Напоминание

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ХАРЦЫЗСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (ФИЛИАЛЕ) ДОННТУ


Автор: Прудченко Наталья Павловна
Должность: старший методист
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск (ДНР)
Наименование материала: статья
Тема: ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ХАРЦЫЗСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (ФИЛИАЛЕ) ДОННТУ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Наталья Павловна Прудченко,

старший методист,

Харцызский технологический колледж (филиал)

ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет»,

г. Харцызск

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ХАРЦЫЗСКОМ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ (ФИЛИАЛЕ) ДОННТУ

Аннотация.

В

статье

рассматривается

применение

здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе Харцызский

технологический колледж (филиал) ДонНТУ как системный подход к

обучению и воспитанию студентов.

Ключевые слова:

адаптация; учебная деятельность; эмоциональные

разрядки; динамические паузы; физкультминутки.

Основополагающая цель среднего профессионального образования –

достижение студентами сформированного уровня знаний, умений и навыков,

который позволяет выполнять определенные профессиональные функции.

Результатом образования является не только усвоение обучающимися

практического опыта, представленного образовательным стандартом, но и

приобретение

личного

опыта,

в

осуществлении

профессиональной

деятельности. Следовательно, можно констатировать, что кроме знаний,

умений и навыков необходимы некие характеристики, что в совокупности

называется «образованность». Под «образованностью» мы подразумеваем

овладение человеком некоторым опытом и применение его в своей

жизнедеятельности. Из этого следует, что образованный человек должен

обладать

такими

характеристиками:

компетентность,

сознательность,

решительность и квалифицированность.

В

среднем

профессиональном

образовании

на

первое

место

выдвигается

образованность студентов, выраженная в общих требованиях к уровню

подготовки выпускника. Вместе с тем, в ходе их развития создаются и

побочные последствия.

Одним из особо серьезных нежелательных эффектов образования

оказывается повышение энергозатратности образовательных процессов.

Так

как

сотрудничество

в

образовательных

процессах

при

сложившихся условиях может сопровождаться возникновением угрозы для

здоровья обучающихся, то здоровье необходимо рассматривать как один из

результатов образования.

Для понимания понятия «здоровье», с точки зрения педагогической

науки, можно взять определение, данное С.Г. Сериковым: «Здоровье

учащихся представляет собой способность к адаптации в установившихся

условиях

образовательного

пространства

и

к

поддержанию

в

образовательных процессах активных отношений с собой, с партнерами и с

образовательными системами» [1].

В качестве педагогически определяемых свойств здоровья можно

назвать:

способности

организма

сопротивляться,

приспосабливаться,

восстанавливаться, мобилизоваться и развиваться, которые могут выступать

ориентиром

в

осуществлении

педагогической

диагностики

здоровья

студентов.

Каждое учебное занятие для студента – это деятельность, протекающая

в условиях почти полной неподвижности. Динамичных студентов мы видим

лишь на переменах, а вот со звонком на занятии исчезает горящий взгляд,

сходит улыбка, меняется и осанка: опущены плечи, свисает голова.

Поэтому

преподавателям

в

организации

и

проведении

занятия

необходимо учитывать:

1)

количество

видов

учебной

деятельности

(опрос

студентов,

конспектирование, изучение наглядных пособий, действующих моделей,

ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.) за занятие должно быть

не более 4-7 видов. Многократные смены одной деятельности на другую

требуют от студентов определенных адаптационных усилий;

2)

число

видов

преподавания:

словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

3) наличие и выбор методов, способствующих стимуляции инициативы

и творческого самовыражения и самореализации самих студентов (активные

методы; методы, направленные на самопознание и развитие самовыражения);

4) место и длительность применения ТСО, умение преподавателя

использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения,

интенсивности учебного процесса, проведению контроля и самоконтроля

знаний;

5) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии –

их место, содержание и продолжительность;

6) наличие у студентов мотивации к учебной деятельности на занятии

(интерес к занятиям, стремление больше узнать, интерес к изучаемому

материалу и т.п.) и используемые преподавателем методы повышения этой

мотивации;

7) психологический климат на занятии;

8) наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,

афоризмов с комментариями и т.п.

В конце занятия следует обратить внимание на следующее:

1) плотность занятия, т.е. отношение педагогически оправданных

(рациональных) затрат времени к общей продолжительности занятия. Норма

– не менее 60 % и не более 75–80 %;

2) момент наступления утомления студентов и снижения их учебной

активности.Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и

пассивных отвлечений у студентов в процессе учебной работы;

3) темп и особенности окончания занятия:

- быстрый темп, «поспешность»: у преподавателя нет времени ответить

на вопросы студентов, записать домашнее задание;

- спокойное завершение занятия: у преподавателя есть возможность

ответить на вопросы студентов, возможность прокомментировать задание на

дом, попрощаться со студентами;

- задержка студентов в аудитории после звонка (на перемене) [2].

