Авторы: Малкина Юлия Викторовна, Пакляшова Анна Васильевна
Должность: учителя-логопеды
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №43 Невского района
Населённый пункт: г Санкт-Петербург
Наименование материала: консультация
Тема: "Развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Предлагаем вам игры и задания, направленные на развитие слухоречевой памяти.
Слухоречевая память – это процесс запоминания и воспроизведения речевого материала (звуков,
слогов, слов). Развитие слухоречевой памяти является одним из важных аспектов в развитии
ребёнка, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока
информации, часто воспринимаемой на слух. Развивать слухоречевую память можно и в домашних
условиях, играя с ребёнком в простые игры, не требующие особой подготовки.
Слухоречевая память – необходима для запоминания инструкций (представляет собой цепочку
инструкций).
1. Цепочка инструкций.
Предлагаем ребёнку послушать цепочку инструкций и выполнить действия.
Перед ребёнком пять предметов, например: мяч, молоток, машинка, колокольчик, маракас.
Дайте малышу инструкцию: «Послушай и выполни действия: тряси, кати, звони».
Лёгкий вариант - ребёнок выполняет действия только с тремя соответствующими предметами, но в
любой последовательности.
Более сложный вариант – ребёнок выполняет действия с тремя предметами в заданной
последовательности.
2. «Магазин».
Отправляемся в магазин, скажите ребёнку, что нужно купить, он запоминает и приносит.
Разложите «товар» на столе.
Дайте ребёнку инструкцию: «Купи яблоко, синюю чашку и мяч».
Ребёнок складывает покупки в корзину, вы проверяете. Для самоконтроля и обратной связи можно
заранее схематично нарисовать на бумажке вещи, которые планируете предложить ребёнку купить.
Когда ребёнок вернётся к вам с покупками, вы сравниваете их с вашим рисунком и вместе
проверяете, правильно ли выполнил ваше задание малыш.
3. «Накорми игрушки».
Посадите перед ребёнком игрушки: мишку, куклу, зайку. Предложите их покормить.
«Дай кукле банан, мишке яблоко, а зайке конфету».
4. «Угости мишку».
Предложите ребёнку угостить мишку. Положите перед ребёнком игрушечного мишку и разную
игрушечную еду для него.
Ребёнку необходимо дать мишке только то, что он любит. Вы поясняете: «Мишка не любит яблоко,
банан, морковь и конфеты. Что ты дашь мишке?»
Ребёнку надо послушать, запомнить и догадаться, что выбрать надо ту еду, название которой не
прозвучало.
5. «Паровозик».
Возьмите три листа бумаги, можно цветной, выложите в ряд. Это вагоны. Слева от первого вагона
можете разместить паровоз.
Поезд везёт зверей или груз (любые предметы – крышка от бутылки, карандаш, мячик и т.д.).
Инструкция: «В красном вагоне поедут кошки, в синем – собаки, а в зелёном – жуки».
«Посадка» по вагонам – точно в соответствии с вашим списком, предъявленным ребёнку на слух.
6. «Заданное слово».
Озвучьте инструкцию: «Хлопни в ладоши, когда услышишь слово дом»: молоко, каша, дом…Или
любое другое слово.
Ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит заданное слово. Задача именно в том, чтобы удержать в
памяти заданное слово на протяжении всего задания.
Через пару недель таких занятий вы заметите, что ваш ребёнок стал запоминать лучше.
Да и вы тоже! Не ограничивайтесь этими играми. Придумывайте свои.
Успехов в развитии памяти и речи!