Напоминание

"Построение педагогического процесса в группе раннего возраста в дошкольной образовательной организации"


Автор: Митрофанова Яна Вадимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №79
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: консультация для молодых педагогов
Тема: "Построение педагогического процесса в группе раннего возраста в дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Построение педагогического процесса в группе раннего возраста в

дошкольной образовательной организации

(консультация для молодых педагогов)

Подготовила: Митрофанова Я.В., старший воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с №79 г. Ставрополь

Многие десятилетия содержание дошкольного образования было

ориентировано

на

отдельные

направления

развития:

развитие

речи,

изобразительной деятельности, основных движений и т. д. В каждом

направлении выделены специфические виды деятельности. Например,

развитие речи включает работу по формированию звуковой культуры,

обогащению словаря, развитию связной речи; изобразительная деятельность

подразумевает рисование, создание аппликаций, лепку, конструирование;

музыкальное воспитание — пение, слушание, музицирование, движение и т.

п.

Несмотря

на

то

что

в

дошкольном

образовании

нет

школьной

«предметности», как правило, задачи каждого из направлений развития

реализовывались на разном содержании: говорим о куклах, предлагаем

нарисовать травку, поем о кораблике, играем в «солнышко и дождик».

Какие явления возникали и возникают в развитии детей вследствие

«быстро сменяемого» содержания:

· фрагментарность, мозаичность сведений, разрыв (или сложности

возникновения) смысловых связей между предметами — явлениями —

событиями — собственными чувствами, отношениями и смыслами;

· привязанность конкретного умения к конкретному содержанию

(лепить морковку могу, а нарисовать, рассказать или выложить из мозаики не

могу, потому что «мы ее только лепили»), а поскольку лепить морковку мне

было не слишком интересно, то это конкретное содержание «прошло мимо

моего сознания»;

· «выпадение» определенного содержания или действия из опыта

ребенка, если он в силу обстоятельств пропустил какие-то занятия;

· отсутствие

времени

на

реакцию,

осмысление,

присвоение,

проживание опыта;

· отсутствие возможности выбора действия в соответствии со

своими мотивами и приоритетами.

Особенности организации образовательной деятельности в группах

раннего возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО — это отсутствие

жесткости, назидательности, оторванности от реальных интересов, реальных

возможностей и жизненных обстоятельств малышей.

При определении целей и задач важно помнить о целевых ориентирах

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования, об особенностях раннего возраста, о разнообразии социальных

ситуаций развития и индивидуальных особенностях детей.

При формировании содержания образовательной деятельности важен

комплексно-тематический подход — все варианты сведений, действий

должны быть взаимосвязаны.

При

реализации

содержания

важен

«открытый

ритм»,

ориентированный на состояние, интересы, возможности конкретной группы

детей.

При выборе способов действий — ориентация на педагогически

целесообразные действия взрослых, организующих свою деятельность, а не

деятельность детей.

При оценке эффективности образовательной деятельности прежде

всего следует вести наблюдение за активностью детей в самостоятельно

выбранной деятельности.

Для организации образовательного процесса в рамках многодневных

тем важно использовать те условия (цветы, листья, животные, действия

взрослых и пр.), которые типичны для восприятия детей и доступны для

места расположения детского сада.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно

действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими

предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата

своих действий;

· использует

специфические,

культурно

фиксированные

предметные

действия,

знает

назначение

бытовых

предметов

(ложки,

расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими

навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в

бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в

общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь

взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в

движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит

действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их

действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию

картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на

различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная

моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,

перешагивание и пр.).

Что мы можем извлечь из этих положений ФГОС ДО? Главное — мы

должны поддержать энтузиазм, инициативу, активность детей в познании

окружающего мира; способствовать возникновению и развитию доверия к

окружающему миру, веры в свои возможности. Задача взрослых — создать

благоприятные

психолого-педагогические

условия,

разнообразную

доступную предметно-пространственную среду, атмосферу защищенности и

эмоционального комфорта, ненавязчивую конструктивную демонстрацию

взрослыми социально значимых моделей поведения и поддержку в детях

стремления к конструктивной самостоятельности.

Эти

задачи

должны

решаться

взрослыми

при

организации

образовательного процесса, который в отношении детей раннего (и

дошкольного!) возраста вбирает в себя все время пребывания ребенка в

детском саду.

Здравый смысл подсказывает следующую тактику: взрослый прежде

всего организует собственную деятельность: «Я хочу сделать...», «Я

решила...», «Я буду...», но при этом не собирает всех детей для обязательного

участия в названной деятельности — то есть для «организованного занятия».

Таким образом, взрослый дает детям пример культуросообразного поведения

— «можно делать то или это, так или этак». Постепенно у детей формируется

представление

о

разнообразии

возможностей

основы

для

самостоятельного выбора. Взрослый вовлекает в свои действия и общение

тех, кто проявил к ним живой интерес.

Интерес только части детей к тому или иному действию взрослого не

означает необходимости повторения этого действия с расчетом на то, что в

нем будут участвовать остальные, еще не охваченные дети. Воспитатели

исходят из того, что интерес к деятельности, активизация речи, расширение

представлений о предметах и явлениях мира, формирование умений и прочие

важные направления развития осуществляются на любом содержании, в

любых видах деятельности.

В этом случае взрослый организует свою деятельность в течение дня

следующим образом: называет то, что хочет сделать — делает — предлагает

включиться в деятельность тем детям, чье внимание удалось привлечь, не

упуская из виду тех, кто выбрал другие игры, но не притягивает их к себе

насильно. В течение дня взрослый решает образовательные задачи,

несколько раз инициируя выбранный вид деятельности. Например, утром

устраивается неподалеку от пришедших первыми детей и сообщает: «Куклы

наши проснулись, надо их умыть / одеть / покормить завтраком» — и дальше

комментирует свои действия. В период, принятый в практике дошкольного

образования как «нормативный» для проведения занятий, то есть в 9 утра,

взрослый вновь сообщает: «Я сейчас приготовлю нашим куклам одежду,

пусть они выбирают, что надеть» — по сути, повторяет те же действия и

комментарии, что и утром. Возможно, к нему присоединятся те же

(утренние) участники, возможно, проявят интерес другие дети, кто-то не

заинтересуется этими действиями вовсе, но проявит к ним интерес завтра или

послезавтра.

Следующий

подход

к

действиям

одевания

закономерно

возникает во время подготовки к прогулке / раздевания после прогулки / при

подготовке ко сну / после сна. Точно так же могут быть организованы

рисование / лепка / музицирование... Нет необходимости устраивать

коллективную «высадку» — дети учатся разными способами, каждый в

своем темпе, не только в детском саду. Еще одна особенность, которую

следует осмыслить и применять: для детей младенческого и раннего

возраста,

обладающих

наглядно-действенным

мышлением,

важна

контекстная речь.



В раздел образования