Автор: Савина Людмила Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №86
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Формирование математической грамотности на уроках в
начальной школе.
1.
Область содержания: количество
2.
Контекст: общественная жизнь.
3.
Мыслительная деятельность: применять
4.
Объект оценки: решение задачи на соотношение единиц времени.
5.
Формат ответа: с выбором ответа
6.
-
Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные,
практические
проблемные
ситуации,
разрешаемые
средствами
математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема,
должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Ситуации
должны быть характерными для повседневной учебной и внеучебной
жизни учащихся (например, связаны с личными, школьными или
общественными проблемами, как это понимается в концепции PISA).
Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и
актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.
-
Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении
заданий, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021
-
Используется следующая структура задания: даётся описание
ситуации (введение в проблему), к которой предлагаются два
связанных с ней вопроса.
- Введение в проблему представляет собой небольшой вводный
текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней
информации, не связанной с заданием или не принципиальной для
ответа на поставленные далее вопросы.
Задача (3 класс)
1. Вводная часть:
а) Формулировка задания, направленного на формирование математической
грамотности и его решение;
Ученики 3 класса решили сходить в кинотеатр. Так как в кинотеатре «Луч»
стартовал новый фильм «Финист. Первый богатырь». Начало сеанса в 17:00.
Путь от школы до кинотеатра составляет 30 минут. В какое самое позднее
время надо выйти из школы, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?
Выбери и отметь правильный ответ.
1.
16:30
2.
16:20
3.
16:00
4.
16:10
Решение
Для решения задачи 17ч можно представить, как 16ч 60 мин. (удобно
вычитать)
1.
30мин+10мин= 40 мин – время в пути и до начала сеанса.
17ч (16ч 60мин) -40мин =16ч20мин
Ответ: надо выйти из школы в 16часов 20мин
2.
(практическое выполнение)
Модель часов. Отсчитываем (минутную стрелку поворачивая против часовой
стрелки в обратном направлении) 30 минут и 10 минут. Маленькая стрелка
остановится на 4, а большая – между 4 и 5. Какое время показано? Ответ: 16ч
20мин.
б) Целевая группа:
3 класс
в) Тема урока
Расчёт времени. Соотношение «начало, окончание, продолжительность
события» в практической ситуации
г) Цель урока
- учащиеся должны определить начало, окончание, продолжительность
события.
д) Задачи урока, которые решаются благодаря включению в урок задания,
направленного на формирование математической грамотности:
- обобщить новые знания по теме урока;
- расширить умение перехода от частного к общему и наоборот;
- применить знания в конкретной жизненной ситуации.
е) планируемые результаты, которые будут достигнуты с помощью
включения в урок задания, направленного на формирование математической
грамотности:
-
моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; устанавливать
зависимость между величинами, представленными в задаче (сантиметр,
миллиметр),
- планировать ход решения задачи;
- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических
действий для ее решения; выбирать и объяснять выбор действий;
- прогнозировать результат решения;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки
логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного
характера.
ж) Критерии, которые проверяют достижение планируемого результата.
- проверка составление условия к задаче;
- поверка плана решения задачи;
- проверка ответа задачи.
з) Тип урока:
урок общеметодологической направленности.
и) Этап урока, на котором идет работа с заданием6
включения нового знания в систему знаний.
к) Оборудование (если необходимо), место проведения занятия (например,
экскурсия). Модель «Часы».
2. Основная часть (представляется в виде таблицы):
Деятельность педагога
Действия обучающихся
Анализ текста задачи (фронтальная
работа ). Вопросы:
- О чем идет речь в задаче?
- Что известно из условия задачи?
-Что надо узнать в задаче?
Обучающиеся отвечают на вопросы:
- ученики 3 класса решили сходить
в кинотеатр
-начало сеанста в 17часов
-путь от школы до кинотеатра 30
минут
-надо прийти в кинотеатр за 10 мину
до начала
-В какое самое позднее время надо
выйти из школы?
а) Интерпретация условия задачи.
( работа в группе)
б) группы представляют условия
задачи
Представление условия задачи:
1 вариант. Уславие в виде чертежа
2вариант. Кратая запись.
- выступление групп.
Поиск способа решения задачи
(фронтальная работа) Вопросы
учителя.
1.
Что нужно найти в задаче?
2.
Что нужно знать, чтобы
ответить на вопрос?
3.
Можно ли найти, сколько
времени потребуется в пути и
время до начала сеанса?
4.
Можем ли теперь ответить на
вопрос задачи?
Ответы на вопросы
-Самое позднее время выхода из
школы?
-Надо найти сколько всего времени
потребуется в пути до кинотеатра и
до начала сеанса.
-Можно, нужно к времени в пути до
кинотеатра прибавить время в
кинотеатре до начала сеанса.
-Можно, из времени начала сеанса
вычтем общее время в пути и время
до начала сеанса.
Работа в группе.
- Составьте план решения задачи.
Работа по группам.
1.
Найти, общее время в пути и до
начала сеанса (с помощью
сложения)
2.
Найти, самое позднее время
выхода из школы (с помощью
вычитания)
- группы представляют план
решения задачи.
Решения задачи
- Используя, составленный план.
Решите задачу.
Проверка. (Фронтальная работа)
-Какой вопрос задачи?
-Ответели на вопрос задачи?
-Какой ответ получился?
- Сверим ответы. ( запись ответов на
доске)
Самостоятельно выполняют
решения
30мин+10мин= 40 мин – время в
пути и до начала сеанса.
17ч (16ч 60мин) - 40мин =16ч20мин
- проговаривают ответы.
Ответы:
- В какое самое позднее время надо
выйти из школы?
- Да, самое позднее время для
выхода из школы 16 часов 20 минут
Ответ: надо выйти из школы в
16часов 20мин
Проверка правильности решения.
(фронтальная работа)
- как можно доказать, что правильно
осветили на вопрос задачи?
Работа с Часами
(практическая работа)
1.
Что нужно найти в задаче?
2.
Что нужно сделать, чтобы
ответить на вопрос?
3.
Можем ли теперь ответить на
вопрос задачи?
Ответы:
- можно на модели «Часы» доказать,
что задачу решили правильно.
Ученик выходит к доске отвечая на
попросы учителя доказывает.
- Самое позднее время выхода из
школы?
- На модели «большую» минутную
стрелку поворачиваем в обратную
сторону учитывая время в
кинотеатре до начала сеанса.
Увидим время, которое должны
прийти к кинотеатру не учитывая
время до начала сеанса.
-Можно, на модели минутную
стрелку повернем в обратную
сторону на время в пути до
кинотеатра.
4.
Какое время показывают
«Часы»?
5.
Доказали правильность решения
задачи?
- 16 часов 20мин
- Да, задачу решили правильно.