Автор: Мидова Фардаус Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КБАДК
Населённый пункт: г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика
Наименование материала: викторина
Тема: "Значение металлов в нашей жизни"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»
Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
План – сценарий
внеурочного мероприятия
по учебной дисциплине
«Материаловедение»
для специальности 23.02.03
«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Викторина:
«Значение металлов в нашей жизни»
Подготовила: преподаватель ГКПОУ КБАДК Мидова Ф.В.
Нальчик, 2016 г.
Пояснительная записка.
Задачи внеурочного мероприятия:
1. Обобщить, систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий
материаловедения, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках.
2. Способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших
группах.
3. Способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и
способности излагать свою точку зрения.
Цели:
Образовательные: углубление знаний учащихся о применении металлов, их значение в
жизни человека; повторение теоретических знаний по предметам: материаловедение,
устройство автомобиля, химия.
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся через реализацию
межпредметных связей; расширение кругозора учащихся; развитие умений анализировать,
выделять главное, применять полученные знания в жизни и в профессии.
Воспитательная: воспитание интереса к предмету и профессии; здорового соперничества,
толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.
Межпредметные связь: устройство автомобиля; техническое обслуживание и ремонт
автомобиля; химия, автомобильные эксплуатационные материалы.
Дидактическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями,
периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, электронные мини-проекты:
«Металлы в нашей жизни»; «Металлы и человек»; «ОАО Нальчикский машиностроительный
завод»; «Металлы в периодической системе Д.И.Менделеева»; «Общие характеристики
металлов»; «Интересные факты о металлах».
Предварительная подготовка: Во внеурочном мероприятии принимают участие
представители четырёх групп студентов второго курса в количестве 25 человек.
Учащиеся получили домашние задание подготовить мини-проекты на темы:
«ОАО Нальчикский машиностроительный завод»; «Металлы в периодической системе
Д.И.Менделеева»; «Общие характеристики металлов»; «Металлы и человек»; «Интересные
факты о металлах» «Металлы в нашей жизни». Иллюстрации в презентациях способствуют
раскрытию темы и помогают усвоению материала.
Правила игры:
В каждой команде игроков выбирается командир. Ведущий мероприятия объясняет командам
задание, с указанием количества очков, которые они могут получить за правильные ответы.
Над каждым заданием думает вся команда, право огласить решение команды даётся тому, кого
назовёт командир команды. В конце игры подсчитывают заработанное количество очков,
выигрывает та команда, которая получила большее число очков. Если количество
заработанных очков одинаково, то ведущий предлагает ещё один дополнительный вопрос.
Ход мероприятия.
Ведущий: Я рада приветствовать всех гостей и участников нашего мероприятия.
Сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие в страну металлов. Они всегда рядом с
нами и окружают нас повсюду. Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома,
на улице, в колледже или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудиться
вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом.
Вы повернули выключатель – и тончайшая пружина из вольфрама наполнила комнату светом.
Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов, и я предлагаю вам в нашем
путешествии присмотреться к металлам попристальнее.
Чтобы отправиться в путешествие, нужно приобрести билеты. Для этого вам нужно
выполнить задание: необходимо расшифровать маркировку металлов, и определить к какой
группе они относятся. Я приглашаю по 1 человеку от каждой группы для выполнения этого
задания:
Задание №1.
1. 20ХН3А
(сталь в среднем содержит 0,20% углерода, около 1% хрома, 3% никеля, буква А в
конце марки означает, что сталь высококачественная);
2. ВЧ42
(высокопрочный чугун с пределом прочности равный 420 МПа)
;
3. 30ХГСШ
( сталь в среднем содержит 0,30% углерода, около 1% хрома, магния, кремния,
буква Ш в конце марки означает, что сталь особовысококачественная);
4. СЧ45
(серый чугун с пределом прочности равный 450 МПа)
.
Ведущий: Итак, выполнив первое задание, вы получили право принять участие в нашем
путешествии.
Начинаем своё путешествие в родном городе Нальчик, и первый пункт машиностроительный
завод, на котором многие из вас будут проходить производственную практику.
