Автор: Летов Иван Иванович
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО СШОР
Населённый пункт: Эжва
Наименование материала: Методическая статья
Тема: «Особенности второго уровня отбора и ориентации спортсменов, занимающихся боксом»
Раздел: дополнительное образование
«Особенности второго уровня отбора и ориентации
спортсменов, занимающихся боксом»
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. НАЗВАНИЕ УРОВНЯ И ЗАДАЧИ ОТБОРА …………...…………………...3
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБОРА……………... …………………………….………4
3. МЕТОДЫ ОТБОРА ……………………………...…………………………….6
4. ЗНАЧИМОСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ПРИ ОТБОРЕ………….7
5.
СПОРТИВНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ, В КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ОТБОР …………………………………………………………………………….7
6.
ОРИЕНТИРОВАЧНЫЙ ВОЗРАСТ СПОРТСМЕНОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОТБОРУ…………………...……………………………………………………….8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………..9
2
1 НАЗВАНИЕ УРОВНЯ И ЗАДАЧИ ОТБОРА
Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных
юношей и девушек (возраст 13—15 лет), обладающих высоким уровнем
способностей к данному виду спорта и склонностями к определенной
специализации.
На втором этапе
отбора
выявляются одаренные в спортивном
отношении
дети
школьного
возраста
для
комплектования
учебно-
тренировочных групп и групп спортивного
совершенствования ДЮСШ,
СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в
группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния
здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных
для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ;
антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических
качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение
каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения
его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся
педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические
и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных
и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа
результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной
спортивной ориентации занимающегося.
Каждый
вид
спорта
предъявляет
специфические
требования
к
физическому развитию и способностям спортсмена.
В
учебно-тренировочных
группах
задачи
подготовки
отвечают
основным требованиям формирования спортивного мастерства боксеров, к
которым относятся – состояние здоровья, дальнейшее развитие физических
качеств, функциональной подготовленности, совершенствование технико-
тактического арсенала, воспитание специальных психических качеств и
3
приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных
результатов.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОТБОРА
С целью прогнозирования спортивных результатов целесообразно
проводить четырехэтапную форму отбора боксеров.
Первый этап — отбор при поступлении в секцию бокса. Этот этап
является основным, потому что от того, какие подростки и юноши придут в
секцию, зависит дальнейшая подготовка боксеров высокого класса. Так как
пришедший в секцию еще не обладает какими-либо знаниями и умениями в
боксе, то при приеме следует провести тестирование общего характера для
определения уровня способностей к овладению двигательными навыками,
некоторых физических качеств, главным образом координации, быстроты
действия, и психических — быстроты реакции, смелости, решительности.
Следует выяснить побуждения к занятиям боксом и успеваемость в школе
или успехи в трудовой деятельности, учесть возрастные особенности (как
правило, это юноши младшего, среднего или старшего возраста, поэтому
необходимо предъявлять соответственно требования).
Для первого этапа можно порекомендовать тесты:
на координацию (способность запоминать движения и точность их
восприятия; упражнения со сменой положения рук стоя на месте ив
ходьбе);
на ловкость (бросание и ловля гандбольного мяча в упражнениях с
одним партнером и с двумя и тремя попеременно, бросая одному и
ловя от другого, прыжки по меткам, по лабиринтам из булав, бег со
сменой направлений, прыжки через яму, защита гандбольных ворот);
4
на ловкость и смелость (игра в гандбол и баскетбол; показатель —
активность, смелость и решительность в борьбе за мяч, ориентировка,
ловля и бросание мяча);
на выносливость и быстроту (бег 60, 100 и 1000 м).
Второй этап отбора можно произвести после 8-10 месяцев занятий
боксом, когда боксер уже прошел первый этап школьного обучения и
тренировки. Это, примерно, совпадает с выполнением III разряда по боксу.
Можно понаблюдать за боксером и дать оценку проявлению психических
качеств, трудолюбия, способности к соблюдению режима и выполнению
индивидуальных заданий, решительности, дисциплинированности и др.
Также следует проследить за ростом и проявлением специализированных
физических качеств, особое внимание, обратив на способности боксера к
восприятию технико-тактических действий, овладению ими и стабильному
выполнению.
На этом этапе наиболее ярко выражены соотношения в развитии
технико-тактических навыков, физических возможностей и психологических
качеств, выявляются индивидуальные особенности боксера (манера ведения
боя) и т. п.
Нормативами по физической и технико-тактической подготовке могут
служить указанные для новичков в программе для секций бокса коллектива
физкультуры и клубов. Волевые качества определяются главным образом во
время условных и вольных боев и соревнований.
