Автор: Фёдорова Фаина Сергеевна
Должность: учитель домашнего обучения
Учебное заведение: МБОУ "Убоянская СОШ"
Населённый пункт: г. Нюрба, Нюрбинский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
Тема: Индивидуальная учебная программа для обучающегося 6 класса
Раздел: среднее профессиональное
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)
для обучающегося со слабым зрением и умственной отсталостью.
Автор: Федорова Фаина Сергеевна, учитель
домашнего обучения МБОУ «Убоянская средняя общеобразовательная школа», г.
Нюрба, МР «Нюрбинский район», Республика Саха (Якутия).
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) для обучающегося 6
класса со слабым зрением и умственной отсталостью Андреева Николая составлена на
основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).,
- Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья ( специальном образовании)», письма МО РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об
организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»,
- Конвенции ООН о правах ребенка,
- Конституции РФ,
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
01.10.2013 N 30067),
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте
России 03.02.2015 N 35847).
Содержание СИПР направлено на освоение знаний, умений и навыков на индивидуальном
нецензовом уровне.
Основой СИПР являются следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и
воспитанников и др.);
-принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий непрерывность образования;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
При реализации СИПР в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 6.4.)
предполагается дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов
в доступных для него пределах.
Общие сведения
Андреев Николай Алексеевич, 11.08 2003 г.р., воспитывается в полной семье, является
первым ребёнком от первого брака, семья проживает в частном деревянном доме с печным
отоплением. В дошкольный период родители в основном лечили ребёнка в медицинских
учреждениях и реабилитационных центрах, дошкольным образованием мальчик не был
охвачен.
В
настоящее
время
находится
на
индивидуальном
обучении,
на
дому.
Характеристика
Андреев Николай, ученик 6 класса со слабым зрение и умственной отсталостью, в силу
своего заболевания нуждается в индивидуальном обучении и по индивидуальной
программе обучения. Николай получает необходимое
медикаментозное лечение и посещает детский реабилитационный центр.
Основание для индивидуального обучения: постановление клинико-экспортной комиссии
ГБУ РС(Я) «Нюрбинская ЦРБ» от 16.11.2012 г.
У Николая РОП ЦНС, нижний парапарез легкой степени, ЗПРР, ДЦП. Имеет миопию
обоих глаз.
Мальчик имеет тяжёлые множественные нарушения развития. Психологические
особенности, особенности межличностного взаимодействия ученика приводят к
трудностям обучения в следствии:
- состояния здоровья;
- несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной
деятельностью;
- дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Состояние речи мальчика:
- Малочисленная жестовая символика.
- Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.
- Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных
возможностей.
Психологические особенности ученика:
- Значительно снижен объем произвольного внимания.
- Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.
- Низкий уровень эмоциональной устойчивости.
- Преобладает наглядно-действенный тип мышления.
- Трудности формирования учебных умений и навыков.
Особенности межличностного взаимодействия.
- Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не
принимает помощь.
- Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от
выполнения задания и заторможенности.
- Существенное снижение устойчивой работоспособности.
- Очень низкая мотивация обучения и общения.
В
тоже
время,
мальчик
показывает
радость
при
встрече,
радуется
похвале
(улыбке
взрослого, одобрению и др.), но иногда проявляет негативизм. Элементарные бытовые
навыки,
такие
как:
одевание,
раздевание,
прием
пищи,
пользование
туалетом
несформированы, ребенку требуется постоянная помощь со стороны взрослого. Навыки
социального
поведения
не
сформированы.
Интерес
к
деятельности
взрослого
слабо
выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки
предметов (звучание, цвет). Требуется многократное повторение инструкции с показом
того,
что
следует
сделать.
В
процессе
работы
предлагаемая
программа
действий
не
удерживается.
Способен
к
совместным
действиям
с
взрослым.
Наступает
быстрое
пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование
в процессе работы не всегда адекватно.
