Автор: Литинская Лариса Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГА ПОУ "Боровичский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Боровичи, Новгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы технологии критического мышления
Раздел: среднее профессиональное
Методы
и
приемы,
используемые
в
технологии
развития
критического мышления
Современного обучающегося чрезвычайно трудно мотивировать к
познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто
испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. А
затруднения эти связаны с недостаточно высоким уровнем развития мышления,
и прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном
мире.
Цель технологии развития критического мышления
-
развитие мыслительных
навыков, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать явления, развитие способности к самообразованию.
Основу данной технологии составляет базовая модель из трех фаз (ста-
дий) «Вызов-осмысление – рефлексия», которая помогает учащимся самим
определить цели обучения, осуществлять продуктивную работу с информацией
и размышлять о том, что они узнали. На каждой стадии существуют определен-
ные методические приемы.
Приемы на стадии вызова
Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Обучающиеся
включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит
перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется
представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не
критикуются, но разногласия фиксируются.
Мозговой штурм – это один из эффективных и популярных методов
решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, в
котором участникам предлагают высказать наибольшее количество вариантов
решения проблемы. Варианты решений ограничены только фантазией человека.
Основой метода является «без оценка» высказанных идей, так как
студенты часто не высказывают свои интересные, не ординарные идеи в слух,
потому что опасаются скептического или враждебного отношения к ним.
Цель метода «мозговой штурм» – исключение оценочного компонента
на начальной стадии создания идеи.
Правильно организованный мозговой штурм состоит из трех этапов (ри-
сунок 2).
Рисунок 1 – Этапы «Мозгового штурма»
Каждый этап имеет свою определенную задачу. На этапе постановки
проблемы задачей является определение проблемы, отбор участников, распре-
деление ролей участников в зависимости от поставленной проблемы.
На этапе генерации идей задачей является соблюдение правил данного
этапа:
– большее количество идей;
– запрет на критику высказываемых идей;
– нестандартные и своеобразные идеи приветствуются;
– интегрирование и улучшение идей.
На этапе группировки, отбора и оценки идей, задачей является выделение
ценных и качественных идей и подведение итогов мозгового штурма.
Успех «мозгового штурма» среди учащихся младшего школьного возрас-
та будет зависеть от учителя, так как ему присвоена роль ведущего. Он должен
направлять обучающихся, помогать находить им самостоятельный выход из
затруднительных ситуаций.
Приём «Таблицы»
Существует множество способов графической организации материала.
Среди них самыми распространенными являются таблицы. Это таблица «Знаем
– Хотим узнать – Узнаем» (далее – ЗХУ), концептуальная таблица, сводная таб-
лица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но
в большей степени – это стратегии ведения урока в целом (таблица 2).
Таблица 1 – «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – что мы знаем
Х – что мы хотим узнать
У – что мы узнали, и что нам
осталось узнать
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной те-
ме. Для начала спрашивают, что они знают. Показывают им картинку или
предмет, или обсуждают с ними то. Когда дети начнут предлагать свои идеи,
записываются на доску в первую колонку таблицы.
В колонку «Хочу узнать» внести свои спорные мысли и вопросы, воз-
никшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый
текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения тек-
ста предлагается заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив по-
ставленных вопросов. Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали
раньше, с информацией, полученной из текста.
При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только свои-
ми словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
Прием «Составление кластера»
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда
выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень
простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В
центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные
смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой пла-
неты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большое
количество информации.
Прием «Кластеры» используют как на стадии вызова, так и на стадии ре-
флексии, то есть может быть способом мотивации к размышлению до изучения
темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. В
зависимости от цели организуют индивидуальную самостоятельную работу
учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.
Приём «Верные и неверные утверждения» или «верите ли вы»
Этот прием может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные
утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуа-
цию, обстановку, систему правил). Затем просьба к учащимся установить, вер-
ны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с ос-
новной информацией (текст параграфа по данной теме) учащиеся возвращают-
ся к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя получен-
ную на уроке информацию.
Приемы, используемые на стадии осмысления
На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей,
то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий чи-
татель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления:
«инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».
«Концептуальная таблица»
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объек-
тов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располага-
ется то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства,
по которым это сравнение происходит (таблица 3).
Таблица 2 – Концептуальная таблица
Категория сравне-
ния
Категория
сравнения
Категория сравнения
Факты
Факты
В зависимости от цели, поставленной на аудиторном занятии, таблица
может заполняться обучающимися на уроке или дома, постепенно или вся
целиком как результат обобщения. Затем провожу обсуждение правильности
заполненного материала, уточнение, дополнение, исправление; сравнение.
«Сводная таблица» помогает систематизировать информацию, проводить
параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица
просто: Средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены
те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, собы-
тия, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения»,
заносится информация, которую и предстоит сравнить (таблица 3).
Таблица 3 – Информация для сравнения
Тема 1
Тема 2
Линия сравне-
ния
Тема 3
Тема 4
Данные
сравнительные
таблицы
помогают
увидеть
не
только
отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоми-
нать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как
на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего
попросить обучающихся заполнять ее карандашом, так как после работы с
текстом могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее
лучше обводить красной ручкой. Сводная таблица позволяет более качественно
подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сде-
ланной на уроке. При использовании приема «Сводная таблица» желательно,
чтобы линий сравнения было не меньше трех, но и не больше шести. Такое ко-
личество позиций легче удержать в памяти. Нужно обязательно задавать вопро-
сы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересны.
