Напоминание

«Роль технических навыков в процессе обучения игре на фортепиано»


Автор: Филиппова Анастасия Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого"
Населённый пункт: г. Сургут, ХМАО-Югры
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Роль технических навыков в процессе обучения игре на фортепиано»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методическое сообщение на тему:

«Роль технических навыков в процессе обучения игре на фортепиано»

Выполнила: Филиппова А.С.,

преподаватель по классу фортепиано,

заведующий отделением фортепиано

МБУ ДО «ДШИ им. Г. Кукуевицкого»

г. Сургут, 2023 г.

Содержание

I.

Введение. Роль и значение развития технической оснащенности пианиста.

II.

Основная часть. Виды техники и способы работы над ними.

III.

Заключение.

IV.

Список литературы.

I.

Введение. Роль и значение развития технической оснащенности

пианиста

В музыкально-исполнительском обучении своевременное и целенаправленное

развитие

техники

одна

из

важнейших

сторон

комплексного

развития

художественных и пианистических способностей. Любое исполнение музыкального

произведения немыслимо без наличия технической оснащенности исполнителя.

Эта работа занимает важнейшее место в воспитании и развитии личности

музыканта.

Практически все известные фортепианные педагоги и исполнители

обращались к теме технической оснащенности пианиста, ей посвящено немало

теоретического и методического материала.

Систематическая работа по комплексному развитию техники в равной степени

актуальна на разных стадиях обучения музыканта-исполнителя. При этом необходимо

помнить, что когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму

умений, навыков, приёмов игры, при помощи которых пианист добивается нужного

художественного

результата.

Вне

музыкальной

задачи

техника

не

может

существовать. «Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь

самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман.

II.

Основная часть. Виды техники и способы работы над ними

Виды техники делятся на мелкую и крупную. Область мелкой техники включает

различные формулы одноголосной пальцевой игры, к ним относятся: гаммаобразные

пассажи, арпеджированные последовательности, ломаные, репетиции, двойные ноты,

трели. К крупной технике относятся: октавы, ломаные октавы, скачки.

Системная работа по развитию двигательно-технических качеств пианиста

включает в себя следующие компоненты:

1.

Беглость и независимость пальцевых движений, в их непосредственной

взаимосвязи со свободными пластичными объединяющими движениями всей руки.

2.

Метрическая точность и динамическая гибкость звучания в фактуре

подвижных пассажей.

3.

Чередование напряжения и расслабления мускулатуры как необходимое

условие, обеспечивающее свободу, подвижность и звуковую красочность исполнения.

4.

Согласованность

пружинящих

кистевых

движений

с

вращательными

движениями всей руки, облегчающие преодоление трудностей пальцевой руки.

5.

Слияние ритма пианистических движений с ритмической пульсацией музыки

или ритмическое протекание самих движений.

6.

Усвоение пианистических приемов в тесной связи с синтаксическими

членениями в длинных подвижных пассажах.

7.

Пластичное следование движению руки в соответствии со звуковысотной

направленностью мелодического рисунка в пассажах.

8.

Координация пианистических движений в сложных приемах фактуры при

одновременном исполнении двумя руками.

Рассмотрим основные виды техники и способы работы над ними.

Гаммаобразные пассажи. Их цель состоит в том, чтобы добиться плавного

непрерывного исполнения без толчков, ровного по звучанию и времени. Такое

исполнение зависит от двух моментов:

спокойное подкладывание первого пальца при смене позиции

ровное певучее lеgatо внутри позиции.

Основная

причина

толчков

и

неровностей

исполнения

гаммы

малая

подвижность и напряженность первого пальца. Чтобы добиться ровного беглого

исполнения, необходимо развивать ловкость его подкладывания. Подкладывать его

следует незаметно, готовя его заранее, не меняя положения кисти. При смене позиции

кисть переносится через первый палец и свободно располагается над клавишами

следующей позиции. Кисть ведется плавно и спокойно на одном уровне. Ровность и

полнота звучания достигается при постоянном ощущении опоры. Пианистическая

чистота и ровность обеспечивается не только точным взятием звука, но и точным по

времени снятием пальцев с клавиши.

Способы работы над гаммаобразными пассажами:

Упражнения на подкладывание первого пальца

Проучивание на staccato

– улучшает цепкость кончика пальца, точность

звучания.

Глубина звучания достигается проучиванием на non legato

Самостоятельность

и

независимость

достигается

удвоениями

(укрепляет

пальцы)

Проучивание путем набора (по 2, 3, 4 ноты)

Проучивание пунктирным ритмом (по маленьким эпизодам)

Играть, высоко поднимая пальцы.

Позиционные последования. Здесь главной задачей является ровность и развитие

самостоятельности и независимости пальцев. Рука свободная спокойная опирается на

пальцы. При такой игре косточки кисти немного приподнимаются, и рука образует

подобие арки. Развиваются межкостные мышцы между кистью и запястьем, это

придает пальцам самостоятельность и независимость. Кисть должна поворачиваться в

горизонтальной плоскости, то к первому, то к пятому пальцу по рисунку мелодии.

