Автор: Клусова Светлана Владимировна
Должность: учмитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа 6 имени Героя РФ Морева И.А.
Населённый пункт: г.Кулебаки , Нижегородской области
Наименование материала: Разработка урока.
Тема: Падежные окончания имен существительных 1 склонения.
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык.
Класс: 4«б»
Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-
го склонения».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1 склонения,
провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных 1
склонения.
Задачи урока:
1. Образовательные: познакомить учащихся с падежными окончаниями имен
существительных 1 склонения.
2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, научную речь.
3. Воспитательные: воспитывать аккуратность в записи , организованность.
Планируемые результаты:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать
выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
в
сотрудничестве
с
учителем,
одноклассниками;
следовать
установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
выполнять
учебные
действия
в
устной,
письменной
речи,
во
внутреннем плане.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
Познавательные: уметь ориентироваться в таблице.
Личностные:
внутренняя
позиция
школьника
на
уровне
положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего
ученика»;
учебно-познавательный
интерес
к
новому
учебному
материалу и способам решения новой задачи.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Используемые ресурсы:
учебник по русскому языку 4 класс 1 часть.
Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., доска, мел, учебник, тетрадь,
презентация.
Методы обучения:
словесный, наглядный, практический, проблемный,
исследовательский.
Ход урока.
I.
Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С
прекрасным, с хорошим.)
- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с
трудностями, с хитростями.)
- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно
таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать
друг другу.)
- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение
наблюдать, сравнивать, делать выводы.
- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
действии.
-Вспомните правила красивого письма. ( Соблюдать высоту букв,
наклон букв , интервал)
-Запишем дату, классная работа. ( Четвертое декабря . Классная работа)
Чистописание.
-Древняя пословица гласит:
На минутке чистописания мы напишем три буквы. Все они находятся в
существительном , которое стоит в В.П
-Назовите это существительное. ( Частицу)Докажите.
Первая буква является гласной в корне этого слова( а)
Вторая буква , гласная находящаяся в суффиксе этого слова(и)
Третья буква является окончанием в этом слове ( у)
Определите порядок следования букв в данном ряду.( аиу ааииуу
аааиииууу)
-Напишите ряд поочередно , удваивая количество букв, затем утраивая и до
конца строки.
-Пропишите пословицу. Выделите орфограммы. В качестве самоконтроля
здесь 10 орфограмм.
Проверка( с доски)
. (Каждый день жизни прибавляет частицу
мудрости.)- открыть
-Какие орфограммы вы можете объяснить?
-В каких словах орфограммы в окончаниях?
-Слова жизни, мудрости это какая часть речи? Слово прибавляет? ( В 4
классе мы будем учиться правильно писать окончания частей речи)
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
- Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).
Проверка д/ з
Прочитайте, отгадайте загадки .
1.Я как песчинка мал, а землю покрываю,
Я из воды, а с воздуха слетаю.( Снег).
2. С неба – звездой, в ладошку – водой.( Сн
е
ж
и
нка
)
-Назовите орфограммы в словах отгадках. Докажите.
-Как можно назвать эти слова ?( Однокоренные)
-Что такое корень слова ?
-Назовите имена существительные , которые относятся к 1 склонению.
Проверка с доски.
- Как вы определили склонение? (Слово поставить в начальную форму,
определить у слова род, выделить окончание)
- У каких существительных можно сразу определить склонение?( Песчинка, ,
снежинка)
- Сделаем вывод
,
какие существительные относятся к 1 склонению и
какие окончания у них могут быть? ( Правило)
Словарная работа
Учитель: Наши знания – это богатство , которое мы складываем в
сундучок, а когда нужно , достаем и используем.
Вспомним, в русском языке есть слова, в которых безударную гласную
нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.
-Как называются такие слова? ( Словарные)
- Прочитайте про себя слова.
Б_седа, т_л_фон, б_лет, _ллея, в_кзал, б_бл__тека,
г_зета, ш_фёр, ж_лезо, комн_та.
-Как думаете, какое задание я вам предложу?
- Поработаем по вариантам.
1 в. Выпишите существительные 1 склонения.
2 в. Выпишите все остальные существительные . Вставьте и подчеркните
пропущенные буквы .
Проверка.
1 в.- читаем орфографически. Проверьте с доски
2 в – читаем орфографически . Проверьте с доски.
-Где можно проверить написание таких слов ? ( По орфографическом у
словарю)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Сейчас мы немного отдохнем, но отдыхая , думаем !
