Авторы: Сыроегин Владислав Вячеславович, Каляпин Павел Олегович
Должность: преподаватели кафедры Общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ КП №11
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: БПЛА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫ, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Тема: БПЛА: КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫ, СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ
Раздел: среднее профессиональное
БПЛА:
КЛАССИФИКАЦИЯ, ТИПЫ, СФЕРЫ
ПРИМЕНЕНИЯ
Что такое БПЛА и БВС?
Конструкция БПЛА
Какие виды БПЛА бывают?
Классификация по типу управления
Классификация по типу конструкции
Сферы применение беспилотников
Классификация по летным характеристикам
Что такое БПЛА и БВС?
Беспилотный летательный аппарат (БПЛА или БЛА) — воздушное судно, управляемое
пилотом на расстоянии (без физического присутствия на борту). В разговорной форме
часто используются синонимы — дрон, беспилотник. Определение БВС (беспилотное
воздушное судно) регламентировано 32 ст. Воздушного кодекса Российской Федерации.
Беспилотники имеют различия в конструкции, назначении, классификации, полезной
нагрузке, типу взлета, техническим характеристикам. Разберем подробнее каждый из
пунктов.
Конструкция БПЛА
Беспилотные летательные аппараты отличаются по назначению, но составные части у них
схожи:
Корпус (фюзеляж);
Источник энергии (аккумулятор, солнечные батареи, топливные элементы);
Двигательная установка (на основе различных типов двигателей: электрический,
внутреннего сгорания, воздушно-реактивный);
Навигационная система (датчики: гироскоп, акселерометр, альтиметр,
ГЛОНАСС/GPS);
Система управления (контроллер, бортовой компьютер, автопилот);
Система связи (радиоприемник, ретранслятор, радиопередатчик);
Съемочная аппаратура (камера, тепловизор);
Ряд других приборов, подбираемых под конкретный БПЛА и его задачи.
Какие виды БПЛА бывают?
Для классификации беспилотников используются основные параметры:
Тип управления
Тип конструкции
Сфера применения
Летные характеристики
Классификация БПЛА по типу управления
Дистанционный тип
Дистанционное управление полетом БПЛА – это работа специалиста (оператора) с
пультом. Связь между пилотом и дроном обеспечивается передачей данных через
радиоканал, 5G-канал. Беспилотник получает команды, а также передает информацию
пилоту в реальном времени.
Для выполнения задач на больших расстояниях используются БПЛА, управляемые по
спутниковым каналам. Дроны в зоне видимости человека устанавливают связь с пультом
по оптическим каналам.
Автономный тип
БПЛА с автономной системой управления запрограммированы на выполнение
определенной задачи. Работают автоматически за счет встроенного микропроцессора,
возможно применением ИИ-алгоритмов. Беспилотники могут самостоятельно действовать
при наличии встроенного навигационного оборудования (GNSS-приемник) и/или
инерциального измерительного модуля (IMU).
Гибридный тип
Гибридная система управления дроном – оператор с пультом и функция автономности.
Совмещенный набор средств позволяет минимизировать повреждения БПЛА и успешно
выполнить задачу в случае потери связи с оператором. Обычно гибридная система
управления имеется у беспилотников с большой дальностью действия.
Виды БПЛА по типу конструкции
Самолетного типа (с неподвижным крылом)
Вертолетного типа (коптерного)
Смешанного типа (гибриды)
Аэростатического типа (аэростаты)
Самолетный тип БПЛА (с неподвижным крылом)
БПЛА самолетного типа оснащен несущими крыльями, которые обеспечивают
подъемную силу и полет. Управляются дистанционно или компьютером. Наиболее
функциональным считают БПЛА с «монокрылом».
Самолетный БПЛА может совершать долгий полет на большие расстояния, а также
обладает высокой скоростью относительно других беспилотников. Такие дроны
недорогие и простые в обслуживании и ремонте. Обычно они летают по запланированной
программе: маршрут, цель полета, настройка датчиков. После завершения задачи БПЛА
самолетного типа возвращается на точку старта или по заданному маршруту. Однако
самолетному типу дронов необходимо специально оборудованное место взлета и посадки.
