Напоминание

Особенности обучения видам речевой деятельности детей с ОВЗ на уроках немецкого языка


Автор: Раиса Расимовна Щербакова
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Тегульдетская СОШ"
Населённый пункт: Тегульдет
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обучения видам речевой деятельности детей с ОВЗ на уроках немецкого языка
Раздел: среднее образование





Назад




Обучение видам речевой деятельности на немецком языке детей с ОВЗ

Всем хорошо известно, что никто не хочет учиться плохо, другое дело, не у всех

получается учиться хорошо. В чём причина этого парадокса?

По мнению психолога Л. С. Выготского и многих других всё дело в индивидуальных

особенностях человеческой памяти. А память ребёнка - это нечто хрупкое и безмерно

важное.

Сейчас много детей с различными отклонениями в развитии и нарушениями функций

мозга, отвечающих за память, учить таких детей очень важно, а главное в работе с ними

найти правильный подход к каждому ученику.

Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в

которой ребёнок с ОВЗ не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. И

вот такая система была создана- инклюзивное обучение.

Если быть ближе к своему предмету, немецкого языка, то хочу сказать то, что реализовать

основную цель обучения немецкому языку - формирование иноязычной

коммуникикативной компетенции вне языковой среды достаточно сложно, а в условиях

инклюзивного образования ещё сложней. Поэтому необходимо совершенствовать методы

и приёмы обучения иностранному языку при работе с детьми разных категорий в

условиях постоянно развивающейся системы образования.

Общие правила работы с детьми ОВЗ

Стоит ли детям с ОВЗ вообще изучать иностранный язык и способны ли они его выучить

в обьеме школьной программы? Существует множество мнений . Ещё Ян Амос

Каменский говорил: Возникает вопрос, можно ли пребегать к образованию глухих,

слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной

мере привить знания? Отвечают: из человеческого образования нельзя исключить никого,

кроме нечеловека.

Для себя в работе с детьми ОВЗ я четко определила правила коррекционной работы и

постоянно следую им:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Для предотвращения переутомления мною чередуются умственная и практическая

деятельность, преподношу материал небольшими дозами, использую интересный

дидактический материал.

3. Использую методы активизирующие познавательную деятельность учащихся.

4. Проявляю педагогический такт.

5. Слежу за успеваемостью обучающихся, после каждой части нового учебного материала

проверяю, понял ли его ребёнок.

6. Поддерживаю детей, развиваю в них положительную самооценку, корректно делая

замечания, если что-то делают неправильно.

Методики обучения детей с ОВЗ

1. Поэтапное разьяснение заданий

2. Последовательное выполнение заданий

3. Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

4. Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

5. Близость к учащимся во время выполнения задания.

6. Перемена видов деятельности

7. Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

8. Работа на компьютерном тренажёре

9. Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

10. Разрешение переделать задание, с которым дети не справились.

Хотелось бы немного остановиться на том, как я работаю с детьми ОВЗ над разными

видами речевой деятельности. Я знаю, что есть педагоги, которые как-то выделяют детей,

отсаживают их отдельно, дают им задание на списывание текста параграфа. Это задание

никак не развивает детей, а только приводит к утомляемости, и так каждый урок. Этого

делать нельзя, нельзя делать акцент на ребёнке, он должен выполнять те же задания, но

согласно его уровню развития.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть основными видами речевой

деятельности: чтением, говорением, аудированием, письмом.

Чтение

Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности является самым

необходимым для большинства людей. Дети с ОВЗ используют определённые трудности

при чтении в силу специфики своего развития. Приёмы в работе над чтением:

1. Дети читают заголовок текста, расссматривают иллюстрации, далее читают каждый

абзац и подбирают картинки. Таким образом они понимают содержание текста.

2. Заполнение текста с пропусками, где нужно вписать недостающее слово.

3. Заполнение карты ассоциаций.

4. Выбирают любое предложение, переводят его и сопровождают задание творческой

деятельностью: выполняют рисунок и записывабт предложение.

5. Посмотреть на рисунок и выбрать к нему предложение из текста.

6. Приём сопряженного чтения. Текст начинает читать учитель вместе с учениками, затем

он на время замолкает, а дети продолжают читать хором.

Подбор текстов для чтения должен отличаться доступностью содержания и простотой

слов, в него нужно включать больше слов интернационализмов.

Аудирование

Использование зрительных опор помогает снять трудности в понимании текста.

2. Использование специальных аудитивных упражнений " Послушай и повтори". Выдели

из потока речи слова на определённую тему. Соотнеси услышанное с картинкой.

Например, учитель по ходу текста указывает на нужную картинку, тем самым помогая

ребёнку понять услышанное.

3. Работа с карточкой и текстом. Текст даётся ребёнку не полностью, а с заклеенными

словами. Нужно использовать знакомые слова, которые хорошо слышны.

Грамматика

При работе над определенными грамматическими структурами необходимо использовать

много таблиц и схем.

1. "Найди ошибку". Такого рода упражнение позволяет развить у учащихся зрительную

память, внимание и логическое мышление.

2. Использование игровых технологий. "Озеро с лягушками".

3. Использование грамматических сказок.

4. "Прыжки по предложению". Ученик делает прыжок на каждыйлсток, проговаривая

элементы предложения.

5. Подстановочные таблицы. Чем слабее ученики, тем больше для них должно быть

таблиц и опорных схем в процессе обучения. Таблицы заставляют детей думать.

6. Применение ИКТ позволяет быстрее воспринимать новый материал, а рисунки

способствуют пониманию представленной информации.

Лексика

Усвоение лексики состоит из таких элементов как : Ввлечение- музыка, картинки, слайды,

игры. Использование игровых форм является эффективным способом развития

лексических навыков у обучающихся с ОВЗ. Это позволяет улучшить не только

понимание, но и сделать содержание доступным.

1. Использование лексических игр. " Я загодала то, что вы не видите. Что это?

2. " Отгадай, запиши и проговори". Выбираю тяжелое слово для запоминания слово.

Детям нужно отгадать, записать и проговорить это слово.

3. "Подбери слово к подходящей картинке". Слово нужно подобрать и проговорить.

Письмо

Специфика обучения письму детей с ОВЗ предполагает использование на уроках

большого количества игрового, занимательного материала. Для этого используются

разные карточки и игры.

Заключение

Обучение немецкому языку детей с ОВЗявляется сложным и очень кропотливым

процессом, отсюда и большая радость, когда видишь результат своего труда, результат

того, что дети с оВЗ раскрываются, когда заметна их мотивация, их стремление. А

хорошая отметка, полученная детьми, приносит удовольствие.



В раздел образования