Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности: «Профилактика дезадаптивных форм поведения несовершеннолетних»


Авторы: Алина Станиславовна Винтер, Зиборова Елена Игоревна
Должность: Винтер Алина Станиславовна студентка психолого-педагогического факультета
Учебное заведение: НИУ "БелГУ" г. Белгород, Зиборова Елена Игоревна доцент кафедры возрастной и социальной психологии НИУ "БелГУ"г. Белгород
Населённый пункт: г. Белгород, Белгородская область, Россия
Наименование материала: Научная статья
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности: «Профилактика дезадаптивных форм поведения несовершеннолетних»
Раздел: высшее образование





Назад




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

профилактической направленности:

«Профилактика дезадаптивных форм поведения

несовершеннолетних»

Additional general educational general development program

of preventive orientation:

"Prevention of maladaptive behaviors of minors"

Зиборова Елена Игоревна

руководитель, доцент кафедры возрастной

и социальной психологии,

федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Белгородский государственный национальный

исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)

Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85,

Винтер Алина Станиславовна

студент, федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Белгородский государственный национальный

исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)

РФ, г. Белгород

пос. Ивня, ул. 70 лет Октября, д1/2

Аннотация

В

статье

рассматриваются

ключевые

аспекты

профилактики

дезадаптивных форм поведения среди несовершеннолетних. Оцениваются

причины, способствующие развитию негативных моделей поведения, таких как

наркомания, алкоголизм и правонарушения. Особое внимание уделяется

методам раннего выявления и вмешательства, принципам и подходам

реализации программам профилактики направленных на гармоничное развитие

подростков и формирование позитивных жизненных перспектив. Приводятся

итоги реализации программы.

Annotation

The article discusses the key aspects of the prevention of maladaptive

behaviors among minors. The reasons contributing to the development of negative

behaviors such as drug addiction, alcoholism and delinquency are assessed. Special

attention is paid to methods of early detection and intervention, principles and

approaches to the implementation of prevention programs aimed at the harmonious

development of adolescents and the formation of positive life prospects. The results

of the program implementation are presented.

Ключевые

слова:

профилактика,

дезадаптивное

поведение,

несовершеннолетние, раннее вмешательство, образовательные программы,

семья, подростки, коммуникативным навыки, поддерживающая среда.

Keywords:

prevention, maladaptive behavior, minors, early intervention,

educational programs, family, adolescents, communication skills, supportive

environment.

Проблема дезадаптивных форм поведения у детей и подростков

становится всё более заметной в современном обществе. Эти формы поведения

могут

проявляться

в

различных

аспектах

жизни,

включая

агрессию,

рискованное поведение, нежелательные социальные связи и нарушения

семейных

отношений.

Дезадаптация

часто

коренится

в

отсутствии

необходимых

социальных

навыков,

низкой

устойчивости

к

стрессу

и

недостатке поддержки со стороны семьи и окружения.

Ключевым мероприятием в профилактике дезадаптивного поведения

является создание позитивной среды, где дети чувствуют себя защищёнными и

поддерживаемыми. Важно развивать в них навыки общения, умение работать в

команде и решать конфликты конструктивным образом. Внедрение программ

социальной поддержки в школах и сообществах может способствовать

формированию здоровых отношений среди сверстников и повышению чувства

принадлежности.

Актуальность

программы

профилактики

дезадаптивного

поведения

обусловлена рядом факторов:

- Рост числа различных видов девиантного поведения. Это серьёзная

социальная проблема, которая ведёт к неблагоприятным последствиям для

общества и для самих детей и подростков, угрожая их физическому и

психическому здоровью.

- Распространённость дезадаптации среди детей и подростков. К основным

факторам её возникновения относятся трудности в обучении, семейные

дисфункции,

нервнопсихические

заболевания,

поведенческие

девиации,

несбалансированность современной образовательной среды.

- Особенности подросткового возраста. В этот период формируются основные

нравственные ценности, жизненные перспективы, самооценка, происходит

осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Ключевым мероприятием в профилактике дезадаптивного поведения

является создание позитивной среды, где дети чувствуют себя защищёнными и

поддерживаемыми. Важно развивать в них навыки общения, умение работать в

команде и решать конфликты конструктивным образом. Внедрение программ

социальной поддержки в школах и сообществах может способствовать

формированию здоровых отношений среди сверстников и повышению чувства

принадлежности.

Такой подход должен быть подкреплён активным вовлечением родителей

и педагогов в процесс. Обучение родителей методам позитивного воспитания и

осознание

важности

своего

участия

может

значительно

снизить

риск

дезадаптации у детей.

Принципы и подходы реализации Программы

Программа профилактики представляет собой инициативу в сфере

дополнительного образования, направленную на профилактику и коррекцию

дезадаптивных форм поведения среди несовершеннолетних. Эта Программа,

получившая

название

«Профилактика

дезадаптивных

форм

поведения

несовершеннолетних», ориентирована на решение актуальной проблемы

снижения рисков социальной дезадаптации детей.

В условиях современного общества, где подростки сталкиваются с

множеством вызовов, таких как давление со стороны сверстников, семейные

конфликты

и

проблемы

с

самоидентификацией,

необходимость

этой

Программы становится очевидной. Программа содержит ключевые принципы,

которые обеспечивают её эффективность и результативность.

