Автор: Закирова Людмила Ринатовна
Должность: Тренер-преподаватель
Учебное заведение: ГАУ ДО СО СШОР по велоспорту "Велогор"
Населённый пункт: город Первоуральск, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тактическая подготовка как средство повышения результатов велосипедистов-шоссейников в групповых гонках
Раздел: дополнительное образование
Государственное автономное учреждение дополнительного образования
Свердловской области спортивная школа олимпийского резерва по
велоспорту «Велогор»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тактическая подготовка как средство повышения результатов
велосипедистов-шоссейников в групповых гонках
Разработчик:
Закирова Людмила Ринатовна
тренер-преподаватель
2024
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………3стр.
Глава 1. Обзор литературы…………………………………………………..5стр.
1.1.
Тактическая подготовка. Определение понятий. Основное
содержание и задачи тактической подготовки велосипедистов…......5стр.
1.2. Составление тактического плана…………………………………...….11стр.
1.3.Тактика в велосипедных гонках. Виды тактики………………………13стр.
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования…………….……..22стр.
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………..……22стр.
2.2. Методы исследования………………………………………….……….22стр.
2.3. Организация исследования………………………………...…………..27стр.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……...…………..….34стр.
3.1. Результаты проведения констатирующего эксперимента………..…34стр.
3.2. Результаты формирующего эксперимента……………...….…………38стр.
Выводы………………………………………………………...……….…….41стр.
Практические рекомендации……………………………...………………..42стр.
Список используемых источников………...………...……………………..46стр.
Приложения……………………………………….…………………………50стр.
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одна из характерных особенностей современного
спорта – необычайная плотность результатов. В состязаниях обычно
выступает большое количество велосипедистов с практически одинаковой
физической и технической подготовкой. И тогда решающее слово за
тактическим мастерством.
Практика
показывает,
что
чем
выше
уровень
достижений
в
велосипедном спорте, тем выше требования к тактической подготовке
гонщика. При равных силах в спортивной борьбе побеждает тот, кто лучше
оценивает ситуацию состязаний, быстрее выбирает наиболее правильное
решение и точно осуществляет его, кто творчески реализует заранее
подготовленный тактический план.
Тактика непрерывно изменяется и совершенствуется в соответствии с
развитием физических качеств спортсменов, ростом технической готовности,
изменением правил и условий соревнований, улучшением технического
оснащения гонщиков. Успех реализации главного тактического плана
всецело зависит от того, насколько спортсмену удаётся правильно решить
все тактические проблемы.
Условия
современного
велосипедного
спорта
ставят
перед
спортсменами и тренерами серьёзные задачи в достижении высоких
скоростей, выработке большой выносливости и силы, умении рационально
пользоваться физической и технической подготовленностью. Все эти задачи
могут быть разрешены лишь при соответствующей учебной и тренировочной
работе по тактической подготовке гонщика.
Основная задача тактической подготовки велосипедиста – не столько
освоение хотя бы и очень точных, но постоянных, жёстких форм тактических
действий и взаимодействий, сколько развитие способности инициативно
действовать в самых различных ситуациях гонок. Причем в каждом
конкретном случае велосипедист должен сам найти целесообразные и
3
эффективные в данный момент приёмы и способы взаимодействий с
партнёрами.
Поэтому
необходимо
воспитывать
творческую
самостоятельность спортсмена, умение оперативно решать тактические
вопросы, возникающие в ходе гонок.
Практическая значимость методической разработки заключается в
том, что, анализ тактических действий велосипедистов в групповых гонках
на шоссе позволит выявить наиболее рациональные и приемлемые варианты
тактики для того или иного гонщика, взятого в отдельности. Материалы
исследования
могут
быть
использованы
в
тренировочном
процессе
велосипедистов - шоссейников.
Объект исследования - тренировочный процесс велосипедистов -
шоссейников.
Предмет исследования - тактические варианты ведения спортивной
борьбы, используемые велосипедистами, в ходе групповых гонок с личным
зачётом.
Гипотеза. Я предполагаю, что расширение тактического арсенала у
велосипедистов-шоссейников
приведет
к
качественному
повышению
результативности выступления в групповых гонках.
Цель исследования – Выявить влияние тактической подготовки на
показатели выступления велосипедистов-шоссейников в групповых гонках и
отследить наиболее рациональные способы ведения тактической борьбы.
4
Глава |I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1Тактическая подготовка. Определение понятий. Основное
содержание и задачи тактической подготовки.
ТАКТИЧЕСКАЯ
ПОДГОТОВКА
направлена
на
усвоение
спортсменами необходимых знаний в области тактики, на формирование у
велосипедиста определённых навыков и умений правильного ведения
спортивной
борьбы,
а
также
на
совершенствование
тактического
мастерства.
ТАКТИКА – раздел теории, изучающий целесообразные средства,
способы и формы ведения спортивной борьбы, а также их применение
против конкретного противника в конкретных условиях состязаний для
достижения победы.
К
СРЕДСТВАМ
ТАКТИКИ
относятся
действия
спортсменов,
характеризующиеся
строго
определённой
двигательной
структурой
и
необходимыми для их проявления уровнями физических качеств. Эти
действия базируются на специфических для определённого вида спорта
знаниях, умениях и навыках.
Под
СПОСОБАМИ
ТАКТИКИ
понимается
определённая
организация действий спортсмена и команды, выражающаяся в применении
различных систем, комбинаций и приёмов (контрприёмов). Для решения
одной и той же тактической задачи могут быть использованы различные
варианты систем комбинаций и приёмов.
ФОРМЫ ТАКТИКИ – это определённые комплексы различно
организованных действий спортсмена и команды. Формы тактики связаны с
характером соревновательной борьбы.
Следует различать индивидуальную, групповую и командную формы
тактических действий.
Всю систему тактической подготовки можно условно разделить на
две взаимно связанные части: теоретическую и практическую подготовку.
5
В процессе теоретической подготовки спортсмен изучает в начале
содержание тактики велосипедного спорта, затем общие принципы и
закономерности спортивной тактики, знание которых поможет ему творчески
использовать все богатства тактики других видов спорта для пополнения
собственного тактического арсенала.
В практической подготовке выделяются четыре этапа:
- Овладение отдельными приёмами тактики и элементарными воздействиями
с партнёрами по команде;
- Овладение несколькими схемами соревновательных действий, характерных
для
велосипедных
гонок
(схема
включает
определённые
системы
и
комбинации);
-
Развитие
умения
более
гибко
и
тонко
пользоваться
освоенными
тактическими
системами,
комбинациями
с
учётом
собственных
возможностей;
- Развитие манёвренных способностей, умения создавать в каждой гонке
конкретные планы атаки и защиты, исходя из сложившейся в состязании
ситуации, рельефа, климатических условий и т.д., учитывая слабые и
сильные стороны противника, а также умения переключаться по ходу
состязания с одних вариантов тактики на другие.
Если первые два этапа тактической подготовки раскрывают по существу
содержание
обучения
велосипедиста,
то
два
других
-
процесс
совершенствования, его средства и методы.
Тактическая
подготовка
синтезирует
развитые
физические
и
технические возможности спортсмена, его волевые качества, способствует их
более полному и эффективному проявлению в соревнованиях. С другой
стороны,
физическая
и
техническая
подготовка
велосипедиста
в
совокупности формирует базу для реализации задач тактической подготовки.
Задачи тактической подготовки:
1. Изучение общих положений тактики;
2.
Изучение закономерностей состязаний в специализируемом виде спорта;
6
3.
Изучение тактики избранного вида спорта;
4.
Изучение тактического опыта сильнейших спортсменов;
5.
Изучение возможных противников, их тактической, физической и
волевой подготовленности;
6.
Изучение мест предстоящих соревнований, оборудования и других
внешних факторов;
7.
Разработка тактики к предстоящему соревнованию (выбор наиболее
целесообразной тактической схемы ведения состязания, вариантов и
способов решения отдельных задач, установление графика и т.п.);
8.
Обучение тактическому использованию элементов, приёмов, вариантов
тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях –
«тактические учения»;
9.
Обучение сознательному подходу к выбору действий, тактическому
мышлению, коллективной согласованности в команде;
10.
Анализ
участия
в
соревновании,
эффективность
тактики
и
её
составляющих элементов, вариантов и пр. Учёт ошибок и поражений.
Решение многообразных задач тактической подготовки приучает спортсмена
не только действовать самостоятельно, но и коллективно, объединяя команду
взаимопониманием и сыгранностью. Для подготовки к этому особенно важно
проведение в команде творческих дискуссий по тактическим схемам и
действиям, создание единства мнений, образование климата тактической
совместимости.
Три составных элемента тактики включают:
1)
получение информации;
2)
её переработка;
3)
принятие решения.
В первых двух происходит оценка обстановки, в третьем –
оформление плана действий.
7
Этапы изучения тактики.
Первым этапом
изучения тактики является развитие тактического
мышления спортсмена. Мышление велосипедиста направлено на решение
тактических задач, которые возникают в процессе спортивной борьбы.
Тактическое
мышление
выражается
в
тактических
действиях,
тесно
взаимодействующих
с
выбором
решения.
В
велоспорте
особенности
тактического
мышления
проявляются
через
двигательные
действия,
связанные с интенсивными физическими напряжениями и дефицитом
времени. Сенсорным компонентом здесь является восприятие противника,
его
перемещений
в
поле
зрения,
моторным
–
изменение
скорости
передвижения, рывки, варьирование собственного положения на шоссе и
выход на атакующую позицию. Тактическое мышление следует начинать с
изучения
простейших
примеров,
используемых
гонщиками
в
индивидуальных гонках, равномерного распределения усилий на дистанции,
воспитания чувства скорости. Высокий уровень тактического мышления
проявляется в способности велосипедиста предвидеть ход тактической
борьбы и по возможности упреждать события. Это очень сложный и
многокомпонентный
процесс.
