Напоминание

Коллективно-творческое дело (КТД) как инновационная технология патриотического воспитания дошкольников


Автор: Шевцова Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Улыбка"
Населённый пункт: село Павловск, Павловский район, Алтайский край
Наименование материала: презентация опыта работы
Тема: Коллективно-творческое дело (КТД) как инновационная технология патриотического воспитания дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Коллективно творческое дело (КТД) как инновационная технология

патриотического воспитания дошкольников

Составители:

Еремина Т.Н., заведующий МБДОУ д/с «Улыбка»,

Расторгуева О.А.,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка»

Шевцова И.В.,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Улыбка»

Слайд 1 Титульный

В настоящее время российское общество остро ощущает глобальный кризис, охвативший

не только экономические и другие сферы, но и самого человека – его сознание, чувства,

поведение. Снижается роль моральных норм и критериев, идет ломка сложившихся

нравственных ценностей, обесценивание человеческой жизни, рост преступности, поэтому

сегодня патриотическое и нравственное воспитание детей становится одним из важных

направлений в работе дошкольных образовательных учреждений.

Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть

определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на

ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причём такие методы, которые, не

казались бы ребёнку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично

наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее

неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Слайд 2

-

ММО младших групп:

«Маленькие патриоты своей страны!»

- ММО средних и старших групп: «Мой край для меня это Родина! А родина это Алтай! Формирование

экологической культуры посредством ознакомления дошкольников с природой родного края»

- ММО подготовительных групп: «Добрые сердца» (волонтерское движение в ДОУ)

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного

возраста основана, прежде всего, на знании психологических особенностей и возрастных

возможностей детей этого возраста. Поэтому мы разделили на три возрастные группы:

младшие, средние и старшие, подготовительные, к которым относится разновозрастная гр

«Лучики».

Слайд 3 (тема РИП «

Технология коллективно-творческой деятельности (КТД) как средство

патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях внедрения и реализации

Федеральной программы воспитания»)

1

Сегодня я хочу рассказать об инновационной форме работы по формированию гражданско-

патриотических основ у дошкольников: коллективное творческое дело, которое мы взяли

в основу по новой заявке для участия в РИП 2023.

Слайд 4 ( Иванов)

Еще А.С. Макаренко считал, что главное в педагогике будущего, существенное

отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и «свободного воспитания». А

продолжил его педагогическое наследие и стал его последователем академик Игорь

Петрович Иванов.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова.

Слайд 5

В его книге «Энциклопедия коллективных творческих дел» первая глава называется

«КТД – не мероприятие, а забота». В ней И.П. Иванов пишет: «Суть каждого дела –

забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях»

Сборник «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам

педагогической общественности. Сам сборник, и материалы, которые мы собрали вам, я

скину на электронные почты для разработки проектов средних- подготовительных групп,

которые

будут

работать

по

РИП.

Младшие

группы

тоже

будут

работать

по

патриотическому направлению, но по возрастным особенностям не смогут организовывать

работу в форме КТД, поэтому участвовать в РИП не будут. В нашем проекте мы уже

запланировали темы коллективно творческих дел, поэтому ваша задача будет наполнить

их содержанием, оформить, хотите, можно организовать и свои. Обо всем этом мы

расскажем на вашем первом заседании.

Слайд 6

Коллективно-творческое дело это:

Что такое КТД? Понятие «Коллективное Творческое Дело» И.П. Ивановым

определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание

нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий

продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы эта детская группа, создавала его

впервые.

В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов,

осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание,

в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно-

мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Таким образом, это дело-занятие, действие как забота о своем коллективе, друг о друге,

об окружающих людях, о далеких друзьях, об улучшении жизни

коллективное, потому что ОРГАНИЗУЕТСЯ вместе

– ребятами и старшими

товарищами (педагогами, родителями), как их общая забота.

