Автор: Григорьева Наталья Сергеевна
Должность: руководитель физической культуры
Учебное заведение: ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж»
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных методов, технологий обучения и воспитания на уроках физической культуры в колледже
Раздел: среднее профессиональное
Использование современных методов, технологий обучения и воспита-
ния на уроках физической культуры в колледже
Григорьева Наталья Сергеевна
руководитель физического воспитания
ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж»
г. Старая Русса
В настоящее время в образовательном процессе активно создается воз-
можность применение современных технологий, в основе которых лежат до-
стижения научно-технического прогресса. Актуальность использования
современных технологий на уроках физической культуры определяется осо-
бой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человече-
ства в целом и каждого отдельного ученика школы в частности.
Важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим
технологиям, цель которых, обеспечить обучающемуся возможность сохра-
нения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необхо-
димые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить исполь-
зовать полученные знания в повседневной жизни. На мой взгляд здоровьес-
берегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из
всех технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как
основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности под-
ростков, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обу-
чении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных
форм предоставления информации.
1. Я использую здоровьесберегающую технологию по физической культуре
следующим образом:
- чередование видов деятельности: чередование теории и практики, разнооб-
разие форм организации урока, чередование умственной и физической на-
грузки обучающихся - один их способов повышения эффективности урока.
- благоприятная дружеская обстановка на уроке: урок должен быть развива-
ющим, интересным; на уроке я обязательно обращаю внимание на физиче-
ское и психологическое состояние обучающихся, смотрю, как они восприни-
мают мои задания, как оценивают мою и свою работу; предъявляю требова-
ния и замечания только в дружественной форме.
- дозировка заданий: главное при выполнении упражнений - не допускать
перегрузки обучающихся.
- индивидуальный подход к каждому обучающемуся: обучающиеся очень
разные, но я должна сделать свои уроки интересными; для этого я стараюсь
создать для каждого обучающегося ситуацию успеха.
- воспитательная направленность занятия: воспитательный эффект уроков
физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифферен-
цированного подхода к развитию качеств каждого обучающегося и формиро-
ванию ценностного отношения к своему здоровью.
Мой девиз: «Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые
в физическом воспитании».
На уроках мною предусматривается:
- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития
всех учащихся, их группы здоровья;
- строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;
- проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря,
своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;
- контроль за сменной спортивной формой.
2.
Личностно-ориентированная технология обучения — это специальная ме-
тодика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на разви-
тие личности обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей.
Личностно-ориентированное обучение направлено на формирование у обуча-
ющегося механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовер-
шенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной
адаптации и всестороннего развития личности с раскрытием её творческого
потенциала.
В своей работе много внимания уделяю развитию практических навы-
ков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активно-
му отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важ-
ность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями.
Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к
учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творче-
ский поиск и самоопределение.
Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в со-
здании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые усло-
вия для развития индивидуальных способностей детей.
С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к
физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обу-
чающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответ-
ственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют
свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооцен-
ке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства
личности.
В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать
у обучающихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело
опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уде-
ляю индивидуальной работе с обучающимися.
Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно-
ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому
ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании
осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-твор-
ческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана
индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивиду-
альный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоро-
вья, а также особенности психического развития. Зная особенности физиче-
ского развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуали-
зации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различ-
ной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладе-
ния необходимыми умениями и навыками.
Например при работе с теоретическим материалом предлагаю обучаю-
щимся задания:
«Не достающий фрагмент»
Обучающимся выдаю схему поэтапного выполнения кувырка вперед, но в
схеме не хватает одного фрагмента. Его задача дорисовать, выполнить и объ-
яснить
«Пропущенное слово», использование приема «Письмо с дырками» работа
с деформированным текстом.
Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации
1). И.п.- упор присев - два кувырка вперед в группировке, перекат вперед, два
кувырка назад, стойка на лопатках, сед, упор присев - основная стойка, руки
вверх.
2). И.п.- равновесие на левой(правой), руки в стороны. Упор присев - два
кувырка вперед в группировке, кувырок назад, сед углом, из упор присев
перекатом назад в «полушпагат», руки в стороны – основная стойка, руки в
вверх.
3). И.п.- правая в сторону, руки на пояс. Упор присев - три кувырка вперед в
группировке, два кувырка назад в группировке, из упора присев перекатом
назад в стойку на лопатках (согнувшись), сед, сед углом, упор присев –
основная стойка, руки в стороны.
