяснила лужа.
– Я не буду улетать обратно на небо, – упрямо повторила Маленькая
Капелька.
Потом она опустилась на дно лужи и задремала.
Вопросы и задания к экологической сказке:
Откуда берется дождик?
Кто дождик любит, а кто, наоборот – нет?
Кому помогает дождик?
Любите ли вы дождик?
Может ли одна маленькая капелька напоить кого-нибудь?
Как вы думаете, сколько нужно капелек, чтобы напоить дерево?
Что произойдет с землей, если дождик исчезнет?
Расскажите, как происходит круговорот воды в природе.
Динамическая игра «Круговорот воды»
Начертите на полу круг, который будет обозначать облако. Все дети –
капельки в облаке. Один человек ведущий, он играет роль облака.
Педагог читает стихотворение.
Стихотворение
ДОЖДИК
Дождь зеленый лес полил,
Все деревья напоил,
Кустики умыл, цветочки,
Все поля, луга и кочки.
И под каплями дождя
Улыбается земля.
Зеленеет, хорошеет,
Все на ней цветет и зреет.
Дождику подставь ладошки,
Пусть помоет их немножко,
С капельками подружись,
Поиграй и покружись.
Когда стихотворение заканчивается, педагог включает музыку, и ведущий
командует: «Идет дождик». Все капельки разбегаются в разные стороны.
Когда музыка начинает затихать, ведущий командует: «Капельки домой».
Капельки
должны
собраться
назад
в
облако.
Когда
музыка
останавливается,
капельки
тоже
останавливаются.
Тот,
кто
не
успел
вернуться
в
облако,
садятся
на
стульчики
и
рассказывают,
кого
они
напоили.
Ведущий
должен
запомнить
и
перечислить
всех
о
чем,
рассказали дети. Затем игра повторяется с новым ведущим.
Рисунок «История капельки»
Понаблюдайте за каплей дождя на оконном стекле, на лепестке цветка, на
листочке,
на
щеке
и
т.д.
Нарисуйте
и
расскажите
историю
из
жизни
дождевой капли.
Раскраски из сказки о капельке дождя.
Алгоритм исследования объектов
природы
1. Потрогать, погладить
2. Посмотреть
3. Понюхать
4. Послушать
5. Рассказать
6. Выразить свои чувства, эмоции
1
2
3
4
5
6
Использование пиктограмм при
знакомстве с животными
Кто это?
1.
Строение
2.
Покров
3.
Цвет
4.
Величина
5.
Что ест?
6.
Дышит
7.
Двигается
8.
Моё отношение
1
?
9
8
7
6
5
2
3
4
2. Консультация для родителей
СКАЗКА
В
ЭКОЛОГИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
Известный итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии»
Джанни Родари, писал: « Воображение все еще находится в нашей школе на
положении бедного родственника - вниманию и запоминанию отдается куда
больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно
запоминать и по сей день составляет отличительную особенность
примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика». К
сожалению, это утверждение во многом справедливо и по отношению к
нашему образованию. Малыш приходит в детский сад, школу с большим
творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от
педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать обучение
привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки.
Использовать
сказки
можно
в
работе
с
детьми
разного
возраста:
при
проведении
игр,
экскурсий,
различных
экологических
праздников,
на
занятиях по экологии. Нестандартный подход к сказкам помогает
сделать
интересными и семинары для педагогов, совместную деятельность детей
младшего возраста и их родителей. Излишне не доказывать, что чтение
сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимаются всеми детьми: от
детского сада до старших классов. Особенно серьезно относятся к сказкам
дошкольники.
Поэтому
при
работе
с
младшими
ребятами
очень
важно
бережно
относиться
к
сказочному
сюжету:
просто
читать
и
обсуждать
текст,
использовать сюжетные
моменты,
поступки
и
образы
сказочных
героев
для
объяснения
материала,
придумывать театрализованные
и
кукольные постановки по сюжетам сказок, задание в виде рисунков по их
мотивам.
Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоциональное
окрашенный
материал.
Внимание
ребенка
привлекают
также
новизна,
необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные
предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более
эффективным.
С
этой
точки
зрения
уместность
использования
сказок
в
обучении
не
вызывает сомнений, поскольку любовь к ним проявляется у
человека
в
раннем
детстве
и
сохраняется
порой всю жизнь \ вспомним
современную рекламу со сказочными персонажами! \.
Народные
сказки
во
многом
«экологичны»:
в
них
нашло
отражение
осмысление
человеком
окружающего
мира,
изменение
взаимоотношений
людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали
природу как нечто враждебное, непознанное, таящее опасность. В мифах и
сказках
народов
мира
леса,
болота
населены
злыми
духами
и
прочими
отрицательными персонажами.
