Напоминание

"Зима"


Автор: Панасенко Снежана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с ОВ № 8
Населённый пункт: Кущевский район, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект ОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Тема: "Зима"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе

«Зима»

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме .

Задачи:

- Активизировать словарь по теме "Зима";

-Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях;

- Развитие связной речи (составление предложений по теме «Зима»);

- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка

словообразования;

-Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти;

- Развитие речевого слуха;

- Развитие диалогической речи;

-Образование относительных прилагательных;

- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- Развивать умение составлять предложения;

-Развивать общую и мелкую моторику рук;

- Формировать умение работать и играть в коллективе.

Ход ОД:

-Ребята, сегодня мы с вами будем говорить, а о чем? Вы сейчас угадаете.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь

— В спячку впал

В бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Зимой)

-Да, сегодня мы с вами поговорим о зиме, которая уже вступила в свои права.

Что вы знаете об этом времени года? Какие признаки зимы вы знаете?

(ответы детей) (Холод, мороз, снег, ветер)

- Молодцы! Но я хочу вам еще подсказать.

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый... (снег)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

Под ногами все куда-то

Ускользает и плывет.

И смешно, и страшновато:

На дороге … (гололед)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (иней)

Это кто, воя, без крыльев летает,

Без метёлки следы заметает,

Лепит сугробы из снежного теста,

Да двигает их с места на место? (метель)

Целый год его мы ждём,

Новым каждый раз зовём.

Наряжаем ёлку в зале,

Чтоб плясать на карнавале.

Любит праздник весь народ.

Этот праздник - ... (Новый год)

Его слепили дети ловко,

Из снега сделали клубки,

Вместо носика морковка,

Вместо глазок угольки,

На голову ведро одели,

И соломенный парик,

А теперь скажи скорее

Кто же это? (снеговик)

- Ребята, а как называется первый месяц зимы?

Году месяц тот венец,

Но зиме он не конец,

С ним зима берёт начало,

Стелет снега покрывало.

Все мы ждём его уход,

Чтобы встретить Новый год. (декабрь)

-Второй?

По счёту первым он идёт,

С него начнётся новый год.

Открой скорее календарь,

Читай! Написано - (январь)

- Третий?

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - (февраль)

-А сейчас давайте отправимся на прогулку!

Пальчиковая игра «Прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп")

Спать легли (ладошки под щечку).

- Отдохнули!? Теперь расскажите мне, какая погода может быть зимой?

(ответы детей) (холодная, теплая)

- Я хочу предложить вам варианты ответов, а вы дополните:

Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).

Если на улице холодно, то погода…(холодная).

Если на улице мороз, то погода…(морозная).

Если на улице ветер, то погода…(ветреная).

Если на улице вьюга, то погода… (вьюжная)

Если на улице стужа, то погода…(студёная).

Игра «Назови ласково» (игра с мячом)

Ребятки, хоть зима всё заморозила и завьюжила, мы всё равно её любим и

знаем ласковые слова о зиме. Давайте их назовём.

Зима - (зимушка)

Снег - снежок

Лёд - (ледок).

Холод - (холодок)

Мороз - (морозец)

Метель - (метелица)

Ветер - ( ветерок)

Елка- (елочка)

Снеговик - (снеговичок)

Горка- (горочка)

Санки – (саночки)

Дыхательные упражнения

Упражнение на дыхание: «Снежинка». (Раздаю детям бумажные снежинки).

- Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через

нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину,

положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите

воздух в животик и медленно выдохните через рот.

Молодцы!

-Теперь нам надо выполнить еще одно задание: я буду называть слова, а вы

постараетесь подобрать слова наоборот - антонимы:

Игра «Наоборот»

Зимой холодно, а летом …. (Тепло или жарко)

Снег белый, а земля….(Черная)

Снег мягкий, а лед….(Твердый)

Зимой ночи длинные, а дни….(Короткие)

Зимой день короткий, летом…(Длинные)

Зимой небо пасмурное, а летом….(Светлое)

Зимой лед на реке толстый, а весной…(Тонкий)

Снежная королева злая, а Герда…(Добрая).

Молодцы! С этим заданием хорошо справились.

- Игра «Путаница», кто же самый внимательный?

Дети, забавы, любят, зимние . Дети любят зимние забавы

Девочка, санки. зимой, кататься, на. Девочка любит зимой кататься на санках

Дети, одежда, зимой, надевать, тёплая. Дети зимой надевают тёплую одежду.

Мальчики, снеговик, лепили, парке, в. Мальчики лепили снеговика в парке.

Молодцы! И это задание выполнили!

- А сейчас немного отдохнем!

Физкультминутка «Зимушка –зима»

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)

Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по

воображаемому снегу)

Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и

конькобежцев)

И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Дидактическая игра «Добавь словечко»

Словно в сказке, как во сне

Землю всю укутал ... снег.

С неба все скользят пушинки

Серебристые ... снежинки.

На поселки, на лужок

Все снижается ... снежок.

Вот веселье для ребят

Все сильнее ... снегопад.

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в ... снежки.

Словно в белый пуховик

Нарядился ... снеговик.

Рядом снежная фигурка.

Это девочка ... Снегурка.

На снегу-то, посмотри

С красной грудкой ... снегири.

- Со всеми заданиями мы вместе справились! Что вам понравилось? Были ли

трудные задания? Вы молодцы! Мне тоже понравилось, как вы занимались!



В раздел образования