Автор: Кириллова Екатерина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ 36
Населённый пункт: г. Томска
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Построение климатограмм для населенных пунктов Томской области
Раздел: среднее образование
« Построение климатограмм для населенных пунктов Томской области»
Автор: Кириллова Екатерина Николаевна
МАОУ СОШ № 36 г. Томска
Аннотация: В данном материале представлена разработка урока по географии Томской
области. Данный урок рассчитан на обучающихся 8 классов, изучающих тему «Климат
Томской области». Разработка урока подойдет для учителей географии при прохождении
темы «Особенности климата своего края».
Тема урока « Построение климатограмм для населенных пунктов Томской области»
Цель урока: Отработка навыков построения климатограмм.
Задачи:
1.
Научиться строить климатограммы
2.
Отработка навыков работы со статистическими данными
3.
Анализ построенных климатограмм для населенных пунктов Томской области.
Планируемые результаты:
Предметные: умение работать с климатограммами, владеть навыками поисковой
деятельности, умение перевода данных в климатограмму и наоборот.
Метапредметные: формирование умений:
Устанавливать причинно-следственные связи
Строить логическое рассуждение и делать выводы
Работать со статистическим материалом
Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками,
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Личностные: владеть навыками организации целенаправленной познавательной
деятельности
Тип урока: урок закрепления знаний
Оборудование: тетрадь, статистический материал, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока.
1.
Организационный момент
2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся :
Проблемный вопрос: Перед вами представлен кроссенс. Какое слово в нем
зашифровано? Это слово звучит в теме сегодняшнего урока. Какова цель сегодняшнего
урока?
климат
400-600 мм
Графическое
изображение
?
амплитуда
Ответ: климатограмма
3.
Актуализация знаний: что мы можем узнать по климатограмме?
Ответы обучающихся: температуру воздуха среднемесячную так и среднегодовую,
количество среднемесячных и среднегодовых осадков, амплитуду температуры.
4.
Первичное усвоение новых знаний.
Давайте построим климатограмму для нашего г. Томска. Перед вами лежит
статистический материал со среднемесячными температурой и количеством
осадков. Учитель объясняет как строить оси климатограммы, как разбивать
значения. Далее 2 ученика (по очереди) выходят и строят график температур и
диаграмму осадков по статистическим данным. После построения обязательно
делаем вывод:
Max t=18°С Июль
Min t= -19
°С
январь
А=18
°
-(-19
°
)=37
°
Max кол-во осадков= 76 мм июль
Min кол-во осадков=18 мм февраль
5.
Этап закрепления.
Давайте построим самостоятельно климатограмму для с. Каргасок и также
делаем вывод:
Max t=17°С Июль
Min t= -21°С январь
А=17
°
-(-23
°
)=40
°
Max кол-во осадков= 80 мм август
Min кол-во осадков=15 мм февраль
6.
Этап систематизации знаний. (сравниваем значения трех населенных пунктов)
Вопросы
Томск
Каргасок
Молчаново
1.
Населенный пункт с наибольшей
годовой амплитудой температуры
+
2.
Населенный пункт с наименьшей
годовой амплитудой температуры
+
3.
Населенный пункт с наибольшим
среднегодовым количеством
осадков
+
4.
Населенный пункт с
наименьшим среднегодовым
количеством осадков
+
7.
Этап подведения итогов. Томская область лежит в умеренном климатическом поясе,
Анализ амплитуды говорит о континентальности климата Томской области. Выпадает
относительно нормальное количество осадков.
8.
Рефлексия : Поставьте себе смайлик, в зависимости как вы себя чувствовали на уроке.
Было легко, доволен
собой
Были затруднения, но я
вполне доволен собой
Было трудно, мне
нужна помощь
ПРИЛОЖЕНИЕ1
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Список литературы:
1. Н.С. Евсеева, Л.Н. Окишева География Томской области природа, природные ресурсы 8 класс –
Томск.: Издательство научно-технической литературы, 2005
2. Использование Microsoft Office 2019