Предлагается текст с акробатической комбинацией и пропущенными слова-
ми. Надо прочитать и дописать недостающие слова
Отработка акробатических комбинаций: обучающимся
выдают разно-
уровневые задания, текст описание последовательности выполнения упраж-
нения. Обучающийся самостоятельно изучает информацию, перерабатывает
ее, осознает и самостоятельно разучивает выбранное им акробатическое со-
единение. Затем демонстрирует это упражнение.
В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы
их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивиду-
альные формы работы. Применяю разнообразные методы и приемы обуче-
ния. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с
использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревно-
вания, уроки-состязания.
3. Технология дифференцированного физкультурного образования
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается
целенаправленное физическое формирование человека посредством развития
его индивидуальных способностей. Технология дифференцированного физ-
культурного образования – это способ реализации содержания дифференци-
рованного физкультурного образования посредством системы средств, мето-
дов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение це-
ли образования. Содержание технологии дифференцированного физкультур-
ного образования – это совокупность педагогических технологий дифферен-
цированного обучения двигательным действиям, развития физических ка-
честв, формирования знаний, методических умений, технологий управления
образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического со-
вершенства. Сущность технологии дифференцированного физкультурного
образования заключается в обучение целостным методом с последующей
дифференциацией (выделение детали техники и разделение их по сложности)
и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уров-
ня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественно-
го выполнения упражнения.
Обучение двигательным действиям предусматривает возможность вы-
бора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае
каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтитель-
ном для себя составе операций, что станет основой для формирования его ин-
дивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например,
при закреплении учебного материала, я условно делю обучающихся на груп-
пы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовитель-
ные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – услож-
нённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчён-
ном варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп осваивают учебный мате-
риал в среднем на два урока быстрее средних и слабых обучающихся, поэто-
му обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением
изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и
средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократ-
но повторяют его в стандартных условиях.
Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у ко-
торых не получается выполнение того или иного двигательного действия.
Эти обучающиеся получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для
домашнего выполнения. В заключительной части урока учебная группа
объединяется, все обучающиеся выполняют одинаковые упражнения, игра-
ют.
Тема «Волейбол» - «Совершенствование техники верхней передачи»
Учебная группа делится на две мини - группы.
1 группа – более сильная – группа делится на пары
2 группа - более слабая - группа делится на пары
Каждая группа получает соответствующие задание, которые они должны по
мере возможности выполнить.
Для успешного овладения передачами мяча и другими техническими приема-
ми вначале необходимо научиться правильно перемещаться на площадке.
Перемещения осуществляются приставным и обычным шагами, бегом, скач-
ком, прыжком и их сочетаниями. Все перемещения производятся из стойки
волейболиста. Основная стойка - обе ноги расположены на одном уровне,
стопы параллельны на расстоянии 20-30 см друг от друга, ноги согнуты в ко-
ленях. Туловище несколько наклонено вперед, согнутые в локтях руки выне-
сены перед туловищем. Кисти обращены ладонями друг к другу, пальцы сво-
бодно согнуты, а большие обращены вверх. Зачастую волейболисты грешат
чрезмерной статичностью, в то время как элементарное переступание с ноги
на ногу создает благоприятные условия для последующего маневра и движе-
ния.
Обучение - Верхняя передача - применяется в опорном положении, и так же
в прыжке. Находясь в стойке, согнутые в локтях руки волейболиста встреча-
ют мяч на уровне лица. Передача выполняется за счет последовательного вы-
прямления ног, туловища и рук. Направление, скорость, высота и точность
передачи достигается конечным активным движением кистей и пальцев. По-
ложение пальцев в момент приема, передача мяча.
Работа в парах - Упражнения для овладения передачей мяча:
1.Один учащийся набрасывает мяч другому, тот выполняет верхний приём
над собой.
2.Один учащийся с собственного набрасывания выполняет верхнюю переда-
чу партнёру.
3.Один учащийся с собственного набрасывания выполняет верхнюю переда-
чу над собой и передаёт партнёру.
4.Партнёры выполняют верхнюю передачу, не ловя мяч.
Обучение технике нападающего удара.