Звук должен передаваться плавно без толчков. Приемы работы такие же, как в

гаммаобразных пассажах.

Арпеджио.

Подразделяются на короткие и длинные.

В коротких арпеджио

важное значение имеет работа первого пальца, который направляет движение. В

медленном темпе кисть и вся рука поворачивается к пятому пальцу.

Способы работы:

Супинационный поворот от пятого к первому пальцу.

Парами звуков.

Взять весь аккорд, пружинить кисть.

В основе ломаных арпеджио лежит ротационное движение (поворот кисти).

Способы работы:

Пары через звук.

Пары по два звука.

Длинные арпеджио - первый палец подготавливается вовремя и незаметно, кисть

ведется

на

одном

уровне

и

не

поднимается

перед

подкладыванием,

после

подкладывания вся ладонь сразу же переноситься через первый палец и широко

располагается на следующей позиции. Здесь важно добиться одной ровной линии

legato.

Способы работы:

Вычленение смены позиции или подкладывание первого пальца.

Проучивать парами.

Слуховой контроль – следить за ровной линией legato.

Следить за плечом и предплечьем, что хорошо развивает основы пианизма.

Репетиции.

Репетиционная техника строится на вибрационном движении, с

помощью

которого

рука

хорошо

освобождается

и

приобретает

наибольшую

подвижность. Необходима повышенная активность и цепкость пальцев.

Приведем

рекомендации

известных

музыкантов-педагогов

в

отношении

репетиционной техники.

Е. Либерман: «Направление пальцевого удара является движение «к себе» под

ладонь, действие пальцев напоминает царапанье».

А. Шмидт - Шкловская: «Репетиции с переменной аппликатурой гораздо удобнее

играть, не забирая пальцы под ладонь, а сменяя их на одном движении руки. При этом

способе репетиции кончики не скользят по клавишам, и репетиция получается более

точной. После первого звука остальные играются как бы рикошетом, легко, как сами

собой. Клавиша не должна полностью подниматься».

Е. Либерман: «Обойтись без упражнений в медленном темпе здесь нельзя, хотя

медленный темп не гарантирует отчетливого звучания в быстром темпе. Медленный

темп служит для оттачивания пальцевого удара. При переходе к быстрому темпу чаще

всего не удается сразу добиться безотказного звучания всех нот. Упражняться в

быстром темпе следует методом прибавления. Короткую ноту играем легко, а

последняя акцентируется. И использование пятого пальца не целесообразно, так как

оно затрудняет достижения ровности и четкости исполнения».

Трели и тремоло. Над трелями и тремоло необходимо работать в медленном

темпе. Учить трели надо в определенной структуре: лучше всего триолями, так как они

предполагают чередование ударений на разные пальцы. В медленном темпе пальцы

самостоятельны, их форма слегка вытянута и подъем пальца значителен, движение от

запястья. Вытянутая форма пальцев способствует свободе движения, звучания. Если

трель должна звучать четко и сильно, пальцы следует закруглить их движения должны

быть энергичными. Вращательное движение предплечий в медленном темпе - не

целесообразно, в быстром темпе работа пальцев сочетается с вращательным

движением предплечий. Пианист должен научиться исполнять трели всеми пальцами.

Применение аппликатуры зависит от индивидуального строения руки и от

фактурных особенностей произведения. Многие пианисты предлагают играть трель

через палец. Точки внимания в трелях – это начало и конец. Играть трель надо с

небольшого взмаха руки, при котором приобретается необходимая инерция движения.

Двойные

ноты.

Специфика

пассажей

двойными

нотами

заключаются

в

одновременности игры двух пальцев. Заменить работу пальцевых мышц какими - либо

другими действиями в данном случаи не предоставляется возможным. Следовательно,

мышечная нагрузка в двух нотах удваивается, а налаживание работы двух не соседних

пальцев требует специального внимания и работы. Играя двойные ноты, пианист

должен, с одной стороны, ощущать полную самостоятельность и свободу пальцев, а с

другой - уметь эту свободу привести к одновременным синхронным действиям двух

пальцев в самых разных комбинациях.

Способы работы:

Проучить отдельно линию правого голоса

Проучивать один голос legato, а другой на staccato - вместе

Способом набора

Удвоениями

Варьируя, удерживая нижний звук, а верхний вести (и наоборот).

Скачки. Точность попаданий в скачках зависит от целесообразности приема и

поддается

автоматизации,

как

другие

виды

фортепианной

техники.

Приемы

исполнения различны. Наиболее трудны многократные, частые скачки; их исполнение

нужно мыслить по паре составляющих скачков, аккордов, октав. Первый и второй

аккорды берутся по-разному: первый аккорд сверху – рука при этом как бы

отталкивается и глиссандирует ко второму. Игра по паре аккордов помогает запомнить

рукам расстояние, ощутить уверенность в движениях.

