Автор: Юоченкова Ольга Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ СО "ЕШИ №11"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Психолого-физиологические основы формирования каллиграфических навыков письма у младших школьников
Раздел: начальное образование
Психолого-физиологические основы формирования каллиграфических навыков
письма у младших школьников
Psychological and physiological foundations of the formation of calligraphic writing skills
in younger schoolchildren
Юрченкова Ольга Сергеевна
Ишимского педагогического института им.П.П.Ершова (филиала) ТюмГУ,
Россия, г.Ишим
e-mail:
Yurchenkova Olga Sergeevna
5th year student,
Ishim Pedagogical Institute named after P.P.Ershov (branch) TSU,
Russia, Ishim
e-mail:
Аннотация:
в
статье
рассматривается
психолого-физиологические
основы
формирования каллиграфических навыков письма у младших школьников. Уточнены
термины
«каллиграфия»,
«письмо»,
«почерк».
Анализируется
процесс
развития
каллиграфического навыка письма младших школьников и его влияние на дальнейшее
развитие личности с учетом психофизиологических особенностей детей. Описываются
некоторые подходы в формированию каллиграфического навыка у учеников начальных
классов.
Annotation: the article examines the psychological and physiological foundations of the
formation of calligraphic writing skills in younger schoolchildren. The terms "calligraphy",
"writing", "handwriting" have been clarified. The process of developing the calligraphic writing
skill of younger schoolchildren and its impact on the further development of personality, taking
into account the psychophysiological characteristics of children, is analyzed. Some approaches to
the formation of calligraphy skills in primary school students are described.
Ключевые слова: каллиграфия, личность, развитие, психолого-физиологические
особенности, письмо, почерк, графический навык.
Key words:
calligraphy, personality, development, psychological and physiological
features, writing, handwriting, graphic skill.
Процесс каллиграфического письма очень сложен и охватывает различные области
мыслительной деятельности человека. Его можно использовать для выражения чувств,
мыслей и эмоций. Он использовался во многих различных культурах и периодах времени.
Слово «каллиграфия» происходит от греческого слова «kalligraphia», что означает
«красивое письмо». Каллиграфия — это форма искусства, которая может включать в себя
различные техники, такие как письмо кистью, чистописание или надписи с помощью пера
с широким концом. Каллиграфия использовалась во многих культурах на протяжении
тысячелетий для создания книг и других письменных произведений.
Письмо — это сложный навык, включающий в себя тонко скоординированные
движения рук. Техника письма требует напряженной работы мелких мышц кисти и всей
руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Двигательный навык формируется медленно. Он развивается быстрее в первый раз в
течение двух лет, а затем происходит постепенное увеличение скорости написания и
улучшение его качества [3].
Почерк — это форма каллиграфии, выполняемая от руки с помощью пишущего
инструмента (например, карандаш или ручка). Почерк включает в себя как печатный, так
и рукописный стили. Его можно использовать для личной переписки, как вид искусства
или как способ записи информации.
Важно научить детей писать разборчиво, чтобы они могли понимать, что читают и
пишут. Письмо не является врожденным навыком, его можно практиковать только после
того, как он будет выучен.
Процесс письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной
деятельности ребенка. Письмо, как по памяти, так и под диктовку, связано с различными
анатомо-физиологическими структурами мозга. Височные области левого полушария
головного мозга связаны со слуховым анализом в процессе письма. Задне-центральные
области левого полушария связаны с процессами письма — именно управлением
движений через артикуляционные системы речи. Затылочно-теменная область связана со
зрительной организацией процесса письма. Левые лобные доли — моторный центр речи
больше всего связаны с сохранностью замысла при письме. [8]
Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя
их роль в различных видах письма не одинакова.
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти
руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течении всего дошкольного
периода.
На уроках чистописания необходимо сформулировать у учащихся такие навыки,
которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка
и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.
Сначала
необходимы
ознакомление
с
правилами
посадки
и
владение
инструментами,
ориентировка
на
страницах
прописей,
тетрадей,
первоначальное
ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений.
Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый
план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей
странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильный
расстановки слов на строке [1].
Со сменой разлиновки становится актуальным соблюдение одинаковой высоты
букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв. Параллельно на
каждом этапе решаются задачи по обучению безотрывному письму и скорому письму. На
уроках чистописания выдвигаются задачи усовершенствования письма букв, относящихся
к определенной группе, предупреждения и исправления общих для данной группы
ошибок при их письме.