Николай умеет:
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне совместно с педагогом, по
подражанию, по образцу;
- понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых
действий с ними;
выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины
(большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа
«Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции;
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов совместно со
взрослым;
- узнавать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 по трафарету совместно со взрослым;
- осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник,
четырехугольник) по подражанию действиям педагога;
- соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых
упражнений;
- перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого;
- показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос,
уши и т. п.) с помощью взрослого;
- перемещать различные предметы вперед и назад по поверхности стола по подражанию
действиям взрослого,
- узнавать на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по
изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день
и ночь).
- с трудом называть изученные буквы;
- писать эти буквы по трафарету с помощью взрослого;
Индивидуальный учебный план
Учебный план СИПР разработан на основе учебного плана примерной АООП НОО для
обучающихся
умеренной
и
тяжёлой
умственной
отсталостью
(вариант
6.4.).
В
инвариантную часть учебного плана включены учебные предметы: «Чтение», «Письмо»,
«Математика», «Развитие речи и окружающий природный мир», «СБО». Учебный план
направлен
на
разрешение
задач,
связанных
с
приобретением
элементарных
знаний,
формированием
практических
общеучебных
знаний
и
навыков,
обеспечивающих
относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную адаптацию, а
т а к ж е
р а з в и т и е
с о ц и а л ь н о
з н а ч и м ы х
к а ч е с т в
л и ч н о с т и .
Коррекционно-развивающие
занятия
строятся
на
основе
предметно-практической
деятельности,
осуществляются
учителем
или
узким
специалистом
через
систему
специальных
упражнений
и
адаптационно-компенсаторных
технологий,
включают
большое количество игровых и занимательных моментов.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
А н д р е е в а
Н и к о л а я
п р и
о б у ч е н и и
н а
д о м у
( в а р и а н т
6 . 4 . )
С о д е р ж а н и е
о б р а з о в а н и я
в
у с л о в и я х
о р г а н и з а ц и и
и
с е м ь и .
Организуемое в рамках СИПР обучение и воспитание должно подготовить Николая к
жизни
и
работе
в
специальных
поддерживающих
условиях.
В
процессе
учебной
и
внеурочной
деятельности
педагогическими
работниками
для
компенсации
нарушений
развития используются следующие возможности процесса обучения: определение объема
доступного учебного материала на каждом уроке, многократное повторение одного и того
же учебного материала, перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации
других
уроков,
увеличение
времени
на
непрерывное
повторение
одного
и
того
же
учебного материала; обеспечение вариативности связной речи (использование одного и
того
же
словаря
в
разных
ситуациях)
поддержание
интереса
к
обучению;
создание
ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала;
поддержание психологического комфорта.
Содержание
программного
материала
по
учебному
предмету
«Чтение».
В основу программы по данному учебному предмету положена система формирования
навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной
коммуникации. Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет
«Чтение» предполагает обучение альтернативным приемам работы с различными видами
доступной информации.
Основные задачи учебного предмета.
-
формировать
первичные
ценностные
представления
о
книгах
и
иллюстрациях;
-
ознакомить
их
с
жестовыми,
изобразительными
средствами
выразительности;
-
приобщать
к
словесному
искусству
в
доступных
для
обучающегося
ситуациях;
-
о р г а н и з о в ы в ат ь
р еч е ву ю
с р е д у,
п р о бу ж д ат ь
р еч е ву ю
а к т и в н о с т ь :
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового,
Предметного игрового опыта;
-
знакомить
с
простыми
по
содержанию
сказками,
стихотворениями,
потешками.
Нарушения развития не позволяют сформировать у Николая навыка самостоятельного
чтения. Поэтому, активно используются звукозаписи текстов с последующим пересказом и
их разбором, а последовательность изучения основных слоговых структур, чтение слов,
предложений, коротких текстов носит нетрадиционный характер и включает элементы
глобального чтения. Николай должен научиться читать и понимать несложные тексты,
инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в
определенной
последовательности.
