Напоминание

Падежные окончания имен существительных 1 склонения.


Автор: Клусова Светлана Владимировна
Должность: учмитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа 6 имени Героя РФ Морева И.А.
Населённый пункт: г.Кулебаки , Нижегородской области
Наименование материала: Разработка урока.
Тема: Падежные окончания имен существительных 1 склонения.
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока

Предмет: русский язык.

Класс: 4«б»

Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-

го склонения».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1 склонения,

провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных 1

склонения.

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с падежными окончаниями имен

существительных 1 склонения.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, научную речь.

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность в записи , организованность.

Планируемые результаты:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

в

сотрудничестве

с

учителем,

одноклассниками;

следовать

установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

выполнять

учебные

действия

в

устной,

письменной

речи,

во

внутреннем плане.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Познавательные: уметь ориентироваться в таблице.

Личностные:

внутренняя

позиция

школьника

на

уровне

положительного отношения к школе, ориентации на содержательные

моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего

ученика»;

учебно-познавательный

интерес

к

новому

учебному

материалу и способам решения новой задачи.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Используемые ресурсы:

учебник по русскому языку 4 класс 1 часть.

Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., доска, мел, учебник, тетрадь,

презентация.

Методы обучения:

словесный, наглядный, практический, проблемный,

исследовательский.

Ход урока.

I.

Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

- Здравствуйте. Садитесь.

- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С

прекрасным, с хорошим.)

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с

трудностями, с хитростями.)

- Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно

таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать

друг другу.)

- Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение

наблюдать, сравнивать, делать выводы.

- Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в

действии.

-Вспомните правила красивого письма. ( Соблюдать высоту букв,

наклон букв , интервал)

-Запишем дату, классная работа. ( Четвертое декабря . Классная работа)

Чистописание.

-Древняя пословица гласит:

На минутке чистописания мы напишем три буквы. Все они находятся в

существительном , которое стоит в В.П

-Назовите это существительное. ( Частицу)Докажите.

Первая буква является гласной в корне этого слова( а)

Вторая буква , гласная находящаяся в суффиксе этого слова(и)

Третья буква является окончанием в этом слове ( у)

Определите порядок следования букв в данном ряду.( аиу ааииуу

аааиииууу)

-Напишите ряд поочередно , удваивая количество букв, затем утраивая и до

конца строки.

-Пропишите пословицу. Выделите орфограммы. В качестве самоконтроля

здесь 10 орфограмм.

Проверка( с доски)

. (Каждый день жизни прибавляет частицу

мудрости.)- открыть

-Какие орфограммы вы можете объяснить?

-В каких словах орфограммы в окончаниях?

-Слова жизни, мудрости это какая часть речи? Слово прибавляет? ( В 4

классе мы будем учиться правильно писать окончания частей речи)

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

Проверка д/ з

Прочитайте, отгадайте загадки .

1.Я как песчинка мал, а землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха слетаю.( Снег).

2. С неба – звездой, в ладошку – водой.( Сн

е

ж

и

нка

)

-Назовите орфограммы в словах отгадках. Докажите.

-Как можно назвать эти слова ?( Однокоренные)

-Что такое корень слова ?

-Назовите имена существительные , которые относятся к 1 склонению.

Проверка с доски.

- Как вы определили склонение? (Слово поставить в начальную форму,

определить у слова род, выделить окончание)

- У каких существительных можно сразу определить склонение?( Песчинка, ,

снежинка)

- Сделаем вывод

,

какие существительные относятся к 1 склонению и

какие окончания у них могут быть? ( Правило)

Словарная работа

Учитель: Наши знания – это богатство , которое мы складываем в

сундучок, а когда нужно , достаем и используем.

Вспомним, в русском языке есть слова, в которых безударную гласную

нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить.

-Как называются такие слова? ( Словарные)

- Прочитайте про себя слова.

Б_седа, т_л_фон, б_лет, _ллея, в_кзал, б_бл__тека,

г_зета, ш_фёр, ж_лезо, комн_та.

-Как думаете, какое задание я вам предложу?

- Поработаем по вариантам.

1 в. Выпишите существительные 1 склонения.

2 в. Выпишите все остальные существительные . Вставьте и подчеркните

пропущенные буквы .

Проверка.

1 в.- читаем орфографически. Проверьте с доски

2 в – читаем орфографически . Проверьте с доски.

-Где можно проверить написание таких слов ? ( По орфографическом у

словарю)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Сейчас мы немного отдохнем, но отдыхая , думаем !

