Напоминание

"Значение металлов в нашей жизни"


Автор: Мидова Фардаус Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КБАДК
Населённый пункт: г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика
Наименование материала: викторина
Тема: "Значение металлов в нашей жизни"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж»

Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР

План – сценарий

внеурочного мероприятия

по учебной дисциплине

«Материаловедение»

для специальности 23.02.03

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного

транспорта»

Викторина:

«Значение металлов в нашей жизни»

Подготовила: преподаватель ГКПОУ КБАДК Мидова Ф.В.

Нальчик, 2016 г.

Пояснительная записка.

Задачи внеурочного мероприятия:

1. Обобщить, систематизировать и обеспечить повторение базовых понятий

материаловедения, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках.

2. Способствовать развитию практического опыта, необходимого для работы в небольших

группах.

3. Способствовать формированию навыков принятия решения, анализа информации и

способности излагать свою точку зрения.

Цели:

Образовательные: углубление знаний учащихся о применении металлов, их значение в

жизни человека; повторение теоретических знаний по предметам: материаловедение,

устройство автомобиля, химия.

Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся через реализацию

межпредметных связей; расширение кругозора учащихся; развитие умений анализировать,

выделять главное, применять полученные знания в жизни и в профессии.

Воспитательная: воспитание интереса к предмету и профессии; здорового соперничества,

толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.

Межпредметные связь: устройство автомобиля; техническое обслуживание и ремонт

автомобиля; химия, автомобильные эксплуатационные материалы.

Дидактическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями,

периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева, электронные мини-проекты:

«Металлы в нашей жизни»; «Металлы и человек»; «ОАО Нальчикский машиностроительный

завод»; «Металлы в периодической системе Д.И.Менделеева»; «Общие характеристики

металлов»; «Интересные факты о металлах».

Предварительная подготовка: Во внеурочном мероприятии принимают участие

представители четырёх групп студентов второго курса в количестве 25 человек.

Учащиеся получили домашние задание подготовить мини-проекты на темы:

«ОАО Нальчикский машиностроительный завод»; «Металлы в периодической системе

Д.И.Менделеева»; «Общие характеристики металлов»; «Металлы и человек»; «Интересные

факты о металлах» «Металлы в нашей жизни». Иллюстрации в презентациях способствуют

раскрытию темы и помогают усвоению материала.

Правила игры:

В каждой команде игроков выбирается командир. Ведущий мероприятия объясняет командам

задание, с указанием количества очков, которые они могут получить за правильные ответы.

Над каждым заданием думает вся команда, право огласить решение команды даётся тому, кого

назовёт командир команды. В конце игры подсчитывают заработанное количество очков,

выигрывает та команда, которая получила большее число очков. Если количество

заработанных очков одинаково, то ведущий предлагает ещё один дополнительный вопрос.

Ход мероприятия.

Ведущий: Я рада приветствовать всех гостей и участников нашего мероприятия.

Сегодня я приглашаю Вас в необычное путешествие в страну металлов. Они всегда рядом с

нами и окружают нас повсюду. Внимательно осмотритесь вокруг. Где бы вы ни были: дома,

на улице, в колледже или в транспорте – вы увидите, какое множество металлов трудиться

вокруг нас и для нас. Нажали кнопку звонка – и звонкая медь отозвалась заливистым голосом.

Вы повернули выключатель – и тончайшая пружина из вольфрама наполнила комнату светом.

Всего не перечесть, ведь нас окружают десятки металлов, и я предлагаю вам в нашем

путешествии присмотреться к металлам попристальнее.

Чтобы отправиться в путешествие, нужно приобрести билеты. Для этого вам нужно

выполнить задание: необходимо расшифровать маркировку металлов, и определить к какой

группе они относятся. Я приглашаю по 1 человеку от каждой группы для выполнения этого

задания:

Задание №1.

1. 20ХН3А

(сталь в среднем содержит 0,20% углерода, около 1% хрома, 3% никеля, буква А в

конце марки означает, что сталь высококачественная);

2. ВЧ42

(высокопрочный чугун с пределом прочности равный 420 МПа)

;

3. 30ХГСШ

( сталь в среднем содержит 0,30% углерода, около 1% хрома, магния, кремния,

буква Ш в конце марки означает, что сталь особовысококачественная);

4. СЧ45

(серый чугун с пределом прочности равный 450 МПа)

.

Ведущий: Итак, выполнив первое задание, вы получили право принять участие в нашем

путешествии.