БПЛА вертолетного типа
Однороторные (коптерного) типа
Однороторные дроны по своей конструкции напоминают вертолеты. БПЛА этого типа
оснащен 1-им большим ведущим винтом, а иногда еще 1-им – на хвосте (контроль
траектории полета). Коптер эффективнее квадрокоптера за счет продолжительного
времени полета и работы на двигателях внутреннего сгорания. Беспилотные вертолеты
могут летать практически с любым двигателем.
Вместе с этим они имеют более сложную конструкцию, большую энергозатратность,
высокую стоимость по сравнению с мультироторными БПЛА.
Мультироторные (квадрокоптерного) типа
Мультироторные (мультикоптерные) дроны – это летающие платформы с 3-мя и более
бесколлекторными двигателями с пропеллерами.
Во время полета находятся в горизонтальном положении и могут зависать в любой
момент, перемещаются по всем направлениям и поворачиваются вокруг своей оси. Все
движения в воздухе совершаются за счет изменения тяги на каждом моторе.
Мультироторные дроны просты в управлении, имеют высокую точность
позиционирования и относительно недорогие. Среди недостатков низкая скорость,
большая трата энергии, ограничения по радиусу работы, малые грузоподъемность, время
полета.
БПЛА смешанного типа (гибриды)
Гибридные БПЛА сочетают в себе функции и характеристики самолетного и
мультироторного типа дронов. Поворотные (или фиксированные) винты во время взлета и
посадки действуют как подъемные, а во время обычного полета – как тянущие.
В преимущества входят вертикальный взлет за счет дополнительных двигателей, высокая
скорость, маневренность, удачное соотношение взлетной массы и полезной нагрузки,
экономия энергоресурсов мотора. Среди недостатков трудное обслуживание и ремонт,
зависимость от погоды, высокая стоимость.
Аэростатический тип БПЛА (аэростаты)
Аэростаты взлетают за счет заполненного газом или нагретым воздухом баллона. В
основном представляют собой непилотируемые дирижабли – симбиоз аэростата и винта с
электрическим двигателем. Находятся в небе и перемещаются за счет системы управления
ориентацией.
Преимуществами являются продолжительность полета в течение нескольких дней или
недель и большая грузоподъемность. Однако у аэростатов есть ограничения в
маневренности и скорости, на них значительно влияют погодные условия. Помимо этого,
БПЛА аэростатического типа обладают большими размерами и массой.
Классификация по типу применения
Сферы использования БПЛА обширны:
метеорология;
геодезия;
картография;
экология;
сельское хозяйство;
лесное хозяйство;
строительство;
телекоммуникация;
логистика;
развлечение;
научная деятельность;
мониторинг инфраструктуры;
обеспечение безопасности;
помощь для предотвращения, ликвидации ЧС;
военная сфера, др.
Дроны задействуют повсеместно, так как это удобный простой способ выполнения задач:
наблюдения, транспортировки, нападения.
Классификация по летным характеристикам
1
Взлетная масса
2
Дальность полета
3
Высота полета
4
Продолжительность полета
Международная ассоциация по беспилотным системам создала универсальную
классификацию БПЛА по летным параметрам. При этом характеристики применимы как к
уже существующим дронам, так и к еще не разработанным.
*необходимо учитывать, что из-за активного развития сферы беспилотников приведенные
данные несколько устарели.
