Автор: Митрофанова Яна Вадимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: консультация для молодых педагогов
Тема: "Построение педагогического процесса в группе раннего возраста в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
Построение педагогического процесса в группе раннего возраста в
дошкольной образовательной организации
(консультация для молодых педагогов)
Подготовила: Митрофанова Я.В., старший воспитатель
МБДОУ ЦРР д/с №79 г. Ставрополь
Многие десятилетия содержание дошкольного образования было
ориентировано
на
отдельные
направления
развития:
развитие
речи,
изобразительной деятельности, основных движений и т. д. В каждом
направлении выделены специфические виды деятельности. Например,
развитие речи включает работу по формированию звуковой культуры,
обогащению словаря, развитию связной речи; изобразительная деятельность
подразумевает рисование, создание аппликаций, лепку, конструирование;
музыкальное воспитание — пение, слушание, музицирование, движение и т.
п.
Несмотря
на
то
что
в
дошкольном
образовании
нет
школьной
«предметности», как правило, задачи каждого из направлений развития
реализовывались на разном содержании: говорим о куклах, предлагаем
нарисовать травку, поем о кораблике, играем в «солнышко и дождик».
Какие явления возникали и возникают в развитии детей вследствие
«быстро сменяемого» содержания:
· фрагментарность, мозаичность сведений, разрыв (или сложности
возникновения) смысловых связей между предметами — явлениями —
событиями — собственными чувствами, отношениями и смыслами;
· привязанность конкретного умения к конкретному содержанию
(лепить морковку могу, а нарисовать, рассказать или выложить из мозаики не
могу, потому что «мы ее только лепили»), а поскольку лепить морковку мне
было не слишком интересно, то это конкретное содержание «прошло мимо
моего сознания»;
· «выпадение» определенного содержания или действия из опыта
ребенка, если он в силу обстоятельств пропустил какие-то занятия;
· отсутствие
времени
на
реакцию,
осмысление,
присвоение,
проживание опыта;
· отсутствие возможности выбора действия в соответствии со
своими мотивами и приоритетами.
Особенности организации образовательной деятельности в группах
раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО — это отсутствие
жесткости, назидательности, оторванности от реальных интересов, реальных
возможностей и жизненных обстоятельств малышей.
При определении целей и задач важно помнить о целевых ориентирах
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, об особенностях раннего возраста, о разнообразии социальных
ситуаций развития и индивидуальных особенностях детей.
При формировании содержания образовательной деятельности важен
комплексно-тематический подход — все варианты сведений, действий
должны быть взаимосвязаны.
При
реализации
содержания
важен
«открытый
ритм»,
ориентированный на состояние, интересы, возможности конкретной группы
детей.
При выборе способов действий — ориентация на педагогически
целесообразные действия взрослых, организующих свою деятельность, а не
деятельность детей.
При оценке эффективности образовательной деятельности прежде
всего следует вести наблюдение за активностью детей в самостоятельно
выбранной деятельности.
Для организации образовательного процесса в рамках многодневных
тем важно использовать те условия (цветы, листья, животные, действия
взрослых и пр.), которые типичны для восприятия детей и доступны для
места расположения детского сада.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
· ребенок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
· использует
специфические,
культурно
фиксированные
предметные
действия,
знает
назначение
бытовых
предметов
(ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в
общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им;
· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на
различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная
моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.).
Что мы можем извлечь из этих положений ФГОС ДО? Главное — мы
должны поддержать энтузиазм, инициативу, активность детей в познании
окружающего мира; способствовать возникновению и развитию доверия к
окружающему миру, веры в свои возможности. Задача взрослых — создать
благоприятные
психолого-педагогические
условия,
разнообразную
доступную предметно-пространственную среду, атмосферу защищенности и
эмоционального комфорта, ненавязчивую конструктивную демонстрацию
взрослыми социально значимых моделей поведения и поддержку в детях
стремления к конструктивной самостоятельности.
Эти
задачи
должны
решаться
взрослыми
при
организации
образовательного процесса, который в отношении детей раннего (и
дошкольного!) возраста вбирает в себя все время пребывания ребенка в
детском саду.
Здравый смысл подсказывает следующую тактику: взрослый прежде
всего организует собственную деятельность: «Я хочу сделать...», «Я
решила...», «Я буду...», но при этом не собирает всех детей для обязательного
участия в названной деятельности — то есть для «организованного занятия».
Таким образом, взрослый дает детям пример культуросообразного поведения
— «можно делать то или это, так или этак». Постепенно у детей формируется
представление
о
разнообразии
возможностей
—
основы
для
самостоятельного выбора. Взрослый вовлекает в свои действия и общение
тех, кто проявил к ним живой интерес.
Интерес только части детей к тому или иному действию взрослого не
означает необходимости повторения этого действия с расчетом на то, что в
нем будут участвовать остальные, еще не охваченные дети. Воспитатели
исходят из того, что интерес к деятельности, активизация речи, расширение
представлений о предметах и явлениях мира, формирование умений и прочие
важные направления развития осуществляются на любом содержании, в
любых видах деятельности.
В этом случае взрослый организует свою деятельность в течение дня
следующим образом: называет то, что хочет сделать — делает — предлагает
включиться в деятельность тем детям, чье внимание удалось привлечь, не
упуская из виду тех, кто выбрал другие игры, но не притягивает их к себе
насильно. В течение дня взрослый решает образовательные задачи,
несколько раз инициируя выбранный вид деятельности. Например, утром
устраивается неподалеку от пришедших первыми детей и сообщает: «Куклы
наши проснулись, надо их умыть / одеть / покормить завтраком» — и дальше
комментирует свои действия. В период, принятый в практике дошкольного
образования как «нормативный» для проведения занятий, то есть в 9 утра,
взрослый вновь сообщает: «Я сейчас приготовлю нашим куклам одежду,
пусть они выбирают, что надеть» — по сути, повторяет те же действия и
комментарии, что и утром. Возможно, к нему присоединятся те же
(утренние) участники, возможно, проявят интерес другие дети, кто-то не
заинтересуется этими действиями вовсе, но проявит к ним интерес завтра или
послезавтра.
Следующий
подход
к
действиям
одевания
закономерно
возникает во время подготовки к прогулке / раздевания после прогулки / при
подготовке ко сну / после сна. Точно так же могут быть организованы
рисование / лепка / музицирование... Нет необходимости устраивать
коллективную «высадку» — дети учатся разными способами, каждый в
своем темпе, не только в детском саду. Еще одна особенность, которую
следует осмыслить и применять: для детей младенческого и раннего
возраста,
обладающих
наглядно-действенным
мышлением,
важна
контекстная речь.