Я буду читать вам отрывок из стихотворения Самуила Яковлевича Маршака

«Багаж». Вы внимательно слушайте, когда услышите существительные 1-го

скл., приседайте.

Начнем!

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину,

Картонку

И маленькую собачонку.

III.

Определение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим работу с именами существительными 1 склонения.

На доске две группы слов:

-Прочитайте слова про себя.

- В какой части слова нужно вставить пропущенную букву? ( В окончании)

- Прочитаем слова с ударением .

из земли из избушки

к воде к яблоне

- В каких словах написание окончания не вызывает затруднений? Почему?

(В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

-В каких словах возникает затруднение в написании окончаний? Почему?

(Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме

есть опасность выбрать не ту букву)

-А как проверить ,какую букву надо написать в окончании? Можем сразу

ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)

-

Как вы думаете, какая цель нашего урока?(Узнать правило проверки

безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.)

-

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать безударные

окончания имён существительных 1 склонения.

-Тема нашего урока «Правописание падежные окончания имён

существительных 1 склонения».

IV. Открытие новых знаний. Работа над решением поставленных

проблем.

Проведем исследование

.

Ваша задача просклонять имена

существительные с ударными и безударными окончаниями.

Работа по таблице стр. 91

- У каких существительных окончание ударное? (Звезда, заря)

- У каких существительных окончание безударное? (Ваза, няня,

Юра,Коля)

-Устно просклоняем существительные сначала с ударными

окончаниями, а затем с безударными окончаниями .

-Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний

имен существительных 1 склонения в одном и том же падеже?

( Различий нет)

Обратим внимание:

Ударные и безударные окончания имён существительных 1

склонения в одном и том же падеже пишутся ОДИНАКОВО

- В каких падежах окончания имен существительных 1 склонения

одинаковы? ( Д.п и П.п. Окончание –е.)

-В каких падежах в написании окончаний можно допустить ошибку , путать

буквы?( Р.п, Д.п, П.п.)

Эти окончания нужно запомнить.

Если мы не можем вспомнить, как правильно написать безударное

окончание , можно взять слово – помощник в этом же падеже.

-Для проверки написания безударных окончаний существуют слова -

помощники. В них окончание всегда ударное. (луна, земля, вода)

Вернемся к словам из начала урока.

- Определите у существительных склонение и падеж и объясните, какие

буквы пропущены в окончаниях .

из земли из избушки

к воде к яблоне

- Безударное падежное окончание сущ – это орфограмма

-Как же мы будем

проверять написание безударных окончаний имен

существительных 1-го склонения?

Проговариваем:

Проверять написание безударных окончаний имен существительных 1

склонения надо по ударным падежным окончаниям имен

существительных этого же склонения в одном и том же падеже.

- А сейчас составим алгоритм проверки безударных окончаний имен

существительных 1 склонения, для этого поработаем в группах.

Работа в группах ( составляют алгоритм – карточки)

Проверка алгоритма( 1 ученик у доски)

Закрепление ( кол-но)

В деревн __, по тропинк ___, от ёлк __, на речк ___, от дорог __,

к ёлк __, на берёз ___, из дом__.

V . Закрепление и применение новых знаний

-На все возникшие вопросы мы ответили, а теперь проверим, как вы усвоили

новый материал урока.

Работа в паре

Вставьте пропущенные окончания в им сущ . В качестве доказательства

запишите слово земля в том же падеже.

Собирай по ягодк_ – наберёшь кузовок. В книг_ ищут не буквы , а

мысли. Не для шапк_ только голова на плечах.

-Проверяем с доски.

- Молодцы! Вы очень внимательны.

Проверка .

VI. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок.

-Чему учились на уроке?

- Как будете действовать, если у существительного безударное окончание?

VI. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке ( смайлики)

VII.

Домашнее задание

Открываем дневники, записываем д/з: с. 92 упр. 159, просклонять им

сущ, знать алгоритм и слово - помощник 1 склонения

-Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен

существительных?

- Кто научился решать орфографическую задачу в безударных

падежных окончаниях имен существительных?

-Кто еще испытывает затруднение в написании окончаний у

существительных 1 склонения?

-Благодарю вас за активную работу, всем спасибо! Урок окончен.

- Встаньте те ,кто считает, что ваша работа на уроке заслуживает

высокой оценки? А кому надо быть активнее?

Ребята, у меня для вас приготовлена награда. Это Приз Зрительских

Симпатий. Я попрошу наших многоуважаемых гостей определить, кто

сегодня на уроке был самым активным, самым успешным, и вручить эту

награду победителю.



В раздел образования