Нападающий удар - является основным атакующим действием. Прямой напа-
дающий удар - является основным. Разбег делается коротким (3-4 м). Первый
шаг небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего
направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина
шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость дви-
жения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобра-
зуется в вертикальную скорость прыжка. Последний шаг обычно выполняют
скачком (напрыгивающий): ногу выносят вперед и ставят на пятку, стопа на-
ходится в положении разгибания, затем приставляется другая нога и, опира-
ясь на параллельно поставленные стопы, сгибает ноги. На третьем шаге обе
руки отводятся назад, затем одновременно махом руками вниз-вверх и разги-
банием ног он выполняет прыжок вверх. Правая рука, производя замах, сги-
бается в локтевом суставе, плечо отводится назад, туловище прогибается, ле-
вая рука находится перед туловищем, ноги сгибаются в коленных суставах. В
наивысшей точке взлета за счет разгибания туловища и правой руки, выпол-
няет удар.
Работа в парах - Упражнения для овладения нападающим ударом:
1 .Имитация прыжка для нападающего удара с места.
2. Имитация шагов для нападающего удара.
3. Нападающий удар у стены.
4. Нападающий удар через сетку с собственного броска мяча.
5. Нападающий удар через сетку с подбрасывания мяча партнером.
6. Нападающий удар через сетку после передачи партера.
7. Нападающие удары через сетку из зон 2, 3, 4 после передачи партнера.
Заключительная часть – образуются пары (сильная группа – слабая
группа – по желанию) – выполняется контрольное задание преподавателя
При оценке физической подготовленности учитываю как максималь-
ный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достиже-
ния имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической
культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двига-
тельного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-
оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, сло-
весные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях,
успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих –
заинтересовать. Всё это формирует у обучающихся положительное отноше-
ние к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.
Временно освобождённые обучающиеся, отнесённые по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помо-
гают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведе-
ниями, с техникой выполнения двигательных действий. Для обучающихся,
отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, за-
нятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они выполняют упражне-
ния, рекомендованные врачом.
Всесторонне изучение обучающихся, сопоставление различных данных
позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из
этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на мето-
дике дифференцированного обучения.
На занятиях с обучающимися выпускных курсов особое место отводит-
ся силовой и общей физической подготовке (по специальностям «Механиза-
ция сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиль-
ного транспорта» в группах обучаются только юноши), которая состоит в по-
вышении физических возможностей человеческого организма. Это означает,
что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения на-
грузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функцио-
нальных систем организма на работу в максимальном режиме.
Урок выстраиваю таким образом, чтобы при высокой плотности он был
эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Обучающиеся получают
такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба
для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего
арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических уси-
лий, «ударного» метода. В конце урока обучающиеся получают домашнее за-
дание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств,
контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На
уроках обучающиеся учатся правильному, в полном смысле «культурному»
выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и
личностное развитие студента.
На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого ле-
жат три метода:
1.
Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий
одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод
способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2.
Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выпол-
нении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что
способствует развитию общей силовой выносливости.
3.
Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической
подготовленности студентов.
Совместно с обучающимися разработан комплекс общей физической
подготовки способом круговой тренировки. Большинство обучающихся им
пользуется для поддержания спортивной формы. У обучающихся появился
живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало
небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сде-
лают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на пе-
рекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество
между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.
На занятиях физической культурой юноши приобретают не только тех-
нические навыки, но и навыки организатора, руководителя. С этой целью ре-
бята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю
в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Но-
вости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений
для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У обуча-
ющихс воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к
делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные
специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и
самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в буду-
щей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.
На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепен-
ного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельно-
сти к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу
и переход к саморегуляции и самокоррекции.
Список использованной литературы
1.
Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник.
3-е издание дополн. и перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 289 с.
2.
Барчуков И.С. Физическая культура: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ,
2008. - 347с.
3.
Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. – М.: Кно-
Рус, 2011. - 432 с.
4.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Пи-
тер, 2011. - 304 с.
5.
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. – М.,
2008. - 381 с.
6.
Виленский М.Я. Физическая культура. СПО. Учебное пособие. – М.:
Просвещение, 2012. - 217с.
7.
Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая
культура». Учебное пособие, 3-е изд. переработанное. – М.: Издатель-
ский центр «Академия», 2009. - 279 с.
8.
Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб-
ное пособие. – М.: «ФОРУМ», 2009. - 208 с.
9.
Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Гардарики,
2008. - 528 с.
10.Кузнецов В. С., Холодов Ж. К.Теория и методика физического воспита-
ния и спорта: учебн. пособие для студ. высших учебн. заведений. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003. - 480с.
11.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз-
ненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс-
ших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 98-102с.
12.Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. Учебное посо-
бие. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2008. – 224 с.
13.Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. –
М.: Физическая культура, 2005. - 372с.
14.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в
предмет: Учеб. – СПБ.: Лань, 2003. – 160с.