Напоминание

Использование современных методов, технологий обучения и воспитания на уроках физической культуры в колледже


Автор: Григорьева Наталья Сергеевна
Должность: руководитель физической культуры
Учебное заведение: ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж»
Населённый пункт: г. Старая Русса
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных методов, технологий обучения и воспитания на уроках физической культуры в колледже
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование современных методов, технологий обучения и воспита-

ния на уроках физической культуры в колледже

Григорьева Наталья Сергеевна

руководитель физического воспитания

ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж»

г. Старая Русса

В настоящее время в образовательном процессе активно создается воз-

можность применение современных технологий, в основе которых лежат до-

стижения научно-технического прогресса. Актуальность использования

современных технологий на уроках физической культуры определяется осо-

бой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человече-

ства в целом и каждого отдельного ученика школы в частности.

Важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим

технологиям, цель которых, обеспечить обучающемуся возможность сохра-

нения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необхо-

димые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить исполь-

зовать полученные знания в повседневной жизни. На мой взгляд здоровьес-

берегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из

всех технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как

основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности под-

ростков, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обу-

чении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных

форм предоставления информации.

1. Я использую здоровьесберегающую технологию по физической культуре

следующим образом:

- чередование видов деятельности: чередование теории и практики, разнооб-

разие форм организации урока, чередование умственной и физической на-

грузки обучающихся - один их способов повышения эффективности урока.

- благоприятная дружеская обстановка на уроке: урок должен быть развива-

ющим, интересным; на уроке я обязательно обращаю внимание на физиче-

ское и психологическое состояние обучающихся, смотрю, как они восприни-

мают мои задания, как оценивают мою и свою работу; предъявляю требова-

ния и замечания только в дружественной форме.

- дозировка заданий: главное при выполнении упражнений - не допускать

перегрузки обучающихся.

- индивидуальный подход к каждому обучающемуся: обучающиеся очень

разные, но я должна сделать свои уроки интересными; для этого я стараюсь

создать для каждого обучающегося ситуацию успеха.

- воспитательная направленность занятия: воспитательный эффект уроков

физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифферен-

цированного подхода к развитию качеств каждого обучающегося и формиро-

ванию ценностного отношения к своему здоровью.

Мой девиз: «Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые

в физическом воспитании».

На уроках мною предусматривается:

- строгие дозированные физические нагрузки с учетом физического развития

всех учащихся, их группы здоровья;

- строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;

- проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря,

своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;

- контроль за сменной спортивной формой.

2.

Личностно-ориентированная технология обучения — это специальная ме-

тодика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на разви-

тие личности обучающегося с учётом его индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированное обучение направлено на формирование у обуча-

ющегося механизмов самореализации, навыков саморазвития и самосовер-

шенствования, обеспечение оптимального прохождения процесса социальной

адаптации и всестороннего развития личности с раскрытием её творческого

потенциала.

В своей работе много внимания уделяю развитию практических навы-

ков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активно-

му отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важ-

ность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями.

Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личный подход к

учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творче-

ский поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает мне в со-

здании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые усло-

вия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к

физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обу-

чающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответ-

ственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют

свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооцен-

ке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства

личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать

у обучающихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело

опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уде-

ляю индивидуальной работе с обучающимися.

Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно-

ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому

ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании

осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-твор-

ческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана

индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивиду-

альный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоро-

вья, а также особенности психического развития. Зная особенности физиче-

ского развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуали-

зации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различ-

ной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладе-

ния необходимыми умениями и навыками.

Например при работе с теоретическим материалом предлагаю обучаю-

щимся задания:

«Не достающий фрагмент»

Обучающимся выдаю схему поэтапного выполнения кувырка вперед, но в

схеме не хватает одного фрагмента. Его задача дорисовать, выполнить и объ-

яснить

«Пропущенное слово», использование приема «Письмо с дырками» работа

с деформированным текстом.