На третьем этапе
отбор производится среди боксеров, овладевших
основами технико-тактических навыков, имеющих практик соревнований,
ощутивших радость побед и горечь поражений, нашедших свой стиль и
манеру ведения боя, умеющих дать оценку своим боевым действиям.
Требования
к
спортивной
деятельности
на
этом
этапе
значительно
увеличены. Еще нельзя сделать уверенного прогноза на высокие спортивные
результаты, но ориентиры к такому выводу могут быть. Если боксер больше
5
проигрывает, чем выигрывает поединки, ему, естественно, следует оставить
занятия боксом, так же как и тогда, когда он слабо ликвидирует проблемы в
защитных действиях, пропускает удары.
На этом этапе следует наблюдать за уровнем и развитием психических
качеств, таких как уверенность, решительность, стойкость, самообладание и
инициативность. Все эти качества проявляются в условных боях с разными
по мастерству противниками и видны опытному тренеру. Например,
решительность проявится в активных действиях против боксера с именем,
имеющего много побед, стойкость — в разумных активных действиях после
полученного сильного удара или ведении активного боя при значительной
усталости и т. д.
Боксер должен уметь сам регулировать и взаимо-сочетать развитие
всех компонентов мастерства, знать свои сильные и слабые стороны.
Кроме
наблюдений
тренер
может
применить
инструментальные
методы исследования.
И, наконец, на четвертом этапе определяют способности боксера быть
ведущим в составе сборной команды республики или России. Это боксеры
высокого класса, претендующие на призовые места в соревнованиях
всероссийского и международного масштабов. Их мастерство и возможности
оценивает тренерский совет совместно с комплексной научной группой,
работающей со сборными командами.
Требования к боксерам олимпийского резерва настолько высоки, что
им отвечают только спортсмены с исключительными двигательными
возможностями и специфическими высокими чертами характера.
3 МЕТОДЫ ОТБОРА
Основными
методами
отбора
на
данном
этапе
являются
антропометрические обследования, медико-биологические исследования,
педагогические
наблюдения,
контрольные
испытания
(тесты),
6
психологические и социологические обследования.
Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько
кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы
спортивного
совершенствования спортивных
школ соответствуют тому
морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного
вида
спорта.
В
спортивной
практике
выработались
определенные
представления
о
морфотипах
спортсменов
(рост,
масса
тела,
тип
телосложения и т.п.)
4 ЗНАЧИМОСТЬ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ПРИ ОТБОРЕ
Для функциональных показателей выявлена значительная генетическая
обусловленность многих физиологических параметров, среди которых
большая часть метаболических характеристик организма, аэробные и
анаэробные возможности, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ,
систолический и минутный объем крови в покое, частота сердцебиений при
физических нагрузках, артериальное давление, жизненная емкость легких
(ЖЕЛ) и жизненный показатель (ЖЕЛ/кг), частота и глубина дыхания,
минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и
выдохе и др.
5 СПОРТИВНЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ, В КОТОРЫЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
ОТБОР
Второй этап отбора
– отбор в учебно-тренировочные группы
начальной
спортивной
подготовки
ДЮСШ
и
СДЮШОР.
Начальная
спортивная подготовка призвана воспитывать качества и свойства индивида
для создания возможностей спортивного совершенствования. Поэтому цель
7
отбора для начальной спортивной подготовки – определение пригодности к
спортивному совершенствованию.
6 ОРИЕНТИРОВАЧНЫЙ ВОЗРАСТ СПОРТСМЕНОВ,
ПОДЛЕЖАЩИХ ОТБОРУ
Минимальный возраст зачисления учащихся в спортивную школу по этапам
подготовки
Вид спорта
Этапы подготовки
Бокс
Начальной подготовки
Учебно-тренировочный
1-й год
2-й год
3-й год
1-й
год
2-й
год
3-й
год
4-й
год
10-11
11-12
12-13
13-14
14-15
15-16
16-17
8
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян А.О. Примерная программа спортивной подготовки для
детско-юношеских
спортивных
школ,
специализированных
детско-
юношеских школ олимпийского резерва / А.О Акопян и др. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 72с.
2. Волков В.М. Спортивный отбор [Текст]: / В.М. Волков, В.П.
Филин. – М. : ФиС, 1983. 204 с.
3. Романенко М.И. "БОКС" [Текст]: / М.И. Романенко. Киев, изд.
объединение "Вища школа", 1978. 296 с.
4. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта
[Текст]: / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М. : Академия, 2000. 480 с.
9