Малые БЛА:
Категория
Взлетная
масса, кг
Дальность
полета,
км
Высота
полета,
м
Продолжительность
полета, ч
Нано
<0.025
<1
100
1
Микро
<5
<10
250
1
Мини
5-150
<10
150-300
<2
Тактические БЛА:
Категория
Взлетна
я масса,
кг
Дальнос
ть
полета,
км
Высот
а
полет
а, м
Продолжительно
сть полета, ч
Легкие
(контроль
авангарда)
25-150
10-30
3000
2-4
Категория
Взлетна
я масса,
кг
Дальнос
ть
полета,
км
Высот
а
полет
а, м
Продолжительно
сть полета, ч
Легкие (малая
дальность
полета)
50-250
30-70
3000
3-6
Средние
150-500
70-200
5000
6-10
Средние
(большая
продолжительно
сть полета)
500-
1500
>500
8000
10-18
Маловысотные
(проникновение)
250-
2500
>250
50-
9000
0,5-1
Маловысотные
(большая
продолжительно
сть полета)
15-25
>500
3000
>24
Средневысотные
(большая
продолжительно
сть полета)
1000-
1500
>500
5000-
8000
24-48
Стратегические БЛА:
Категория
Взлетна
я масса,
кг
Дальнос
ть
полета,
км
Высот
а
полет
а, м
Продолжительно
сть полета, ч
Высотные
(большая
продолжительно
сть полета)
2500-
5000
>2000
20000
24-48
Категория
Взлетна
я масса,
кг
Дальнос
ть
полета,
км
Высот
а
полет
а, м
Продолжительно
сть полета, ч
Боевые
(ударные)
>1000
1500
12000
2
Специального назначения:
Категория
Взлетна
я масса,
кг
Дальнос
ть
полета,
км
Высот
а
полет
а, м
Продолжительно
сть полета, ч
Оснащенные
боевой частью
-
300
4000
3-4
Ложные цели
150-500
0-500
50-
5000
<4
Стратосферные
>2500
>2000
>2000
>48
Экзостратосферн
ые
-
-
>3050
0
-
Помимо представленной Международной ассоциацией по беспилотным системам
классификации существует и российская. В классификации ВС РФ группы беспилотников
имеют упрощенный вид, а некоторые классы вовсе отсутствуют. Базовые характеристики
относятся к военному назначению БПЛА.
Классификация ВС РФ по радиусу действия БЛА:
Группа
Радиус
действия,
км
Задача
Ближнего
действия
≤ 25
Разведка и специальные задачи (РЭБ,
ретрансляция радиосвязи)
Группа
Радиус
действия,
км
Задача
Малой
дальности
≤ 100
Разведка, обслуживание стрельбы артиллерии,
РЭБ, ретрансляция радиосвязи, перевозка грузов
Средней
дальности
≤ 500
Разведка, обслуживание пусков ракет и
стрельбы артиллерии, РЭБ, ретрансляция
радиосвязи, нанесение ударов
Большой
дальности
≥ 500
Разведка, РЭБ, ретрансляция радиосвязи,
нанесение ударов
Классификация ВС РФ по скорости, высоте, продолжительности полета БЛА:
Скорость БПЛА:
Малоскоростные (от 50 до 400 км/ч)
Скоростные (от 400 км/ч до числа М*)
Сверхзвуковые (более числа М)
* М – число Маха, скорость звука в воздухе (у поверхности земли – 1224 км/ч, на высоте 11 км – 1062
км/ч)
Высота полета БПЛА:
Предельно малых высот (от 0 до 200 м)
Малых высот (от 200 до 1000 м)
Средних высот (от 1 до 4 км)
Больших высот (от 4 до 12 км)
Стратосферные (более 12 км)
Продолжительность полета:
менее 2 часов
от 2 до 8 часов
более 8 часов
Утвержденная российской авиацией классификация почти точно отражает реальную
ситуацию в сфере БПЛА. Однако представленные данные не будут полностью
актуальными из-за стремительного развития беспилотников.
Виды БПЛА по максимальной взлетной массе
Все беспилотники различаются по взлетной массе – параметру, который обозначает
максимальный вес для безопасного полета дронов. По этой характеристике БПЛА делятся
на 4-е основные группы: мини, легкие, средние и тяжелые.
Микро и мини БПЛА ближнего действия: 0–5 кг
Легкие БПЛА малого радиуса действия: 5–50 кг
Легкие БПЛА среднего радиуса действия: 50–100 кг
Средние БПЛА: 100–300 кг
Среднетяжелые БПЛА: 300–500 кг
Тяжелые БПЛА среднего радиуса действия: 500–1500 кг
Тяжелые БПЛА большой продолжительности полета: более 1500 кг
Средние и тяжелые БПЛА являются специализированными и применяются в
определенных условиях. В связи с этим разработка и производство таких дронов почти
полностью принадлежит авиастроительным корпорациям.
Основной упор при этом делается на категории легких БПЛА. Потенциальная сфера их
применения очень широка: аэрофотосъемка и картографирование, перевозка различных
грузов на любые расстояния и в любую местность и многое другое.