Тактическое
мышление
формируется
у
гонщиков на протяжении длительного времени. Поэтому воспитание
тактического
мышления
–
центральная
и
первоочередная
задача,
направленная на развитие умственных способностей по разработке и
реализации
общего
тактического
замысла,
базирующегося
на
соответствующих знаниях и опыте, на способности наблюдать, быстро
воспринимать и правильно оценивать ситуацию в гонке, своевременно
принимать решения.
Второй этап изучения тактики охватывает подготовку к командным
гонкам. Велосипедист должен научиться использовать в гонке впереди
идущих как лидеров, уметь равномерно вести команду, расслабляться.
В третьем этапе изучения тактики проводится подготовка гонщика к
ведению гонки в группе. Спортсмен должен научиться следить за своими
8
противниками, находить наиболее выгодное место в группе для экономного
расхода энергии, уметь вовремя «поймать» рывок противника, найти
удобный момент для ухода от соперников, научиться финишировать.
Непрерывное решение тактических задач выступает в тесной связи с
воспитанными в процессе тренировок тактическими навыками:
1) навыками реализации быстрой и правильной оценки условий и
применения тактических решений;
2) навыками реализации изученных тактических приёмов и их
комбинаций, быстроты применения тактических действий.
Тактические
действия
предполагают
высокий
уровень
развития
интеллектуальной сферы спортсмена, т.к. решение тактических задач
предъявляет жёсткие требования к его психике. Соотнесение сенсорных
моментов в слежении за действиями противника с моторной реализацией
тактического плана требует высокого уровня координационных процессов,
точность которых является одним из определяющих моментов мастерства
гонщика. Тактические действия велосипедиста обуславливаются рядом
факторов. Условно их можно разделить как на внешние, так и на внутренние.
К внешним относятся – состояние и особенности рельефа трассы,
метеорологические условия, особенности противника.
К внутренним относим самого гонщика, его физические и психические
возможности. Сюда же относят особенности тактического мышления,
определяющиеся быстротой оценки сложившейся тактической ситуации,
способностью предугадывать наиболее вероятный ход противника. К
внутренним же относим и индивидуальный почерк спортсмена, т.е.
особенности его выучки, физические и психологические возможности,
которые связаны с особенностями принятия тактических решений. Они
обусловлены теми же факторами, что и оперативное мышление: быстрая
оценка
обстановки,
скорость
приёма
и
переработки
информации
и
своевременность моторного ответа.
9
Количественные показатели тактического мастерства.
Выделяют пять групп таких показателей. Это показатели объёма,
разносторонности, рациональности, эффективности и освоенности тактики.
ОБЩИМ ОБЪЁМОМ ТАКТИКИ называется перечень тактических
ходов
и
вариантов,
которыми
владеет
спортсмен
или
команда.
Соревновательным объёмом тактики называются тактические ходы и
варианты, которые используются в условиях соревнований. Как правило,
соревновательный объём тактики меньше общего объёма, причём тем
меньше, чем ответственнее соревнования.
РАЗНОСТОРОННОСТЬ
ТАКТИКИ
показывает,
насколько
разнообразен тактический арсенал спортсмена или команды.
Различают общую и соревновательную разносторонность тактики. Нередко
на тренировочных занятиях спортсмены демонстрируют разнообразную
тактику, а соревновательный арсенал тактических ходов и вариантов
оказывается весьма бедным и притом состоящим преимущественно из
монотонных
ходов.
Это
свидетельствует
о
недостаточно
высокой
тактической
подготовленности
спортсменов.
Эффективностью
и
рациональностью тактического варианта (хода) характеризуется возможность
достижения поставленной цели при условии применения данного варианта.
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
характеризует
тактический
ход
(вариант)
безотносительно к конкретному спортсмену. Известно, например, что острые
тактические ходы чаще приносят успех, чем монотонные.
Наиболее распространёнными вариантами тактики являются:
- прохождение дистанции на заранее спланированный высокий
результат в сравнительно равномерном темпе, независимо от поведения
конкурентов;
- тактика, рассчитанная на выигрыш резким спуртом на финише
путём навязывания сопернику невыгодного для него режима «раскладки
сил». Резкое изменение темпа на дистанции создаёт психологические
трудности, будучи связано с неэкономной тратой энергии. Спортсмен, на
10
готовый к такому способу преодоления дистанции, окажется в числе
побеждённых.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ тактики характеризует тактическое мастерство
конкретного спортсмена. Тактика тем эффективнее, чем ближе она к
индивидуально оптимальному (рациональному) варианту.
Простейший
способ
контроля
за
эффективностью
тактических
вариантов совпадает с контролем за результативностью отдельных технико-
тактических действий. В идеале каждый тактический приём должен
выполняться успешно. И потому РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ (успешность) того
или иного тактического варианта определяется как процент случаев
успешного применения данного варианта.
1.2. Составление тактического плана.
Все
средства,
формы
и
способы
ведения
спортивной
борьбы
выражаются в определённом тактическом плане.
ТАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН – это программа основных действий отдельных
спортсменов или команды в целом, вытекающая из анализа соотношения
собственных возможностей и сил противника.
Тактический план намечается в процессе подготовки к соревнованиям
и окончательно уточняется к моменту их начала.
При составлении плана выступления в соревнованиях необходимо
учитывать следующие основные данные:
1) общее состояние спортсмена к моменту соревнований (уровень
физической,
технической,
психологической
подготовленности,
степень
владения определёнными тактическими приёмами и комбинациями и т.д.);
2) данные об основных противниках (особенности их тактики и
подготовки);
3)
метеорологические
условия
местности,
где
проводятся
соревнования, состояние покрытия шоссе и его профиль;
11
4) особенности правил соревнований и особенности судейства
соревнований.
Тактический план имеет следующие основные разделы:
а) главная задача;
б) общая форма тактической борьбы (наступательная, активно-
оборонительная и т.д.), а также возможности применения групповой тактики
и отдельных приёмов;
в) распределение сил на протяжении всей дистанции, учитывая длину
дистанции, рельеф местности, погоду и т.д.;
г) распределение сил на отдельных участках пути (разминка, начало
гонки, передачи и т.д.);
д) возможные изменения тактики;
е) данные о противниках (слабые и сильные стороны их физической,
технической, тактической и волевой подготовки);
ж) данные о месте соревнований, погоде, зрителях и т.д.
План проведения
предстоящего соревнования составляется
спортсменом и тренером совместно, т. к. рост тактического мастерства
спортсмена
невозможен
без
его
активного
участия
в
составлении
тактических планов соревнований. По окончании соревнований спортсмены
должны анализировать составленный ими план и действительный ход
борьбы, проводить специальные теоретические занятия по тактике, в
процессе которых разбирать основные тактические приёмы, а также
выступления сильнейших спортсменов в гонках.
В процессе совершенствования тактического мастерства спортсменов
немаловажную роль играет активность самих велосипедистов. Гонщик
должен постоянно работать самостоятельно: изучать тактические приёмы,
используемые
в
соревнованиях
сильнейшими
гонщиками,
регулярно
анализировать общую тактическую характеристику прошедших гонок,
изучать спортивную литературу, освещающую тактическую подготовку
велосипедистов.
12
Тактика шоссейных
гонок на велосипеде очень сложна, гораздо
сложнее любого циклического вида спорта. Поэтому тактическое мастерство
велосипедиста имеет важное значение в достижении высоких спортивных
результатов.
Тактическое мастерство велосипедисты совершенствуют на протяжении
подготовительного
и
соревновательного
периодов
годичного
цикла
подготовки. Особое значение следует придавать участию гонщиков в
многодневных соревнованиях, так как многодневные гонки – высочайшая
школа тактического мастерства.
1.3. Тактика в велосипедных гонках.
Виды тактики.
Вопросам тактической подготовки в спорте уделяется значительно
меньше внимания, чем вопросам физической и технической подготовки. Как
ни странно, это относится даже к спортивным играм и единоборствам, где
практически
никакой
высокий
уровень
технических
и
физических
возможностей спортсмена не обеспечивает эффективности спортивной
деятельности при неправильно выбранной форме их реализации. Такое
положение
объясняется
не
столько
недооценкой
проблемы,
сколько
сложностью предмета исследования и отсутствием чётко выраженных
проявлений тактической деятельности.
Действительно, если продукт физической деятельности относительно
легко зафиксировать и выделить влияние тех или других факторов при
изучении тактических действий спортсмена, продукт деятельности («ход»)
является по существу интегративным показателем влияния одновременно
физических, технических и тактических возможностей спортсмена.
Соревновательная тактика шоссейных гонок предполагает умение
спортсмена своевременно и рационально использовать свою физическую и
техническую подготовку, одновременно проявляя необходимые волевые
усилия для достижения победы в спортивной борьбе. К тому же она должна
13
сообразовываться с правилами соревнований, возможностями товарищей по
команде и силами противников, с характером гонки, дорожными и
климатическими условиями, различными обстоятельствами, вытекающими в
ходе соревнования, и самое главное – базироваться на предшествующем
опыте участия велосипедиста в состязаниях.
