Напоминание

"Мягкий знак после шипящих на конце наречий".


Автор: Бабахова Инна Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Индустрианская основная школа"
Населённый пункт: ЛНР, Антрацитовский р-н, поселок Индустрия
Наименование материала: разработка
Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

№ урока в теме - 19

Цель урока:

-дать понятие об употреблении мягкого знака после шипящих на конце

наречий, сформировать умения находить данную орфограмму в слове и

правильно писать ее; повторить написание мягкого знака после шипящих в

различных частях речи; отработать алгоритм определения орфограммы;

-развивать внимание, память, логическое мышление, умения сравнивать,

обобщать;

-

воспитывать

доброжелательные

отношения

к

общечеловеческим

ценностям, вызвать интерес к урокам русского языка.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом

устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения

к труду. Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного

отношения к русскому языку как к ценности русского народа.

Регулятивные:

умения отрабатывать навыки самостоятельной работы.

Умение ставить цели. Умение оценивать собственную деятельность на уроке.

Познавательные: умения определять понятия, умения делать обобщения,

умения строить логическое рассуждение и умозаключения и делать выводы.

Коммуникативные:

развивать коммуникативные и творческие способности.

Умение прислушиваться к мнению товарищей, анализировать полученную

информацию.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование:

учебник, рабочая тетрадь, презентация,

раздаточный

материал, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения

Владимира Солоухина:

- Здравствуйте! –

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

- «Здравствуйте!» свидетельствует о готовности к общению и предлагает

сделать его доброжелательным. Я надеюсь, что наш сегодняшний урок

пройдет в доброжелательной атмосфере.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

пробном учебном действии

- Ребята, откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Тему и цель

нашего урока мы определим чуть позже. (раздаю «Согласен/несогласен»)

– Давайте вспомним, какую часть речи мы сейчас изучаем?

- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с

этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.

- Давайте вспомним, что вы знаете о наречии?

«Согласен/согласен»

Утверждение

Согласен (+ )/

несогласен (-)

1

Наречие - самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия,

признак другого признака или предмета.

2

Наречие имеет окончание.

3

В словосочетании наречие может быть главным или зависимым словом.

4

В предложении чаще всего наречие является дополнением.

5

В предложении чаще всего наречие является обстоятельством

III. Выявление места и причины затруднения

На экране загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?).

(Один ученик читает вслух.)

- Отгадайте загадку. (Кузнечик)

-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. (Ж, Ш, Щ, Ч).

Назовите эти буквы правильно. (Жэ, Ша, Ща, Че)

- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?

- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове

«скрипач(?)»?

(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после

шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное

«скрипач»? Сделайте вывод.)

- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите.

(Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)

- Нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы

ещё только учимся.

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы

точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме

урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Запишите тему урока в тетрадь. «Мягкий знак после шипящих на конце

наречий». (Тема записывается и на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого

используйте опорные слова:

Знать: правило… (что такое подлежащее)

Уметь: находить… (подлежащее в предложении)

Повторить: правописание… (Ь после шипящих в других частях речи

1) – Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда

прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» на с.

153 учебника упр. 296. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше

вообще закрыть его рукой!

(Читают сначала про себя, затем один - вслух).

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

- Найдите ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на

конце наречий? (Пишется).

- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь,

навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения? (Уж, замуж, невтерпёж).

2) -Сформулируйте теперь правило целиком (один

ученик). Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий…

Исключения:

Во всех наречиях ты Ь найдешь, кроме трех слов: УЖ, ЗАМУЖ,

НЕВТЕРПЕЖ

3) – Запишите в тетрадь загадку и поставьте Ь, где нужно.

V. Физкультминутка

Дружно все ребята встали,

Руки кверху все подняли,

Сладко, сладко потянулись.

Влево, вправо повернулись.

Раз - нагнулись, два - нагнулись.

Отдохнули. И опять

Станем знаниям внимать.

Закройте глаза, откройте и посмотрите в дальний правый угол.

Закройте глаза, откройте и посмотрите в дальний левый угол.

1.Сколько степеней сравнения у наречий?(2)

2.Сколько звуков в слове вскачь?(5)

3.Сколько слов-исключений в правиле на правописание ь на конце наречий

после шипящих? (3)

VI. Реализация построенного проекта

1) – Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно

писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 297 выполним на доске

и в тетрадях.

( Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь,

ударить наотмашь, упасть навзничь.)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1) Словарная работа.

– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования

непонятных слов?

(работа со словарем «Толковый словарь русского языка»

С.И.Ожегова) выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

4) Составьте с двумя выделенными словосочетаниями из упражнения

№ 297 предложения и запишите их в тетрадь.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

– А теперь небольшая самостоятельная работа. (Раздаются карточки каждому

ученику).

День был хорош(?) и погож(?), а Митя был пригож(?). Вышел он из

дома и побежал вскач(?) мимо дач(?), есть калач(?). А бабушка уж и печ(?)

топила. Для дорогого гостя и ворота настеж(?)! Невтерпёж(?) Мите. Горяч(?)

и жгуч(?) калач(?). ,,Спешиш(?), обожжеш(?)ся,- предостереч(?) его бабушка

хочет,- намаж(?) хоть вареньем”. Но ведь калач(?)-то, тем и хорош(?), что

горяч(?)! ,,Еш(?), еш(?),- приговаривает она,- матушка- рож(?) кормит всех

сплош(?)”.

День был хорош и погож, а Митя был пригож. Вышел он из дома и

побежал вскачь мимо дач, есть калач. А бабушка уж и печь топила. Для

дорогого гостя и ворота настежь! Невтерпёж Мите. Горяч и жгуч

калач. ,,Спешишь, обожжешься,- предостеречь его бабушка хочет,- намажь

хоть вареньем”. Но ведь калач-то, тем и хорош, что горяч! ,,Ешь, ешь,-

приговаривает она,- матушка- рожь кормит всех сплошь”.

IХ. Включение в систему знаний и повторения.

- Поиграем в игру «Третий лишний»:

1) Увидиш(?), молодёж(?), уж(?).

2) Мяч(?), вскач(?), могуч(?).

3) Сплош(?), монтаж(?), замуж(?).

- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или

без. Потом без труда найдёте «Третье лишнее» и подчеркнёте его.

Х. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило… узнали? ( звучит правило)

Уметь: правильно… научились?

Повторить: правописание… повторили?

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

-Запишите д/з: параграф 46, упр. 299.

Ответить на контрольные вопросы и задания на стр. 154.



В раздел образования