Должен
научиться
ставить
свою
подпись,
писать
полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные
записи.
Планируемые предметные результаты:
В результате изучения программного материала обучающийся научится:
- делить слово на слоги, предложения на слова;
- составлять из букв разрезной азбуки после предварительного анализа слоги, слова,
составлять предложения из слов указанной сложности;
- слоговое чтение вслух слогов, слов. Составлять предложения и короткие тексты;
-отвечать на оставленные вопросы;
Содержание
программного
материала
и
предметные
результаты
по
учебному
предмету «Письмо»
Цель: Формирование элементарных графомоторных навыков; Понимание обращенной
речи.
Задачи: Формирование и коррекция изобразительных, графомоторных навыков;
Развитие и коррекция мелкой моторики;
Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления;
Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с
педагогом умения подчиняться словесным инструкциям.
Содержание
программного
материала
по
учебному
предмету
«Математика».
Ограниченные
возможности
интеллектуального
развития
обучающихся
с
умственной
отсталостью,
при
низком
темпе
усвоения
учебного
материала,
формируют
только
элементарные знания и умения по счету и счетным операциям. Уроки носят практический
характер с опорой на наглядный материал и содержат незначительный объем нового
материала.
В
качестве
примера
конкретных
предметов:
одна
рука,
руки,
предметы
бытового назначения, учебные и личные вещи, календарь,
денежные знаки и.т.п.
Математика готовит обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением такой задачи как коррекция
и развитие познавательной деятельности и личностных качеств ребенка. Для овладения
элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие
сенсорных представлений, которые являются базой для детской конструктивной
деятельности, именно поэтому математическая и конструктивная деятельность
представлены в данной программе. Учитывая возрастные и психофизические особенности
развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с
вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы
Задачи:
- диагностика и развитие наглядно-действенного мышления, памяти;
- формирование элементарных общеучебных умений и навыков;
- овладение элементарной терминологией;
- формирование представлений о форме, величине, количестве и пространстве;
- коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Цели:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия, способствующие коррекции и
развитию познавательных процессов;
Способствовать
общему
сенсорному
развитию
высших
психических
функций,
формированию положительной мотивации к учению, речевой активности в условиях
совместной, учебно-игровой деятельности.
Обучающийся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
научится:
- различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
- ориентироваться в пространственном расположении предметов;
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма,
размер, назначение, материал:
- счету предметов в пределах 20;
- осуществлять счетные операции в пределах 20;
- читать и записывать числа от 1 до 20;
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр);
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник,
круг;
- выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества
прямоугольников квадраты;
Содержание программного материала и предметные результаты по учебному
предмету «Развитие речи и окружающий природный мир»
Освоение знаний о себе, об окружающих предметах и мире, о природе, о других
людях, о микросоциуме позволяют расширить количество социальных контактов;
интегрировать Николая в ближайший социум и включить в домашний и доступный
общественный труд. При знакомстве с миром растений и животных развивается память,
речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит
Коррекция личностных качеств.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные
картинки;
счетный
материал
(цветные
палочки,
елочки,
грибочки,
яблочки
и
др.);
природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические
фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги. Используется
материал разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера.
Упражнения
проводятся
с
игрушками
и
природным
материалом,
которые
затем
заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками
бумаги или счетными палочками.
У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при
обучении
другим
учебным
предметам,
расширяется
и
обогащается
представление
о
непосредственно окружающем мире, получает некоторые представления о мире, который
находится вне поля их чувствительного опыта.
Р
а
з
в
и
в
а
ю
т
с
я
:
1)
Представления
о
явлениях
и
объектах
неживой
природы,
смене
времен
года
и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным
природным
и
климатическим
условиям.
Интерес
к
объектам
и
явлениям
неживой
природы. Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле,
воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных
изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
Интерес
к
объектам
живой
природы.