Умелое распределение усилий в соревнованиях имеет особое значение,
т.к. нужно думать не только о вариантах изменения скорости, выгодных для
самого спортсмена, но и о вариантах, невыгодных для противника. В этом
аспекте можно выделить следующие варианты раскладки сил на дистанции:
I
вариант – скорость передвижения по дистанции практически
неизменна от старта до финиша;
II
вариант – скорость передвижения постепенно или скачками
уменьшается на протяжении всей дистанции, за исключением стартового
разгона;
III вариант – скорость передвижения по дистанции неоднократно
увеличивается или уменьшается;
IV вариант – скорость выше средней в начале и в конце дистанции и
ниже средней в середине дистанции;
V вариант – скорость постепенно или скачками увеличивается на
протяжении всей дистанции;
VI вариант – скорость постоянна на первой половине дистанции и
затем постепенно снижается вплоть до финиша;
VII вариант – скорость превышает среднедистанционную в начале
дистанции, затем снижается и остаётся неизменной до финиша;
VIII
вариант – после короткого стартового разгона скорость
уменьшается на протяжении почти всей дистанции, затем увеличивается в
конце;
IX вариант – скорость постоянна в начале и середине дистанции,
затем снижается и остаётся неизменной до финиша.
14
Готовясь к состязаниям с равными конкурентами, важно овладеть всеми
тактическими вариантами и уметь увеличивать темп на финише.
Тактика
спортсмена-велосипедиста
или
команды
имеет
три
направления: первое – регулирование мышечных усилий на дистанции с
целью достижения высокого результата; второе – поведение спортсмена по
отношению к соперникам в групповых гонках; третье – взаимоотношение
гонщиков со своими партнёрами по команде в соревнованиях.
При прохождении дистанции индивидуально гонщик должен так
распределить силы, чтобы к концу дистанции полностью исчерпать свои
возможности
и
показать
предельный,
на
данном
этапе
спортивной
подготовки, результат.
В групповых гонках велосипедист обязан уметь безошибочно выбрать в
нужный момент тот из тактических приёмов, который даёт наибольший
эффект в сложившейся обстановке.
Помимо этого, спортсмену необходимо сочетать, а иногда и подчинять
личные интересы интересам своей команды, коллектива. Это значительно
усложняет поведение велосипедистов в гонке и предъявляет к ним
повышенные моральные и психологические требования.
Техника выполнения какого-либо тактического приёма в некоторых
видах гонок определяет саму возможность использования этого приёма, т.к.
при низком уровне технической подготовки попытки применения целого
ряда тактических действий будут неэффективны. Например, в групповых
шоссейных гонках существенной характеристикой двигательного навыка
является его минимальная тактическая информативность для соперников.
Если недостаточная техника начального выполнения двигательного действия
позволяет
сопернику
предугадать
дальнейшее
развитие
событий,
то
тактический
приём
теряет
смысл.
Следовательно,
само
понятие
двигательного навыка, казалось бы относящееся к технике упражнений,
оказывается тесно связанным с тактической стороной подготовленности
велосипедиста.
15
Кроме того, в отдельных видах гонок, где встречаются соперники
высшего класса, зачастую физическая подготовленность гонщиков и их
функциональные возможности на очень высоком уровне и примерно
одинаковы. В ответственных стартах постоянно создаются ситуации, когда
психическая подготовленность гонщиков и мотивация, установка на победу
весьма
высока у группы гонщиков. Именно в таких ситуациях победа
связана с оригинальным, своевременно проведённым тактическим приёмом,
реализовать который можно только при условии совершенного владения
техникой. Не обладая высоким уровнем технической подготовленности, до
автоматизации
отработанным
двигательным
навыком,
невозможно
мгновенно реализовать тактически верное решение об изменении позиции в
группе гонщиков, о занятии оптимальной позиции для финиширования и др.
Такая
тесная
связь
технической
и
тактической
подготовки
обуславливает необходимость выделения технико-тактической подготовки.
К
числу
основных
разделов
технико
-
тактической
подготовки
велосипедиста
-
шоссейника
относят:
овладение,
закрепление
и
совершенствование
технико-тактических
действий;
формирование
и
совершенствование
«чувства
дистанции»
и
способности
с
высокой
точностью дифференцировать интенсивность передвижения по дистанции в
условиях жёсткой конкуренции и нарастающего утомления; овладение
искусством реализации различных тактических замыслов и вариантов
распределения сил на дистанции гонки; формирование и совершенствование
тактического мышления.
К
основным
технико-тактическим
действиям
велосипедистов-
шоссейников
относят:
варианты
педалирования
на
разных
участках
дистанции с оптимальным для каждой ситуации соотношением частоты
вращения педалей, величины передачи, длины шатунов, а также видом
посадки; старт и финиш; смену позиций при езде в составе команды; обгон
соперника на дистанции; создание помех гонщикам команды соперников и
др.
16
Физические и нервные нагрузки, переносимые велосипедистом на
дистанции, весьма высоки. В индивидуальных и командных гонках по шоссе
есть прямая зависимость между длиной дистанции и скоростью. Чем короче
дистанция, тем выше скорость.
По физиологической характеристике групповые гонки находятся во всех
зонах интенсивности, начиная от умеренной во время спада скорости,
следования
по
ветру
в
группе
до
максимальной
при
рывках,
на
промежуточном и конечном финише.
Тактика групповых гонок весьма разнообразна. Если в индивидуальных
гонках имеет место только индивидуальная тактика, в командах – только
командная, то в групповых гонках применяются как индивидуальные, так и
командные тактические действия. Тактика ведения гонки в зависимости от
характера соревнований – личного или командного зачёта – бывает
индивидуальной и коллективной.
В гонке с личным зачётом велосипедист часто борется в одиночку, не
рассчитывая на помощь товарищей. При лично-командном зачёте действие
каждого
участника
команды
связано
с
коллективными
действиями,
велосипедист должен стремиться к тому, чтобы обеспечить победу команде
зачастую в ущерб личным результатам.
В групповых гонках на шоссе с лично-командным зачётом общий
тактический план коллектива строится на базе тактического мастерства
членов команды. В зависимости от спортивной подготовки команды в целом,
индивидуальных
особенностей
её
членов
и
задач,
стоящих
перед
коллективом, может быть избрана активная, оборонительная (тактика
помощи сильнейшему гонщику команды) или выжидательная тактика.
Активная тактика заключается в том, что команда стремиться захватить
инициативу
в
гонке.
Члены
команды
осуществляют
сами
или
организовывают отрывы от основной (головной) группы, регулируют её
скорости в соответствии с намеченным планом. Команда борется за
17
численное превосходство в лидирующей группе, объединяет свои усилия с
усилиями команд, не претендующих на высокие места.
Коллектив, избравший активную тактику, прежде всего определяет
противников. Обсуждаются спортивная подготовленность, стиль борьбы
соперников, индивидуальные особенности отдельных членов команды. Всю
эту
информацию
записывают
и
сопоставляют
с
характеристикой
собственного
коллектива.
Особенно
тщательно
анализируются
отрицательные стороны и недостатки команд.
После
составления
нескольких
взаимозаменяемых
вариантов
тактических планов тренер переходит к детализации задач для каждого
члена коллектива. Особенно тщательно анализируются отрицательные
стороны и недостатки команд.
После
составления
нескольких
взаимозаменяемых
вариантов
тактических планов тренер переходит к детализации задач для каждого члена
коллектива. Гонщики активно обсуждают все возможные ситуации, вносят
свои поправки и дополнения, уточняют условные сигналы между собой и с
тренером.
Обсуждение
схематического
плана
крупных
и
ответственных
соревнований проводится за несколько дней до гонки. Вторичное совещание
устраивают за несколько часов до старта. Непосредственно перед стартом
тренер, если это необходимо, вносит поправки, дополнения, уточнения
отдельных деталей плана. Очень важно при проектировании плана учитывать
помимо основных противников и другие команды, так как последние могут
помогать или, наоборот, осложнять борьбу, выполняя свои тактические
планы.
Наиболее распространёнными приёмами активной тактики являются
следующие положения: многократно повторяющиеся атаки с целью ухода от
группы, атаки против отдельных противников и создание численного
преимущества, пресечение всевозможных атак противников и подведение
всей группы возможно ближе к финишу.
18
Оборонительная тактика предусматривает отражение атак противников,
поддержание
численного
равновесия
в
головной
и
других
группах,
использование
активности
одних
команд
против
своих
основных
противников. Оборонительная тактика команды в зависимости от различных
обстоятельств (подготовка гонщиков, их опыт и возможности, задачи,
стоящие перед коллективом и т.п.) может быть зонной (территориальной),
персональной или смешанной. Первая заключается в том, что гонщики
команды
должны
стремиться
быть
по
возможности
вместе
и
всем
коллективом пресекать атаки противников. Персональная предусматривает
следование каждого члена команды за своим подопечным противником;
смешанная представляет собой совокупность зонной на одной части
дистанции и персональной опеки на другой.
В зонную тактику входят профилактические действия и пресечение
попыток противников создавать дистанционное преимущество. Для этого
команда выбирает наиболее выгодные позиции и придерживается их. За
уходящими противниками периодически посылают гонщиков, способных
пресечь атаку или при удачной ситуации встать в авангарде гонки.
При персональной защите гонщики команды точно дублируют все
действия опекаемых противников. Во время отрыва соперника спортсмен
устремляется за ним и, догнав, «садится на колесо» противнику. Бывает, что
опекаемый покидает авангард группы и перемещается в арьергард. Если
гонщик чувствует, что это вызвано утомлением или аварией, то в этих
случаях он не следует за противником, а идёт на помощь тому партнёру,
задачи которого наиболее сложны. Иногда опекаемый, желая освободиться
от преследования, фальсифицирует утомление, порчу инвентаря и стремится
затеряться
в
массе
группы.
Здесь
опекающий
должен
обязательно
последовать за противником.
