Напоминание

"Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений"


Авторы: Маркелова Людмила Ивановна, Дивунова Лидия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" детский сад № 150 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сравнение предметов. Уточнение лексического значения слов и выражений"
Раздел: дошкольное образование





Назад




АНО ДО «Планета детства «Лада»

детский сад № 150 «Брусничка»

Конспект

образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»

по теме: «Сравнение предметов. Уточнение лексического значения

слов и выражений» в подготовительной к школе группе.

Подготовили:

воспитатель высшей категории

Маркелова Людмила Ивановна,

воспитатель первой категории

Дивунова Лидия Николаевна

Тольятти, 2017г.

Задачи:

Образовательные:

Учить детей выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать их

по величине, форме, цвету.

Активизировать употребление в речи глаголов, выражающих разные состояния.

Формировать представления детей о многообразии слов.

Уточнить родовые понятия «мебель», «игрушки».

Развивающие:

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Совершенствовать грамматический строй речи, определять существительные

мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Воспитательные:

Совершенствовать умение договариваться, выполнять общее дело, избегать

конфликтов.

Способствовать свободному общению детей и взрослого.

Оборудование

и

материалы: н оу т бу к , TV,

мультимедийная

презентация,

интерактивное

пособие

«Дерево

знаний»,

дидактическое

пособие

«Домики»,

предметные картинки по теме «мебель», «игрушки», предметные картинки мужского,

женского, среднего рода единственного и множественного числа, микрофон.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Приглашает детей на ковер, спрашивает, какое у

них

настроение.

Предлагает

приветствие:

«Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты -

мой друг!

Дружно

за

руки

возьмёмся.

И друг

другу улыбнёмся»

Ребята, сегодня мы совершим экскурсию в

магазин.

Я сегодня продавщица.

В магазине для детей.

У меня полно товаров,

Заходите поскорей.

Дети встают в круг, говорят у кого, какое

н а с т р о е н и е .

Б е р у т с я

з а

р у к и

и

п р о г о в а р и в а ю т

с

в о с п и т а т е л е м

приветствие.

Осознают поставленную цель

Принимают предложенную ситуацию.

Основная часть

1.Сравнение предметов

Педагог задаёт вопросы:

- Что первое мы видим, войдя в магазин?

Слайд 1. (Мячи).

- Что у них общего, чем они похожи? (Круглые,

предназначены для игры).

- А теперь скажите, чем мячи отличаются друг от

друга?

Дети

внимательно

слушают,

смотрят

и

отвечают на вопросы.

(Воспитатель побуждает детей выделять

различия по размеру, по цвету, по назначению).

Дети подводят итог, что все мячи круглые,

но различаются по размеру (один –

большой, другой – поменьше, третий –

самый маленький, по цвету, предназначены

для игр в футбол, баскетбол, для детских

подвижных игр.

2. Классификация предметов.

Интерактивная технология «Дерево знаний»

А теперь мы отправляемся в следующий отдел.

ИТ «Дерево знаний»

Педагог задаёт вопросы:

- Что мы видим? (Игрушки: куклы, пирамидки,

мебель: стол, шкаф…)

- Вам нужно разделиться на две команды.

Договоритесь, с кем вы будете работать,

вспомните правила сотрудничества. Одна

команда отбирает картинки с мебелью, другая с

игрушками и выкладываем на столе.

- Что общего между игрушками, чем они похожи,

чем отличаются?

- А теперь скажите, что общего между мебелью,

чем похожи, чем мебель отличается друг от

друга? (Воспитатель побуждает детей выделять

различия по размеру, по материалу, по

назначению).

- Молодцы! Благодаря тому, что работали в

команде, правильно подобрали карточки и

ответили на все вопросы.

В к л ю ч а ю т с я

в

д е я т е л ь н о с т ь ,

предложенную педагогом.

Дети, договариваясь, делятся на команды,

уточняют правила сотрудничества.

Каждая команда выбирает карточки.

Дети отвечают на вопросы.

3. Употребление глаголов

Интерактивная технология «Цепочка»

- Мы с вами попали в следующий отдел.

Посмотрите на экран. Слайд 2.

- Какие красивые котята. Давайте придумаем им

имена.

- А что у нас делают котята? Слайд 3.

- Что делает каждый котенок? Давайте встанем в

цепочку. Договоритесь, кто будет первым

говорить.

- Молодцы, интересные и разные слова

подобрали.

В к л ю ч а ю т с я

в

д е я т е л ь н о с т ь ,

предложенную педагогом.

Ответы детей.

Ребята договариваются, проговаривают по

очереди, что делают котята – подбирают

глаголы-действия

(сидит,

умывается,

играет, лежит, спит, лакает молоко…).

4. Объяснение и понимание смысла образных выражений

А вот перед нами отдел: «Вот они какие – руки

золотые». Слайд 4.

- Послушайте об одной девочке, которую зовут

Леночка.

«Леночка, - говорит ей мама,- вымой руки. Они у

тебя грязные». А Леночка отвечает: «Но ведь ты

В к л ю ч а ю т с я

в

д е я т е л ь н о с т ь ,

предложенную педагогом.

сама говорила, что нельзя расти белоручкой».

- Как вы думаете, что значит слово

БЕЛОРУЧКА? (Тот, кто не любит и не умеет

трудиться, ленится.).

- Послушайте стихи: Слайд 5.

«Ветерок спросил, пролетая, отчего ты, рожь,

золотая? А в ответ колоски шелестят: «Золотые

руки растят» (Е. Серова).

- Какое слово повторялось в этих стихах?

(Золотая.)

- Почему поэт в стихотворении называют рожь

золотой? (она ярко - желтая, похожа на золото).

- А как вы понимаете выражение «ЗОЛОТЫЕ

РУКИ», что это значит? (руки, которые всё

делают очень хорошо, умело, талантливые).

Дети отвечают на поставленные вопросы

5. Д/и «Рассели по домикам»

Интерактивная технология «Работа в парах»

- Ребята, пока мы были в магазине, на улице

испортилась погода, и в одном отделе магазина

перемешались все предметы. Давайте расселим

эти предметы по домикам.

- Договоритесь с кем вы будете работать в паре,

выберете домик. Как вы думаете, какие предметы

вы

будете

заселять

в

домики?

(предметы

м у ж с к о г о ,

ж е н с к о г о

с р е д н е г о

р о д а ,

единственного и множественного числа)

Активизируют необходимые знания

Активно взаимодействуют в парах

Выполняют задание

Вырабатывают новые знания и умения

Заключительная часть

Интерактивная технология «Интервью»

Вам понравилась наша экскурсия по магазину? А

вот чтобы узнать, что вам больше всего

понравилось, предлагаю взять интервью.

- Кто хочет быть журналистом и взять интервью?

Ребенок-журналист задает вопросы:

- Что нового вы узнали?

- Кого называют белоручкой?

- Какие руки называют золотыми?

- По каким признакам мы различали предметы?

- С какими котятами ты познакомился? Что они

умеют делать?

- Какие предметы ты расселял по домикам?

В к л ю ч а ю т с я

в

д е я т е л ь н о с т ь ,

предложенную педагогом.

Обсуждают,

оценивают

своё

участие

в

общей работе, делают выводы.



В раздел образования