Поздние, когда возникают случаи букв в связи с нарастанием скорости письма и
некоторые буквы начинают употребляться одна другой, встает задача предупреждения
таких исканий в более скором письме. Помимо общих задач работы со всем классом,
учитель ставит перед собой задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме
у отдельных учащихся.
Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму и ее цели и
задачи связаны с формированием навыка письма в целом, где основная цель –
формирования графически правильного, четкого и достаточно скорого письма
Исследования Д.Б. Эльконина, Л.Ф. Ткачевой, Л.В. Журовой и других показали,
что фонематический слух дошкольника к 6 годам достаточно развит и готов к слуховому
анализу и синтезу; артикуляционная система у большинства детей тоже вполне
подготовлена к произнесению звуков речи, что очень важно для начала обучения не
только устной речи, но и письму [8].
Таким образом, к моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой-
то мере уже готовы к обучению письму. Однако движения, совершаемые в процессе
письма, не могут быть воспроизведены ни в рисовании, ни в лепке.
Задача формирования каллиграфического навыка является одной из проблем в
образовании. Эта проблема остается актуальной как для учителей, так и для методистов и
ученых.
Многие ученые изучали и изучают его, рассматривая процесс формирования
навыка с разных позиций, таких как: «Письмо с секретом» В.А. Илюхиной. Современные
подходы к формированию каллиграфических навыков наряду с традиционным методом
формирования каллиграфических навыков у младших школьников существуют также
авторские технологии формирования навыков письма. В настоящее время над проблемой
формирования каллиграфических навыков работают: Е.Н. Соколова, Н.Г. Агаркова, Е.В.
Безруких, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапов.
Методика формирования каллиграфического навыка письма учащихся «Письмо с
секретом» принадлежит В.А. Илюхиной. Как говорит автор: «Самые большие трудности,
которые причиняют много горя, - это уроки письма».
В.А. Илюхина пришла к выводу, что детям труднее всего писать те элементы букв,
где есть овал. Она предложила заменить его на прямую линию, оставив овалы в основном
только в верхней части буквы [4].
В.А. Илюхина выделила основные элементы письма: прямая наклонная палочка,
наклонная палка вниз, 1/3 наклонная палка вниз,«поворот на месте» (закругление), «крюк
к середине», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы». Упражнения, содержащие эти
элементы, учат детей писать в такт со всем классом. Строгий размер в движении — секрет
красивого и быстрого письма. Эти упражнения приводят не только к красивому письму,
они развивают внимание (необходимо сразу слышать, понимать и воспроизводить то, что
говорит учитель), усидчивость, тренируют память. Все вышеперечисленные элементы
записываются, не отрывая рук от блокнота [5].
Илюхина при написании слова предлагает произносить каждую букву, обращаясь
за помощью к детям. Эта методика имеет много преимуществ: во-первых, экономичность
обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях
детей; в-третьих, развитие внимания, памяти.
Принцип учета индивидуальных особенностей детей является ключевым понятием
в обучении детей каллиграфии. Важно, чтобы учитель учитывал индивидуальные
особенности каждого ученика: хорошо знать способности детей к письму, учитывать
особенности зрения детей, замечать отклонения в моторке. На первых этапах обучения
грамоте важен принцип совместного обучения чтению и письму, введенный еще
К.Д.Ушинским, этот принцип оправдал себя в практике обучения в течение более ста лет
и успешно реализуется в настоящее время.
Также важно для корректировки недостатка развития тонкокоординированных
движений руки, пальцев, несовершенства нервно-мышечной регуляции, дефицита
зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных интеграций обучение
детей письму следует проводить по ориентированным на их особенности “Прописям”,
содержащим упрощенные шрифт и соединения букв, письмо без наклона, правостороннее
расположение
образцов
написания
с
целью
расширения
зрительной
зоны
и
дополнительные пометки, облегчающие ориентирование в процессе письма [6].
С древних времен в методике обучения детей письму и каллиграфии использовался
ритмический (тактический) прием (метод хронометража), то есть письмо по счету.
Обучение письму по методике Д.Б. Элькониной, автор Ю.В. Безруких, основанное на
приеме ритмического пишу. Своевременное написание позволяет вам добиться четкости,
плавности, ритма и ускоренного темпа.
Эта корректирующая техника предназначена для улучшения графомоторного
компонента письма у учащихся. Авторы разработали обучение письму по расписанию,
которое состоит из трех этапов.