В процессе гонки спортсмены могут с обоюдного согласия или при
внезапно
создавшейся
трудной
обстановке
переменяться
опекаемыми
противниками. Иногда это делается для того, чтобы дезориентировать
19
противников. Состязание, начавшееся с высокой скоростью, заставит
гонщиков применить зонную защиту. Если же в начале дистанции группа
идёт со средней скоростью, а отдельные члены команды противника
готовятся к атаке или уже атакуют, применяют персональную опеку. И так на
протяжении всей гонки. Наибольшего успеха добиваются команды, умело
обороняющиеся в тяжёлые для себя моменты гонки и самоотверженно
атакующие в благоприятно складывающейся обстановке. Как правило, эти
атаки команда проводит на заключительной части дистанции.
Выжидательная тактика, заключающаяся в том, что команда направляет
свои усилия на обеспечение в соответствующей группировке своих зачётных
участников,
помогает
фавориту
коллектива
добиться
выполнения
поставленной задачи. Члены команды в начале и середине гонки стремятся
по возможности экономить силы, наблюдают за борьбой между главными
противниками,
порой
способствуют
обострению
её.
Гонщики
очень
осторожно подходят к «предложениям» совместных действий с другими
командами и идут на это лишь при уверенности в успехе.
К концу состязания команда в зависимости от создавшейся обстановки
в гонке активизирует свои действия, обеспечивая
решение командной
задачи. Эту тактику принимают на вооружение команды, состоящие из
гонщиков с различным спортивным мастерством и подготовкой.
Чрезвычайно
важным
фактором
являются
коллективизм,
умение
принести себя в жертву общему успеху. Команда, в которой царит такой дух,
бывает, организованна, монолитна и сильна.
Поведение спортсменов в гонке чрезвычайно разнообразно. Одни
гонщики тактический план строят на использовании преимущественно
физических качеств, другие – на экономичности работы, третьи – на ошибках
противников в ответственных моментах гонки, четвёртые учитывают все
перечисленные моменты.
В некоторых видах спорта, например таких, как гимнастика, тяжёлая
атлетика, плавание и бег на короткие дистанции, тактика не имеет такого
20
решающего значения, как в велосипедном спорте. Штангист или гимнаст
находится
один
у
снаряда.
Во
время
соревнования
по
плаванию,
конькобежному спорту и бегу на короткие дистанции спортсмены имеют
свою дорожку. И если они хорошо тренированы, им никто не помешает
одержать победу. Совсем по-другому обстоит дело в групповых шоссейных
гонках.
Иногда
велосипедист
может
быть
намного
сильнее
других
участников соревнований, а гонку не выиграть. Часто по жребию сильный
гонщик принимает старт в последних рядах участников. Пока он пробьётся
вперёд, во главу гонки, уже может образоваться ведущая группа, далеко
ушедшая от основной массы велосипедистов. Главная аксиома тактики
групповых гонок – быть всегда впереди.
Попытки даже самого сильного из участников догнать поочерёдно
лидируемых в ведущей группе соперников почти всегда безрезультатны.
Один спортсмен не в состоянии сохранить высокую скорость, и поэтому
лидирование
в
велосипедном
спорте
имеет
главнейшее
значение.
Лидирование и умение сохранять силы в гонке за счёт идущего впереди и
порождает тактику групповых гонок.
В технико-тактическом арсенале гонщиков предусмотрено и создание
помех конкурентам. Например, при образовании отрыва членам одной
команды выгодно, чтобы общая группа отрыв не смогла догнать. Поэтому
остальные члены данной команды остаются в общей группе и создают
всяческие помехи соперникам, если те устремляются в погоню за беглецами.
Успешно выполнить такую миссию могут только гонщики, обладающие
высокой техникой езды на велосипеде, манёвренностью и исключительной
ценностью. Ведь различные помехи для соперников создаются на грани
нарушения правил соревнований и угрозы дисквалификации. Гонщики,
стремящиеся уйти в отрыв, также должны быть готовы к преодолению
жёсткого прессинга со стороны соперников. Нередко при таком силовом
противоборстве велосипедисты получают серьёзные травмы.
21
Гонщик
должен
обладать
высокой
мобильностью
и
интуицией,
позволяющей избегать жёстких, подчас трагических последствий силовой
борьбы в условиях скученности и тесноты, особенно в узких местах, на
крутых поворотах и на неровных участках трассы. Участие в групповых
гонках обязывает гонщика смело ездить в плотной группе на высокой
скорости, не бояться прикосновения рядом едущих. Нужно уметь быстро
восстанавливать равновесие.
ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи исследования
Перед исследованием поставлена цель - выявить влияние тактической
подготовки на показатели выступления велосипедистов-шоссейников в
групповых гонках и отследить наиболее рациональные способы ведения
тактической борьбы у велосипедистов - шоссейников в групповых гонках.
В соответствии с целью исследования решались следующие задачи:
1. Провести обзор литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать основные направления и варианты тактической
борьбы.
3.
Выявить
значение
тактической
подготовки
для
успешного
выступления в групповых гонках на шоссе.
4. Выявить наиболее рациональные тактические варианты ведения
спортивной борьбы в групповых гонках.
5. Экспериментально проверить выдвинутые положения.
6. Проанализировать полученные результаты.
2.2. Методы исследования
В разработке использовались следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Анкетирование.
22
3. Педагогический эксперимент.
4. Анализ содержания документальных материалов.
5. Математическая обработка полученных результатов.
Анализ и обобщение литературных источников.
Анализ и обобщение научно-методической литературы.
Изучение литературных источников выступает как самостоятельный метод
исследования. Чтение литературы помогает правильно выбрать тему,
ознакомиться с работами предшественников, с методами, которые ими
применялись, в конечном итоге – грамотно спланировать свою последующую
работу. Во время проведения экспериментального исследования чтение
литературы позволяет:
Быть осведомленным о новейших работах, проводимых другими
авторами по аналогичной теме;
Ввести соответствующие коррективы в свои исследования;
Найти подтверждения или опровержения своему фактическому
материалу и вытекающим из него выводам.
Анализ содержания документальных материалов.
Документальные материалы (планы, дневники тренеров, протоколы
соревнований) преследуют практические цели, но вдумчивый, объективный
их анализ является и ценным методом научной работы. Особенную пользу
метод анализа документальных материалов приносит на самых ранних
стадиях исследования, когда еще идет выбор темы, определение ее
актуальности и поиск наиболее эффективного решения.
Анализ протоколов соревнований проводился с целью определения
результатов на различных этапах подготовки велосипедистов-шоссейников.
23
Анкетирование.
Этот метод получения информации путем письменных ответов
респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Сущность
анкетирования заключается:
во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории
и практики физического воспитания;
во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю
основной объем знаний и умений для владения другими методами опроса;
в-третьих, анкетирование более доступно основной массе
исследователей;
в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество
исследуемых;
в-пятых, данные анкетирования доступны для математической
обработки результатов.
Педагогический эксперимент.
Педагогический
эксперимент,
как
известно,
представляет
собой
«общенаучный метод познания, позволяющий получить новые знания о
причинно-следственных отношениях между педагогическими факторами,
условиями, процессами за счёт планомерного манипулирования одной или
несколькими переменными (факторами) и регистрацией соответствующих
изменений в поведении изучаемого объекта».
Сущность педагогического эксперимента состоит в том, что в
результате целенаправленных изменений в соответствии с гипотезой и
задачами исследования происходит изменение искомого педагогического
процесса (в нашем случае тактической подготовки).
Обычно
эксперимент
строится
на
сравнении
результатов
в
контрольной и экспериментальной группах, которые позволяют определить
взаимосвязь методов и средств обучения в строго фиксированных условиях.
24
Для
моего
случая
-
это
организация
тактической
подготовки
велосипедистов-шоссейников в групповых гонках.
При
организации
исследования
были
учтены
требования,
предъявляемый к проведению педагогического эксперимента:
–
наличие экспериментальной базы;
–
вовлечённость группы велосипедистов-шоссейников в опытную
проверку гипотетических положений;
–
однородность
состава
спортсменов
в
экспериментальной
и
контрольной группах;
–
проведение эксперимента на основе разработанных программ и
методических рекомендаций.
Экспериментальная
работа
явилась
практическим
воплощением
теоретических предпосылок выдвинутых нами положений, рассмотренных в
главах 1.
Целью
экспериментального
исследования
была
проверка
эффективности введения в процесс организации тактической подготовки
велосипедистов-шоссейников
предложенных
мной
компонентов
планирования, являющихся одним из условий достижения спортсменами
максимальной реализации индивидуальных возможностей.
Математическая обработка полученных данных.
Математическая статистика принималась для обработки цифрового
материала, полученного в результате исследования. По данным результатам
были составлены таблицы, графики.
В практике спортивно-педагогических исследований один из наиболее
используемых методов определения достоверности различий это по t-
критерию Стьюдента.
t-Критерий Стьюдента относится к параметрическим, следовательно,
его использование возможно только в том случае, когда результаты
25
эксперимента
представлены
в
виде
измерений
по
двум
шкалам-
интервальной и отношений. Для того чтобы произвести расчет достоверности
различий по t-критерию Стьюдента необходимо:
1.
вычислить средние арифметические величины для каждой
группы в отдельности по следующей формуле:
где Xi - значение отдельного измерения; n- общее число измерений в
группе
2.
В обеих группах вычислить стандартное отклонение (δ) по
следующей формуле:
δ =
δ – стандартное (квадратические) отклонение
K- табличный коэффициент;
X
i max
- наибольший показатель;
X
i min
– наименьший показатель.