Со временем человек все лучше понимал природу, постигал ее законы,
учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою
зависимость
от
окружающей
среды,
но
и благодарность
в
природе.
Например, земля стала называться ласково - матерью-кормилицей. Правда,
бережное,
уважительное
отношение
к
природе
предполагает,
что
она
отплатит человеку тем же: удовлетворит его потребности в пище, крове. Чем
старше
становилось
человечество,
тем оно стремилось покорить природу,
взять
у
нее
как
можно
больше
богатств,
подчинить
своей
воле. Сказки
впитывали исторический опыт человечества.
Великое
множество
сказок
пришло
к
нам
из
глубины
веков,
когда
зависимость людей от природы была более ясной, чем сейчас. Известный
исследователь фольклора В.Я. Пропп писал, что волшебная сказка уходит
корнями
в
первобытные
времена
и
связана
с
обрядами
инициации,
сопровождающими выступление человека в пору зрелости.
В
сказках,
как
правило,
очень
точно
подмечены
особенности
многих
животных,
растений, природных
явлений,
ландшафтов,
описываются
национальные,
культурные
традиции
и
праздники. Произведения
такого
характера
могут
оказать
неоценимую
помощь
педагогу,
работающему
в
области экологического образования.
Однако
человеку
индустриальной
эпохи
присущ
антропоцентрический
взгляд
на
окружающую среду,
что,
в
частности,
выражается
в
потребительском отношении к природе. Только в конце XX
в. люди стали
понимать, что они должны рассматривать себя лишь как часть природы
\хотя и особенную, разумную, соотносить свои интересы с необходимостью
сохранения биосферы.
Во
многих
народных
сказках
природа
воспринимается
именно
с
точки
зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей,
по
которым
летают
жареные
куропатки,
и
молочных
рек
с
кисельными
берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучие леса. И
это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое внимание уделяется
животным -помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают
только в определенных условиях, в которые их поставил человек, например,
чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: « Не ешь меня: я тебе
еще пригожусь!» А отношение Емели к щуке или Старика к золотой рыбке -
это уже настоящий шантаж со стороны человека!
Анализируя
сказки,
можно
выделить
группу
животных,
которые
люди
считали
своими
врагами. Это почти всегда хищные звери. Например, во
многих
народных
сказках
волк
-
злой,
явно отрицательный
герой.
Это
связано с опасностью, которую он представляет для людей и их хозяйства.
В
то
же
время
большинство
травоядных
зверюшек,
особенно
если
они
с и м п ат и ч н ы е , пушистые
и
вызывают
сочувствие,
выделяют ся
положительными чертами.
Как показали опросы, у многих детей и взрослых существует стереотип:
хищные
животные плохие, злые, им не место рядом с человеком, волк и
крокодил не нуждается в нашей защите и помощи. В формировании такого
отношения вносят вклад и сказки. Насколько стойки эти взгляды даже среди
преподавателей,
свидетельствует
такой
факт.
Победителем
одного
из
российских региональных конкурсов на лучшее экологическое сочинение
стал пятиклассник, придумавший историю о сказочном лесе. В этом лесу
не было ни одного волка, зато счастливо жили многочисленные зайцы. В
природе такое невозможно: истребление хищников всегда приводит сначала
к росту, а потом - к уменьшению количества их жертв. Исчезают волки -
размножаются зайцы,
поедают
все
что
могут.
Пища,
в
конце
концов,
кончается, зайцы голодают, болеют и гибнут. Так что без хищников не так-то
просто быть счастливым! А вот на решении членов жюри в данном случае
сказался стереотип отрицательного отношения к волкам.
Дети очень хорошо усваивают характеристики животных - героев сказок:
волк - злой, лиса - хитрая, заяц - трусливый. И часто эти представления у них
остаются
на
всю
жизнь.
Поэтому
важно помнить,
что
в
таких
характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и
зверями и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних
животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей
молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову.
Во
многих
сказках
присутствует
деление
животных
на
красивых
и
безобразных.
Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Вспомним
хотя бы крайне неприятного крота и не менее противную жабу в сказке Г.Х.
Андерсена «Дюймовочка». Такое отношения автора к персонажам передается
детям. С другой стороны, Э.Успенский, сделав обаятельным и симпатичным
крокодила Гену,
вызвал
у
детей
доброе
отношение
к
этому
животному,
которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что и
волк в русских сказках.
Существует
еще
один
тип
сказок,
которые
многими
педагогами
рассматриваются
как природоохранные, хотя на самом деле также отражают
потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим
образом: сначала дети узнают, как много благ дает нам природа. Например,
лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты, а
затем делается вывод: именно поэтому природу надо беречь.
