Авторы: Маркелова Людмила Ивановна, Дивунова Лидия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 150 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений"
Раздел: дошкольное образование
АНО ДО «Планета детства «Лада»
детский сад № 150 «Брусничка»
Конспект
образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»
по теме: «Сравнение предметов. Уточнение лексического значения
слов и выражений» в подготовительной к школе группе.
Подготовили:
воспитатель высшей категории
Маркелова Людмила Ивановна,
воспитатель первой категории
Дивунова Лидия Николаевна
Тольятти, 2017г.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать их
по величине, форме, цвету.
Активизировать употребление в речи глаголов, выражающих разные состояния.
Формировать представления детей о многообразии слов.
Уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки».
Развивающие:
Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.
Совершенствовать грамматический строй речи, определять существительные
мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.
Воспитательные:
Совершенствовать умение договариваться, выполнять общее дело, избегать
конфликтов.
Способствовать свободному общению детей и взрослого.
Оборудование
и
материалы: н оу т бу к , TV,
мультимедийная
презентация,
интерактивное
пособие
«Дерево
знаний»,
дидактическое
пособие
«Домики»,
предметные картинки по теме «мебель», «игрушки», предметные картинки мужского,
женского, среднего рода единственного и множественного числа, микрофон.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
Вводная часть
Приглашает детей на ковер, спрашивает, какое у
них
настроение.
Предлагает
приветствие:
«Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты -
мой друг!
Дружно
за
руки
возьмёмся.
И друг
другу улыбнёмся»
Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в
магазин.
Я сегодня продавщица.
В магазине для детей.
У меня полно товаров,
Заходите поскорей.
Дети встают в круг, говорят у кого, какое
н а с т р о е н и е .
Б е р у т с я
з а
р у к и
и
п р о г о в а р и в а ю т
с
в о с п и т а т е л е м
приветствие.
Осознают поставленную цель
Принимают предложенную ситуацию.
Основная часть
1.Сравнение предметов
Педагог задаёт вопросы:
- Что первое мы видим, войдя в магазин?
Слайд 1. (Мячи).
- Что у них общего, чем они похожи? (Круглые,
предназначены для игры).
- А теперь скажите, чем мячи отличаются друг от
друга?
Дети
внимательно
слушают,
смотрят
и
отвечают на вопросы.
(Воспитатель побуждает детей выделять
различия по размеру, по цвету, по назначению).
Дети подводят итог, что все мячи круглые,
но различаются по размеру (один –
большой, другой – поменьше, третий –
самый маленький, по цвету, предназначены
для игр в футбол, баскетбол, для детских
подвижных игр.
2. Классификация предметов.
Интерактивная технология «Дерево знаний»
А теперь мы отправляемся в следующий отдел.
ИТ «Дерево знаний»
Педагог задаёт вопросы:
- Что мы видим? (Игрушки: куклы, пирамидки,
мебель: стол, шкаф…)
- Вам нужно разделиться на две команды.
Договоритесь, с кем вы будете работать,
вспомните правила сотрудничества. Одна
команда отбирает картинки с мебелью, другая с
игрушками и выкладываем на столе.
- Что общего между игрушками, чем они похожи,
чем отличаются?
- А теперь скажите, что общего между мебелью,
чем похожи, чем мебель отличается друг от
друга? (Воспитатель побуждает детей выделять
различия по размеру, по материалу, по
назначению).
- Молодцы! Благодаря тому, что работали в
команде, правильно подобрали карточки и
ответили на все вопросы.
В к л ю ч а ю т с я
в
д е я т е л ь н о с т ь ,
предложенную педагогом.
Дети, договариваясь, делятся на команды,
уточняют правила сотрудничества.
Каждая команда выбирает карточки.
Дети отвечают на вопросы.
3. Употребление глаголов
Интерактивная технология «Цепочка»
- Мы с вами попали в следующий отдел.
Посмотрите на экран. Слайд 2.
- Какие красивые котята. Давайте придумаем им
имена.
- А что у нас делают котята? Слайд 3.
- Что делает каждый котенок? Давайте встанем в
цепочку. Договоритесь, кто будет первым
говорить.
- Молодцы, интересные и разные слова
подобрали.
В к л ю ч а ю т с я
в
д е я т е л ь н о с т ь ,
предложенную педагогом.
Ответы детей.
Ребята договариваются, проговаривают по
очереди, что делают котята – подбирают
глаголы-действия
(сидит,
умывается,
играет, лежит, спит, лакает молоко…).
4. Объяснение и понимание смысла образных выражений
А вот перед нами отдел: «Вот они какие – руки
золотые». Слайд 4.
- Послушайте об одной девочке, которую зовут
Леночка.
«Леночка, - говорит ей мама,- вымой руки. Они у
тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты
В к л ю ч а ю т с я
в
д е я т е л ь н о с т ь ,
предложенную педагогом.
сама говорила, что нельзя расти белоручкой».
- Как вы думаете, что значит слово
БЕЛОРУЧКА? (Тот, кто не любит и не умеет
трудиться, ленится.).
- Послушайте стихи: Слайд 5.
«Ветерок спросил, пролетая, отчего ты, рожь,
золотая? А в ответ колоски шелестят: «Золотые
руки растят» (Е. Серова).
- Какое слово повторялось в этих стихах?
(Золотая.)
- Почему поэт в стихотворении называют рожь
золотой? (она ярко - желтая, похожа на золото).
- А как вы понимаете выражение «ЗОЛОТЫЕ
РУКИ», что это значит? (руки, которые всё
делают очень хорошо, умело, талантливые).
Дети отвечают на поставленные вопросы
5. Д/и «Рассели по домикам»
Интерактивная технология «Работа в парах»
- Ребята, пока мы были в магазине, на улице
испортилась погода, и в одном отделе магазина
перемешались все предметы. Давайте расселим
эти предметы по домикам.
- Договоритесь с кем вы будете работать в паре,
выберете домик. Как вы думаете, какие предметы
вы
будете
заселять
в
домики?
(предметы
м у ж с к о г о ,
ж е н с к о г о
с р е д н е г о
р о д а ,
единственного и множественного числа)
Активизируют необходимые знания
Активно взаимодействуют в парах
Выполняют задание
Вырабатывают новые знания и умения
Заключительная часть
Интерактивная технология «Интервью»
Вам понравилась наша экскурсия по магазину? А
вот чтобы узнать, что вам больше всего
понравилось, предлагаю взять интервью.
- Кто хочет быть журналистом и взять интервью?
Ребенок-журналист задает вопросы:
- Что нового вы узнали?
- Кого называют белоручкой?
- Какие руки называют золотыми?
- По каким признакам мы различали предметы?
- С какими котятами ты познакомился? Что они
умеют делать?
- Какие предметы ты расселял по домикам?
В к л ю ч а ю т с я
в
д е я т е л ь н о с т ь ,
предложенную педагогом.
Обсуждают,
оценивают
своё
участие
в
общей работе, делают выводы.