Принцип

научности

использует

современные

научные

данные

и

исследования в области психологии и педагогики, что позволяет создать

обоснованную и актуальную программу.

Принцип комплексности воздействует на разных уровнях, включая

работу как с самими детьми, так и с их семьями и образовательными

учреждениями, что способствует созданию поддерживающей среды, в которой

подростки могут развиваться и адаптироваться.

Принцип системности означает, что все ее элементы взаимосвязаны и

направлены на достижение общей цели. Последовательность в проведении

мероприятий важна для того, чтобы участники могли постепенно осваивать

новые навыки и знания.

Принцип

адресности

и

дифференцированности

учитывает

индивидуальные

особенности

каждого

участника.

Принцип

личной

заинтересованности и ответственности всех участников программы не менее

важен.

Принцип максимальной активности, вовлекает детей в активные формы

работы, такие как тренинги, ролевые игры и дискуссии, что способствует

развитию их социальных навыков и уверенности в себе. Таким образом,

программа

«Профилактика

дезадаптивных

форм

поведения

несовершеннолетних» представляет собой многоуровневую и комплексную

инициативу, направленную на создание безопасной и поддерживающей среды

для детей.

Целью

любой

программы

профилактики

является

профилактика

и

уменьшение случаев дезадаптивного поведения среди несовершеннолетних.

Задачи профилактических программ:

- повышать уровень осведомленности подростков и их семей о

последствиях дезадаптивного поведения, родительской ответственности в

вопросах воспитания и дезадаптивного поведения;

-обучать несовершеннолетних навыкам социальной компетентности

(коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации,

умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями

сознания);

-формировать

и

корректировать

детско-родительские

отношения,

укреплять родственные связи;

-создать условия для формирования позитивной, поддерживающей

социальной среды, в которой подростки могут развиваться и реализовывать

свой потенциал.

Программа реализована, было проведено 26 занятий. В среднем 2-3

занятия в месяц. Одно занятие равно одному академическому часу. Формат

проведения мероприятий очный, групповые занятия. Наполняемость группы

достигла 11 человек.

На этапе реализации программы был проведен входной мониторинг, тест

СДП(склонность к девиантому поведению), по результатам которого мы имеем

следующие данные:

Рисунок 1. Результаты входного мониторинга

По

завершении

программы

профилактики

подростки

научились

оценивать свое эмоциональное состояние, а также актуальные потребности.

Применили

варианты

конструктивного

взаимодействия

с

окружающими

людьми

(сверстниками,

родителями

и

учителями),

что

способствовало

сохранению здоровых отношений в семье. Также научились:

- развивать умение противостоять чужому влиянию;

-формировать способность противостоять негативным воздействиям

социальной среды;

-развивать

умение

распознавать

манипулятивные

приемы,

провоцирующие опасное поведение.

Образовательные учреждения играют ключевую роль в формировании

здоровых

моделей

поведения.

Внедрение

данной

программы

по

психоэмоциональной поддержке и обучению навыкам принятия решений

помогло подросткам противостоять негативному влиянию. Также не мало

важно было активное участие родителей, которые были вовлечены в процесс

профилактической программы.

По

завершению

реализации

программы

был

повторно

проведен

мониторинг, по той же самой технике анкетирования, результаты представлены

на рисунке 2.

соп

дп

зп

ап

сп

0%

20%

40%

60%

80%

100%

120%

Заглавие диаграммы

высокая степень

легкая степень

отсутствие признаков

Рисунок 2. Итоговый мониторинг

Если сравнивать результаты входного мониторинга с

результатами итогового, то мы видим, что улучшились показатели по всем

шкалам, а это говорит о том, что стало меньше подростков с высокой

степенью социально-психологической дезадаптации, стало больше детей, у

которых отсутствуют признаки социально-психологической дезадаптации

или имеется лёгкая степень.

Реализация Программы поведения несовершеннолетних» показывает:

- повышение степени самосознания и эмоциональной компетентности;

- улучшение навыков межличностного взаимодействия;

- снижение уровня дезадаптивного поведения;

- вовлечение подростков в процесс самооценки, что способствует

развитию их критического мышления и ответственности за собственное

поведение.

Литература

1.

Винтер Алина Станиславовна, Муниципальное бюджетное учреждение «Центр

психолого

педагогической,

медицинской

и

социальной

помощи»

на

территории

Ивнянского

района.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

профилактической

направленности:

«Профилактика дезадаптивных форм поведения несовершеннолетних»

2.

Вострокнутов, Николай Васильевич. Повышение компетентности родителей в

ранней

диагностике

дезадаптивных

форм

поведения

подростков

с

психосоматическими расстройствами [Текст] : учебно-методическое пособие /

Н. В. Вострокнутов, И. И. Михайлова ; Федеральное гос. науч. учреждение "Ин-

т

социальной

педагогики"

Российской

акад.

образования.

-

Москва

:

Современное образование, 2013. - 87 с. : табл.; 21 см. - ("Профессиональная

школа родителей" : пилотный социально-педагогический эксперимент).; ISBN

978-5-98689-109-5

3.

Рычкова, Наталья Александровна. Дезадаптивное поведение детей [Текст] :

диагностика, коррекция, психопрофилактика : учебно-практическое пособие /

Н. А. Рычкова. - Москва : Изд-во ГНОМ и Д, 2000. - 96 с. : табл.; 21 см.; ISBN 5-

296-00011-0



В раздел образования