Студенты 1 курсов обязательно должны выделять линию сравнения сами, так
как работать по навязанному сценарию не интересно. Гораздо интереснее
опираться на то, что придумал сам.
Данная работа позволяет развивать помимо умения работы с текстом,
следующие умения:
выделять ключевые слова;
систематизировать необходимую информацию;
анализировать, сравнивать и обобщать информацию;
развивать монологическую речь;
искать дополнительную информацию.
Эти вопросы и остаются в качестве домашнего задания, которое прини-
мает форму увлекательной работы с информацией.
Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Из жизненного опыта знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить
«да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя
ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда
человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для
более успешной формирования профессиональных компетенций у студентов
необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный
ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно
невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы,
предполагающие неоднозначные ответы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу 5.
Таблица 4 – Наводящие выражения
?
?
Кто...
Что...
Когда...
Может...
Будет...
Мог ли...
Как звали...
Было ли...
Согласны ли вы...
Верно...
Дайте объяснение, почему...
Почему вы думаете...
Почему вы считаете...
В чем разница...
Предположите, что будет, если...
Что, если...
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на
любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы;
на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,
слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.
Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов
После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее
содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла результаты, нужно осу-
ществлять обратную связь.
При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание на том
факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие –
только один.
Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на
толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу могут использовать при подготовке к
проверочным работам, практическим работам, итоговым контрольным работам.
Не все обучающиеся одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит
настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.
При чтении текста можно их разделить на специалистов по тонким и
толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать го-
раздо легче, поэтому нужно грамотно разделить на группы.
Обучающиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице
продолжение каждого вопроса. Сначала сами придумывают «тонкие» вопросы,
потом «толстые».
Приём Инсерт (insеrt)
I – intеractivе: самоактивизирующая «У» – уже знал;
N – nоting: системная разметка «+» – новое;
S – systеm: для эффективного «–» – думал иначе;
Е – еffеctivе: чтение и размышление «?» – думал иначе.
R – rеading
T – thinking
При чтении текста обучающиеся на полях расставляют пометки
(желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги,
которую помещают на полях вдоль текста).
Пометки должны быть следующие:
– v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или
думали, что знали;
– + если то, что вы читаете, является для вас новым;
– ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить
более подробные сведения по данному вопросу.
После чтения текста с маркировкой, студенты заполняют маркировочную
таблицу Инсерт, состоящую из четырех колонок. Причём, заполняется сначала
первая колонка по всему тексту, затем вторая и так далее.
Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначаль-
ным предположениям.
Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количе-
ство граф, которой соответствует числу значков маркировки: «V» – знаю «+» –
новое «?» – вопросы.
Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы
ученикам понадобится вновь вернуться к тексту.
Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Техно-
логический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс
накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и
четким.
На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесен-
ных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием
таблицы, то есть усвоенное знание проговаривается.
Прием «Кубик»
Данный прием используется на этапе осмысления.
Положительные стороны приема «Кубик»:
– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения про-
блемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом
материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной ин-
формации.
Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой
стороне пишется одно из следующих заданий:
– назови это... . (Назови цвет, форму, размеры или другие характеристи-
ки);
– сравни это... . (На что это похоже? Чем отличается?);
– проассоциируй это... . (Что это напоминает?);
– проанализируй это... . (Как это сделано? Из чего состоит?);
– примени это... . (Что с этим можно делать? Как это применяется?);
– приведи «за» и «против». (Поддержи или опровергни это)
Студенты делятся на группы. Преподаватель бросает кубик над каждым
столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять
ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою
тему, могут выступить с групповым сообщением и тому подобное.
Приемы, используемые на стадии рефлексии
На стадии рефлексии «работают» все вышеперечисленные приёмы. Таб-
лицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями,
эссе, исследований, дискуссий.
Приём «Синквейн»
Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лако-
ничной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять ре-
флексию на основе полученных знаний.
Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк,
которое строится по правилам:
– первая строка – тема или предмет (одно существительное);
– вторая строка – описание предмета (два прилагательных);
– третья строка – описание действия (три глагола);
– четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к
предмету;
– пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы
или предмета (одно слово).
Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, из-
ложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.
Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыраже-
ния.
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и
затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащие-
ся могут составлять синквейн на уроке или дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, пред-
меты, понятия, события изученного материала.
Творчески переработать важные понятия темы, создает условия для рас-
крытия творческих способностей учащихся.
«Эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для
того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в
котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискусси-
онность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пи-
шется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не
более 5 минут.
РАФТ» (в переводе raft – «плот»)
Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рас-
суждение от имени выбранного персонажа).
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, то есть
пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это
спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказы-
ванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который пред-
стоит написать (для родителей, учеников и так далее). Вышеперечисленные па-
раметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочи-
нение и так далее). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может
происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происхо-
дить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем
вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.
Таким образом, каждому этапу присущи собственные методические при-
емы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учи-
тель
может
планировать
занятия
в
соответствии
с
уровнем
зрелости
обучающихся, целями урока и объемом учебного материала. Возможность
комбинирования техник имеет немаловажное значение и для самого педагога –
он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя
ее
в
соответствии
со
своими
предпочтениями,
целями
и
задачами.
Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения
технологии
развития
критического
мышления–
научить
обучающихся
применять
эту
технологию
самостоятельно,
чтобы
они
могли
стать
независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в
течение всей жизни.