Первый
этап
включает
в
себя
следующие
упражнения:
прослеживание
подготовленных образцов рукописных букв через прозрачную кальку.
На втором этапе учащиеся рисуют написанные от руки слова через прозрачную
кальку, которые объединяются в группы с одинаковой ритмической структурой и
ударением (мак, рак, сок, мох).
Третий
этап
включает
в
себя
следующие
упражнения:
прорисовка
под
предложениями с помощью прозрачной кальки, стихотворений и микротекстов. На основе
этих рекомендаций была составлена рабочая тетрадь для формирования графомоторного
компонента письма, предназначенная для работы с учащимися начальных классов
общеобразовательной школы [7].
В развитии навыка письма у учащихся ежедневно по мере упражнения происходят
какие-то изменения. В процессе обучения дети знакомятся как с орфографическими
приемами, так и с приемами графических навыков письма. Графические навыки письма
достаточно сложны и складываются из различных приемов: приемов, необходимых для
письма, и приемов письма.
Приемы, необходимые для письма: владение инструментом письма; соблюдение
правильного положения тетради и продвижение ее при письме; соблюдение правильной
позы, посадки при письме; движение руки вдоль строки во время письма.
Приемы письма: умение сравнивать образец с результатом письма; приемы
перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную; приемы написания
букв; приемы соединений букв; приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение
одинаковой высоты букв на строке; письмо букв между линиями строки и на линии;
запоминание строки и наклона.
По данным психологов, на первых этапах развития навыка письма каждое
движение
(элемент буквы, буква)
является предметом специального осознанного
действия, и только постепенно, по мере формирования навыка отдельные элементы
объединяются [2].
Особенность письма младших школьников — выполнение графического элемента,
буквы, слога и слова при задержке дыхания, на воздухе. С этой точки зрения безотрывное
письмо слов, а значит длительная задержка дыхания, будет дополнительным фактором,
отрицательно сказывающимся на функциональном состоянии организма в целом.
Связанное письмо должно быть естественным результатом формирования навыка
возрастного совершенствования координации движений, а не искусственно навязанным
требованием,
не
соответствующим
функциональным
возможностям
ребенка,
затормаживающим развитие навыка, а порой и приводящим к серьезным отклонениям в
состоянии здоровья.
Относительно неподвижная поза, в которой сидит ученик при письме, создает
неравномерную нагрузку на мышцы правой и левой полвины туловища. Эта поза,
утомительная для мышц руки, способствует формированию неправильной осанки.
Письмо, кроме того, связано с большим напряжением зрения. Поэтому так важно
соблюдение всех гигиенических требований, прежде всего требовании к непрерывной
продолжительности этого вида деятельности. [3].
Методика становления и развития каллиграфического письма прошла длительный
период своего развития. Она претерпела существенные изменения. Но в настоящее время
разработаны основные направления по формированию красивого и четкого почерка.
Для современной методики обучения элементарному письму графический навык
представляет
собой
сложное
речевое
действие,
которое
реализуется
через
взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного,
зрительного и руководительного.
Таким
образом,
мы
дали
некоторые
представление
о
психофизических
особенностях развития каллиграфических навыков письма, что поможет учителю понять,
как формируется навык, какие требования можно предъявлять учащимся при обучении
письму
в
том
или
другом
возрасте.
Связанное письмо должно быть естественным результатом формирования навыка
возрастного совершенствования координации движений, а не искусственно навязанным
требованием,
не
соответствующим
функциональным
возможностям
ребенка,
задерживающим развитие навыка, а порой и приводящим к серьезным отклонениям в
состоянии здоровья.
Библиотический список
1.
Агаркова Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших
школьников//Начальная школа. – 1999. - №4.
2.
Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Как писать буквы. – М., 1993. – 48 с.
3.
Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у
младших школьников. – М.: Просвещение, 1987. – 124 с.
4.
Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок
при письме//Начальная школа. – 1999. - №8.
5.
Илюхина В.А. Письмо с «секретом»//Начальная школа. – 1999. - №9.
6.
Савкина Н.Г. Педагогическая помощь леворуким детям в первый год их обучения в
школе / Тюмень, 2009., 168 с.
7.
Федосова Н.А. Особенности обучения письму шестилетних
первоклассников//Начальная школа. – 1987. - №4.
8.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Под ред. Давыдова В.В.,
Зинченко В.П. – М., 1989.