В работе преподавателя здоровьесберегающие технологии можно

представить,

как

сочетание

принципов

педагогики

сотрудничества,

«эффективных»

техник

и

элементов

педагогического

мастерства,

направленных

на

достижение

оптимальной

психологической

адаптированности студента к учебному процессу, заботу о сохранении его

здоровья и воспитание у него культуры здоровья [3].

Это работа преподавателя, при которой полноценно выполняется

учебная программа, формируя у студентов интерес к предмету, устанавливая

с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение

дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные

особенности студентов для повышения результативности их обучения.

Что может сделать преподаватель на занятиях? Прежде всего, он не

должен допускать перегрузки студентов, определяя оптимальный объём

учебной

информации

и

способы

её

предъявления,

учитывать

интеллектуальные,

физиологические

особенности

обучающихся,

индивидуальные способности каждого студента. Стараться предусмотреть

такие виды работы, которые снимали бы усталость.

Таким образом, можно привести примеры использования на учебных

занятиях

преподавателями

Харцызского

технологического

колледжа

(филиала) ДонНТУ таких видов работ:

1)

динамические

паузы

они

относятся

к

упражнениям

профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться

легко и без перенапряжений.

Например, игра «сели-встали»: на занятиях по «Географии» при

изучении темы «Страны Европы» преподаватель называет страну, если она

находится в Европе – студенты встают, если неправильно – остаются сидеть

за партой;

2)

производственная

гимнастика

мини-комплекс

физических

упражнений, выполняемых для снятия усталости, мышечных зажимов и

напряжения. Она призвана «переводить дух» уставшего студента и имеет

массу

преимуществ

для

здоровья.Преподаватели

используют

видеоматериалы «Физкультминутки для офисных работников», так как

постоянное

нахождение

в

одной

неестественной

позе

ухудшает

кровоснабжение мышц и внутренних органов;

3) физминутки для глаз выполняются на занятиях с целью снятия

зрительной нагрузки. Например, на занятии студенты разделены на команды.

Сидя ровно за партой, не поворачивая головы, игроки водят глазами вправо,

влево, вверх и вниз, тем самым осматривая стены аудитории. Так как игроки

каждой команды сидят в разных направлениях, каждый из них увидит

определенную территорию аудитории. По стенам аудитории развешены

буквы. По истечении 30 сек, каждая команда должна записать увиденные

буквы и назвать зашифрованное слово. Такую игру применяют на занятиях

по дисциплинам: «Надежность электропривода», «Организация монтажных

работ промышленного оборудования и контроль за ними»;

4) эмоциональные разрядки необходимы для снятия умственного

напряжения, утомления. Например, на занятиях по дисциплинам «Физика»,

«Материаловедение» используются открытия, сделанные случайно или по

ошибке:

пластмасса,

нержавеющая

сталь,

фейерверк,

электро-

кардиостимулятор, радиоактивность.

Таким образом, основная цель здоровьесберегающих технологий – это

обеспечение

выпускника

образовательного

учреждения

среднего

профессионального образования высоким уровнем реального здоровья

(физического,

психологического,

социального),

вооружение

его

необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения

здорового образа жизни, и воспитание у него культуры здоровья. Если

поставленная цель будет достигнута, тогда диплом о профессиональном

образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную

жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем

здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Список использованных источников

1.

Ахутина,

Т.

В.

Здоровьесберегающие

технологии

обучения:

индивидуально-ориентированный подход [Текст] / Т. В. Ахутина // Школа

здоровья. – 2000. – № 2 – С. 21–28.

2. Киселев, Л. Н. Как организовать современный офис [Текст] / Л. Н.

Киселев. – Москва : Феникс, 2002. – 208 с.

3. Левина, С. А. Физкультминутки [Текст] / С. А. Левина, С. И.

Тукачёва. – Волгоград, 2005. – 68 с.

4.

Персональный

компьютер

-

гигиеническая

характеристика

физических

факторов

на

рабочем

месте

пользователя

и

оценка

их

возможного влияния на здоровье[Текст] / Ю. Г. Григорьев [и др.] //

Электромагнитные поля и здоровье человека. – Москва, 2002. – Гл. 4. – С.

65–80.

5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов. – Москва, 2002. – 121 с.



В раздел образования