Автор: Асадова Галина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 4
Населённый пункт: город Гагарин Смоленской области
Наименование материала: Презентация
Тема: Предупреждение нарушений письменной речи обучающихся на уроках русского языка
Раздел: начальное образование
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
АСАДОВА ГАЛИНА ЮРЬЕВНА
учитель начальных классов МБОУ СШ № 4
Письменная речь – одна из форм существования
языка,
противопоставленная
устной
речи.
Это
вторичная,
более
поздняя
по
времени
возникновения форма существования языка.
В
отличие
от
устной,
письменная
речь
формируется
только
в
условиях
целенаправленного
обучения,
то
есть
ее
механизмы
складываются
в
период
обучения
грамоте
и
совершенствуются
в
ходе
всего
дальнейшего обучения.
ПРОЦЕСС
ПИСЬМА
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
СОГЛАСОВАННОЙ
РАБОТОЙ ЧЕТЫРЕХ АНАЛИЗАТОРОВ: РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО,
РЕЧЕСЛУХОВОГО, ЗРИТЕЛЬНОГО И ДВИГАТЕЛЬНОГО
Каждый
учитель
не
раз
сталкивался
в
своей
работе
с
бесконечными
ошибками
учеников.
К
тому
же
из
года
в
год
мы
чувствуем,
что
грамотность наших учеников неумолимо падает.
Что же делать? Как добиться орфографической
грамотности? Как предупредить ошибки?
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМА
Нарушения чтения и письма у детей чаще всего
возникает в результате общего недоразвития всех
компонентов языка: фонетико-фонематического и
лексико-грамматического.
Поэтому
работа
должна вестись по следующим направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение
артикуляции звуков.
2.
Развитие
фонематического
слуха,
фонематического анализа и синтеза слов.
3.
Расширение
словарного
запаса,
обогащение
активного словаря.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМА
4.
Развитие
мышления,
памяти,
слухового
и
зрительного внимания.
5.
Совершенствование
пространственных
ориентировок на себе, на листе бумаги.
6.
Развитие
мелкой
моторики
рук
с
использованием
массажа
пальцев,
игр
с
пальчиками,
обводки,
штриховки,
работа
с
ножницами, пластилином и т. п.
7. Развитие тактильных ощущений: необходимо
узнать,
какую
букву
«написали»
на
спине,
на
руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на
ощупь и т.п.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
ПИСЬМА
8.
Развитие
конструктивного
праксиса
путем
моделирования
букв
из
палочек,
из
элементов
букв, реконструирования букв.
9.
Формирование
связной
речи:
необходимо
научить
детей
разным
видам
пересказа
(подробному,
выборочному,
краткому),
составлению
рассказа
по
серии
картинок,
по
сюжетной картинке, по предложенному плану, по
заданному началу или концу и т.п.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Работа
на
фонетическом
уровне
включает
два
основных направления:
1) развитие звукового анализа слов (от простых
форм к сложным);
2) развитие фонематического восприятия, то есть
дифференциация
фонем,
имеющих
сходные
характеристики.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
1. Вычленение гласного звука (на слух)
Из ряда гласных поднять букву, соответствующую
первому гласному звуку:
уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ
2. Игра «Любопытный»
Придумать
предложение,
все
слова
которого
начинаются на один звук
Кто? Что сделал(а)? Кому? Что?
Папа принес Пете пастилу.
Соня связала сестре свитер.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
3. Звуковой анализ слов с опорой на цифровой
ряд
Перед каждым учеником ряд цифр (1-9).
Услышав слово, дети ведут палец от цифры к цифре,
произнося последовательно все звуки.
Цифру, обозначающую последний звук слова,
выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове
4 звука».
- Назвать предыдущий звук, последующий.
- Назвать выборочно (выдвигая цифру из ряда) 4 букву
слова машина, объяснить написание и т. п.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
4. Обозначение мягкости согласных
Прочитать и записать данные предложения, вставляя
пропущенные гласные
А – Я
Цветы у В-ли зав-ли.
У – Ю
Павл-ша ел спел-ю кл-кву.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
5. Графический диктант
А) Различение смешиваемых звуков по акустико-
артикуляционному сходству.
Учитель диктует предложение. При первом
прослушивании ученики загибают пальцы по числу
слов. Слова, не содержащие указанных звуков,
обозначаются прочерком.
С – З
В сосновом лесу смолистый запах.
– сс с сс з.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Б) Проверка навыка определения количества звуков в
слове
Стук • • • •
Зимний • • • • • •
В) Проверка умения определять количество слогов
Слива и а
Автобус а о у
Стул у
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Г) Предлоги
У входа в дом стоял старик с фонарем.
√ – √ – – – √ – .
6. Дифференциация букв, имеющих кинетическое
сходство
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ
- Запись под диктовку слова в 2 столбика по наличию
звука [б], [д]: дорога, работа, загадка, ребро, добрый.
- Спишите словосочетания, дописывая элементы
букв б и д.
голуоой оант оежал по оороге
оелая оумага раоотал на завоое
олинный оанан орал на оом
оальняя оорога оегал во оворе
7. Игра «На что похожа буква?»
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Основные задачи лексической работы:
1) количественный рост словаря (за счет усвоения
новых слов и их значений);
2) качественное обогащение словаря (путем
усвоения смысловых и эмоциональных значений
слов, переносного значения слов и
словосочетаний);
3) очищение словаря от искаженных,
просторечных и жаргонных слов.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
1. Слова – «сорняки»
Ну, это, вот, значит, вроде и т.п.