Порядок вычисления стандартного отклонения (δ):
- определить Х
max
в обеих группах;
- определить Х
i min
в этих группах;
-определить число измерений в каждой группе (n);
- найти по специальной таблице значение коэффициента K, который
соответствует числу измерений в группе;
- подставить полученное значение в формулу и произвести необходимые
вычисления.
3.
Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического
значения (m) по формуле:
m =
, когда n<30.
4.
Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:
t =
5.
По специальной таблице определить достоверность различий
(приложение №1)
2.3.
Организация исследования.
26
Эксперимент
осуществлялся
в
два
этапа
-
констатирующий
и
формирующий, которые логически взаимосвязаны и объединены общей
целью.
В
зависимости
от
задач,
содержания,
конкретных
условий,
определены
методы
исследования,
дающие
достаточную
степень
надёжности полученных результатов.
На первом (констатирующем) этапе исследования было организовано и
проведено
анкетирование
велосипедистов
-
шоссейников
высокой
квалификации.
Цель этого исследования -
условное разделение велосипедистов-
шоссейников на группы по их поведению в групповых гонках и выявление
наиболее рациональные тактические варианты ведения спортивной борьбы в
групповых
гонках.
Методами
исследования
на
данном
этапе
были:
социологический опрос, анкетирование.
Для достижения поставленной цели мной была разработана анкета.
Уважаемый спортсмен!
Сегодня одной из острых проблем является организация тактической подготовки
велосипедистов-шоссейников в групповых гонках. Просим Вас ответить на вопросы
анкеты.
Инструкция по заполнению анкеты: внимательно прочитайте каждый вопрос и
ответы к нему, отметьте кружком тот номер ответа, с которым Вы согласны.
Анкета анонимна, фамилию указывать не нужно.
Заранее благодарим за помощь.
1.
Имеет ли значение для Вас предварительный просмотр трассы?
А) да;
Б) нет;
В) без разницы.
2. В какой момент во время тренировочных занятий и соревнований самочувствие лучше?
А) в начале;
Б) в конце;
В) одинаково хорошо на протяжении всей дистанции.
3. Какое соотношение передач предпочитаете?
А) чем больше, тем лучше;
Б) легкие передачи;
27
В) подбор передач в соответствии рельефа и погодных условий.
4. Каким образом предпочитаете финишировать?
А) из группы коротким рывком;
Б) из группы затяжным спуртом;
В) в «отрыве».
5. Какое тактическое действие предпочитаете?
А) атаковать самому;
Б) подхватывать чей-либо «отъезд»;
В) держаться в общей группе.
6. Важно ли Вам знать о функциональном состоянии соперника?
А) да;
Б) нет;
В) без разницы.
7. Готовы ли Вы совершать работу по «раздроблению» группы?
А) да;
Б) нет;
В) если это нужно для команды.
8. Как Вы предпочитаете атаковать?
А) на фоне общей усталости гонщиков;
Б) во время сложного технического участка велогонки;
В) когда у меня хорошее самочувствие.
9. Отъезжать в «отрыв» предпочитаю:
А) один;
Б) с группой;
В) без разницы.
10. Имеет ли для Вас во время групповой гонки направление ветра?
А) да;
Б) нет;
В) только в отрыве.
11. Любите ли Вы, когда с Вами в «отрыве» находится «финишер»?
А) да;
Б) нет;
В) без разницы.
12. Если с Вами в отрыве оказался «финишер», какие методы борьбы с ним Вы
предпочтете?
28
А) утомить его рывками;
Б) поднять высокий темп;
В) разобраться с ним на финише.
13. Как Вы предпочитаете преодолевать подъемы?
А) на большой передаче, сидя;
Б) как получится;
В) на легкой передаче.
14. Во время групповой гонки Вы любите находиться?
А) в начале группы;
Б) в конце группы;
В) в середине группы.
15. При «отрыве» соперника Вы предпочитаете:
А) пресечь отрыв в самом начале;
Б) организовать других гонщиков и осуществить «добор»;
В) переложиться к отъехавшим спортсменам.
16. Как Вам легче преодолевать сложные участки дистанции?
А) когда темп задает группа;
Б) когда темп задаете Вы;
В) в одиночку.
17. Как Вы относитесь к «рваному» темпу велогонки?
А) нравится;
Б) не нравится;
В) параллельно.
18. В групповой гонке Вы пытаетесь:
А) сэкономить силы для финиша;
Б) равномерно распределить силы по всей дистанции;
В) как получится.
19. В «отрыв» предпочитаете отъезжать:
А) в одиночку;
Б) с 2-4 гонщиками;
В) с 5-10 спортсменами.
20. Многое ли для Вас зависит от позиции, которую Вы занимаете в гонке?
А) да;
Б) нет;
В) только на финише.
29
Спасибо за работу!
На
втором
(формирующем)
этапе
решалась
задача
-
проверка
эффективности
применения
предложенных
организационных
основ
тактической подготовки велосипедистов - шоссейников в групповых гонках
на практике
.
Методами исследования на этом этапе были: педагогическое
наблюдение, сравнительный анализ.
Педагогический эксперимент проводился на базе ГАУ ДО СО СШОР
по велоспорту «Велогор» г. Верхняя Пышма, улица Шевченко д. 32 «а» с
июня по сентябрь 2023 г. Для анализа мной были выбраны 2 группы
спортсменов.
Сходство групп на начальном этапе работы со спортсменами
достигалось:
–
одинаковым количеством спортсменов – две группы по 10 человек,
–
одинаковым уровнем развития физических качеств.
–
одинаковым уровнем мотивации спортивной деятельности,
–
одинаковыми
материально-техническими
условиями,
так
как
контрольная и экспериментальная группы, являются отделениями
одной школы,
–
одинаковыми условиями проведения тренировочного процесса –
время для проведения тренировочных занятий.
–
формированием групп по результатам выступления гонщиков в
прошедшем сезоне,
–
все спортсмены контрольной и экспериментальной групп обучаются
в УТГ-1.
Экспериментальная группа (А).
Таблица 1
30
№
п/п
ФАМИЛИЯ ИМЯ
ГОД
РОЖДЕНИЯ
1.
Белькова Ульяна
2010
2.
Брусницын Артем
2010
3.
Балагутдинова Сафия
2010
4.
Задорин Матвей
2010
5.
Каипов Тихон
2011
6.
Кашин Василий
2011
7.
Малышев Кирилл
2010
8.
Матвейчук Василиса
2010
9.
Гурьева Варвара
2010
10.
Полин Артем
2010
Контрольная группа (Б).
Таблица 2
№
п/п
ФАМИЛИЯ ИМЯ
ГОД
РОЖДЕНИЯ
1.
Бурханов Денис
2011
2.
Васильева Елена
2010
3.
Вешкин Сергей
2010
4.
Гурьева Анна
2010
5.
Калянов Кирилл
2011
6.
Кузнецова Александра
2011
7.
Промышленников Леонид
2011
8.
Шульженко Анна
2011
9.
Маштаков Максим
2010
10.
Жумабаев Эмир
2011
Такой состав выбран не случайно, потому что, я считаю, что именно на
этом
уровне
развития
спортсмена
очень
важно
расширять
арсенал
тактических приемов для эффективного выступления на соревнованиях и
повышения мастерства ведения борьбы в групповых гонках.
Учебно - тренировочная работа в контрольной группе (B) была
организована по программе «Велосипедный спорт» (гонки на шоссе). В
данной программе практическая подготовка осуществляется по разделам:
общая физическая и специальная подготовка. Специальная подготовка
включает в себя разделы: специальная физическая подготовка, специально
31
техническая
подготовка,
специально-психологическая
подготовка,
восстановительные мероприятия, самоконтроль, тестирование и анализ
данных
спортивной
подготовки,
медицинские
осмотры,
врачебно-
педагогические наблюдения, участие в спортивных соревнованиях по
велосипедному спорту (гонки на шоссе), судейская практика. В соответствии
с этими разделами составлен теоретический раздел программы.
Для тренировочного процесса в экспериментальной группе в рабочую
программу
«Велосипедный
спорт»
(гонки
на
шоссе)
были
внесены
коррективы в области тактической подготовки. Теоретический раздел
программы был расширен актуальными темами по имеющейся проблеме
тактической подготовки, а на практических занятиях акцент был направлен
на увеличение общего объема тактики, применяемого спортсменами, как на
тренировочных занятиях, так и на соревнованиях.
Для экспериментальной группы 2 часа в неделю проводились
дополнительные
теоретические
занятия
по
тактической
подготовки
велосипедистов-шоссейников. Занятия представлялись в виде лекций, бесед,
докладов, анализов схем и графиков, просмотров видеофильмов с записями
Чемпионатов Мира по велоспорту.
В
теоретический
блок
тактической
подготовки
в
группе
(А)
осуществляется по разделам:
- Стратегия и тактика в велосипедном спорте на шоссе;
- Основные тактические действия в индивидуальной гонке с общего старта;
- Основные тактические действия в гонке критериум;
- Основные тактические действия в гонке в гору;
- Командные тактические действия в многодневной велогонке;
- Атакующие тактические действия;
- Тактические действия, направленные на сохранение сил для финишного
рывка;
- Тактические действия во время финишного спурта;
- Тактические действия при работе в отрыве;
32
- Использование рельефа трассы и погодных условий;
- Тактические действия, основанные на ошибках соперника;
- Возможные ошибки во время ведения групповой гонки и способы их
устранения;
- Позиция гонщика в групповой гонке и способы занятия этой позиции;
- Группа как единое целое и способы перемещения спортсмена в группе во
время ведения групповой гонки;
- Лидирование – как тактическое действие;
- Командные тактические действия:
- лидер и его обязанности;
- подготовка лидера к финишу;
- создание благоприятных условий для финиша «развоз»;
- блокирование действий соперника;
- Способы общения с тренером во время групповой гонки;
- Действия команды при возникновении поломки или прокола у лидера.
