Автор: Раиса Расимовна Щербакова
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МКОУ "Тегульдетская СОШ"
Населённый пункт: Тегульдет
Наименование материала: Статья
Тема: " Игра как способ повышения мотивации учащихся при изучении немецкого языка
Раздел: среднее образование
«Игра как способ повышения мотивации учащихся при изучении
немецкого языка"
Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество
выполнения деятельности и её результат зависят от побуждения и потребности
учащихся, их мотивации. Именно мотивация является " запускным
механизмом" всякой человеческой деятельности.
Опыт показывает, что в начале изучения иностранного языка у учащихся,
как правило, высокая мотивация. Но вот начинается процесс овладения
немецким языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются.
У учителя должен быть весь арсенал мотивационных средств. Каждый
учитель должен сделать занятие интересным и увлекательным, добиться того,
чтобы развивался познавательный интерес школьников.
Для достижения наилучшего результата в изучении иностранного языка,
на мой взгляд, подходят активные методы обучения. К активным методам
обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций.
Для детей игра, прежде всего увлекательное занятие. Развивающее
значение игры заложено в самой природе, ибо игра - это всегда эмоции, а там,
где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает
мышление, проявляются особенно полно и неожиданно способности ребенка .
Игра на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к
сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует
развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое
поведение и влиять на других.
Эффективность такого обучения выше индивидуального. Любого учителя
иностранного языка не нужно убеждать в том, что игра - это мощный стимул к
овладению языком.
В практике преподавания немецкого языка я применяю коммуникативные
игры:
Лексические игры
1. Ассоциации
Капитан одной из команд обращается к одному из членов другой команды,
называет какое-либо слово, например das Wasser. Ученик должен быстро
назвать подходящие слова. Z.B. das Wasser: der Fisch, das Boot, das Schiff,
schwimmen, das Schwimmbad u.s.w. Если играющий не смог быстро подобрать
слова, он выбывает.
2) Заверши слова
Команды садятся друг против друга и перебрасывают мяч. Ученик,
бросающий мяч, говорит половину слова, например: das Klass…. . Учащийся из
другой команды ловит мяч и произносит всё слово полностью – das
Klasszimmer
3) Волшебный мешочек
В мешочек кладутся игрушки, названия которых дети знают по-немецки.
Ребёнок опускает, не глядя, руку в мешочек, ощупывает одну игрушку и
говорит что это “Das ist eine Katze”. Затем вынимает из мешочка и смотрит,
правильно ли он сказал
4) «Пять слов»
Пока обучаемый из одной команды считает до пяти, представитель второй
команды должен назвать пять слов по данной теме. Участник, не справившийся
с заданием, выбывает из игры.
Грамматические игры
1) Спроси!
На закрепление общих вопросов. Ведущий загадывает какой-либо
предмет, находящийся в классе. Пытаясь угадать предмет, ученики задают
только общие вопросы, на которые ведущий отвечает "да" или "нет" (число
вопросов ограничено). Побеждает команда, которая отгадает предмет, задав
меньшее количество вопросов. Z.B. Ist das ein Ding? Ist es groß? Ist es grün ?
2) Dativ und Akkusativ
Закрепляются предлоги дательного и винительного падежа ( Dat., Akk.)
Z.B. Wo? Wohin? im Schrank - in den Schrank im Zimmer - in das Zimmer
3) Составь предложение
Тренировка придаточных предложений времени и условия. Класс делится
на две команды. Каждой команде дается вариант главного предложения,
участники пишут свои варианты придаточных предложений. Правильно
составленное предложение приносит команде балл.
4) Живое предложение
Каждый ученик получает карточку, на которой написано слово. Всем
участникам игры необходимо построиться в цепочку так, чтобы получилось
предложение.
5) Ромашка
У ведущего (учителя) в руках «ромашка», в центре которой – начало
сложноподчинённого предложения; на лепестках, на обратной стороне- простое
предложение. Участники игры, срывая лепесток, должны составить
сложноподчинённое предложение.
На собственном опыте по применению коммуникативных игр я смогла
убедиться, что игры помогают учащимся научиться употреблять речевые
образцы, которые содержат грамматические трудности, помогают воссоздать
естественные ситуации общения для употребления грамматических
конструкций, тренировки и закрепления лексического материала, расширения
словарного запаса, для развития речи на немецком языке. В процессе
использования коммуникативных игр на уроке создаѐтся благоприятная
образовательная среда с комфортными условиями обучения, тем самым
учащиеся получают чувство удовлетворения, радости, проявляются
положительные эмоции, у них формируется внутренняя мотивация к познанию.
В заключении хочется подчеркнуть, что все игровые упражнения
способствуют повышению мотивации учащихся при изучении немецкого
языка, что, несомненно, ведёт к интенсивному усвоению лексического и
грамматического материала, развивает чувство языка, умение работать в
группах. При этом учитель помогает детям действовать независимо; наблюдая
их работу со стороны и определяя их сильные и слабые стороны. Следует
помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо
соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть
эмоционального воздействия.
Список использованной литературы
1 Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.,
1991. – 223с.
2. Арзамасцева, Н.И. Организация и использование игр при формировании у
учащихся иноязычных грамматических навыков: учебнометодическое пособие /
Н.И. Арзамасцева, О.А., Игнатова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской,
2007. – 28с.
3. Большая советская энциклопедия/ Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд. – М.:
Сов. Э11.
4. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез – М.: Издательский
центр « Академия», 2005. – 336с.
5. Денисова, Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе
обучения.
6. Коноплёва Т.Г. Весёлый немецкий Ростов н/Д: Феникс 2008.-217 с. –
(Большая перемена) с.26-30 7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных
технологий: В 2 т. Т. 1.