Напоминание

Межпредметная интеграция как способ развития образного мышления школьников на музыкальных занятиях.


Автор: Садирова Марина Садировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №31"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметная интеграция как способ развития образного мышления школьников на музыкальных занятиях.
Раздел: среднее образование





Назад




Тема статьи: Межпредметная интеграция как способ развития образного

мышления школьников на музыкальных занятиях.

Садирова Марина Садирова, учитель музыки МБОУ «Средняя школа №31», г. Норильск

Аннотация.

В статье раскрываются закономерности, условия и средства развития образного

мышления учащихся в процессе общего музыкального образования. В центре внимания –

функции музыкального образа в музыкальном сознании и деятельности, возможности и

механизмы воздействия музыкального образования на формирование образной сферы

человека, его художественное и личностное развитие. В качестве условий развития

ассоциативно-образного

мышления

в

музыкальном

образовании

предлагается

межпредметная интеграция на уроке музыки.

Межпредметная

интеграция

как

способ

развития

образного

мышления

школьников на музыкальных занятиях.

Понятие «интеграция» рассматривается в образовании как объединение, глубокое

взаимодействие на разных уровнях: обучения и воспитания, образовательных учреждений

разного типа, внутрипредметных и межпредметных знаний, образовательных программ

разных предметов или предметных областей и т. д. Сосредоточимся на межпредметной

интеграции в общем и дополнительном музыкальном образовании, которая может не

только обеспечить учителя необозримым образно-ассоциативным полем в анализе

содержания музыки, но и способствовать формированию у детей и подростков целостной

картины мира.

В

современной

педагогической

литературе

интеграционные

технологии

рассматриваются

в

качестве

дидактических

систем,

обеспечивающих

единство

разнопредметных знаний и умений, различных видов деятельности, учебных тем, уроков и

других форм организации обучения. Учителя музыки, педагоги-музыканты на своих

уроках привлекают знания и терминологию из различных предметных областей «по

умолчанию», не именуя данный процесс интеграцией. Далеко не все учащиеся назовут

физику любимым предметом, но, когда речь заходит о понимании сонаты или симфонии,

мы часто используем физические или философско-психологические категории, понятия и

законы, потому что физика – это наука о простейших и вместе с тем о наиболее общих

законах природы и материи, её структуре и движении. Музыкальное искусство и

образование

Музыкальная

психология,

психология

музыкального

образования

Перечислим некоторые из них. Разделы физики – кинематика, механика, оптика,

динамика – дают музыкантам такие понятия, как движение, скорость, ритмичность,

равномерность, движение по кругу, ускорение и замедление. Это отражение в музыке

действия инерции в sostenuto и ritenuto, импульса и статики, силы звука – в громкости,

мощи и глубине, это музыкальная гармония как область почти физико-математических

соотношений и тяготений, это вес и невесомость в искусстве звукоизвлечения, это

упругость ритма, его внутренняя энергия, это сохранение и превращение энергии в

метроритме и динамике, в кульминациях и на гранях музыкальной формы. В мысленном

представлении мелодии при подборе по слуху, в её запоминании, в репрезентации

гармонии и тембра мы оперируем оптическими и пространственными понятиями цвета,

формы, яркости, чёткости, соотношениями выше и ниже, терминами просветление и

затемнение, отражение и преломление и т. д. и т. п. И это не только заимствованные

понятия, но и не всегда осознаваемые нами сравнения, метафоры, значения и смыслы.

Поэтому одним из условий соответствия преподавания музыки закону единства формы и

содержания будет не только полихудожественная интеграция музыки с другими видами

искусства, но и межпредметная интеграция, то есть связь урока музыки с другими

предметами образовательного цикла

1

.

Мы рассматриваем такой подход отнюдь не в прикладном ключе, как это часто

случается в школе, а в контексте музыкальной семантики как области значений и смыслов

музыки, воспринимаемой, исполняемой, интерпретируемой учащимися, транслируемой

учителями музыки и преподавателями музыкальных школ. Так, множественные идеи,

образы и смыслы классической музыки часто приходят к музыканту-педагогу из

литературы. Как утверждает В. В. Горностаева: «Образность – первый ключ к звуку…

Нельзя играть Шумана, не зная Гофмана и его книгу “Житейские воззрения Кота Мурра”.

Надо знать хотя бы литературу и живопись вокруг. Возникает богатое ассоциативное

мышление»

2

. Э. Гофман, человек-оркестр – писатель, композитор, дирижёр и живописец,

оказал заметное влияние на мировоззрение и эстетику К. Вебера, Р. Вагнера; его

литературные фантасмагории буквально завораживали П. Чайковского («Щелкунчик»), А.

Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), П. Хиндемита («Кардильяк»).

Межпредметная интеграция в культурно-просветительской деятельности.

