Автор: Лымарева Ангелина Максимовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Гальбштадтская СОШ"
Населённый пункт: с. Гальбштадт, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Цифровые образовательные технологии на уроках истории и обществознания
Раздел: полное образование
Цифровые образовательные технологии на уроках истории и
обществознания
В современном образовании за предшествующие годы произошли
кардинальные изменения. Эти изменения начались достаточно давно, когда в
образовательных
учреждениях
стали
появляться
первые
компьютеры.
Изначально технику использовали только на уроках информатики, отдельных
курсах. Далее, с начала 2000-х годов компьютерную технику понемногу
стали внедрять и в другие дисциплины, что позволило показывать
документальные фильмы на уроках, работать на интерактивных досках.
Компьютерная техника и интернет предопределили появление новых форм
уроков и домашнего задания – компьютерной презентации. С середины 2010-
х годов начался новый этап компьютеризации образования: информационные
технологии все глубже и обширнее проникают в образовательный процесс. В
каждой современной школе обязательно имеются компьютеры и ноутбуки,
интерактивные доски и СМАРТ-доски, проекторы, выход в Интернет. Вместо
бумажных учебников дети используют электронные, бумажные журналы и
дневники заменены на электронные.
Таким образом, сегодня в школу приходят дети, уже умеющие
пользоваться Интернетом. Кроме того, благодаря телевидению, компьютеру,
Интернету,
в
современном
мире
значительно
увеличился
поток
разнообразной информации: разные точки зрения на одни и те же события,
зачастую
абсолютно
противоположные
мнения,
подтвержденные
и
неподтвержденные факты, в которых очень легко и просто запутаться, но
нелегко разобраться и понять. Поэтому учителю в школе необходимо
доносить проверенную достоверную информацию, при этом делать это так,
чтобы ученику это было доступно и понятно. А для этого необходимо найти
способы повышения эффективности современного обучения.
Для меня, как учителя истории и обществознания, всегда была актуальна
тема: как заинтересовать на уроке всех, вовлечь детей в учебный процесс так,
чтобы уходя с урока, ученики, во-первых, освоили и запомнили материал, и
во-вторых, не остались равнодушными к проблемам нашего прошлого и
настоящего. Ведь история и обществознание – это как раз те учебные
дисциплины, которые во многом способствуют формированию личности
ученика, его качеств, таких как умение анализировать, давать оценку
событию, поступку, делать собственные выводы. Для того чтобы урок
получился интересным и насыщенным, кроме прекрасного знания своего
предмета, учителю сегодня необходимо владеть навыками и умениями
использования цифровых образовательных технологий.
Под цифровыми образовательными ресурсами понимается любой
фрагмент аудиовизуальной информации, представленный на цифровых
носителях. Цифровые образовательные технологии в учебном процессе дают
возможность увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке,
приводят к активизации умственной деятельности, позволяют организовать
урок с использованием разнообразных видов информации, что способствует
формированию положительной мотивации и заинтересованности к предмету
у учащихся.
Пополняя свой профессиональный багаж, для себя я выбрала наиболее
оптимальные методы и формы работы с детьми. В первую очередь, это
мультимедиа-презентации. Это база, на которой я строю все уроки и в
которую можно добавить все необходимое для конкретного урока: фото,
видео-, аудио-фрагмент, отрывки из источника, карту, схему, диаграмму и
многое другое. С помощью презентации сложный материал становится
простым и доступным, наглядным и логичным.
Конечно, составляя свои презентации, я опираюсь на верифицированные
сайты
и
источники,
которые
могут
также
рассматриваться
как
самостоятельный отдельный вид работы. Это в первую очередь сайты
Библиотека ЦОК, РЭШ. На данных сайтах собрана вся необходимая
информация по всем классам и всем предметам.