Эти слова засоряют речь школьников, не прибавляя смысла
высказываниям
2. Слова – «приятели» (синонимы)
А) Указать лишнее слово:
- грустный, печальный, унылый, глубокий;
- храбрый, звонкий, смелый, отважный
Б) В словосочетаниях указать близкие по значению слова:
- свежая пища, запас корма, вкусная еда;
- неизвестный кустарник, незнакомый почерк, безвестный
поэт
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
В) Указать слова, имеющие неодобрительный оттенок:
- приехал, прибыл, прикатил;
- пришел, пожаловал, заявился
3. Слова – «неприятели» (антонимы)
А) Найти в тексте слова, имеющие противоположное
значение:
Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень.
Жёлтый лист и зелёная травинка…Тёплое солнце и
холодный ветер. Увядание и расцвет… И грустно и
радостно!
(По Н. Сладкову)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Б) Вставить в пословицы слова большой,
маленький:
… пенек опрокинул … воз.
Даже самое … дерево выросло из … семени.
В) Перекидывая мяч, назвать слово с
противоположным значением:
День - …, утро - …, восход - …, чистый - …, забыл -
… .
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
4. Слова – «близнецы» (омонимы)
А) Шел я с сумкой за плечом,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду? (В.Лифшиц.)
Какие два слова пишутся и произносятся одинаково,
но имеют совершенно разные значения?
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК
ПИСЬМА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ
УРОВНЕ
Б) Из словосочетаний составить предложения.
Будет полезно, если дети сами нарисуют картинки к
данным словам.
-
- Прозрачный ключ, скрипичный ключ, сломанный
ключ;
-
- острые ноготки, душистые ноготки;
-
- неглубокая норка, пушистая норка
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
5. Многозначные слова
Объясните прямой и переносный смысл выражений:
Намылить шею, прикусить язык, поджать хвост,
засучить рукава
6. Безударные гласные
А) Отобрать те слова, которые являются проверочными
к 1 слову:
Снежок – снегирь, снежный, снеговик, снег,
подснежник
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Б) Найти лишнее слово в каждом столбике, имеющее
иную безударную гласную:
Пл..тил пл..сал
Гл..тал зав..зал
Пос..дил выр..зал
Ск..зал тр..сет
7. Состав слова
А) Выписать группы родственных слов:
Подводный, приводить, водитель, водяной,
водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Б) Выписать те словосочетания, которые допустимы в
речи:
Маслить маслом, старый старик, варить варенье, делать
дело, работать работу
В) Какими приставками можно выразить начало, а
какими - конец действия:
за-, по-, от-, пере-, на-
Гремел, сиял, волновался, шумел, стучал
Г) Используя суффиксы, образовать от существительных
слова со значением очень маленький и очень большой:
Человек – человечек, человечище.
Кулак, нос, голос, хвост, глаза, волосы
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Основные задачи:
1) преодоление и предупреждение ошибочных
словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими
сочетаемости слов, осознанное построение
предложений;
2) обогащение фразовой речи учеников;
3) понимание связи слов в предложении.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
1. Составить предложение из ряда слов:
дымок, идет, труба, из.
орехи, в, белка, прячет, дупло.
2. Деформированный текст
3. Из двух предложений составить одно
Сегодня пасмурный день.
Сегодня дождливый день.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
4. Согласование слов в числе
-
Каждую пару предложений из левого столбца
заменить одним из правого:
-
Земляника зреет.
-
Малина зреет. Дети умываются.
-
Мальчик моет лицо. Сестры обедают.
-
Девочка моет руки.
-
Лена ест салат. Ягоды зреют.
-
Маша ест суп.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
5. Согласование слов в роде
- Составить предложения, определив род имен
существительных
Шумела море, волна, толпа,
Шумело собрание, река
6. Падежные формы (управление)
А) Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух
групп:
Решили с другом
Поймали задачу
Встретились зайчонка
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Б) Изменить слова в скобках соответственно
вопросам:
Любоваться (кем?)
Заглядеться (на кого?) (бабочка)
набраться (чего?) (силы)
собраться (с чем?)
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
7. Связь слов в предложении
А) Ответить на вопросы к предложению:
Петю встречал Миша. – Кто приехал?
Лене написала письмо Катя? – Кто получил письмо?
Папоротник ниже куста. – Что выше?
Лента шире пояса. – Что уже?
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА
СИНТАКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ
Б) Закончить предложение, объясняя причину или
цель действия:
Отряд отправился в поход, (почему?) потому что …
Отряд отправился в поход, (зачем?) чтобы …
8. Предлоги
- Выбрать подходящий предлог.
в – на
Работать … школе, … музее, … фабрике,
… заводе, … театре
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК
Фонетический уровень
Лексический уровень
Синтаксический
уровень
0
2
4
6
8
10
12
14
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
ВЫВОДЫ
Уроки
русского
языка
не
должны
превращаться
в
бесконечный процесс написания и переписывания.
Необходимо
обеспечить
разнообразную
речевую
практику
обучающимся
–
для
развития
языковой
способности и наблюдательности, для формирования
навыков
речевой
коммуникации.
Занимательный
речевой
материал
также
способствует
снятию
напряжения
и
страха
письма
у
детей
и
создает
положительный
эмоциональный
настрой,
что
помогает
предупредить
и
преодолеть
нарушение
письма у учеников.
РЕСУРСЫ
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников. -- М.: Владос, 1997
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи
учащихся начальных классов: Кн. для логопедов.——М.:
Просвещение, 1991.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать
без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-
логопедов с младшими школьниками по предупреждению
и коррекции недостатков чтения и письма. —— М.:
АРКТИ, 2007.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по
предупреждения ошибок чтения и письма у детей: Из
опыта работы: Учебное пособие. —— Санкт-Петербург:
Стройлеспечать, 1996.