Автор: Беляева Елена Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "НДШИ"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Основные аспекты работы концертмейстера с детским хоровым коллективом
Раздел: среднее профессиональное
Беляева Е.Н.
концертмейстер
(Россия, г. Норильск)
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ДЕТСКИМ
ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Аннотация: в работе рассматриваются ключевые аспекты работы
концертмейстера с детским хоровым коллективом.
Ключевые слова: концертмейстер, дирижер, хоровое пение, хоровой
коллектив, дети
Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального
мастерства, художественной культуры и особого призвания.
Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить
учащегося к миру прекрасного, как можно раньше привлечь
внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере
[4, с. 55].
«Главной задачей массового музыкального воспитания является
не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через
музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность» - так
определил
основную
тенденцию
современной
музыкальной
педагогики Д.Б. Кабалевский.
Среди
разнообразных
видов
детского
художественного
творчества
наиболее
интересным
и
эффективным
средством
музыкального воспитания является хоровое пение. Оно является,
пожалуй, самым доступным видом исполнительства. На занятиях по
хоровому
пению
формируется
весть
комплекс
музыкальных
способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое
чувство, музыкально
-
слуховые представления, чувство ритма.
Помимо этого дети приобщаются к сокровищам классической и
народной музыки, у них формируется эмоционально - личностное
отношение к произведениям искусства.
И конечно, чтобы детское исполнительство было успешным, а
творчество могло проявиться ярче,
ребёнок
должен накопить
музыкальные впечатления, что и происходит благодаря восприятию
музыки. Детям в этом может помочь систематическая, слаженная и
творческая работа педагога и концертмейстера.
Работа
концертмейстера
в
детском
хоровом
коллективе
объединяет
творческие,
педагогические
и
психологические
функции, которые неотделимы друг от друга в учебной, концертной
и конкурсной ситуации.
Взаимопонимание
и
согласие
между
педагогом
и
концертмейстером в интерпретации музыкального произведения -
это
одно
из
важных
условий
качества
подготовки
хора
к
выступлению.
Возникает
необходимость
в
том,
насколько
конкретное
произведение
усилит
интерес
детей
к
хоровой
деятельности в целом и к музыке вообще, будет способствовать
расширению музыкального кругозора, а также совершенствовать
музыкальный вкус [3, c. 39]. Прежде чем разучить и исполнить
произведения, концертмейстеру нужно чутко реагировать на все
указания педагога, чувствовать настроение хорового коллектива, как
бы проникаясь его задачами и трудностями.
Концертмейстер хорового коллектива обязан уметь слушать и
слышать.
Первоочередная
задача
концертмейстера
-
найти
правильный звуковой баланс между вокальной и инструментальной
партией. Необходимо всегда слышать вокальную партию сквозь
звучание своего инструмента и также воспитывать у учащихся-
хористов
внимательного
отношения
к
фортепианному
сопровождению, так как это
- важнейший
фактор создания
художественного образа произведения.
Концертмейстеру в процессе работы нужно овладение навыком
общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами.
В разном возрасте у детей есть свои предпочтения к произведениям
определённого содержания, характера и жанра.
Например,
школьники
младших
классов
любят
песни
колоритные,
ритмически
чёткие,
но
несложные,
с
текстом
лаконичным и понятным. Они очень тонко чувствуют песни
патриотического
характера,
могут
переживать
разные
драматические ситуации, способны чутко реагировать на нежные,
ласковые образы (песни о маме, природе, животных).
В работе с младшим хором задача концертмейстера - помочь
выучить текст, найти и объяснить непонятные для детей слова, в
виде упражнений отработать интервалы или скачок в мелодии (они
вычленяются вместе со словами и отрабатываются в виде распевок).
Необходимо уметь показать соответствующую хоровую партитуру
на фортепиано, уметь задать тон хору, понимать такие приёмы, как
цепное дыхание, активная дикция и т.д.
Один из важных моментов занятий с детьми в хоровом
коллективе - это период, который связан с мутацией голоса ребёнка.
В
такой
ситуации
концертмейстеру
важно
уметь
быстро
транспонировать произведение, либо же изменить громкость и темп,
чтобы следовать требованиям здоровьесберегающих технологий [4,
с.55].
Дети старшего хора достаточно хорошо воспринимают и
произведения
серьёзные,
с
философской
тематикой,
которые
требуют глубокого размышления. Они склонны к романтике, для
них предпочтительнее произведения напевные, в современном
ключе. Старшеклассники тянутся к современной эстрадной музыке,
но в то же время и к классической. Репертуар старшего хора
строится из достаточно сложных произведений, которые включают
двух- и трёхголосие, что требует от концертмейстера хороших
исполнительских навыков.
Необходимо, чтобы между педагогом и концертмейстером было
хорошее взаимопонимание, важно, чтобы они действовали в одном
направлении,
касающихся
творческих
вопросов
и
в
плане
воспитания участников коллектива [3, с 40]. Концертмейстер может
заниматься с учащимися индивидуально, помогая разучивать им
партии, а не только аккомпанировать хору на уроках и концертах.
Иногда используется приём
разводных репетиций по партиям.
Концертмейстеру необходимо знать различные приёмы вокально -
хоровой работы, диапазон детского голоса,
приёмы
работы над
хоровым произведением,
приёмы
разучивания
любого текста с
хором,
проработки
трудных
мест,
отработки
голосоведения,
артикуляции, интонации и др. Концертмейстер помогает педагогу в
проведении распевания, упражнений (желательно с художественно
богатым сопровождением), а также способствует формированию
вокально - хоровых навыков, задавая чёткий ритм работы.
Задача концертмейстера - постоянно следить за жестами
дирижёра, играть по руке, и поэтому он должен знать основы
дирижёрской
техники.
В
профессии концертмейстера есть одна
характерная
особенность:
рамки
охвата
музыкального
текста
должны быть шире, чем у пианиста, который исполняет лишь
сольные произведения [4, c. 53]. У концертмейстера перед глазами
находится партитура из трёх - четырёх нотных станов. И очень
важно
все
составляющие
этой
партитуры,
всю
вертикаль
скоординировать. Только целостный охват всей партитуры даст
возможность концертмейстеру предвидеть намерения педагога и
согласовать совместные действия [2, с. 330].
Огромную
роль
играет
творческий
аспект
работы
концертмейстера. Если дети различают смену характера музыки,
если могут соотносить музыкальные образы с явлениями жизни,
хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности,
используют
опыт
восприятия
музыки
во
время
исполнения
музыкальных произведений и в творческих импровизациях - все это
несомненная заслуга концертмейстера.
Активное участие концертмейстера в повседневной работе
хорового коллектива - необходимое условие повышения качества
образования, решения задачи воспитания участников хора, развития
у детей творческих музыкальных способностей, выполнения общей
художественной задачи коллектива.
1. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном
училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. –
М., 1966. – С. 329-345.
2.
Кубанцева
Е.И.
Концертмейстерство
–
музыкально-творческая
деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.
3.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.
4.
Пустовит В.И. Концертмейстерская подготовка студентов музыкально-
педагогического факультета: метод, пособие. – Минск: МГПИ, 1985.2
5.
Тенюкова
Г.Г.
Содержание
и
методы
подготовки
студентов
к
концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: дис… .канд. пед.
наук. – М., 1993.