Благодаря
началу
формирования
единого
образовательного
пространства,
в
том
числе
через
Интернет,
упростилась
процедура
подготовки и проведения уроков. Так, на сайте «Библиотека ЦОК» имеются
все уроки по всем школьным предметам, по всем классам, по всем уровням –
базовом и углубленном. В своей работе я часто пользуюсь материалами
Библиотеки. Это могут быть отдельные этапы урока, отдельные источники
(видео, аудио, фото, письменный источник), так и полное проведение урока в
соответствии с планом Библиотеки ЦОК. Например, в младших классах чаще
использую визуальные материалы, от которых дети в приятном удивлении.
Например, в 6 классе на уроке истории по теме «Культура Византии» в
начале урока показала ребятам предложенный фрагмент из мультфильма, где
показан Константинополь. Реакция шестиклассников была такой же, как у
героя мультфильма: изумление.
В средних и старших классах часто обращаюсь к письменным
историческим источникам и вопросам, чтобы ученики имели возможность
самостоятельно установить истину. Так, к примеру, на уроке обществознания
в 11 классе по теме «Типы избирательных систем» ребята работали с
представленными документами, анализировали их и самостоятельно выявили
характерные признаки каждой избирательной системы. При коллективном
обсуждении мы пришли к выводам о том, по каким системам проводятся
выборы в РФ.
Еще один полезный интернет-ресурс – ФГИС «Моя школа» Ученику
достаточно войти в личный кабинет ФГИС «Моя школа», и там он найдет все
необходимые
материалы:
видео-уроки,
которые
может
посмотреть
самостоятельно (некоторые материалы даже выходят за рамки школьной
программы, что дает возможность более заинтересованным ученикам глубже
изучить тему); перейти в электронный дневник; хранить свои учебные
документы и при необходимости отправлять их; а также проходить
назначенные
учителем
тесты.
Так,
со
старшеклассниками
мы
уже
апробировали и активно используем именно онлайн-тестирование через
систему ФГИС «Моя школа».
Благодаря платформе «Сферум» учитель и ученики находятся в
постоянном контакте. Интерактивная доска «Сферум» дает возможность не
только
учителю
объяснять
и
показывать
материал,
но
и
ученику
непосредственно участвовать в процессе. Так, на уроках истории, на
консультациях я часто прибегаю к такому методу: ученики садятся за
компьютеры группами, парами или индивидуально (в зависимости от
количества детей в классе), я отправляю им в беседу ссылку, и мы начинаем
работать по карте, заполнять пропуски, работать с иллюстративным
материалом – то есть вести интерактивный конспект, который автоматически
остается на доске, а также его можно сохранить как отдельный документ себе
на компьютер или на флешку. Результативность такого метода выше, так как
учащиеся сами ищут информацию, сами заполняют, сами рассказывают и
соответственно лучше запоминают материал.
Данные платформы и сайты очень помогают при дистанционном
обучении, а также для проведения самостоятельных и проверочных работ.
Так, с одиннадцатиклассниками мы уже проводили несколько полноценных
уроков через Библиотеку ЦОК. Так как ученики уже «привязаны» к системе,
им достаточно зайти по направленной мной ссылке в Библиотеку, где им
открывается нужный урок со всеми его этапами, которые школьники могут
пройти самостоятельно, каждый в своем темпе. Задача учителя в данный
момент – лишь контролировать процесс, направлять и отвечать на возникшие
вопросы.
Также для подготовки к экзаменам по истории я создала и веду группу
Вконтакте, где выкладываю для выпускников различные материалы, провожу
интерактивные тесты, стараюсь разнообразить информацию и сделать ее
простой
и
запоминающейся.
Для
этого
использую
современные
подростковые фишки: мемы, шутки, мнемотехнику, игры.
Таким образом, современному учителю сегодня необходимо находить
актуальные методы работы с подрастающим поколением. В огромном
информационном пространстве важно уметь находить нужную и понятную
для детей информацию, а также грамотно преподносить ее. Для того чтобы
заинтересовать ученика, сегодня недостаточно просто увлекательно вести
рассказ. Важно соблюдать баланс: быть «на одной волне» с учащимися,
используя современные информационные технологии, но при этом грамотно
заложить основные ценности и ориентиры в сознание подрастающего
поколения.