Я буду читать вам отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака
«Багаж». Вы внимательно слушайте, когда услышите существительные 1-го
скл., приседайте.
Начнем!
Дама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
III.
Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим работу с именами существительными 1 склонения.
На доске две группы слов:
-Прочитайте слова про себя.
- В какой части слова нужно вставить пропущенную букву? ( В окончании)
- Прочитаем слова с ударением .
из земли из избушки
к воде к яблоне
- В каких словах написание окончания не вызывает затруднений? Почему?
(В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)
-В каких словах возникает затруднение в написании окончаний? Почему?
(Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме
есть опасность выбрать не ту букву)
-А как проверить ,какую букву надо написать в окончании? Можем сразу
ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)
-
Как вы думаете, какая цель нашего урока?(Узнать правило проверки
безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.)
-
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать безударные
окончания имён существительных 1 склонения.
-Тема нашего урока «Правописание падежные окончания имён
существительных 1 склонения».
IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных
проблем.
Проведем исследование
.
Ваша задача просклонять имена
существительные с ударными и безударными окончаниями.
Работа по таблице стр. 91
- У каких существительных окончание ударное? (Звезда, заря)
- У каких существительных окончание безударное? (Ваза, няня,
Юра,Коля)
-Устно просклоняем существительные сначала с ударными
окончаниями, а затем с безударными окончаниями .
-Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний
имен существительных 1 склонения в одном и том же падеже?
( Различий нет)
Обратим внимание:
Ударные и безударные окончания имён существительных 1
склонения в одном и том же падеже пишутся ОДИНАКОВО
- В каких падежах окончания имен существительных 1 склонения
одинаковы? ( Д.п и П.п. Окончание –е.)
-В каких падежах в написании окончаний можно допустить ошибку , путать
буквы?( Р.п, Д.п, П.п.)
Эти окончания нужно запомнить.
Если мы не можем вспомнить, как правильно написать безударное
окончание , можно взять слово – помощник в этом же падеже.
-Для проверки написания безударных окончаний существуют слова -
помощники. В них окончание всегда ударное. (луна, земля, вода)
Вернемся к словам из начала урока.
- Определите у существительных склонение и падеж и объясните, какие
буквы пропущены в окончаниях .
из земли из избушки
к воде к яблоне
- Безударное падежное окончание сущ – это орфограмма
-Как же мы будем
проверять написание безударных окончаний имен
существительных 1-го склонения?
Проговариваем:
Проверять написание безударных окончаний имен существительных 1
склонения надо по ударным падежным окончаниям имен
существительных этого же склонения в одном и том же падеже.
- А сейчас составим алгоритм проверки безударных окончаний имен
существительных 1 склонения, для этого поработаем в группах.
Работа в группах ( составляют алгоритм – карточки)
Проверка алгоритма( 1 ученик у доски)
Закрепление ( кол-но)
В деревн __, по тропинк ___, от ёлк __, на речк ___, от дорог __,
к ёлк __, на берёз ___, из дом__.
V . Закрепление и применение новых знаний
-На все возникшие вопросы мы ответили, а теперь проверим, как вы усвоили
новый материал урока.
Работа в паре
Вставьте пропущенные окончания в им сущ . В качестве доказательства
запишите слово земля в том же падеже.
Собирай по ягодк_ – наберёшь кузовок. В книг_ ищут не буквы , а
мысли. Не для шапк_ только голова на плечах.
-Проверяем с доски.
- Молодцы! Вы очень внимательны.
Проверка .
VI. Итог урока.
Вот и подошел к концу наш урок.
-Чему учились на уроке?
- Как будете действовать, если у существительного безударное окончание?
VI. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке ( смайлики)
VII.
Домашнее задание
Открываем дневники, записываем д/з: с. 92 упр. 159, просклонять им
сущ, знать алгоритм и слово - помощник 1 склонения
-Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен
существительных?
- Кто научился решать орфографическую задачу в безударных
падежных окончаниях имен существительных?
-Кто еще испытывает затруднение в написании окончаний у
существительных 1 склонения?
-Благодарю вас за активную работу, всем спасибо! Урок окончен.
- Встаньте те ,кто считает, что ваша работа на уроке заслуживает
высокой оценки? А кому надо быть активнее?
Ребята, у меня для вас приготовлена награда. Это Приз Зрительских
Симпатий. Я попрошу наших многоуважаемых гостей определить, кто
сегодня на уроке был самым активным, самым успешным, и вручить эту
награду победителю.