Начинаем своё путешествие в родном городе Нальчик, и первый пункт машиностроительный

завод, на котором многие из вас будут проходить производственную практику.

Об этом заводе нам расскажет учащийся Гедгафов Кантемир, который подготовил мини-

проект «ОАО Нальчикский машиностроительный завод»

1. Учащийся – Гедгафов Кантемир

МАШ–завод – родной завод

Без металлов не живёт:

Провода, станки, детали

Без металлов не бывают.

Встретишь тут и встретишь там

Алюминий, медь, вольфрам,

Барий, олово, свинец,

Цинк и магний, наконец,

Хром, железо, никель, ртуть-

Ничего не позабудь!

Видишь слева, видишь справа

Сталь, чугун, другие сплавы.

Задание №2.

Ведущий: Какие металлы используют на заводе, при изготовлении деталей автомобиля?

ОТВЕТ: При изготовлении деталей автомобиля используют алюминий, медь, чугун, сталь.

Задание №3.

Ведущий: Кто ответит, что такое сталь, как она классифицируется, и какие детали

машин можно изготовить из неё?

ОТВЕТ: Сталь — это сплав железа с углеродом и другими элементами при содержании

углерода менее 2,14 %.

Классификация сталей:

Углеродистые стали: обыкновенного качества, конструкционные, инструментальные.

Изготавливают детали машин, трубы, болты, гвозди, инструменты, скрепки;

Легированные стали: низколегированные, среднелегированные, высоколегированные,

пружинно-ресссорные и шарикоподшипниковые стали. Из неё изготавливают

распределительные и коленчатые валы, оси, рычаги, шестерни, поршневые пальцы, рессоры,

подшипники и т. д. Применяют в автомобиле-, самолёто-, ракето- и судостроении.

Задание №4.

Ведущий: Какой металл называю чугуном, как он классифицируется, и какие детали

машин можно изготовить из неё?

ОТВЕТ: Чугуном называются железоуглеродистые сплавы, содержащие более 2,14%

углерода. Классифицируются чугуны на белые, серые, ковкие, высокопрочные и

антифрикционные.

Из чугуна изготавливают: блоки цилиндров, поршни цилиндров, маховики, картеры коробки

передачи, барабаны сцепления, зубчатые колёса, шпинделя, распределительные валы,

тормозные барабаны и пр.

Ведущий: Теперь мы отправляемся на станцию «Периодическая». Учащийся Мидов Азамат и

Клишев Валерий проведут экскурсию и познакомят нас с этой станцией.

2. Учащийся – Мидов Азамат: мини-проект «Металлы в периодической системе

Д.И.Менделеева»

В проезде Ученическом

Есть дом Периодический-

Квартиры там и тут.

А в них металлы разные-

Хорошие прекрасные,

Спокойные, ужасные

Давным-давно живут.

Они живут, не ссорятся,

В них электроны водятся,

В решётках металлических

Туда-сюда снуют.

Задание №5.

Ведущий: Какую кристаллическую решётку имеют хром, ванадий, вольфрам, молибден?

Опишите её.

ОТВЕТ: Кубическую объемно-центрированную решетку, в которой

содержится девять

атомов, восемь расположенные на вершинах куба и один в геометрическом центре куба.

Задание№6.

Ведущий: Какую кристаллическую решётку имеют никель, медь, алюминий, кальций?

Опишите её.

ОТВЕТ: Кубическую гранецентрированную решетке, в которой

содержится

четырнадцать

атомов, расположенные на вершинах куба и в центрах всех его граней.

Ведущий: Валерий Клишев продолжает знакомить нас со станцией «Периодической»

3. Учащийся – Клишев Валерий: мини-проект «Общие характеристики металлов»

Металл в большом количестве

Проводит электричество,

Огнём блестят на солнце,

Их плавят и куют.

Ещё они пластичные,

(но это дело личное)

И хрупкие металлы

Увидеть можно тут.

Они легко расплавятся

Другим это не нравится,

Они до тысяч градусов

В плавлении дойдут.

Ленивые, активные и радиоактивные

Такие очень разные,

Металлы здесь живут.

Задание№7.

Ведущий: Кто вспомнит, что называют плавлением?

ОТВЕТ: Плавление это переход металла из твёрдого состояния в жидкое?

Задание №8.

Ведущий: Какой процесс называется кристаллизаций?

ОТВЕТ: Кристаллизацией называют переход сплава из жидкого состояния в твёрдое.