Интеграция музыки и литературы весьма органично осуществляется при регулярном

посещении школьниками оперного театра. Учитель музыки, инициируя такую форму

культурного просвещения, может объединиться с преподавателем литературы, чтобы

создать с учащимися свою оперную пушкиниану из произведений М. И. Глинки («Руслан

и Людмила»), А. С. Даргомыжского («Каменный гость»), П. И. Чайковского («Евгений

Онегин» и «Пиковая дама»), М. П. Мусоргского («Борис Годунов»), Н. А. Римского-

Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Моцарт и Сальери»), С. В. Рахманинова («Скупой

рыцарь»). Как же обогащается представление об изучаемом литературном произведении в

конгениальном изложении композитора и как по-новому переживается и понимается

музыка в знакомстве с первоисточником. Всем известная педагогическая аксиома гласит:

чтобы

понять

учебный

материал,

ученик

должен

его

прочувствовать.

Ярким

доказательством

тому

служит

подкрепление

исторических

знаний

учащихся

эмоциональными переживаниями и музыкальными впечатлениями во время посещения

некоторых спектаклей оперного театра. Исторические события в музыкальном спектакле

не только обретают объёмность и достоверность, но и обостряют, воспитывают

моральные качества – патриотизм, долг, мужество, милосердие, учат страдать, терпеть,

бороться и любить. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Спартак» А.

Хачатуряна, уже упомянутые нами «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского,

«Война и мир» С. Прокофьева, «Один день Ивана Денисовича» А. Чайковского и многие

другие. Кроме того, восприятие и интерпретация литературных сюжетов в музыкальном

театре могут стать отдельными примерами интеграции музыки с такими предметными

областями, как иностранный язык и страноведение. Например, для лучшего понимания

1

Морозова, Н. В. Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности

будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования [Текст] / Н. В.

Морозова // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы

межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь, Изд-во ПГИК, 2016. – С. 15–23.

2

Горностаева, В. В. Два часа после концерта [Текст] : сб. статей и материалов / В. В. Горностаева ; сост. Н.

М. Зимянина. – М. : Советский композитор, 1991. – С. 36.

французского менталитета можно использовать сравнение современных театральных

постановок оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и балета «Петрушка» И.

Стравинского в России и во Франции (драматический и даже трагический финал в

русской интерпретации и happy end французских версий). Подобная интеграция искусства

и образования не только становится новым импульсом заинтересованности привычными

школьными предметами, но и создаёт огромное ассоциативно-образное поле, или, если

говорить на языке компьютерных технологий, наполняет «банк данных» ученического

мышления, усиливая такие его качества, как сложность, гибкость и глубина

3

.

Межпредметная

интеграция

в

проектно-исследовательской

деятельности

школьников.

В рамках исследовательского проекта «Музыка + физика» команда юных

исследователей под руководством учителей музыки и физики изучает проблемы

музыкальной акустики, музыкальной динамики, музыкальной оптики. Это могут быть

темы, весьма актуальные для конкретной школы. Объединению таких областей науки,

искусства и практики, как музыка, физика, биология, механика и электроника,

способствует изучение физиологии музыкально-исполнительской активности и движений

в контексте кинематики и знакомство с процессом и результатами создания робота-

пианиста японскими и итальянскими учёными. Богатые возможности предоставляет

учителю полихудожественная интеграция. На эту тему в музыкально-педагогической

литературе достаточно материалов, но для полноты картины приведём примеры тематики

интегрированных уроков и краткосрочных курсов. «Музыка + живопись»: «Категории

живописи в музыке: линия, форма, перспектива, краска»; «Музыкальная палитра: тембр

как

одно

из

средств

музыкальной

выразительности»;

«Импрессионизм:

грани

художественного и музыкального». «Музыка + живопись + психология»: «Цветовой тест

Люшера». П р а к т и к а : рисование под музыку, рефлексия на отражение средствами

живописи стилистических особенностей музыки и эмоциональных состояний человека с

использованием примеров создания графических картин и рисунков в экспериментах Б. Г.

Галеева и И. Л. Ванечкиной

4

. «Музыка + мировая художественная культура»: «Добро и

зло в искусстве»; «Вечные сюжеты в музыке XX века: рок-опера “Иисус Христос –

суперзвезда”»; «Развитие оперного жанра в ХХ веке» на примере рок-опер «Иисус

Христос – суперзвезда», «Юнона и Авось».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что интеграция урока музыки с

другими школьными предметами способствует формированию расширения музыкально-

семантического

поля

как

области

значений

и

смыслов

музыки,

по-разному

воспринимаемой и понимаемой учащимися.

3

Морозова, Н. В. Интегративный подход в обучении как основа профессиональной компетентности

будущего учителя музыки и педагога дополнительного музыкального образования [Текст] / Н. В.

Морозова // Художественное образование: региональный опыт, открытая перспектива: материалы

межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь, Изд-во ПГИК, 2016. – С. 15–23.

4

Ванечкина, И. Л., Галеев, Б. Г. Синестетические эксперименты в музыкальном образовании [Текст] / И. Л.

Ванечкина, Б. Г. Галеев // Человек. – 2002. – № 2. – С. 89–99

.



В раздел образования