Расширение
представлений
о
животном
и
р а с т и т е л ь н о м
м и р е
( г р и б а х ,
я г о д а х ,
п т и ц а х ,
р ы б а х
и
т . д . ) .
Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.
Умение
соблюдать
правила
поведения
в
природе
(в
лесу,
у
реки
и
др.).
3 )
Э л е м е н т а р н ы е
п р е д с т а в л е н и я
о
т е ч е н и и
в р е м е н и .
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и
т.д.
Предметные результаты:
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) научится:
- называть предметы, их части, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме,
размеру, вкусу, запаху, материалу).
- участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного
вопроса;
- характеризовать признаки времен года;
- рассказывать признаки времен года;
-
рассказывать
о
своей
семье,
называть
свое
имя,
фамилию,
возраст,
пол;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры
и
д р у г и х
о б щ е с т в е н н ы х
м е с т а х
( п о д
р у к о в о д с т в о м
у ч и т е л я ) ;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других
общественных местах.
Содержание
и
планируемые
результаты
по
учебному
предмету
«СБО».
На уроках по предмету «СБО»у ученика с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) будут сформированы элементарные навыки самообслуживания, культурно-
гигиенические навыки, а также первичные представления о здоровье
здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета «СБО». Формирование культурно-гигиенических навыков:
Мытьё
рук.
Формирование
знаний
о
последовательности
процесса
и
практические
упражнения по усвоению навыка мытья рук: использование мыла (намочить руки, взять
мыло из мыльницы, намочить мыло, намылить руки, положить мыло в мыльницу), мытьё
рук круговыми движениями, стряхивание остатков воды с рук, использование полотенца
(снять
с
крючка
индивидуальное
полотенце,
вытереть
руки,
повесить
на
место).
Умывание лица. Формирование знаний о последовательности процесса и практические
упражнения по усвоению навыка умывания лица: вымыть руки, сложить ладони
чашечкой, набрать воды, поднести к лицу и умыть его.
Посуда. Знакомство или уточнение названий посуды и действий с ней (чашка, ложка,
вилка, тарелка). Посуда для завтрака, обеда. Отработка действий ложкой во время еды.
Обучение последовательности приема пищи: ложкой берём столько еды, сколько можем
Сразу поместить в рот, едим аккуратно, жуем пищу медленно.
Уход за жилищем: Предметы уборки жилища: ведро, тряпки (называние, узнавание,
соотнесение предметов с соответствующими картинками, пиктограммами).
Вытирание пыли с полок. Формирование знаний учащихся о последовательности процесса
Вытирание пыли с полок. Формирование знаний учащихся о последовательности процесса
и практические упражнения
Влажная уборка. Наблюдение за трудом уборщицы. Название действий: намочил(а),
отжал(а),
-
с
использованием
вербальных
и
невербальных
средств
общения.
Мытьё столов. Формирование знаний о последовательности процесса и практические
упражнения.
Безопасность в школе, в доме и на улице:
Безопасное поведение в школе. Правила поведения на уроке, во время перемены. Правила
передвижение по школе: только в сопровождении взрослого, движение парами, движение
по лестнице, по коридору, вход в помещение и выход из помещения. Выход на прогулку,
Поведение на школьном дворе.
Безопасное
поведение
в
умывальной
комнате.
Формирование
знаний
учащихся
о
последовательности
процесса
и
практические
упражнения
по
усвоению
навыка
пользования водопроводными кранами: открывание (сначала открывать кран с холодной
водой, затем постепенно с горячей), закрывание (сначала кран с горячей водой, затем с
холодной), определение по цвету кнопок кранов, в каком холодная (синий цвет), а в каком
горячая(красный цвет.) вода.
Безопасное поведение в столовой.
Пожароопасные предметы: спички, зажигалки и пр. Формирование умений определять и
унавать их.
Безопасное
поведение
на
улице.
Различение
тротуара
и
проезжей
части
дороги.