На
практических
занятиях
с
экспериментальной
группой
прорабатывались разнообразные наиболее эффективные, на мой взгляд,
тактические действия для увеличения в арсенале спортсменов тактических
вариантов
борьбы
для
использования
в
различных
ситуациях
в
соревнованиях.
В
практическом
блоке
тактической
подготовки
в
группе
(А)
осуществлялись приемы:
- Имитация различных видов гонок;
- Обратная смена при езде в парах;
- Езда в ограниченном пространстве
- « Итальянка» (развоз);
- Использование товарищей по команде при меняющемся ветре;
- Езда в команде;
- Езда в две, три команды со сменой лидирующей команды;
- «Вертушка» (голландское колесо);
33
- Использование машины сопровождения (обгон, лидирование за машиной в
разном диапазоне скоростей);
- Разыгрывание финишей с разных позиций;
- Разыгрывание финишей с разным рельефом трассы;
- Прохождение одного и того же отрезка трассы на различных передачах;
- Отработка приемов взятия и возврата бочка с питанием;
- Имитация отдельных часто встречающихся ситуаций в групповых гонках:
- «отрыв»,
- отставание,
- «струна»,
- проезд группы через ограниченный по ширине коридор.
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Результаты проведения констатирующего эксперимента
.
Из анкетирования гонщиков, а также из анализа соревнований мне
удалось выявить, что всех велосипедистов можно условно разделить на
четыре группы по их поведению в групповых гонках на шоссе (таблица 3).
Тактические варианты, применяемые
велосипедистами-шоссейниками в групповых гонках (%)
Таблица 3
№
Проявление активности
Проценты (%)
1.
В начале дистанции
16 %
2.
К концу дистанции
38 %
3.
На финише
18 %
4.
На протяжении всей дистанции
28 %
Первая группа
предпочитает проявлять большую активность на
протяжении всего соревнования. Ее цель - уход от противников и окончание
дистанции без острой финишной борьбы. Эти спортсмены обладают
34
отличной выносливостью, способностью преодолевать горные перевалы,
успешно бороться с ездой против ветра. Но в то же время таким спортсменам
не хватает необходимых спринтерских качеств для борьбы на финише. Такие
спортсмены
обладают
очень
экономичной
техникой
педалирования,
используют относительно небольшие передаточные отношения на своих
велосипедах. Эти гонщики, зная трудные и сложные участки дистанции,
выполняют перед ними или непосредственно на них рывки, ускорения для
раздробления основной группы.
Рывки следует делать до тех пор, пока не создастся такая тактическая
обстановка, при которой преследовать ушедшего никто не решается. Это
может произойти при утомлении одних гонщиков, нерешительности других,
при помощи своих партнеров; из-за командных разногласий в головной
группе и т.д. иногда это случается и потому, что противники недооценили
атаковавшего. К такому типу велосипедистов можно отнести и тех, кто
пытается уйти не в одиночку, а небольшой группой, способной отразить все
контратаки оставшихся сзади. Эти спортсмены в начале или где-то на
дистанции стремятся создать группу, в которой были бы работоспособные,
трудолюбивые гонщики. Велосипедисты могут уходить группой или по
одному, отрываясь от авангарда. Спортсмены для этого используют боковой
встречный ветер, рельеф и покрытие трассы.
При встречно-боковом ветре группа выстраивается с таким расчетом, чтобы
догоняющий не мог «сесть на колесо». Уходя по одному, спортсмены рывком
выходят вперед и, меняя по диагонали направление движения, не дают
возможности организовать преследование командой.
Нередко среди ушедших оказываются и «финишеры». Тогда более
выносливые, заставляя «финишеров» выполнять также большую работу,
уравнивают свои и их возможности. В этом случае, когда выносливые видят,
что быстрый гонщик экономит силы, его предупреждают, а если и это не
помогает, то уходят от него.
35
Гонщики второй группы предпочитают к концу дистанции проявлять в
авангарде большую активность. При возможности они пытаются уйти в
одиночку или с небольшой группой, в которой не было бы «финишеров».
Рывки и ускорения разрывают головную группу и заставляют всех активно
работать.
Для
выносливых
гонщиков
это
не
так
опасно,
как
для
«финишеров», которые берегут свои силы для заключительной атаки.
Гонщики этой группы в начале дистанции стремятся занять хорошую
позицию,
обеспечивающую
экономичную
деятельность
и
обзорность.
Главной
задачей
здесь
является
или
пресечение
атак
выносливых
велосипедистов, или своевременное и выгодное присоединение к уходящим.
В первом случае, чем раньше спортсмен включится в преследование своих
основных соперников, способных уйти, тем меньше будут его энерготраты.
Часто для преследования гонщик использует активность других. Нередко
такой спортсмен провоцирует соперников для атаки в заключительной части
дистанции. Опытный и грамотный гонщик заставляет своих основных
соперников догонять уходящих. Он также использует приемы разрыва в
ушедшей группе с целью измотать «финишеров».
Для этого гонщик занимает место за последним в группе и в момент смены
увеличивает скорость. Возможно и обратное положение: основной противник
на финише занимает место за тем велосипедистом, который делает вид, что
ему трудно «сидеть на колесе» и он отстает. Едущий сзади, без сомнения, не
хочет из-за кого-то отставать и устремляется вперед. Делать это следует
резко, чтобы идущий сзади выполнял такую же работу. Но здесь нельзя
ошибаться в оценке своих возможностей. Эту тактическую схему избирают
спортсмены, установившие к концу гонки, что на финише их скоростные
данные ниже, чем у основного противника.
Гонщики третьей группы на протяжении всей дистанции стремятся
быть в головной группе, способствуют организации погони и к финишу
всячески стремятся приехать в большой группе. Эти спортсмены обладают
мощным рывком и отличным финишем. Велосипедисты «финишеры» сами
36
не стремятся пресекать атаки, но делают все для организации преследования.
Как только кто-то бросился вперед и гонщик знает, что атаковавший может
уйти, он очень коротким ответным ускорением увлекает за собой группу,
сразу уступая ей лидирование. Вся его деятельность пронизана желанием
сэкономить силы для финиша. Чем больше будет группа, тем легче в ней
сэкономить силы.
Четвертая
группа
гонщиков
обладает
примерно
такой
же
выносливость, как первая, и способностями хорошо финишировать, как
третья группа. Эти спортсмены активны на протяжении всей гонки, включая
и финишный участок. Сочетание скоростных качеств и выносливости
позволяет таким гонщикам применять чрезвычайно разнообразную тактику.
Эти гонщики охотно поддерживают атакующих в начале дистанции, сами
нередко бывают застрельщиками таких приемов в любой момент гонки.
Используя свои скоростные качества, они «разбрасывают» невыгодные им
группировки и создают новые. От таких гонщиков уйти в одиночку почти
невозможно. На финише они проявляют отличные спринтерские качества, и
первое место в основном разыгрывают между собой. Участие в соревновании
нескольких таких гонщиков, представляющих разные команды, зачастую
гарантирует, что велосипедисты придут на финиш большой группой.
Следует отметить, что все перечисленные характеристики групп гонщиков
позволяют
спортсмену
более
детально
отработать
тактический
план
будущего соревнования и реализовать его на практике.
3.2. Результаты формирующего эксперимента
В
начале
эксперимента
обе
группы
демонстрировали
схожие
показатели. Но уже по окончании третьей части наблюдаемого временного
отрезка появились первые результаты.
Спортсмены
из
экспериментальной группы начали тактически
грамотно вести борьбу в групповых гонках в сравнении с контрольной.
Они стали самостоятельно принимать решения по тактики и стратегии во
37
время гонок, более полно видели перспективы, не боялись рисковать. По
окончанию соревнований грамотно делали анализ своих действий, верно,
оценивали соперников. Положительная динамика наблюдалась и далее, к
середине сезона стала заметна значительная разница между группами.
На основных стартах в соревнованиях участники экспериментальной
группы демонстрировали
не только грамотное
распределение сил по
дистанции и использование ресурсов своего организма, но и особенности
рельефа трассы, погодные условия, личные особенности соперников. Между
собой спортсмены группы (А) сблизились: вместе обсуждали прошедшие и
предстоящие старты, делились наблюдениями, давали друг другу советы,
могли пожертвовать своим личным результатом ради победы товарища, если
это нужно команде. Особенно положительным эксперимент оказался для
менее опытных ребят, у которых был малый объем тактических знаний и
навыки были минимальны. Они лишенные стереотипов быстро схватывали
новое и с готовностью применяли на практике. Велосипедистам, у которых к
началу эксперимента были уже неплохие результаты, пришлось сложнее. Им
понадобилось время для того чтобы отказываться от поведенческого
стереотипа, в котором их умения были возведены в ранг автоматизма. Эти
«метания» несколько замедлили положительную динамику.
Тактическая подготовка, как показал эксперимент, имеет большое
значение
для
положительного
выступления
каждого
спортсмена
в
отдельности, так и для команды в целом.
Для подсчета результатов выступления спортсменов я задала
очковую систему. Так как в велосипедном спорте рейтинговые очки
присуждаются
первым
шести
гонщикам,
то
мной
была
введена
соответствующая сетка:
1 место- 30 очков;
2 место- 25 очков;
3 место- 20 очков;
4 место- 15 очков;
38
5 место- 10 очков;
6 место- 5 очков.
На основе этого были составлены таблицы выступлений экспериментальной
и контрольной групп в ходе эксперимента (приложение 5,6).
Для того чтобы определить достоверность результатов мы обратились
непосредственно
к
t-критерию Стьюдента.
