Автор: Власова Ирина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №80
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Использование игровых технологий на уроках географии
Раздел: полное образование
Использование игровых технологий на уроках географии.
Знания по географии – необходимый компонент культуры каждого
образованного
человека.
Географические
объекты
и
явления
природы
интересуют детей с самого раннего детства. Обучающиеся особенно мальчики,
увлекаясь путешествиями и приключениями, в литературе, телевизионных
программах или в сети Интернет получают значительный объём географических
сведений. Многие из них часами исследуют географические карты, запоминают
редкие географические названия, с удовольствием читают научно-популярную
литературу о различных странах и народах, с увлечением разгадывают
кроссворды.
На уроках географии для реализации географического образования и
воспитания предлагаются через игровые технологии осуществлять органическое
единство интеллектуального мира и природы, раскрытие новых тайн природы,
при активной работе на занятиях в доступной для обучающихся форме. Игра
привносит в образование бесконечные сюжеты и темы жизни природы, человека
и его деятельности.
Игровые технологии на уроках источник развития импульсов творчества,
одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной
практики,
богатство
и
микроклимата
отношений,
коммуникативности,
индивидуального само погружения, активизации процесса познания мира
природы и экологии. Через игру возможно становление научно-познавательного,
эмоционально-нравственного,
практически-деятельностного
отношения
обучающихся к их природному и социальному окружению, основанного на
сплаве знаний, чувств и действий. Поэтому игровые технологии на уроках
географии включаются научно-познавательный, ценностный нормативный и
практически-деятельностный компоненты.
Субъективная оценка ценности природы человеком не всегда совпадает с её
объективной
ценностью.
Поэтому
так
важно
понимание
обучающимися
уникальной
ценности
природной
среды
и
формирования
экологической
ответственности.
В
личностном
аспекте
ответственность
выступает
как
существенное нравственное и психологическое качество человека, одна из
важнейших черт его характера.
Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого
человека и предстаёт как сознательные, избирательные его связи с различными
природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а так
же эмоциональных отношений любви и привязанности.
Предлагаемые игровые технологии на уроках географии позволяют погрузить
обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою
сущность и могут взаимодействовать друг с другом и с учителем. Например,
исследовательская
деятельность
и
путешествие
«По
заповедным
местам
природы Кавказа», «Путешествия по рекам» (игровая пресс-конференция для
обучающихся 8 классов), где в форме ролевой игры расширяет и углубляет
знания, воспитывает патриотически чувство ответственности за природные
богатства нашей страны. «Последний герой» (географический конкурс), брейн-
ринг «Наш дом – Планета Земля» формирует умения принимать взвешенное
решение, воспитывает чувство ответственности и сопереживание, и пробуждает
желание учащихся углублять знания по географии, давая чёткие и лаконичные
ответы на поставленные вопросы. Конкурсы «Юных исследователей природы»,
викторины
«Мир
природы»,
помогают
развивать
творческое
мышление,
воображение, любознательность, закрепить знания по теме.
Дидактические игры имеют обучающий смысл, где обучающиеся упорно
работают для достижения цели, и направлено на выполнение определённого
задания, путём приспособления к требованиям непосредственного окружения. С
образовательной
точки
зрения
–
это
способ
группового
диалогичного
исследования возможной действительности в контексте личностных интересов.
Результатом становится приобретение личностных качеств, приобретаются
новые установки и ценности в сохранности окружающей среды. Замечательным
результатом географической игры признаётся состояние желания обучающихся
изучать природу. Примеры дидактических игр «Что будет, если…», «Город в
котором хотел бы я жить», «Человек – верный сын природы».
Деловые экологические игры расширяют кругозор, позволяют извлекать из
привычных фактов смысл в жизни природы. В этом видится одна из присущих
ей, незаменимая культурная функция. Знания, навыки и умения, которые
нацеливают на воспитания экологической ответственности, помогут постижению
смысла деятельности в сохранности окружающей среды и необходимости
здорового образа жизни. Такая мотивация, создаваемая экологическими играми
для обучающихся, способствует превращению проблемы «Человек – природа» в
проблему «Личность – культура мира». Для обучающихся изначально создаётся
напряжённая или соревновательная ситуация, побуждающая к принятию
решения. Примером таких игр могут быть «Проблема сохранения окружающей
среды», «Планета Земли – наше здоровье», «Экологический бумеранг».
Список литературы.
1. Большая детская энциклопедия. География. -М.: Изд-во Аванта +,
2010г.
2. География. Энциклопедия для детей/Д. Люри. -М.: Изд-во Аванта
+, 2000г.
3. География России полная энциклопедия/Н. Н. Петрова. -М.: Изд-во
Эксмо 2016г.
4. География. Энциклопедия/А.Г. Стадник -М.: Изд-во Ранок 2011г.
5. Я познаю мир. География. Детская энциклопедия/В.А. Маркин -
М.: Изд-во АСТ 1998г.