Об этом заводе нам расскажет учащийся Гедгафов Кантемир, который подготовил мини-
проект «ОАО Нальчикский машиностроительный завод»
1. Учащийся – Гедгафов Кантемир
МАШ–завод – родной завод
Без металлов не живёт:
Провода, станки, детали
Без металлов не бывают.
Встретишь тут и встретишь там
Алюминий, медь, вольфрам,
Барий, олово, свинец,
Цинк и магний, наконец,
Хром, железо, никель, ртуть-
Ничего не позабудь!
Видишь слева, видишь справа
Сталь, чугун, другие сплавы.
Задание №2.
Ведущий: Какие металлы используют на заводе, при изготовлении деталей автомобиля?
ОТВЕТ: При изготовлении деталей автомобиля используют алюминий, медь, чугун, сталь.
Задание №3.
Ведущий: Кто ответит, что такое сталь, как она классифицируется, и какие детали
машин можно изготовить из неё?
ОТВЕТ: Сталь — это сплав железа с углеродом и другими элементами при содержании
углерода менее 2,14 %.
Классификация сталей:
Углеродистые стали: обыкновенного качества, конструкционные, инструментальные.
Изготавливают детали машин, трубы, болты, гвозди, инструменты, скрепки;
Легированные стали: низколегированные, среднелегированные, высоколегированные,
пружинно-ресссорные и шарикоподшипниковые стали. Из неё изготавливают
распределительные и коленчатые валы, оси, рычаги, шестерни, поршневые пальцы, рессоры,
подшипники и т. д. Применяют в автомобиле-, самолёто-, ракето- и судостроении.
Задание №4.
Ведущий: Какой металл называю чугуном, как он классифицируется, и какие детали
машин можно изготовить из неё?
ОТВЕТ: Чугуном называются железоуглеродистые сплавы, содержащие более 2,14%
углерода. Классифицируются чугуны на белые, серые, ковкие, высокопрочные и
антифрикционные.
Из чугуна изготавливают: блоки цилиндров, поршни цилиндров, маховики, картеры коробки
передачи, барабаны сцепления, зубчатые колёса, шпинделя, распределительные валы,
тормозные барабаны и пр.
Ведущий: Теперь мы отправляемся на станцию «Периодическая». Учащийся Мидов Азамат и
Клишев Валерий проведут экскурсию и познакомят нас с этой станцией.
2. Учащийся – Мидов Азамат: мини-проект «Металлы в периодической системе
Д.И.Менделеева»
В проезде Ученическом
Есть дом Периодический-
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные-
Хорошие прекрасные,
Спокойные, ужасные
Давным-давно живут.
Они живут, не ссорятся,
В них электроны водятся,
В решётках металлических
Туда-сюда снуют.
Задание №5.
Ведущий: Какую кристаллическую решётку имеют хром, ванадий, вольфрам, молибден?
Опишите её.
ОТВЕТ: Кубическую объемно-центрированную решетку, в которой
содержится девять
атомов, восемь расположенные на вершинах куба и один в геометрическом центре куба.
Задание№6.
Ведущий: Какую кристаллическую решётку имеют никель, медь, алюминий, кальций?
Опишите её.
ОТВЕТ: Кубическую гранецентрированную решетке, в которой
содержится
четырнадцать
атомов, расположенные на вершинах куба и в центрах всех его граней.
Ведущий: Валерий Клишев продолжает знакомить нас со станцией «Периодической»
3. Учащийся – Клишев Валерий: мини-проект «Общие характеристики металлов»
Металл в большом количестве
Проводит электричество,
Огнём блестят на солнце,
Их плавят и куют.
Ещё они пластичные,
(но это дело личное)
И хрупкие металлы
Увидеть можно тут.
Они легко расплавятся
Другим это не нравится,
Они до тысяч градусов
В плавлении дойдут.
Ленивые, активные и радиоактивные
Такие очень разные,
Металлы здесь живут.
Задание№7.
Ведущий: Кто вспомнит, что называют плавлением?
ОТВЕТ: Плавление это переход металла из твёрдого состояния в жидкое?
Задание №8.
Ведущий: Какой процесс называется кристаллизаций?
ОТВЕТ: Кристаллизацией называют переход сплава из жидкого состояния в твёрдое.
Задание №9.
Ведущий: Давайте вспомним по предмету химии: Какое положение занимают металлы в
периодической таблице Д.И. Менделеева? Назовите их.