Для сравнения результатов
выступления в соревнованиях контрольной и экспериментальной групп все
результаты были представлены в таблице:
Таблица 4
Группа
n
Очки
_
X
δ
m
t
p
Экспериментальная
10
145
120
115
120
100
135
95
120
105
95
115
16.2
5.4
3,86
>
0.05
Контрольная
10
105
85
65
95
35
50
115
85
30
80
74,5
27,6
9,2
Сравнив наши вычисления с табличными значениями, следует, что
различия между полученными в эксперименте средними арифметическими
значениями считаются достоверными, значит можно говорить о том, что
наша методика тактической подготовки велосипедистов-шоссейников в
групповых гонках эффективна.
39
ВЫВОДЫ
40
В результате моего
исследования по использованию тактических
вариантов велосипедистами -
шоссейниками в групповых гонках были
сделаны следующие выводы:
1.
Расширение тактического арсенала у велосипедистов приводит к
качественному
повышению
результативности
выступления
в
групповых гонках.
2.
Всех велосипедистов можно разделить на четыре группы по
поведению в гонках: спортсмены, проявляющие активность в начале
гонки; к концу дистанции; на финише; на протяжении всей дистанции.
Зная характеристики этих групп гонщиков, спортсмен может более
точно составить тактический план.
3.
С каждым годом роль тактики в соревнованиях возрастает. В связи
с этим, на тренировочных занятиях необходимо увеличивать процент
таких упражнений, как рывки с партнерами и со специально
подобранными спаринг - партнерами; систематически использовать
специальные
трассы
с
рельефом
и
покрытием,
позволяющим
осуществлять широкий подбор тактических действий, значительно
чаще использовать тактические приемы при финишировании.
4.
Особенно, занятия тактикой полезны и действительны для
спортсменов невысоких спортивных разрядов, в связи с тем, что
тактического опыта мало, они легко восприимчивы к обучению, так как
нет сложившегося стереотипа тактических действий. А как известно,
учить легче, чем переучивать.
5.
Выбор рационального способа тактической борьбы на дистанции
зависит от физической, технической подготовленности велосипедиста,
а также волевых качеств спортсмена.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
41
Опираясь на результаты моего исследования можно рекомендовать
следующее наиболее эффективные тактические действия, применяемые на
соревнованиях:
Таблица 5
Части соревнования
Тактические приемы
Начальная часть
1.
Ускорения и рывки
2.
Ускорения и рывки с партнерами
3.
Ускорения и рывки с противниками
Основная часть
1.
Ускорения и рывки
2.
Ускорения и рывки с партнерами
3. Ускорения и рывки с противниками
Заключительная часть
1.
Работа в группе с экономией сил для
решающей атаки
2.
Опекание противников
3.
Определение дистанции финиширования
4.
Уход от противников за 2-5 км до финиша
Ускорения и рывки в начале гонки изматывают соперников, и один из
рывков, проведенный гонщиком в благоприятный момент, может позволить
ему уйти от группы. Столь же эффективны ускорения и рывки, предпринятые
с партнерами. Такие тактические примы не только приводят к значительному
физическому утомлению соперников, но и дают возможность уйти в отрыв
нескольким спортсменам из одной команды. В этом случае совместная
работа группы гонщиков в отрыве, подкрепленная таким тактическим
приемом, как торможение пелетона членами команды, не ушедшими в отрыв,
весьма эффективна.
Ускорения
и
рывки,
осуществляемые
гонщиками
совместно
с
противниками,
проводят
с
целью
ухода
от
основных
соперников.
Эффективность
данного
тактического
приема
обеспечивается
велосипедистами одной из команд совместно со спортсменами других
команд, не являющихся на данный момент основными конкурентами. Таким
образом, ускорения и рывки, предпринимаемые гонщиками в начале гонки,
42
позволяют им уйти от основной массы соперников и обезопасить себя от
падений в завалах.
В заключительной части гонки наиболее эффективным является
тактический прием «работа в группе с экономией сил для решающей атаки».
На протяжении всей соревновательной дистанции происходит непрерывные
атаки в виде рывков и ускорений, что приводит гонщиков к значительному
эмоциональному и физическому утомлению.
«Опекание
противников»
является
весьма
эффективным
тактическим
приемом заключительной части гонки. Персональная опека сильнейших
гонщиков-конкурентов позволяет выбрать удобный момент для отрыва и
победы на дистанции. Тактические приемы «определение дистанции
финиширования» и «уход в одиночку за 2-5 км до финиша» взаимосвязаны.
Победителем или призером может гонки стать лишь тот велосипедист,
кто хорошо знает свои возможности и возможности конкурентов. Это
позволит ему точно определить дистанцию финиширования и не проиграть в
решающий момент. Для спортсменов, не обладающих быстрым финишем,
наиболее эффективен уход от основной группы за 2-5 км до финиша.
43
Наиболее эффективные тактические действия, применяемые в
тренировочных занятиях
Таблица 6
Части тренировочного
занятия
Тактические приемы
Начальная часть
1.
Активные действия
2.
Правильный подбор передачи
3.
умение стартовать
Основная часть
1.
Атака в гору, на спуске, на равнине
2.
Включение в необходимый режим работы
3. Преследование противника
Заключительная часть
1.
Финиширование на равнине
2.
Финиширование с различных позиций
3.
Уход в одиночку за 2-5 км до финиша
Тактический
прием
«активные
действия»
в
начальной
части
тренировочных занятий особенно эффективен для атакующих гонщиков. Он
позволяет
неоднократно
«проигрывать»
различные
соревновательные
ситуации,
обеспечивающие
дистанционное,
временное
и
численное
преимущество. Эффективным тактическим приемом является «правильный
подбор передачи». Наиболее выгодный энергетический режим работы
позволяет уменьшить энерготраты и сохранить силы для активной борьбы на
дистанции, как в основной, так и в заключительной части.
Целесообразно также чаще использовать в тренировочных занятиях
тактические действия, совершенствующие «умение стартовать». Активные
действия и уход с небольшой группой от основной после старта позволяют
велосипедистам контролировать ход гонки и обезопасить себя от падений и
травм. В основной части тренировочных занятий наиболее эффективно
тактическое действие «атака в гору, на спуске, на равнине». Многократное ее
применение в условиях соревнований требует специализации гонщиков, так
как одни спортсмены лучше атакуют на равнине, другие- в горах, третьи- на
спуске.
44
Применяемый
на
занятиях
тактический
прием
«включение
в
необходимый
режим
работы»
позволяет
осуществить
избирательную
направленность занятий и тем самым повысить величину нагрузки для
развития двигательных качеств. Использование в тренировочных занятиях
такого
тактического
приема,
как
«преследование
противника»,
совершенствует умения велосипедистов догнать соперников при помощи
рывка, ускорения, в одиночку, с партнером.
45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипов Е.М., Седов А.В. Однодневные шоссейные гонки /Е.М. Архипов,
А.В. Седов. - М.: Физкультура и спорт, 2010.-173с.
2. Архипов Е.М., Седов А.В. Велосипедные гонки на шоссе /Е.М. Архипов,
А.В. Седов. - М.: Физкультура и спорт, 2014.-168с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт,
2018.-223с.
4. Бахвалов В.А. Перспективы развития техники и тактики в велосипедных
гонках на треке / В.А. Бахвалов. Ежегодник «Велосипедный спорт», 2008.-
с. 10-15.
5.
Бесераль
Памирез
Карлос.
Комплексная
оценка
специальной
работоспособности
юных
велосипедистов
в
процессе
многолетней
подготовки/ Бесераль Памирез Карлос. Журнал « Теория и практика физ.
культуры», 2015.-№7.-С.55-57.
6. Велосипедный спорт / Под ред. Е.М. Архипова. – М.: Физкультура и
спорт, 2017.-400с.
7. Велосипедный спорт ( Трек и шоссе ): Учебное пособие для тренеров/ Под
ред. Е.М. Архипова, В.А. Бахвалова – М.: Физкультура и спорт, 2015.-
430с.
8. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – Киев:
Олимпийская литература, 2012. – 293 с.
9. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок/
М.А. Годик.- М.: Физкультура и спорт, 2019.- 135с.
10. Дравниек Ю.К. Эффективность различных тактических вариантов в
индивидуальной гонке преследования на 4 км. 13.00.04 – ТМФВ и
спортивной тренировки. Автореферат.дис. … канд.пед.наук. – М.: 2005.
11. Единая всероссийская спортивная классификация: Часть 1. – М.:
Советский спорт, 2012. – 376 с.
46
12.
Ердаков
С.В.,
Капитонов
В.А.,
Михайлов
В.В.
Тренировка
велосипедистов-шоссейников / С.В. Ердаков, В.А. Капитонов, В.В.
Михайлов. – М.: Физкультура и спорт, 2019.-175с.
13. Ердаков С.В., Захаров А.А. Подготовка велосипедистов-шоссейников
высокой
квалификации
в
условиях
элитного
профессионального
календаря соревнований / С.В. Ердаков, А.А. Захаров. Журнал «Теория и
практика физ.культуры», 2019.-№7.С.52-55.
14. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности
в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед.
учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с.
15. Запоржанов В.А. Контроль в спортивной тренировке / В.А. Запоржанов. –
К.: Здоровья, 2018.
16. Захаров А.А., Ердаков С.В. Велосипедный спорт: Анализ прошлого и
прицелы на будущее / А.А. Захаров, С.В. Ердаков. Журнал «Теория и
практика физ.культуры», 2013.-№1.С.28-31.
