Напоминание

Основные аспекты работы концертмейстера с детским хоровым коллективом


Автор: Беляева Елена Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "НДШИ"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: Основные аспекты работы концертмейстера с детским хоровым коллективом
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Беляева Е.Н.

концертмейстер

(Россия, г. Норильск)

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА С ДЕТСКИМ

ХОРОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ

Аннотация: в работе рассматриваются ключевые аспекты работы

концертмейстера с детским хоровым коллективом.

Ключевые слова: концертмейстер, дирижер, хоровое пение, хоровой

коллектив, дети

Концертмейстерское искусство требует высокого музыкального

мастерства, художественной культуры и особого призвания.

Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить

учащегося к миру прекрасного, как можно раньше привлечь

внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере

[4, с. 55].

«Главной задачей массового музыкального воспитания является

не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через

музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность» - так

определил

основную

тенденцию

современной

музыкальной

педагогики Д.Б. Кабалевский.

Среди

разнообразных

видов

детского

художественного

творчества

наиболее

интересным

и

эффективным

средством

музыкального воспитания является хоровое пение. Оно является,

пожалуй, самым доступным видом исполнительства. На занятиях по

хоровому

пению

формируется

весть

комплекс

музыкальных

способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое

чувство, музыкально

-

слуховые представления, чувство ритма.

Помимо этого дети приобщаются к сокровищам классической и

народной музыки, у них формируется эмоционально - личностное

отношение к произведениям искусства.

И конечно, чтобы детское исполнительство было успешным, а

творчество могло проявиться ярче,

ребёнок

должен накопить

музыкальные впечатления, что и происходит благодаря восприятию

музыки. Детям в этом может помочь систематическая, слаженная и

творческая работа педагога и концертмейстера.

Работа

концертмейстера

в

детском

хоровом

коллективе

объединяет

творческие,

педагогические

и

психологические

функции, которые неотделимы друг от друга в учебной, концертной

и конкурсной ситуации.

Взаимопонимание

и

согласие

между

педагогом

и

концертмейстером в интерпретации музыкального произведения -

это

одно

из

важных

условий

качества

подготовки

хора

к

выступлению.

Возникает

необходимость

в

том,

насколько

конкретное

произведение

усилит

интерес

детей

к

хоровой

деятельности в целом и к музыке вообще, будет способствовать

расширению музыкального кругозора, а также совершенствовать

музыкальный вкус [3, c. 39]. Прежде чем разучить и исполнить

произведения, концертмейстеру нужно чутко реагировать на все

указания педагога, чувствовать настроение хорового коллектива, как

бы проникаясь его задачами и трудностями.

Концертмейстер хорового коллектива обязан уметь слушать и

слышать.

Первоочередная

задача

концертмейстера

-

найти

правильный звуковой баланс между вокальной и инструментальной

партией. Необходимо всегда слышать вокальную партию сквозь

звучание своего инструмента и также воспитывать у учащихся-

хористов

внимательного

отношения

к

фортепианному

сопровождению, так как это

- важнейший

фактор создания

художественного образа произведения.

Концертмейстеру в процессе работы нужно овладение навыком

общения с младшим и старшим детскими хоровыми коллективами.

В разном возрасте у детей есть свои предпочтения к произведениям

определённого содержания, характера и жанра.

Например,

школьники

младших

классов

любят

песни

колоритные,

ритмически

чёткие,

но

несложные,

с

текстом

лаконичным и понятным. Они очень тонко чувствуют песни

патриотического

характера,

могут

переживать

разные

драматические ситуации, способны чутко реагировать на нежные,

ласковые образы (песни о маме, природе, животных).

В работе с младшим хором задача концертмейстера - помочь

выучить текст, найти и объяснить непонятные для детей слова, в

виде упражнений отработать интервалы или скачок в мелодии (они

вычленяются вместе со словами и отрабатываются в виде распевок).

Необходимо уметь показать соответствующую хоровую партитуру

на фортепиано, уметь задать тон хору, понимать такие приёмы, как

цепное дыхание, активная дикция и т.д.

Один из важных моментов занятий с детьми в хоровом

коллективе - это период, который связан с мутацией голоса ребёнка.

В

такой

ситуации

концертмейстеру

важно

уметь

быстро

транспонировать произведение, либо же изменить громкость и темп,

чтобы следовать требованиям здоровьесберегающих технологий [4,

с.55].

Дети старшего хора достаточно хорошо воспринимают и

произведения

серьёзные,

с

философской

тематикой,

которые

требуют глубокого размышления. Они склонны к романтике, для

них предпочтительнее произведения напевные, в современном

ключе. Старшеклассники тянутся к современной эстрадной музыке,

но в то же время и к классической. Репертуар старшего хора

строится из достаточно сложных произведений, которые включают

двух- и трёхголосие, что требует от концертмейстера хороших

исполнительских навыков.

Необходимо, чтобы между педагогом и концертмейстером было

хорошее взаимопонимание, важно, чтобы они действовали в одном

направлении,

касающихся

творческих

вопросов

и

в

плане

воспитания участников коллектива [3, с 40]. Концертмейстер может

заниматься с учащимися индивидуально, помогая разучивать им

партии, а не только аккомпанировать хору на уроках и концертах.

Иногда используется приём

разводных репетиций по партиям.

Концертмейстеру необходимо знать различные приёмы вокально -

хоровой работы, диапазон детского голоса,

приёмы

работы над

хоровым произведением,

приёмы

разучивания

любого текста с

хором,

проработки

трудных

мест,

отработки

голосоведения,

артикуляции, интонации и др. Концертмейстер помогает педагогу в

проведении распевания, упражнений (желательно с художественно

богатым сопровождением), а также способствует формированию

вокально - хоровых навыков, задавая чёткий ритм работы.

Задача концертмейстера - постоянно следить за жестами

дирижёра, играть по руке, и поэтому он должен знать основы

дирижёрской

техники.

В

профессии концертмейстера есть одна

характерная

особенность:

рамки

охвата

музыкального

текста

должны быть шире, чем у пианиста, который исполняет лишь

сольные произведения [4, c. 53]. У концертмейстера перед глазами

находится партитура из трёх - четырёх нотных станов. И очень

важно

все

составляющие

этой

партитуры,

всю

вертикаль

скоординировать. Только целостный охват всей партитуры даст

возможность концертмейстеру предвидеть намерения педагога и

согласовать совместные действия [2, с. 330].

Огромную

роль

играет

творческий

аспект

работы

концертмейстера. Если дети различают смену характера музыки,

если могут соотносить музыкальные образы с явлениями жизни,

хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности,

используют

опыт

восприятия

музыки

во

время

исполнения

музыкальных произведений и в творческих импровизациях - все это

несомненная заслуга концертмейстера.

Активное участие концертмейстера в повседневной работе

хорового коллектива - необходимое условие повышения качества

образования, решения задачи воспитания участников хора, развития

у детей творческих музыкальных способностей, выполнения общей

художественной задачи коллектива.

1. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в музыкальном

училище // Методические записки по вопросам музыкального образования. –

М., 1966. – С. 329-345.

2.

Кубанцева

Е.И.

Концертмейстерство

музыкально-творческая

деятельность // Музыка в школе. – 2001. - № 2. – С. 38-40.

3.

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.

4.

Пустовит В.И. Концертмейстерская подготовка студентов музыкально-

педагогического факультета: метод, пособие. – Минск: МГПИ, 1985.2

5.

Тенюкова

Г.Г.

Содержание

и

методы

подготовки

студентов

к

концертмейстерской работе в классе хорового дирижирования: дис… .канд. пед.

наук. – М., 1993.



В раздел образования