В
сказках
разных
народов
можно
найти
сведения
о
природных
особенностях
тех
мест,
которые они населяют. Так, в восточных сказках
часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках
северных народов - роль солнца. В сочинениях североамериканских индейцев
отчетливо ощущается почтительное отношение к природе, как к живой, так и
к неживой, например, к камням, горам, солнцу. Учитывая интерес к жизни
индейцев, особенно у мальчишек, можно эффективно использовать эти сказки
в целях экологического образования.
3. Презентации
«Зачем человеку растения»
«Лесные жители»
«Времена года»
«Насекомые»
4. Консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей
«Сказка - ложь, да в ней намёк...»
В
дошкольном
возрасте
у
детей
бурно
развивается
воображение,
которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных
произведений.
Особенно
детям
дошкольного
возраста
нравятся
сказки.
Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые
исследователи
называют
дошкольный
возраст
«возрастом
сказок».
Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной
степени содержит фантастический вымысел.
Русская народная сказка – это. Прежде всего, произведение искусства;
живое,
увлекательное,
яркое,
красочное,
стирающее
грань
между
реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует
и х
п с и х о л о г и ч е с к и м
о с о б е н н о с т я м .
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и
тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные
образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме
того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую.
Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной
ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных
рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей
постоянный
и
неослабевающий
интерес.
Сказка
спо собствует
формированию
у
детей
нравственных
понятий,
ведь
почти
все
дети
отождествляют
себя
с
положительными
героями,
а
сказка
каждый
раз
показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться
д е л а т ь
д о б р о
л ю д я м .
Художественное восприятие является активным для детей дошкольного
возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде
всего,
человечность.
Восприятие
искусства
всегда
связано
с
сопереживанием.
У
детей
дошкольного
возраста
сопереживание
носит
непосредственный
характер:
они
представляют
себя
с
полюбившимися
героями
произведений,
проникают
во
внутренний
мир,
копируют
их
характер. Таквживаются в образ, что с помощью воображения становятся
участниками событий (судьбу зайчика, изгнанного из его избушки лисой,
дети примеряют к собственной и, сопереживая, мыслят примерно так:
«Чтобы
я
делал,
е сли
бы
меня
кто-то
выгнал
из
д ом а ? » ) .
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей
дошкольного
возраста,
без
которого
немыслимо
благородство
души,
чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир
не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на
события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру
и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в
преодолении
любых
трудностей.
Сказ
с
последующим
пересказом
способствует
развитию
мышления
и
обогащению
языка
ребёнка.
По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно
воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под
воздействием
сказки
обостряется
восприимчивость
детей
ко
всему
прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки
происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения
природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-
муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.
С к а з к а
м о ж е т
н а р и с о в а т ь
р а з н ы е
к а р т и н ы
п р и р о д ы :
- красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят
н а л и в н ы е ,
л и с т и к и
ш у м я т
з о л о т ы е … »
( Х а в р о ш е ч к а ) ;
- картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь
хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-
с е с т р и ч к а
и
с е р ы й
в о л к ) .
Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы
воспринимаются
детьми
эмоционально,
и,
быть
может,
впервые
дети
н ач и н а ют
п о н и мат ь ,
ка к
п р е к р а с е н
о к руж а ю щ и й
и х
м и р .
Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса,
волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в
сказку.
Всё
фантастическое
в
сказке
тесно
связано
с
реальной
действительностью,
и
не
уводит
детей
от
неё,
а,
наоборот,
служит
раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям
з н а н и я
о
п р и р о д е .
Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие
черты
присущи
тому
или
иному
зверю.
Ведь
многие
интересные
особенности
поведения
животных,
произрастания
растений,
суть
некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь
на помощь приходит сказка. Детям дошкольного возраста можно рассказать
об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они
устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу.
Также можно объяснить значение животного в природе.
Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что
первичные представления о многих животных, особенностях их поведения,
формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет –
самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого
человека.
Известный
зоолог,
доктор
биологических
наук
А.Г.Баяников
вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея
помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать
их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного
пути.
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы
ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит
детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать
существенные
признаки,
усиливает
мыслительную
деятельность.
Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство
воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний
мир детей, они тянутся к ней.
Литература:
1.
Рыжова
Н.А.
Не
просто
сказки.
Экологические
рассказы,
сказки
и
п р а з д н и к и .
М . :
-
« Л и н к а - п р е с с » ,
2 0 0 2 . - 2 0 0 с .
2. Сидловская О. Сказка в развитии дошкольника //Ребёнок в детском саду,
2001.-N3.-с.80-83.
3. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Прометей;
К н и г о л ю б ,
2 0 0 3 . - 1 0 4 с .
4. Экологические сказки./ Сост. Фадеева Г.А.- Волгоград: Учитель, 2004.-
57с.
5. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие./ Под
ред. Прохоровой Л.Н. – М.: АРКТИ, 2003.-72с.