Автор: Садирова Марина Садировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №31"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметная интеграция как способ развития образного мышления школьников на музыкальных занятиях.
Раздел: среднее образование
Тема статьи: Межпредметная интеграция как способ развития образного
мышления школьников на музыкальных занятиях.
Садирова Марина Садирова, учитель музыки МБОУ «Средняя школа №31», г. Норильск
Аннотация.
В статье раскрываются закономерности, условия и средства развития образного
мышления учащихся в процессе общего музыкального образования. В центре внимания –
функции музыкального образа в музыкальном сознании и деятельности, возможности и
механизмы воздействия музыкального образования на формирование образной сферы
человека, его художественное и личностное развитие. В качестве условий развития
ассоциативно-образного
мышления
в
музыкальном
образовании
предлагается
межпредметная интеграция на уроке музыки.
Межпредметная
интеграция
как
способ
развития
образного
мышления
школьников на музыкальных занятиях.
Понятие «интеграция» рассматривается в образовании как объединение, глубокое
взаимодействие на разных уровнях: обучения и воспитания, образовательных учреждений
разного типа, внутрипредметных и межпредметных знаний, образовательных программ
разных предметов или предметных областей и т. д. Сосредоточимся на межпредметной
интеграции в общем и дополнительном музыкальном образовании, которая может не
только обеспечить учителя необозримым образно-ассоциативным полем в анализе
содержания музыки, но и способствовать формированию у детей и подростков целостной
картины мира.
В
современной
педагогической
литературе
интеграционные
технологии
рассматриваются
в
качестве
дидактических
систем,
обеспечивающих
единство
разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности, учебных тем, уроков и
других форм организации обучения. Учителя музыки, педагоги-музыканты на своих
уроках привлекают знания и терминологию из различных предметных областей «по
умолчанию», не именуя данный процесс интеграцией. Далеко не все учащиеся назовут
физику любимым предметом, но, когда речь заходит о понимании сонаты или симфонии,
мы часто используем физические или философско-психологические категории, понятия и
законы, потому что физика – это наука о простейших и вместе с тем о наиболее общих
законах природы и материи, её структуре и движении. Музыкальное искусство и
образование
Музыкальная
психология,
психология
музыкального
образования
Перечислим некоторые из них. Разделы физики – кинематика, механика, оптика,
динамика – дают музыкантам такие понятия, как движение, скорость, ритмичность,
равномерность, движение по кругу, ускорение и замедление. Это отражение в музыке
действия инерции в sostenuto и ritenuto, импульса и статики, силы звука – в громкости,
мощи и глубине, это музыкальная гармония как область почти физико-математических
соотношений и тяготений, это вес и невесомость в искусстве звукоизвлечения, это
упругость ритма, его внутренняя энергия, это сохранение и превращение энергии в
метроритме и динамике, в кульминациях и на гранях музыкальной формы. В мысленном
представлении мелодии при подборе по слуху, в её запоминании, в репрезентации
гармонии и тембра мы оперируем оптическими и пространственными понятиями цвета,
формы, яркости, чёткости, соотношениями выше и ниже, терминами просветление и
затемнение, отражение и преломление и т. д. и т. п. И это не только заимствованные
понятия, но и не всегда осознаваемые нами сравнения, метафоры, значения и смыслы.
Поэтому одним из условий соответствия преподавания музыки закону единства формы и
содержания будет не только полихудожественная интеграция музыки с другими видами
искусства, но и межпредметная интеграция, то есть связь урока музыки с другими
предметами образовательного цикла
1
.
Мы рассматриваем такой подход отнюдь не в прикладном ключе, как это часто
случается в школе, а в контексте музыкальной семантики как области значений и смыслов
музыки, воспринимаемой, исполняемой, интерпретируемой учащимися, транслируемой
учителями музыки и преподавателями музыкальных школ. Так, множественные идеи,
образы и смыслы классической музыки часто приходят к музыканту-педагогу из
литературы. Как утверждает В. В. Горностаева: «Образность – первый ключ к звуку…
Нельзя играть Шумана, не зная Гофмана и его книгу “Житейские воззрения Кота Мурра”.
Надо знать хотя бы литературу и живопись вокруг. Возникает богатое ассоциативное
мышление»
2
. Э. Гофман, человек-оркестр – писатель, композитор, дирижёр и живописец,
оказал заметное влияние на мировоззрение и эстетику К. Вебера, Р. Вагнера; его
литературные фантасмагории буквально завораживали П. Чайковского («Щелкунчик»), А.
Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), П. Хиндемита («Кардильяк»).
Межпредметная интеграция в культурно-просветительской деятельности.