2

Это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск

лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только

выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое

еще и потому, что не может делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах,

всегда выявляет новые свои возможности.

Слайд 7

КТД направлен на:….

Ребенок

может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать.

Значит,

необходимо

его положительно мотивировать. Рассмотреть все многообразие

мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах

ребенка для участия в коллективных творческих делах -

в реализации своих

способностей, выиграть в соревновании, помочь кому-то и .д. - это наиболее простые в

достижении мотивы, не основанные на отрицательных эмоциях.

Хочу сказать о возможностях, которые КТД дают педагогу –

- развивать творческий потенциал;

- совершенствовать свои организаторские способности;

- изучать детский коллектив;

- объединять обучающихся, педагогов, родителей;

- управлять процессом развития личности;

- развивать рефлексивные способности.

Слайд 8

Существует несколько классификаций КТД: 1.По жанру.

2.По длительности подготовки и проведения.

3.По объему.

Слайд 9

На слайде вы видите виды деятельности КТД:

1.Художественно-эстетические.

2. Интеллектуально-познавательные.

3.Трудовые.

4.Общественно-политические.

5. Социально-ориентированные. 6.Спортивные.

7.Организаторские.

8.Экологические.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить

чью-то авторскую идею КТД невозможно, но «схватить» эту идею, почувствовать её и

разработать с детьми в обновленном варианте – уже творчество. И у каждого педагога

будет КТД иметь свое индивидуальное содержание, даже на одну и ту же тему (например в

группе проводите конкурс чтецов к 9 мая, чтобы выбрать лучшего для участия в конкурсе

3

ДОУ. У каждого воспитателя план КТД будет форма одна, а содержание разное, так как

каждый будет планировать свое наполнение этого дела сам).

Слайд 10

Рассмотрим методику организации и проведения КТД

Каждое

коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до

нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Структура каждого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Я остановлюсь коротко на всех стадиях. Вопросы каждой стадии, которые ставит педагог

будут на слайде. Я их зачитывать не буду, чтобы не тратить время.

Слайд 11 (структура КТД)Первая стадия - предварительная работа.

Первая стадия - предварительная работа коллективное целеполагание. На этой

стадии педагог составляет модель будущего КТД, осмысливает воспитательные цели и

задачи, анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе, определяет место

КТД в общей системе воспитательной работы.

В конце данной стадии он проводит стартовую беседу, суть которой заинтересовать

будущей работой и получить от детей идеи.

Слайд 12 Вторая стадия - коллективное планирование.

Вторая стадия - коллективное планирование.

Составляется общий план работы коллектива и планируется конкретное КТД (пишется

план, сценарий и т.д).

Слайд 13 Третья стадия - коллективная подготовка КТД.

Самая сложная и ответственная Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Для

подготовки и проведения коллективно творческого дела создается инициативная группа,

которая разрабатывает план действий и планирует работу (оформление, костюмы и т.д.)

Слайд 14 Четвертая стадия - проведение КТД.

Проведение КТД – это четвертая стадия, где предваряется в жизнь все, что было задумано.

Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Слайд 15 Пятая стадия - подведение итогов КТД.

На пятой стадии проходит подведение итогов или анализ сразу после проведения КТД.

Необходимо соблюдать некоторые правила: 1 это очередность, когда анализ

необходимо начинать индивидуально «сам о себе» говорит ребенок, затем группа о КТД,

анализ педагога.

4

Так же педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три

ключевых момента:

отметить все положительное (что было хорошо и почему) и его должно быть больше,

чем негативного.

обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела (что не

получилось и почему).

наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных

личностей (что предложим на будущее).

На данной стадии педагог ставит перед собой следующие задачи: Как научить

ребят коллективно подводить итоги своей работы? Как помочь воспитанникам

анализировать и оценивать проделанную работу? Как сделать,

чтобы коллективный анализ стал традицией?

Слайд 16 Шестая стадия - последействие.