Ознакомление
с
правилами
перехода
улицы
(только
с
взрослыми,
держась
за
руку
взрослого).
Коррекционно-развивающая
работа
c
у ч е н и к о м
н а п р а в л е н а
н а :
- Поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-
Сосудистой системы и других внутренних органов; Мотивацию двигательной активности;
поддержку
и
развитие
имеющихся
движений
,
расширение
диапозона
движений
и
профилактика
возможных
нарушени;
обучение
переходу
из
одной
позы
в
другую;
освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических
средств реабилитации; формирование функциональных двигательных навыков, которые в
дальнейшем он научится использовать в повседневной жизни; развитие функций руки, в
том числе мелкой моторики; формирование ориентировки в пространстве; обогащение
сенсомоторного опыта.
Здоровьесбережение:
Введение в режим ежедневной утренней гимнастики.
Соблюдение условий учебной нагрузки и своевременная смена видов деятельности во
избежание переутомления и пресыщения учебной деятельностью.
Введение в образовательный процесс физкультминуток и зрительной гимнастики.
Контроль над правильностью осанки.
Создание благоприятных условий для удовлетворения двигательной активности на
переменах.
Социальное развитие:
Формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к детям
(одноклассникам) и взрослым.
Развитие умения владеть средствами общения (невербальные и вербальные) с учётом
особенностей и возможностей обучающегося.
Расширение и систематизация представлений о себе (имя, отчество, фамилия; возраст).
Расширение и систематизация представлений о своей семье/группе (имя и отчество
родителей/воспитателей; профессии родителей; имя сестры/брата).
Продолжать формировать и совершенствовать навыки самообслуживания и культурно-
гигиенические навыки.
Познавательное развитие:
Обобщение первичных представлений о временах года по существенным признакам
сезона. Формирование представлений о многообразии природных явлений, о сезонных
изменениях в живой и неживой природе.
Закрепление обобщающих понятий.
Формирование представлений о школе и учебной деятельности.
Формирование интереса к учебной деятельности.
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
1. Восприятие формы, величины, цвета:
Различение, выделение, называние основных цветов.
Формирование восприятия плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал).
Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине;
обозначение словом.
Выстраивание сериационных рядов из 3-х предметов различных величин по высоте,
длине, толщине.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Определение изменений в предъявленном ряду.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
3. Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация рук, ног.
Движения в заданном направлении.
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх/низ, правая/левая сторона).
4. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Формирование навыка правильного удержания письменных принадлежностей.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.
Развитие координации движений кисти рук и пальцев.
Развитие координации движений руки и глаза.
Развитие связной речи и речевого общения
Расширение и уточнение словарного запаса.
Формирование умения задавать вопросы по картинке, по демонстрации действия и
отвечать на них.
Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания из 2-3 предложений и
распространять предложения с помощью наводящих вопросов.
Формирование навыка правильного употребления определительных местоимений и
наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко).
Развитие продуктивной деятельности:
Аппликация
Формировать навык составления целостного изображения из отдельных частей по устной
инструкции, по образцу.
Формирование навыка выполнения элементарных узоров по образцу.
Развитие навыка вырезания по контуру и оформления готовой работы.
Рисование
Развитие навыков «дорисовывания» рисунка.
Совершенствование рисования круга и линий различной толщины.
Совершенствовать навык раскрашивания.
Лепка
Закреплять навыки предметного оформления кусочков пластилина.
Отработка навыка соединения частей предмета путём прижимания их друг к другу и
«примазывания».
Совершенствовать навык ровного размазывания пластилина внутри контура.
Формировать навык лепки предметов по образцу, по устной поэтапной инструкции.
Конструирование
Формировать навык конструирования по образцу, по устной инструкции.
Закреплять и совершенствовать конструирование геометрических фигур (треугольник,
квадрат, прямоугольник), изученных букв и цифр из счётных палочек.
Формировать навык конструирования плоскостного изображения из плоскостных
геометрических фигур.