В независимости от метра первым целесообразнее считать аккорд, который на

периферии клавиатуры, а второй - в центре. Но есть случаи, когда приходится играть

наоборот. Точность в скачках возможна при большой отработанности, причем взятие

аккорда должно происходить хватательным движениемт цепких острых кончиков

пальцев. Второе условие для исполнения скачков — это экономия времени, поэтому

особенно тщательно надо отрывать движение руки ко второму аккорду и острый

отскок от первого. Второй прием следует учить поэлементарно. Как только пальцы

ощутили первый аккорд, наше зрение должно быть обращено на следующий аккорд.

Октавы.

Начало работы над октавами приходится на последние классы

музыкальной школы. В фортепианной литературе встречаются различные виды октав

и их исполнение связанно с различными приемами. В игре октав участвуют все части

руки, а также корпус. Степень их участия может быть различной, последние

определяет разнообразие способов, которыми играются октавы. Работу над октавами

следует начинать с налаживания участия всей руки во взятии октав. Зажатие,

усталость рук происходит оттого, что учащиеся не умеют играть «от плеча».

Играя октавы, следует следить за пятым и первым пальцами, положение первого

пальца должно быть ближе к черным на белых клавишах, а пятый палец продолжает

боковую линию предплечья и плеча. Повторяющиеся октавы следует играть

похлопывающим движением, легко и непринужденно. Когда налажен основной

первичный

навык

исполнения

октав,

следует

переходить

к

упражнениям,

развивающим действие пальцев и кисти. Пальцы в октавах берут, как бы хватают

клавиши. При взмахе пальцы собираются, а при взятии раскрываются. Отдельно

первым и пятым пальцем при этом вырабатывается четкость и цепкость попадания,

играя это упражнение, следует обратить внимание на каждый палец.

Специальной работы требует кисть. Работа над развитием кисти -

игра в

преувеличенном и изолированном движении в медленном темпе. Это упражнение

развивает подвижность кисти, ее способность к быстрой реакции.

Работа над меткостью попаданий в октавах связана с овладением рисунком

пассажа. Октавные пассажи полезно разбивать на отдельные группы нот. Технически

учить фразы нужно сначала в отдельности, а потом объединять, то есть проучивать

способом технической группировки.

Обучение игре ломаных октав чрезвычайно

затруднительно, так как задача заключается в том, чтобы почувствовать внутреннюю

ось вращения руки. Главное при исполнении ломаных октав - играть, пользуясь

вращательным движением предплечья.

Если такое ощущение найдено, следует

добавить опору на первый или пятый пальцы, то есть на сильную долю.

Аккордовые последовательности

– сложный

вид фортепианной техники.

Приемы,

которые

используются

для

исполнения

быстрых

аккордовых

последовательностей – это «слепые» броски руки на клавиатуру, в сочетании с

пальцевой активностью. В медленном темпе нужно добиться, чтобы пальцы хорошо

выучили расположение внутри аккордов. Здесь целесообразен метод технической

группировки, он дает возможность объединить несколько аккордов, ощутить их

взятыми одним движением.

III.

Заключение.

Развитие

технических

навыков

практически

неотделимо

от

музыкально-

пианистического обучения. Правильно организованные педагогом занятия приводят к

совершенствованию исполнительского мастерства учащегося.

Сам ученик должен

уделять технике большую часть времени и труда, развиваться и совершенствоваться,

но при этом помнить, что техника – не цель, а средство для передачи замысла. Техника

– это не только способность исполнять трудные пассажи, это целое искусство,

охватывающее в мастерстве музыканта значительное количество элементов.

Владея

приемами развития техники, можно достичь исполнительских высот и добиться успеха

в исполнительской деятельности.

IV. Список литературы

1.

Алексеев А. «Работа над музыкальным произведением с учениками школы и

училища». – М., 1957.

2.

Коган Г. «Работа пианиста». М., Классика-XXI, 2004

3.

Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой». – М., 2003.

4.

Мартинсен К. «Методика индивидуального преподавания на фортепиано». –

М., 2002.

5.

Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста в 5-7 классах ДМШ». – Киев, 1982.

6.

Милич Б. «Воспитание ученика – пианиста». Методическое пособие. Изд.

Кифара, 2002.

7.

Николаев Л.В. «Из бесед с учениками» //Выдающиеся пианисты-педагоги о

фортепианном искусстве. Под ред. С.М. Хентовой. – М.-Л., 1966.

8.

Савшинский С. «Работа пианиста над техникой». – Л., 1968.

9.

Фейнберг С. «Пианизм как искусство». – М., 2001.

10.

Шмидт – Шкловская А.А. О воспитании пианистических навыков. – М.,1985.



В раздел образования