Автор: Бородкина Ангелина Руслановна
Должность: студент
Учебное заведение: Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ им.Н.В.Парахина
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАНАСТЫРЯ КАК КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ
Раздел: среднее профессиональное
ИСТОРИЯ ОРЛОВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАНАСТЫРЯ
КАК КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ РОДНОГО КРАЯ
Бородкина Ангелина
Многопрофильный колледж
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ
имени Н.В. Парахина, г. Орёл
Научный руководитель
Харланова Г. А.
История храмов, возможно, является той национальной памятью, что
роднит нас и объединяет в единое целое. Без познания художественно-
эстетического,
нравственного
достояния
предшествующих
поколений
невозможно возрождение духовных ценностей. Это является актуальным в
современном обществе. Как храм немыслим без колокольного звона и
священнодействий, так и жизнь человека не возможна без любви к своей малой
Родине. Попробуем посмотреть на Православную Церковь с точки зрения
культурно-этнического
наследия
родного
края.
Для
этого
проведем
исследование, поставив цель: исследование христианского служения монахинь
орловского монастыря, выбрав объектом
работы историю богослужения
монахинь
монастыря
г.
Орла,
предметом
–
процесс
формирования
профессионального и нравственного развития.
В минувшие века в России православное мировоззрение было частью
жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Православие было
центром общественной деятельностью. Монашество было общепризнанной
частью жизни. Первые христианские отшельники уходили в горы и пустыни и
там, в землянках или пещерах, изнуряли свое тело в постах и молитвах. У них
появились последователи, селившиеся рядом. Первые общины состояли из
нескольких избушек – келий, окруженных забором. Так возникли монастыри.
Местность для монастыря выбиралась тщательно, так, чтобы красота природы
облегчала подвижникам их трудный подвиг. Служило отрадой и утешением.
Монахи подчеркивали, что молитва «непогребённых мертвецов», то есть
монахов, всецело посвятивших себя посту, молитве и другим благочестивым
подвигам скорее будет услышана Богом, чем молитва приходского «белого»
духовенства.
В конце XVII века в Орловской губернии была основана женская обитель.
В 1686 году от архиепископа Коломенского и Каширского Никиты была
получена благословенная грамота с разрешением строительства монастыря.
Местом для монастыря была избрана территория по левому берегу р. Орлик.
Старожилы города еще помнят старое название улицы 7 Ноября – Введенская, в
честь расположенного вблизи монастыря.
Монастырь не раз упоминался в произведениях писателей – орловцев. Он
был описан в романе Н.С.Лескова «Некуда», автобиографической повести
И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». По приданию, одна из монахинь обители
послужила прототипом Лизы Калитиной в романе И.С.Тургенева «Дворянское
гнездо».
Среди настоятельниц наиболее известна и почитаема была игуменья
Серафима (1821 -1845), в миру Варвара Михайловна Соковина, дочь статского
советника в Москве. При ней выросли монастырские доходы, бурно
развивалась строительная деятельность. Однако на ее долю выпало и страшное
испытание: пожар 1843 года.
В конце XIX - начале XX века монастырь был известен не только как
духовная обитель, но и как центр женского образования в городе Орле.
После 1918 года для монастырей началась новая эпоха: женские
монастыри, в отличие от мужских, не закрывались, лишь перепрофилировались
по инициативе самих монахинь в трудовые общины. Но затем они были
вынуждены свернуть свою деятельность и работать на выживание.
В
советское
время
церкви
были
разрушены,
их
разбирали
на
строительный материал. Часть монахинь проживают у своих родственников,
как частные лица. Они устраивают у себя нечто вроде малых монастырей,
проводя молитвенные собрания.
Сейчас в России восстанавливаются храмы, монастыри. В 1993 году по
благословению Высокопреосвященного Паисия, Архиепископа Орловского и
Брянского, вновь обрел жизнь Свято - Введенский женский монастырь. Дело
возрождения монастыря легло на плечи новой настоятельности монахини
Олимпиады. История женских монастырей, христианский и человеческий
подвиг монахинь, несомненно, вызывают чувство преклонения перед ними. А
через них – уважение к Православной Русской Церкви, как оплота духовности.
Результатами
исследования
можно
назвать
систематизированный
информационный материал. Мы воспользовались литературными источниками,
сетью Интернет. Особенно хотелось бы обратить внимание, что определенную
информацию можно было найти только в книгах библиотеки женского
монастыря, некоторые из них были представлены в единственном экземпляре.
Много интересного мы узнали из личных бесед со священнослужителями
посещаемых храмов.
Важное значение имеет посещение женского Введенского монастыря, а
именно - обследование бывшей территории монастыря (рис.1). Многое здесь
уже восстановлено силами монахинь. Мы посетили не только действующие
церковь, собор, но и разрушенные часовни, часть монастырской стены. Они
находятся среди узких заселенных улиц рабочего городка, расположенного
здесь с 20-х годов XX века.
Рис.1 – Экскурсия в Введенский монастырь
Особое
внимание
уделялось
восстанавливающимся
культовым
сооружениям. Проводимые в них реставрационные работы предоставляют
реальную возможность студентам увидеть собственными глазами этапы
строительных работ. Можно сделать вывод, что исследование позволило как
будущим
строителям,
архитекторам
углубить
специальные
знания
и
способствовало пониманию значимости архитектурного наследия Орловского
края. Вызвало у студентов неподдельный интерес, а самое главное, уважение к
зодчим-землякам,
к
церковнослужителям
и
монахам,
совершившим
человеческий и христианский подвиг в годы репрессий.
Список литературы
1.
М.Жарков, В. Ливцов, А. Лепилин «История Орловской Епархии»,
Орел, 2007 год.
2.
Орловская областная публичная библиотека имени И.А. Бунина
«Церкви и монастыри города Орла» библиографический справочник Орел
«Фолиант», 2007г.
3.
Орловская правда, 9 февраля 2008г.
4.
Орловский краеведческий музей «Краеведческие записки», Орел,
2008г.
5.
«Праведной верою будет жив» Жизнеописание игумении Алексии
(Тимашевой-Беринг) настоятельницы Орловского свято-Введенского женского
монастыря 1866-1941гг. Издательство: Свято-Введенский женский монастырь,
Орел, 2008г.