Комплекс акробатических элементов для учебной комбинации

1). И.п.- упор присев - два кувырка вперед в группировке, перекат вперед, два

кувырка назад, стойка на лопатках, сед, упор присев - основная стойка, руки

вверх.

2). И.п.- равновесие на левой(правой), руки в стороны. Упор присев - два

кувырка вперед в группировке, кувырок назад, сед углом, из упор присев

перекатом назад в «полушпагат», руки в стороны – основная стойка, руки в

вверх.

3). И.п.- правая в сторону, руки на пояс. Упор присев - три кувырка вперед в

группировке, два кувырка назад в группировке, из упора присев перекатом

назад в стойку на лопатках (согнувшись), сед, сед углом, упор присев –

основная стойка, руки в стороны.

Предлагается текст с акробатической комбинацией и пропущенными слова-

ми. Надо прочитать и дописать недостающие слова

Отработка акробатических комбинаций: обучающимся

выдают разно-

уровневые задания, текст описание последовательности выполнения упраж-

нения. Обучающийся самостоятельно изучает информацию, перерабатывает

ее, осознает и самостоятельно разучивает выбранное им акробатическое со-

единение. Затем демонстрирует это упражнение.

В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы

их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивиду-

альные формы работы. Применяю разнообразные методы и приемы обуче-

ния. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки с

использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревно-

вания, уроки-состязания.

3. Технология дифференцированного физкультурного образования

Под дифференцированным физкультурным образованием понимается

целенаправленное физическое формирование человека посредством развития

его индивидуальных способностей. Технология дифференцированного физ-

культурного образования – это способ реализации содержания дифференци-

рованного физкультурного образования посредством системы средств, мето-

дов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение це-

ли образования. Содержание технологии дифференцированного физкультур-

ного образования – это совокупность педагогических технологий дифферен-

цированного обучения двигательным действиям, развития физических ка-

честв, формирования знаний, методических умений, технологий управления

образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического со-

вершенства. Сущность технологии дифференцированного физкультурного

образования заключается в обучение целостным методом с последующей

дифференциацией (выделение детали техники и разделение их по сложности)

и затем интеграцией этих частей разными способами в зависимости от уров-

ня технической подготовленности обучающихся, с целью более качественно-

го выполнения упражнения.

Обучение двигательным действиям предусматривает возможность вы-

бора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае

каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтитель-

ном для себя составе операций, что станет основой для формирования его ин-

дивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Так, например,

при закреплении учебного материала, я условно делю обучающихся на груп-

пы, в зависимости от подготовленности. Одной группе даю подготовитель-

ные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – услож-

нённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчён-

ном варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп осваивают учебный мате-

риал в среднем на два урока быстрее средних и слабых обучающихся, поэто-

му обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением

изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и

средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократ-

но повторяют его в стандартных условиях.

Обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у ко-

торых не получается выполнение того или иного двигательного действия.

Эти обучающиеся получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для

домашнего выполнения. В заключительной части урока учебная группа

объединяется, все обучающиеся выполняют одинаковые упражнения, игра-

ют.

Тема «Волейбол» - «Совершенствование техники верхней передачи»

Учебная группа делится на две мини - группы.

1 группа – более сильная – группа делится на пары

2 группа - более слабая - группа делится на пары

Каждая группа получает соответствующие задание, которые они должны по

мере возможности выполнить.

Для успешного овладения передачами мяча и другими техническими приема-

ми вначале необходимо научиться правильно перемещаться на площадке.

Перемещения осуществляются приставным и обычным шагами, бегом, скач-

ком, прыжком и их сочетаниями. Все перемещения производятся из стойки

волейболиста. Основная стойка - обе ноги расположены на одном уровне,

стопы параллельны на расстоянии 20-30 см друг от друга, ноги согнуты в ко-

ленях. Туловище несколько наклонено вперед, согнутые в локтях руки выне-

сены перед туловищем. Кисти обращены ладонями друг к другу, пальцы сво-

бодно согнуты, а большие обращены вверх. Зачастую волейболисты грешат

чрезмерной статичностью, в то время как элементарное переступание с ноги

на ногу создает благоприятные условия для последующего маневра и движе-

ния.

