Напоминание

«Особенности второго уровня отбора и ориентации спортсменов, занимающихся боксом»


Автор: Летов Иван Иванович
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО СШОР
Населённый пункт: Эжва
Наименование материала: Методическая статья
Тема: «Особенности второго уровня отбора и ориентации спортсменов, занимающихся боксом»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Особенности второго уровня отбора и ориентации

спортсменов, занимающихся боксом»

1

СОДЕРЖАНИЕ

1. НАЗВАНИЕ УРОВНЯ И ЗАДАЧИ ОТБОРА …………...…………………...3

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБОРА……………... …………………………….………4

3. МЕТОДЫ ОТБОРА ……………………………...…………………………….6

4. ЗНАЧИМОСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ПРИ ОТБОРЕ………….7

5.

СПОРТИВНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ, В КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

ОТБОР …………………………………………………………………………….7

6.

ОРИЕНТИРОВАЧНЫЙ ВОЗРАСТ СПОРТСМЕНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ОТБОРУ…………………...……………………………………………………….8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………..9

2

1 НАЗВАНИЕ УРОВНЯ И ЗАДАЧИ ОТБОРА

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных

юношей и девушек (возраст 13—15 лет), обладающих высоким уровнем

способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной

специализации.

На втором этапе

отбора

выявляются одаренные в спортивном

отношении

дети

школьного

возраста

для

комплектования

учебно-

тренировочных групп и групп спортивного

совершенствования ДЮСШ,

СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в

группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния

здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных

для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ;

антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических

качеств и спортивных результатов.

В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение

каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения

его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся

педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические

и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных

и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа

результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной

спортивной ориентации занимающегося.

Каждый

вид

спорта

предъявляет

специфические

требования

к

физическому развитию и способностям спортсмена.

В

учебно-тренировочных

группах

задачи

подготовки

отвечают

основным требованиям формирования спортивного мастерства боксеров, к

которым относятся – состояние здоровья, дальнейшее развитие физических

качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-

тактического арсенала, воспитание специальных психических качеств и

3

приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных

результатов.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБОРА

С целью прогнозирования спортивных результатов целесообразно

проводить четырехэтапную форму отбора боксеров.

Первый этап — отбор при поступлении в секцию бокса. Этот этап

является основным, потому что от того, какие подростки и юноши придут в

секцию, зависит дальнейшая подготовка боксеров высокого класса. Так как

пришедший в секцию еще не обладает какими-либо знаниями и умениями в

боксе, то при приеме следует провести тестирование общего характера для

определения уровня способностей к овладению двигательными навыками,

некоторых физических качеств, главным образом координации, быстроты

действия, и психических — быстроты реакции, смелости, решительности.

Следует выяснить побуждения к занятиям боксом и успеваемость в школе

или успехи в трудовой деятельности, учесть возрастные особенности (как

правило, это юноши младшего, среднего или старшего возраста, поэтому

необходимо предъявлять соответственно требования).

Для первого этапа можно порекомендовать тесты:

на координацию (способность запоминать движения и точность их

восприятия; упражнения со сменой положения рук стоя на месте ив

ходьбе);

на ловкость (бросание и ловля гандбольного мяча в упражнениях с

одним партнером и с двумя и тремя попеременно, бросая одному и

ловя от другого, прыжки по меткам, по лабиринтам из булав, бег со

сменой направлений, прыжки через яму, защита гандбольных ворот);

4

на ловкость и смелость (игра в гандбол и баскетбол; показатель —

активность, смелость и решительность в борьбе за мяч, ориентировка,

ловля и бросание мяча);

на выносливость и быстроту (бег 60, 100 и 1000 м).

Второй этап отбора можно произвести после 8-10 месяцев занятий

боксом, когда боксер уже прошел первый этап школьного обучения и

тренировки. Это, примерно, совпадает с выполнением III разряда по боксу.

Можно понаблюдать за боксером и дать оценку проявлению психических

качеств, трудолюбия, способности к соблюдению режима и выполнению

индивидуальных заданий, решительности, дисциплинированности и др.

Также следует проследить за ростом и проявлением специализированных

физических качеств, особое внимание, обратив на способности боксера к

восприятию технико-тактических действий, овладению ими и стабильному

выполнению.

На этом этапе наиболее ярко выражены соотношения в развитии

технико-тактических навыков, физических возможностей и психологических

качеств, выявляются индивидуальные особенности боксера (манера ведения

боя) и т. п.