На шестой стадии, которая называется коррекция или ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ

реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной

работы. Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно

поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать, улучшению тех

отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений

взаимопонимания, подлинного товарищества, -которые были рождены и создавались в

процессе подготовки и проведения КТД.

Слайд 17

Говоря о Коллективно творческих делах на практике, хочу сказать о некоторых

трудовых делах.

Вы знаете, что Наш детский сад стал участником Движения первых, когда ребята

подготовительных групп приняли участие в акции «Книга другу». Книги, которые

принесли дети со своими родителями, отправили в библиотеки Донбаса, Луганской

области, Херсонской. Мы все считаем, что сделали большое доброе дело.

Мы не бросаем связь с руководителем районного движения Завалишиной Альбиной.

В плане проекта Волонтеры Мы запланировали КТД «Посылка солдату», связались с ней,

рассказав о нашем проекте, спросили, как бы нам организовать такую акцию и отправить

посылки.. Альбина рассказала о нас в краевом центре Движения первых. Они

заинтересовались нашим детским садом, сказали, что они рады, что есть такой детский сад,

который хочет сотрудничать, заинтересовались нами и

будут нас привлекать

по

возможности. И как будут организовывать посылки воинам, то нам обязательно сообщат.

Трудовой рейд (помощь малышам, пожилым и т.д.)например, наши воспитанники как

тимуровцы не могут ходить помогать пожилым людям, но зато они могут помощь своим

бабушкам и дедушкам. Мы думаем, что это тоже будет им полезно в воспитательных

моментах.

Могут помогать малышам в проведении игр, одевании на улицу.

5

слайд 18 Коллективно творческие дела на практике

2.

Трудовой

десант

(помощь

в

посадке

деревьев,

уборке

территории,

организации праздника).

3. Подарок далеким друзьям (ПДД).

4.Сюрприз.

5. Фабрика трудовая –ролевая игра (что-то изготавливают для других).

(счетный материал для младших…наглядные пособи, гербарий … сувениры-игрушки

из природного материала, новогодние украшения и елочные игрушки;

материал (оборудование) для познавательных, подвижных, спортивных игр – в

игротеку, детскому саду, детской площадке и другим подшефным;

оформление для праздников

Фабрика может действовать в течение одного дня, нескольких дней или недель, что

зависит от выбранного с ребятами задания.

Теперь вопрос к вам:

Скажите, как вы поняли, в чем отличие акции, мероприятия, которые мы проводили

раньше от КТД? (мы давали готовый материал)

Слайд 18 Заключение

В заключении хочу сказать, что коллективное творческое воспитание - особый

способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную

деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Оно является важнейшим

структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.

Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя

композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен

замысел коллективного творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором

куча

индивидуальных

ролей,

положений,

заданий,

ситуаций,

находок)

богат

коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД.

Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной

деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились

роскошью общения, содружеством и сотворчеством.

Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных

микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения,

занимает новые положения. Группа – главный «инструмент» КТД. Ребят надо учить

работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и

желаниями. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер

своего участия и ответственности.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в

коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много

нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей.

6

В новостях показывали встречу в Москве нашего президента Владимира Владимировича

Путина с молодежью – студенты вузов, участники инновационных проектов, ребята,

которые выиграли международные олимпиады,. И президент говорил о перспективах, об

инновационных проектах, программах, делах, направленных на развитие страны, на

воспитание будущего поколения, что все это должно отвечать процессам обновления

жизни страны. Что

Каждое дело - творчески, иначе - зачем?

Каждое дело - с пользой, иначе - зачем?

Каждое дело - людям, иначе - зачем?

Воспитывая

высокообразованную,

культурную,

творческуюи социально-

активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о

радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к

Родине, природе, обществу, труду, семье, самому себе, формировать жизненные

представления по законам красоты. Такой подход позволяет осуществить гармоничный

переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через

отзывчивость

к активным социальным действиям.

7



В раздел образования