Автор: Юлия Викторовна Литвиненко
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ "Березка"
Населённый пункт: г Когалым, АО Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
Наименование материала: статья "Экоцентр в детском саду"
Тема: экологическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
« Экоцентр дошкольного учреждения - от идеи до продукта инновационной
деятельности»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вас мы сегодня приглашаем посетить
«Лабораторию юных экологов» нашего детского сада, которая открылась в этом
году, после того как наш проект был признан региональной инновационной
площадкой.
Основным направлением деятельности инновационной площадки является
«Создание
условий
для
развития
современной
образовательной
среды,
использования
учебного
и
лабораторного
оборудования;
совершенствование
инфраструктуры образования, формирование новой технологической среды общего
образования.
Актуальность
Социальный заказ, предъявляемый сегодня к дошкольному образованию требует
от
дошкольных
учреждений
скорейшего
формирования
открытой,
саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной образовательной
среды, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности
и социума, обеспечивать доступность качественного образования.
Опираемся в своей работе на Закон об образовании в РФ, ФГОС ДО, ФОП ДО,
национальный проект «Образование».
Цель предлагаемого проекта: создание современной, развивающей предметно-
пространственной
среды
для
формирования
научной
картины
мира
и
удовлетворение
познавательных
интересов
в
области
естественных
наук,
экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи предлагаемого проекта:
1. Обновить и обогатить развивающую среду в области естественных наук путем
создания «Лаборатории юных экологов» при сотрудничестве семьи, детского сада и
социальных партнеров.
2.Формировать навыки рационального (бережливого) природопользования на
основе
экспериментальной
деятельности
дошкольников,
способствовать
приобретению у детей практических умений, навыков в области охраны природы.
4.Познакомить воспитанников детского сада с профессиями естественно-научной
направленности в области экологии.
5.Повысить методическую компетенцию руководящих и педагогических работников
Решение этих задач обеспечит в целом комплексный подход к воспитанию и
формированию у детей научной картины мира, удовлетворению познавательных
интересов в естественно-научном направлении и организации инновационной
деятельности в дошкольном учреждении.
Имея богатую среду по экологическому и познавательному развитию нам
пришла мысль создать Экоцентр дошкольного учреждения, разработать модель
организации образовательного пространства в современных условиях.
На первом этапе
Организационно – проектировочного (срок реализации:
август 2023 г. – декабрь 2023 г.
Сформирована система управления проектом.
разработан пакет нормативных документов, написаны программы ;
обновлена образовательная среда, пополнена современными техничными
модулями;
создана рабочая группа по реализации проекта;
проведено анкетирование, опрос педагогов, родителей;
разработан диагностический инструментарий, критериев эффективности;
оформлены информационные стенды;
разработаны дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в
сетевой
форме:
«Югорика»;
«Агрономики»;
«Юные
исследователи»;
«Краеведческая азбука»,«Мультяшка»;
организована работа «Творческих лабораторий» для педагогов по разработке
образовательных проектов;
созданы мини-лаборатории в группах, что дает возможность проводить работу
с воспитанниками с учетом их интересов и предпочтений;
создана страница на официальном сайте дошкольного учреждения;
Прогнозируемые результаты II этапа – Практического (внедренческого). Срок
реализации: январь 2024 г. – май 2025 г.
На сегодняшний день реализуются дополнительные общеразвивающие программы.
Проводятся практико-ориентированные мероприятия (семинары-практикумы,
деловые игры, мастер-классы, смотры – конкурсы, конкурсы рисунков и поделок);
организовано сотрудничество в рамках социального партнерства с сити-
фермой «Зеленка»; планируется взаимодействие со школой в рамках работы сити-
фермы.
Реализованы проекты «От семечка к семечку», «Юные агрономы», «Юные
исследователи», «Огород на чудо-грядке».
проводятся игровые занятия, игры-экспериментирования, экскурсии, квесты
для детей и родителей согласно календарному плану проекта.
Не смотря на небольшие сроки реализации проекта достигнуты
следующие результаты:
-имеются несколько публикаций в СМИ-интернет сайтов
-как
педагоги,
так
и
дети
являются
неоднократно
участниками
и
победителями конкурсов различного уровня.
-стали
участниками
на
Всероссийской
конференции
в
г.Ханты-
Мансийске на Всероссийской конференции по теме «Развитие системы
непрерывного
экологического
образования:
передовые
практики,
инновационные решения»
В этом учебном году мы свою работу продолжаем. Запланировано
еще много мероприятий: планируем создать альбом «Экопрофессий»,
кейс конспектов занятий в «Лаборатории Юных экологов», картотеки
опытов и экспериментов с набором «Наука для малышей» и многое
другое. Надеемся, что у нас все получится.
Развитию экологической культуры дошкольников в полной мере может
способствовать мультипликационная технология. На сегодняшний день понятие
«экологический мультфильм» становится шире и сложнее.
Создание с детьми мультфильмов с сюжетами экологической направленности
- одно из эффективных средств формирования элементарных представлений у
дошкольников о многообразии мира природы. Мультфильмы всегда привлекают
детей, а сделанные вместе со взрослыми вызывают восторг и удовлетворение.
Работа над созданием экологических мультфильмов способствует освоению и
развитию у ребят навыков проектно-исследовательской деятельности, развитию
общего кругозора, приобщению дошкольников к ознакомлению с природой, с
окружающим их миром.