17. Захаров А.А. Соревновательная подготовка велосипедистов-шоссейников
высокой квалификации в условиях элитного календаря соревнований /
Материалы Всерос.науч.-практ.конф. – М., 1997. – С. 171 – 176.
18. Иванова Т.В. Шорох колес рождает музыку движения / Т.В. Иванова.
Еженедельная газета «Экспресс - РИА». – Воткинск, 2013.-№24.-С.3-4.
19.
Илларионов
Г.Г.
Некоторые
факторы,
обусловливающие
индивидуальность и оптимальность вариантов ведения гонки / Г.Г.
Илларионов. Ежегодник «Велосипедный спорт», 2011.
20. Капитонов В.А. Ердаков С.В. Анализ подготовки велосипедистов-
шоссейников в олимпийском цикле / В.А. Капитонов, С.В. Ердаков.
Ежегодник «Велосипедный спорт», 2019.-С.7-11.
21. Красников А.А. Исследования тактики в велосипедных спринтерских
гонках и методика ее совершенствования. 13.00.04 – ТМФВ и спортивной
тренировки. Автореферат. Дис. …канд. пед. наук. – М.: 2014.-36с
47
22.
Криворотенко
А.Н.
Методическая
разработка
по
подготовке
велосипедистов на различных этапах спортивного совершенствования. –
Алма-Ата, КазИФК, 2019. – 28 с.
23. Крылатых Ю.Г. Минаков С.М. Подготовка юных велосипедистов / Ю.Г.
Крылатых, С.М. Минаков, - М.: Физкультура и спорт, 2021.-21с.
24. Максимова В.М. Тактическая подготовка велосипедиста спринтера с
учётом психологических особенностей в выборе решений. 13.00.04 –
ТМФВ и спортивной тренировки. Автореферат. дис. … канд.пед.наук. –
М.: 2022.
25. Мартынов В.С. Хоменков Л.С. Теоретические и научно-методические
аспекты
современного
спорта:
Всероссийскому
научно-
исследовательскому институту физической культуры и спорта- 60 лет /
В.С. Мартынов, Л.С. Хоменков. – М: ВНИИФК, 2015.-С.173-183.
26. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.:
Физическая культура и спорт, 2011.- 280с.
27. Мильштейн О.А., Прокопчук Ю.А. Анкетирование как средство общения
социолога с респондентами в сфере физической культуры и спорта:
Методические рекомендации для студентов ИФК / О.А. Мильштейн, Ю.А.
Прокопчук. – Краснодар: КГИФК,2001. -264с.
28. Минченко В.Г. Структура и особенности построения многолетней
подготовки велосипедистов / В.Г. Минченко. Журнал «Теория и
практика физ. культуры», 2008.-№2.-С.5-11.
29. Новиков А.А. Шустин Б.Н. Тенденция исследования соревновательной
деятельности в спорте высших достижений / А.А. Новиков, Б.Н.
Шустин. – К.: КГИФК. 2003.-№2.-С.167-170.
30. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:
Азбуковник, 2009. – 944 с.
31. Озолин Н.Г. Молодому коллеге / Н.Г. Озолин. – М.: Физкультура и спорт,
2009.
48
32. Павлов А.И. Войтов В.Г. Определение понятия «спортивная тактика» /
А.И. Павлов, В.Г. Войтов. Журнал «Теория и практика физ. культуры»,
2009.-№9.-С.20-21.
33. Паршиков А.Т. Спортивная школа как социально-педагогическая
система: социальное проектирование: Монография. – М.: «Советский
спорт», 2003. – 352 с.
34. Платонов В.Н. Общая теория и методика подготовки спортсменов в
олимпийском спорте / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература,
2007.-600с.
35. Платонов В.Н., Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н.
Платонов. – М.: Физическая культура и спорт, 2006.-288с.
36. Платонов В.Н., Полищук Д.А. Организационно-методические проблемы
подготовки велосипедистов / В.Н. Платонов, Д.А. Полищук. Ежегодник
«Велосипедный спорт», 2013.-С.12-19.
37.
Петров
В.К.
Физическая
культура:
Курсовые
и
выпускные
квалификационные работы. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016. -112 с.
38. Полищук Д.А. Управление тренировочным процессом велосипедистов на
основе
объективизации
знаний
о
структуре
соревновательной
деятельности / Д.А. Полищук. Журнал «Наука в олимпийском спорте»,
2014.-№1.-С.36-42.
39. Полищук Д.А. Велосипедный спорт / Д.А. Полищук. – К.: Олимпийская
литература, 2017.-343с.
40. Полищук Д.А., Ноур А.М., Орел В.О. Оптимизация управления
спортивной тренировки велосипедистов на основе изучения структуры
соревновательной деятельности / Д.А. Полищук, А.М, Ноур, В.О. Орел.
Журнал «Теория и практика физ. культуры » 2019.-№ 4.- С.32-38.
49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Значение коэффициента К
n
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
0
-
-
1,13
1,69
2,06
2,33
2,53
2,70
2,85
2,97
10
3,08
3,17
3,26
3,34
3,41
3,47
3,53
3,59
3,64
3,69
20
3,74
3,78
3,82
3,86
3,90
3,93
3,96
4,00
4,03
4,06
30
4,09
4,11
4,14
4,16
4,19
4,21
4,24
4,26
4,28
4,30
40
4,32
4,34
4,36
4,38
4,40
4,42
4,43
4,45
4,47
4,48
50
4,50
4,51
4,53
4,54
4,56
4,57
4,59
4,60
4,61
4,63
60
4,64
4,65
4,66
4,68
4,69
4,70
4,71
4,72
4,73
4,74
70
4,76
4,76
4,78
4,79
4,80
4,81
4,82
4,82
4,84
4,84
80
4,85
4,86
4,87
4,88
4,89
4,90
4,91
4,92
4,92
4,93
90
4,94
4,95
4,96
4,96
4,97
4,98
4,99
4,99
5,00
5,01
100
5,02
5,02
5,03
5,04
5,04
5,05
5,06
5,06
5,07
5,08
110
5,08
5,09
5,10
5,10
5,11
5,11
5,12
5,13
5,13
5,14
Граничные значения t– критерия Стьюдента для 5% - и 1%-ного уровня
значимости в зависимости от числа степеней свободы
Степень
свободы
Границы значения
Степень
свободы
Границы значения
p=0,05
p=0,01
p=0,05
p=0,01
1
12,71
63,60
21
2,08
2,82
2
4,30
9,93
22
2,07
2,82
3
3,18
5,84
23
2,07
2,81
4
2,78
4,60
24
2,06
2,80
5
2,57
4,03
25
2,06
2,79
6
2,45
3,71
26
2,06
2,78
7
2,37
3,50
27
2,05
2,77
8
2,31
3,36
28
2,05
2,76
9
2,26
3,25
29
2,04
2,76
10
2,23
3,17
30
2,04
2,75
11
2,20
3,11
40
2,02
2,70
12
2,18
3,06
50
2,01
2,68
13
2,16
3,01
60
2,00
2,66
14
2,15
2,98
80
1,99
2,64
15
2,13
2,95
100
1,98
2,63
16
2,12
2,92
120
1,98
2,62
17
2,11
2,90
200
1,97
2,60
18
2,10
2,88
500
1,96
2,59
50
Приложение 2
Результаты выступления
экспериментальной группы в 2023 год
№
п/п
Фамилия имя
1
место
2
место
3
место
4
место
5
место
6
место
Сумма
очков
количество занятых мест/ очки
1.
Бурханов Денис
1
30
х
1
20
х
2
20
х
70
2.
Васильева Елена
х
1
25
1
20
х
1
10
х
55
3.
Вешкин Сергей
х
1
25
х
1
15
х
2
10
50
4.
Гурьева Анна
х
1
25
х
х
2
20
1
5
50
5.
Калянов Кирилл
1
30
х
х
2
30
х
х
60
6.
Кузнецова
Александра
х
х
2
40
х
1
10
х
50
7.
Промышленников
Леонид
х
1
25
х
1
15
х
1
5
45
8.
Шульженко Анна
1
30
х
х
2
30
х
1
5
65
9.
Маштаков
Максим
1
30
х
х
1
15
х
2
10
55
10.
Жумабаев Эмир
х
1
25
1
20
х
1
10
х
55
Итого мест:
4
5
5
7
7
7
Итого очков:
120
125
100
105
70
35
555
51
Приложение 3
Результаты выступления
контрольной группы в 2023 г.
№
п/п
Фамилия имя
1
место
2
место
3
место
4
место
5
место
6
место
Сумма
очков
количество занятых мест/ очки
1.
Белькова Ульяна
1
30
х
х
1
15
1
10
1
5
60
2.
Брусницын
Артем
х
1
25
1
20
1
15
х
1
5
75
3.
Балагутдинова
Сафия
х
1
25
1
20
1
15
х
х
60
4.
Задорин Матвей
1
30
х
х
х
2
20
х
50
5.
Каипов Тихон
х
х
х
1
15
х
1
5
20
6.
Кашин Василий
1
30
х
х
1
15
1
10
1
5
60
7.
Малышев Кирилл
х
1
25
1
20
1
15
х
1
5
65
8.
Матвейчук
Василиса
1
30
х
1
20
х
1
10
2
10
70
9.
Гурьева Варвара
х
х
1
20
х
2
20
х
40
10.
Полин Артем
х
2
50
х
1
15
1
10
х
75
Итого:
4
5
5
7
8
7
Итого очков:
120
125
100
105
80
35
565
52
Приложение 7
Сравнительная диаграмма
результатов выступление спортсменов
экспериментальной и контрольной групп в 2023г.
0
2
4
6
8
10
12
14
16
1
2
3
4
5
6
эксперементальная
групппа
контрольная группа
53
54
55