Нормативами по физической и технико-тактической подготовке могут

служить указанные для новичков в программе для секций бокса коллектива

физкультуры и клубов. Волевые качества определяются главным образом во

время условных и вольных боев и соревнований.

На третьем этапе

отбор производится среди боксеров, овладевших

основами технико-тактических навыков, имеющих практик соревнований,

ощутивших радость побед и горечь поражений, нашедших свой стиль и

манеру ведения боя, умеющих дать оценку своим боевым действиям.

Требования

к

спортивной

деятельности

на

этом

этапе

значительно

увеличены. Еще нельзя сделать уверенного прогноза на высокие спортивные

результаты, но ориентиры к такому выводу могут быть. Если боксер больше

5

проигрывает, чем выигрывает поединки, ему, естественно, следует оставить

занятия боксом, так же как и тогда, когда он слабо ликвидирует проблемы в

защитных действиях, пропускает удары.

На этом этапе следует наблюдать за уровнем и развитием психических

качеств, таких как уверенность, решительность, стойкость, самообладание и

инициативность. Все эти качества проявляются в условных боях с разными

по мастерству противниками и видны опытному тренеру. Например,

решительность проявится в активных действиях против боксера с именем,

имеющего много побед, стойкость — в разумных активных действиях после

полученного сильного удара или ведении активного боя при значительной

усталости и т. д.

Боксер должен уметь сам регулировать и взаимо-сочетать развитие

всех компонентов мастерства, знать свои сильные и слабые стороны.

Кроме

наблюдений

тренер

может

применить

инструментальные

методы исследования.

И, наконец, на четвертом этапе определяют способности боксера быть

ведущим в составе сборной команды республики или России. Это боксеры

высокого класса, претендующие на призовые места в соревнованиях

всероссийского и международного масштабов. Их мастерство и возможности

оценивает тренерский совет совместно с комплексной научной группой,

работающей со сборными командами.

Требования к боксерам олимпийского резерва настолько высоки, что

им отвечают только спортсмены с исключительными двигательными

возможностями и специфическими высокими чертами характера.

3 МЕТОДЫ ОТБОРА

Основными

методами

отбора

на

данном

этапе

являются

антропометрические обследования, медико-биологические исследования,

педагогические

наблюдения,

контрольные

испытания

(тесты),

6

психологические и социологические обследования.

Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько

кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы

спортивного

совершенствования спортивных

школ соответствуют тому

морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного

вида

спорта.

В

спортивной

практике

выработались

определенные

представления

о

морфотипах

спортсменов

(рост,

масса

тела,

тип

телосложения и т.п.)

4 ЗНАЧИМОСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ПРИ ОТБОРЕ

Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая

обусловленность многих физиологических параметров, среди которых

большая часть метаболических характеристик организма, аэробные и

анаэробные возможности, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ,

систолический и минутный объем крови в покое, частота сердцебиений при

физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких

(ЖЕЛ) и жизненный показатель (ЖЕЛ/кг), частота и глубина дыхания,

минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и

выдохе и др.

5 СПОРТИВНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ, В КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

ОТБОР

Второй этап отбора

– отбор в учебно-тренировочные группы

начальной

спортивной

подготовки

ДЮСШ

и

СДЮШОР.

Начальная

спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида

для создания возможностей спортивного совершенствования. Поэтому цель

7

отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к

спортивному совершенствованию.

6 ОРИЕНТИРОВАЧНЫЙ ВОЗРАСТ СПОРТСМЕНОВ,

ПОДЛЕЖАЩИХ ОТБОРУ

Минимальный возраст зачисления учащихся в спортивную школу по этапам

подготовки

Вид спорта

Этапы подготовки

Бокс

Начальной подготовки

Учебно-тренировочный

1-й год

2-й год

3-й год

1-й

год

2-й

год

3-й

год

4-й

год

10-11

11-12

12-13

13-14

14-15

15-16

16-17

8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопян А.О. Примерная программа спортивной подготовки для

детско-юношеских

спортивных

школ,

специализированных

детско-

юношеских школ олимпийского резерва / А.О Акопян и др. – 2-е изд.,

стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 72с.

2. Волков В.М. Спортивный отбор [Текст]: / В.М. Волков, В.П.

Филин. – М. : ФиС, 1983. 204 с.

3. Романенко М.И. "БОКС" [Текст]: / М.И. Романенко. Киев, изд.

объединение "Вища школа", 1978. 296 с.

4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта

[Текст]: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2000. 480 с.

9



В раздел образования