Задание №9.

Ведущий: Давайте вспомним по предмету химии: Какое положение занимают металлы в

периодической таблице Д.И. Менделеева? Назовите их.

ОТВЕТ: Металлы расположены в левой и нижней части периодической таблицы: литий,

бериллий, натрий, магний, алюминий, калий, кальций, титан, ванадий, хром, марганец,

железо, кобальт, никель, медь, цинк, свинец, олово, золото, вольфрам.(20)

Ведущий: А теперь следующая станция – «Историческая». С ней нас познакомит Хашев

Анзор: мини-проект «Интересные факты о металлах»

4. Учащийся – Хашев Анзор

На заре цивилизаций

Человек ещё не знал

Погружая камни в пламя,

Что он выплавит металл.

Что металл для человека

Будет важен, словно хлеб,

Не мечтал об этом даже

Первобытный человек.

Задание №10.

Ведущий: Что называют металлическим сплавом?

ОТВЕТ:

Металлическим сплавом называют вещества, состоящие из двух или нескольких

компонентов, полученных путём диффузии компонентов в твёрдом, жидком или

газообразном состоянии.

Задание №11.

Ведущий: А кто вспомнит, что мы называем диффузией?

ОТВЕТ: Диффузия это взаимное проникновение атомов компонентов с образованием новых

однородных веществ.

Задание №12.

Ведущий: Что называют легирующими компонентами?

ОТВЕТ:

Легирующими называют компоненты, вводимые в сплав для придания ему нужных

свойств.

Ведущий: А теперь давайте вспомним предмет «Устройство автомобиля».

Задание №13.

1. В каких деталях автомобиля присутствует медь?

ОТВЕТ: В обмотке генератора переменного тока, в обмотке статора и ротора, в обмотке

якоря стартера и обмотке тягового реле стартера и т. д.

2. Какие детали автомобиля изготавливают из алюминиевых сплавов?

ОТВЕТ: Блок цилиндра автомобиля, картер механизма сцепления, головка блока

автомобиля, силовой агрегат и т.д.

3. Какие детали автомобилей изготавливают из чёрных металлов?

ОТВЕТ: Балку переднего моста автомобиля, балку заднего ведущего моста, коробку передач

и др.

4. Какой цветной металл применяют для изготовления кислотного аккумулятора?

ОТВЕТ: Свинец.

Ведущий: Следующая станция «Литературная». Учащийся Мечиев Артём прочитает нам

стихотворение, в котором встречаются крылатые выражения с упоминанием различных

металлов. Внимательно послушайте.

5. Учащийся – Мечиев Артём

Называем в честь металлов

Иногда наперебой

Если нервы, то стальные,

А характер – золотой.

Золотой у солнца лучик,

Снег – скопленье серебра,

Из свинцовой мрачной тучи

Дождик льёт, как из ведра.

А у рыжих – медный волос

Или просто медный блеск.

Золотой пленяет голос,

Золотой проходит век.

Золотая лихорадка

Губит душу у людей

Видно, кто к богатству падкий,

Кто простак, а кто злодей.

***

Ведущий: Парад металлов, как парад планет.

Нет главных и второстепенных нет.

Металлы разные по-своему важны

И в жизни человека все нужны!

***

Сейчас мы посмотрим мини-проект «Металлы в нашей жизни», подготовил его учащийся

Клишев Валерий.

Ведущий: Спасибо тебе Валерий.

Завершая наш маршрут

Снова оказались тут!

Помечтали, поиграли,

Повторили всё, что знали,

Что-то новое узнали.

***

И на этом завершаем

Наше путешествие

В страну металлов.

**********************************************************

Сейчас слово предоставляется нашим гостям. Они определят, кто или какая группа лучше

разбирается в металлах.

Критерии оценки конкурса.

Индивидуально отличились:

Итак:

- первое место у команды группы:

- второе место у команды группы:

- третье место у команды группы:

Всем спасибо!

№ Конкурса

Максимальное

количество очков

Команды групп

М – 21

М – 22

Мс – 21

Мс – 22

Задание №1

1 балл

Задание №2

1 балл

Задание №3

5 баллов

Задание №4

5 баллов

Задание№5

5 балов

Задание№6

5 балов

Задание№7

4 балла

Задание№8

4 балла

Задание№9

3 балла

Задание№10

4 балла

Задание№11

4 балла

Задание№12

4 балла

Задание№13

5 баллов

Количество очков

50 баллов



В раздел образования