Обучение - Верхняя передача - применяется в опорном положении, и так же

в прыжке. Находясь в стойке, согнутые в локтях руки волейболиста встреча-

ют мяч на уровне лица. Передача выполняется за счет последовательного вы-

прямления ног, туловища и рук. Направление, скорость, высота и точность

передачи достигается конечным активным движением кистей и пальцев. По-

ложение пальцев в момент приема, передача мяча.

Работа в парах - Упражнения для овладения передачей мяча:

1.Один учащийся набрасывает мяч другому, тот выполняет верхний приём

над собой.

2.Один учащийся с собственного набрасывания выполняет верхнюю переда-

чу партнёру.

3.Один учащийся с собственного набрасывания выполняет верхнюю переда-

чу над собой и передаёт партнёру.

4.Партнёры выполняют верхнюю передачу, не ловя мяч.

Обучение технике нападающего удара.

Нападающий удар - является основным атакующим действием. Прямой напа-

дающий удар - является основным. Разбег делается коротким (3-4 м). Первый

шаг небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего

направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина

шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость дви-

жения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобра-

зуется в вертикальную скорость прыжка. Последний шаг обычно выполняют

скачком (напрыгивающий): ногу выносят вперед и ставят на пятку, стопа на-

ходится в положении разгибания, затем приставляется другая нога и, опира-

ясь на параллельно поставленные стопы, сгибает ноги. На третьем шаге обе

руки отводятся назад, затем одновременно махом руками вниз-вверх и разги-

банием ног он выполняет прыжок вверх. Правая рука, производя замах, сги-

бается в локтевом суставе, плечо отводится назад, туловище прогибается, ле-

вая рука находится перед туловищем, ноги сгибаются в коленных суставах. В

наивысшей точке взлета за счет разгибания туловища и правой руки, выпол-

няет удар.

Работа в парах - Упражнения для овладения нападающим ударом:

1 .Имитация прыжка для нападающего удара с места.

2. Имитация шагов для нападающего удара.

3. Нападающий удар у стены.

4. Нападающий удар через сетку с собственного броска мяча.

5. Нападающий удар через сетку с подбрасывания мяча партнером.

6. Нападающий удар через сетку после передачи партера.

7. Нападающие удары через сетку из зон 2, 3, 4 после передачи партнера.

Заключительная часть – образуются пары (сильная группа – слабая

группа – по желанию) – выполняется контрольное задание преподавателя

При оценке физической подготовленности учитываю как максималь-

ный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достиже-

ния имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической

культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двига-

тельного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-

оздоровительную деятельность. Широко применяю методы поощрения, сло-

весные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях,

успокоить, приободрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих –

заинтересовать. Всё это формирует у обучающихся положительное отноше-

ние к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности.

Временно освобождённые обучающиеся, отнесённые по состоянию

здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помо-

гают в подготовке инвентаря, судействе, знакомятся с теоретическими сведе-

ниями, с техникой выполнения двигательных действий. Для обучающихся,

отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, за-

нятия проводятся отдельно, во внеурочное время, они выполняют упражне-

ния, рекомендованные врачом.

Всесторонне изучение обучающихся, сопоставление различных данных

позволяет мне выявить причины отставания детей, установить главные из

этих причин и осуществить педагогическое воздействие, основанное на мето-

дике дифференцированного обучения.

На занятиях с обучающимися выпускных курсов особое место отводит-

ся силовой и общей физической подготовке (по специальностям «Механиза-

ция сельского хозяйства», «Техническое обслуживание и ремонт автомобиль-

ного транспорта» в группах обучаются только юноши), которая состоит в по-

вышении физических возможностей человеческого организма. Это означает,

что в юношеском организме под воздействием постоянного увеличения на-

грузки происходит процесс приспособляемости, т.е. настроя всех функцио-

нальных систем организма на работу в максимальном режиме.

