Автор: Мартиросян Офелия Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Краснообская школа № 2"
Населённый пункт: р.п. Краснообск, Новосибирский район, Новосибирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Кто что ест"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по окружающему миру 3 класс
УМК «Школа России»
Тема: «Кто что ест»
Цель: создать
условия
для
формирования
умений
классифицировать
животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать
взаимосвязи,
Задачи:
-способствовать
развитию
речи
и
логического
мышления,
умений
сравнивать, обобщать, делать выводы;
выделить основные группы животных по способу питания;
рассмотреть цепи питания животных;
изучить приспособленность животных к добыванию пищи и защите от
врагов;
содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе
в целом;
обосновывать необходимость поддержания человеком природных
цепей питания.
повторить имеющиеся знания о животных;
Учить распознавать группы животных по признаку питания.
Учить выстраивать объекты природы в цепи питания.
Учить определять взаимосвязь между объектами в цепи питания.
Воспитывать интерес к учебе, предмету.
Ход урока
1) Организационный этап.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока.
Тест «Разнообразие животных» КИМ.
3) Актуализация знаний и умений.
Фронтальный опрос
а) Морские звезды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы- тело
покрыто шипами и иглами. (Иглокожие)
б)
Животные,
тело
которых
покрыто
шерстью.
своих
детенышей
выкармливают молоком. (Млекопитающие) Кто? (Звери)
Например, лев, тигр, волк, зебра и т.д.
в) Представители этой группы часть жизни проводят на суше, а часть – в
воде, за что и получили название. Какое? (земноводные)
Назовите их. (Лягушки, жабы, тритоны)
г) К какой группе относят пиявки? (черви)
д) У животных этой группы тело покрыто перьями. Назовите представителей
этой группы. (Птицы) примеры: гусь, пеликан, чайка и т. д.
е) Ползёт наоборот
Задом наперед.
Всё под водой хватает клешней. (Рак)
К какой группе относится рак? (Ракообразные). Например, крабы, омары,
лангусты, креветки и т.д.
ж) Животные у которых 6 ног (насекомые). Например, пчёлы, комары,
муравьи, божьи коровки и т.д.
з) Животные этой группы имеют мягкое тело, которое у многих защищено
раковиной. (Моллюски). К ним относятся улитки, слизни, осьминоги,
кальмары.
и) Тело покрыто сухими чешуйками, а у некоторых есть панцирь.
(Пресмыкающиеся) К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи.
- Какие группы еще не назвали?
(Паукообразные). Например, пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 8
ног (4 пары).
(Рыбы – животные чье тело покрыто чешуей). Например, окунь, щука,
форель и т.д.
4) Самоопределение к деятельности
- Что необходимо для роста и развития животного? (Питание)
- Назовите признаки живых организмов. (Дышат, питаются, двигаются,
растут, размножаются, развиваются, умирают)
- Как вы думаете, связаны ли между собой волк и заяц, дуб и мышь?
- О чем сегодня будем говорить? (Кто что ест)
5) Первичное усвоение новых знаний.
ласточка
заяц
сокол
лось
волк
еж
лиса
улитка
медведь
- Давайте распределим животных на группы по типу питания (Запись в
тетради)
- Что ест ласточка? (насекомых)
- Что ест еж? (насекомых)
ласточка
ёж
насекомоядные
- Что ест заяц? (растения)
- Что ест лось? (растения)
- Что ест улитка?
заяц лось улитка
растительноядные
- Что ест сокол?
- Что ест волк, лиса?
сокол волк лиса
хищники
- Что ест медведь?
медведь
всеядный
- Приведите примеры представителей каждой группы по типу питания.
6) Первичная проверка понимания.
Работа с учебником. Читаем на стр.94. Атлас определитель
Беседа
Животные питаются растениями, поэтому говорят, все животные связаны
между собой цепью питания. Сегодня научимся составлять цепи питания.
- Какое звено в цепи питания должно быть первым? (Растения)
- Какое звено в цепи питания должно быть вторым? (Растительноядные
животные)
- Какое звено в цепи питания должно быть третьим? (Насекомоядные и
хищники)
7) Первичное закрепление.
Работа с учебником. Читаем на стр.95
Придумываем свои цепи питания.
Работа с учебником.
Чтобы выжить все животные, как и растения, приспособились к окружающей
среде. Как вы думаете, каким образом? (читаем стр.95-96 «Кто как
приспособлен»).
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Прочитать стр.95-97
9) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
- Почему цепь питания начинается с растений?
- Что бы произошло, если бы на земле не осталось бы сов, змей, лягушек и
стрекоз?
- На какие группы делятся животные в зависимости от типа питания?
- Верите ли вы, что береза играет большую роль в жизни волка?
* Читаем «Доброе слово о хищниках»