ОТВЕТ: Металлы расположены в левой и нижней части периодической таблицы: литий,
бериллий, натрий, магний, алюминий, калий, кальций, титан, ванадий, хром, марганец,
железо, кобальт, никель, медь, цинк, свинец, олово, золото, вольфрам.(20)
Ведущий: А теперь следующая станция – «Историческая». С ней нас познакомит Хашев
Анзор: мини-проект «Интересные факты о металлах»
4. Учащийся – Хашев Анзор
На заре цивилизаций
Человек ещё не знал
Погружая камни в пламя,
Что он выплавит металл.
Что металл для человека
Будет важен, словно хлеб,
Не мечтал об этом даже
Первобытный человек.
Задание №10.
Ведущий: Что называют металлическим сплавом?
ОТВЕТ:
Металлическим сплавом называют вещества, состоящие из двух или нескольких
компонентов, полученных путём диффузии компонентов в твёрдом, жидком или
газообразном состоянии.
Задание №11.
Ведущий: А кто вспомнит, что мы называем диффузией?
ОТВЕТ: Диффузия это взаимное проникновение атомов компонентов с образованием новых
однородных веществ.
Задание №12.
Ведущий: Что называют легирующими компонентами?
ОТВЕТ:
Легирующими называют компоненты, вводимые в сплав для придания ему нужных
свойств.
Ведущий: А теперь давайте вспомним предмет «Устройство автомобиля».
Задание №13.
1. В каких деталях автомобиля присутствует медь?
ОТВЕТ: В обмотке генератора переменного тока, в обмотке статора и ротора, в обмотке
якоря стартера и обмотке тягового реле стартера и т. д.
2. Какие детали автомобиля изготавливают из алюминиевых сплавов?
ОТВЕТ: Блок цилиндра автомобиля, картер механизма сцепления, головка блока
автомобиля, силовой агрегат и т.д.
3. Какие детали автомобилей изготавливают из чёрных металлов?
ОТВЕТ: Балку переднего моста автомобиля, балку заднего ведущего моста, коробку передач
и др.
4. Какой цветной металл применяют для изготовления кислотного аккумулятора?
ОТВЕТ: Свинец.
Ведущий: Следующая станция «Литературная». Учащийся Мечиев Артём прочитает нам
стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения с упоминанием различных
металлов. Внимательно послушайте.
5. Учащийся – Мечиев Артём
Называем в честь металлов
Иногда наперебой
Если нервы, то стальные,
А характер – золотой.
Золотой у солнца лучик,
Снег – скопленье серебра,
Из свинцовой мрачной тучи
Дождик льёт, как из ведра.
А у рыжих – медный волос
Или просто медный блеск.
Золотой пленяет голос,
Золотой проходит век.
Золотая лихорадка
Губит душу у людей
Видно, кто к богатству падкий,
Кто простак, а кто злодей.
***
Ведущий: Парад металлов, как парад планет.
Нет главных и второстепенных нет.
Металлы разные по-своему важны
И в жизни человека все нужны!
***
Сейчас мы посмотрим мини-проект «Металлы в нашей жизни», подготовил его учащийся
Клишев Валерий.
Ведущий: Спасибо тебе Валерий.
Завершая наш маршрут
Снова оказались тут!
Помечтали, поиграли,
Повторили всё, что знали,
Что-то новое узнали.
***
И на этом завершаем
Наше путешествие
В страну металлов.
**********************************************************
Сейчас слово предоставляется нашим гостям. Они определят, кто или какая группа лучше
разбирается в металлах.
Критерии оценки конкурса.
Индивидуально отличились:
Итак:
- первое место у команды группы:
- второе место у команды группы:
- третье место у команды группы:
Всем спасибо!
№ Конкурса
Максимальное
количество очков
Команды групп
М – 21
М – 22
Мс – 21
Мс – 22
Задание №1
1 балл
Задание №2
1 балл
Задание №3
5 баллов
Задание №4
5 баллов
Задание№5
5 балов
Задание№6
5 балов
Задание№7
4 балла
Задание№8
4 балла
Задание№9
3 балла
Задание№10
4 балла
Задание№11
4 балла
Задание№12
4 балла
Задание№13
5 баллов
Количество очков
50 баллов