Урок выстраиваю таким образом, чтобы при высокой плотности он был

эмоционально насыщен и содержал элементы игры. Обучающиеся получают

такую физическую нагрузку, которую они способны выдержать без ущерба

для здоровья. Такой результат достигается в результате использования всего

арсенала методов: метода максимальных усилий, метода динамических уси-

лий, «ударного» метода. В конце урока обучающиеся получают домашнее за-

дание на освоение техники движений, развитие двигательных качеств,

контроль за его выполнением осуществляется в конце изучения модуля. На

уроках обучающиеся учатся правильному, в полном смысле «культурному»

выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и

личностное развитие студента.

На уроках применяется способ круговой тренировки, в основе которого ле-

жат три метода:

1.

Непрерывно-поточный, который заключается в выполнении заданий

одного за другим, с небольшим интервалом времени. Этот метод

способствует комплексному развитию двигательных качеств.

2.

Поточно-интервальный базируется на краткосрочном (20-40 с) выпол-

нении простых по технике упражнений с минимальным отдыхом, что

способствует развитию общей силовой выносливости.

3.

Интенсивно-интервальный используется с ростом уровня физической

подготовленности студентов.

Совместно с обучающимися разработан комплекс общей физической

подготовки способом круговой тренировки. Большинство обучающихся им

пользуется для поддержания спортивной формы. У обучающихся появился

живой интерес к систематическим занятиям физической культурой. Им стало

небезразлично, сколько раз они подтянутся на перекладине, сколько раз сде-

лают подъем переворотом, сколько времени продержат угол в висе на пе-

рекладине, сколько раз отожмутся. У них постоянно идет соперничество

между собой, группами, они стали жить в соревновательном движении.

На занятиях физической культурой юноши приобретают не только тех-

нические навыки, но и навыки организатора, руководителя. С этой целью ре-

бята самостоятельно подготавливают обзор спортивных новостей за неделю

в городе, крае, стране, мире и выпускают информационный бюллетень «Но-

вости спорта», разрабатывают комплексы общих развивающих упражнений

для разминки, выстраивают индивидуальную траекторию обучения. У обуча-

ющихс воспитываются те качества, которые характеризуют их отношение к

делу: целеустремленность, трудолюбие, добросовестность, настойчивость,

самостоятельность, изобретательность. Также развиваются и обязательные

специфические волевые качества: решительность и смелость, выдержка и

самообладание, настойчивость и упорство, которые необходимы им в буду-

щей трудовой деятельности и способствуют карьерному росту.

На уроках и внеурочной деятельности обеспечиваются условия для постепен-

ного перехода от коллективно-распределительных форм учебной деятельно-

сти к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу

и переход к саморегуляции и самокоррекции.

Список использованной литературы

1.

Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник.

3-е издание дополн. и перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 289 с.

2.

Барчуков И.С. Физическая культура: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ,

2008. - 347с.

3.

Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. – М.: Кно-

Рус, 2011. - 432 с.

4.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Пи-

тер, 2011. - 304 с.

5.

Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. – М.,

2008. - 381 с.

6.

Виленский М.Я. Физическая культура. СПО. Учебное пособие. – М.:

Просвещение, 2012. - 217с.

7.

Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая

культура». Учебное пособие, 3-е изд. переработанное. – М.: Издатель-

ский центр «Академия», 2009. - 279 с.

8.

Кайнова Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб-

ное пособие. – М.: «ФОРУМ», 2009. - 208 с.

9.

Коджаспирова Г.М. Педагогика. Учебное пособие. – М.: Гардарики,

2008. - 528 с.

10.Кузнецов В. С., Холодов Ж. К.Теория и методика физического воспита-

ния и спорта: учебн. пособие для студ. высших учебн. заведений. – М.:

Издательский центр «Академия», 2003. - 480с.

11.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жиз-

ненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов выс-

ших учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 98-102с.

12.Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. Учебное посо-

бие. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2008. – 224 с.

13.Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. –

М.: Физическая культура, 2005. - 372с.

14.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Введение в

предмет: Учеб. – СПБ.: Лань, 2003. – 160с.



В раздел образования