Интеграция музыки и литературы весьма органично осуществляется при регулярном
посещении школьниками оперного театра. Учитель музыки, инициируя такую форму
культурного просвещения, может объединиться с преподавателем литературы, чтобы
создать с учащимися свою оперную пушкиниану из произведений М. И. Глинки («Руслан
и Людмила»), А. С. Даргомыжского («Каменный гость»), П. И. Чайковского («Евгений
Онегин» и «Пиковая дама»), М. П. Мусоргского («Борис Годунов»), Н. А. Римского-
Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери»), С. В. Рахманинова («Скупой
рыцарь»). Как же обогащается представление об изучаемом литературном произведении в
конгениальном изложении композитора и как по-новому переживается и понимается
музыка в знакомстве с первоисточником. Всем известная педагогическая аксиома гласит:
чтобы
понять
учебный
материал,
ученик
должен
его
прочувствовать.
Ярким
доказательством
тому
служит
подкрепление
исторических
знаний
учащихся
эмоциональными переживаниями и музыкальными впечатлениями во время посещения
некоторых спектаклей оперного театра. Исторические события в музыкальном спектакле
не только обретают объёмность и достоверность, но и обостряют, воспитывают
моральные качества – патриотизм, долг, мужество, милосердие, учат страдать, терпеть,
бороться и любить. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Спартак» А.
Хачатуряна, уже упомянутые нами «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского,
«Война и мир» С. Прокофьева, «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского и многие
другие. Кроме того, восприятие и интерпретация литературных сюжетов в музыкальном
театре могут стать отдельными примерами интеграции музыки с такими предметными
областями, как иностранный язык и страноведение. Например, для лучшего понимания
1
Морозова, Н. В. Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности
будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования [Текст] / Н. В.
Морозова // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы
межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь, Изд-во ПГИК, 2016. – С. 15–23.
2
Горностаева, В. В. Два часа после концерта [Текст] : сб. статей и материалов / В. В. Горностаева ; сост. Н.
М. Зимянина. – М. : Советский композитор, 1991. – С. 36.
французского менталитета можно использовать сравнение современных театральных
постановок оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и балета «Петрушка» И.
Стравинского в России и во Франции (драматический и даже трагический финал в
русской интерпретации и happy end французских версий). Подобная интеграция искусства
и образования не только становится новым импульсом заинтересованности привычными
школьными предметами, но и создаёт огромное ассоциативно-образное поле, или, если
говорить на языке компьютерных технологий, наполняет «банк данных» ученического
мышления, усиливая такие его качества, как сложность, гибкость и глубина
3
.
Межпредметная
интеграция
в
проектно-исследовательской
деятельности
школьников.
В рамках исследовательского проекта «Музыка + физика» команда юных
исследователей под руководством учителей музыки и физики изучает проблемы
музыкальной акустики, музыкальной динамики, музыкальной оптики. Это могут быть
темы, весьма актуальные для конкретной школы. Объединению таких областей науки,
искусства и практики, как музыка, физика, биология, механика и электроника,
способствует изучение физиологии музыкально-исполнительской активности и движений
в контексте кинематики и знакомство с процессом и результатами создания робота-
пианиста японскими и итальянскими учёными. Богатые возможности предоставляет
учителю полихудожественная интеграция. На эту тему в музыкально-педагогической
литературе достаточно материалов, но для полноты картины приведём примеры тематики
интегрированных уроков и краткосрочных курсов. «Музыка + живопись»: «Категории
живописи в музыке: линия, форма, перспектива, краска»; «Музыкальная палитра: тембр
как
одно
из
средств
музыкальной
выразительности»;
«Импрессионизм:
грани
художественного и музыкального». «Музыка + живопись + психология»: «Цветовой тест
Люшера». П р а к т и к а : рисование под музыку, рефлексия на отражение средствами
живописи стилистических особенностей музыки и эмоциональных состояний человека с
использованием примеров создания графических картин и рисунков в экспериментах Б. Г.
Галеева и И. Л. Ванечкиной
4
. «Музыка + мировая художественная культура»: «Добро и
зло в искусстве»; «Вечные сюжеты в музыке XX века: рок-опера “Иисус Христос –
суперзвезда”»; «Развитие оперного жанра в ХХ веке» на примере рок-опер «Иисус
Христос – суперзвезда», «Юнона и Авось».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что интеграция урока музыки с
другими школьными предметами способствует формированию расширения музыкально-
семантического
поля
как
области
значений
и
смыслов
музыки,
по-разному
воспринимаемой и понимаемой учащимися.
3
Морозова, Н. В. Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности
будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования [Текст] / Н. В.
Морозова // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы
межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь, Изд-во ПГИК, 2016. – С. 15–23.
4
Ванечкина, И. Л., Галеев, Б. Г. Синестетические эксперименты в музыкальном образовании [Текст] / И. Л.
Ванечкина, Б. Г. Галеев // Человек. – 2002. – № 2. – С. 89–99
.