Напоминание

Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе.


Автор: Савина Людмила Ивановна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №86
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование математической грамотности на уроках в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование математической грамотности на уроках в

начальной школе.

1.

Область содержания: количество

2.

Контекст: общественная жизнь.

3.

Мыслительная деятельность: применять

4.

Объект оценки: решение задачи на соотношение единиц времени.

5.

Формат ответа: с выбором ответа

6.

-

Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные,

практические

проблемные

ситуации,

разрешаемые

средствами

математики. Контекст, в рамках которого предложена проблема,

должен быть действительно жизненным, а не надуманным. Ситуации

должны быть характерными для повседневной учебной и внеучебной

жизни учащихся (например, связаны с личными, школьными или

общественными проблемами, как это понимается в концепции PISA).

Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и

актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.

-

Мыслительная деятельность, осуществляемая при выполнении

заданий, описывается в соответствии с концепцией PISA-2021

-

Используется следующая структура задания: даётся описание

ситуации (введение в проблему), к которой предлагаются два

связанных с ней вопроса.

- Введение в проблему представляет собой небольшой вводный

текст, мотивирующего характера, который не содержит лишней

информации, не связанной с заданием или не принципиальной для

ответа на поставленные далее вопросы.

Задача (3 класс)

1. Вводная часть:

а) Формулировка задания, направленного на формирование математической

грамотности и его решение;

Ученики 3 класса решили сходить в кинотеатр. Так как в кинотеатре «Луч»

стартовал новый фильм «Финист. Первый богатырь». Начало сеанса в 17:00.

Путь от школы до кинотеатра составляет 30 минут. В какое самое позднее

время надо выйти из школы, чтоб успеть за 10 минут до начала сеанса?

Выбери и отметь правильный ответ.

1.

16:30

2.

16:20

3.

16:00

4.

16:10

Решение

Для решения задачи 17ч можно представить, как 16ч 60 мин. (удобно

вычитать)

1.

30мин+10мин= 40 мин – время в пути и до начала сеанса.

17ч (16ч 60мин) -40мин =16ч20мин

Ответ: надо выйти из школы в 16часов 20мин

2.

(практическое выполнение)

Модель часов. Отсчитываем (минутную стрелку поворачивая против часовой

стрелки в обратном направлении) 30 минут и 10 минут. Маленькая стрелка

остановится на 4, а большая – между 4 и 5. Какое время показано? Ответ: 16ч

20мин.

б) Целевая группа:

3 класс

в) Тема урока

Расчёт времени. Соотношение «начало, окончание, продолжительность

события» в практической ситуации

г) Цель урока

- учащиеся должны определить начало, окончание, продолжительность

события.

д) Задачи урока, которые решаются благодаря включению в урок задания,

направленного на формирование математической грамотности:

- обобщить новые знания по теме урока;

- расширить умение перехода от частного к общему и наоборот;

- применить знания в конкретной жизненной ситуации.

е) планируемые результаты, которые будут достигнуты с помощью

включения в урок задания, направленного на формирование математической

грамотности:

-

моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости; устанавливать

зависимость между величинами, представленными в задаче (сантиметр,

миллиметр),

- планировать ход решения задачи;

- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических

действий для ее решения; выбирать и объяснять выбор действий;

- прогнозировать результат решения;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки

логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного

характера.

ж) Критерии, которые проверяют достижение планируемого результата.

- проверка составление условия к задаче;

- поверка плана решения задачи;

- проверка ответа задачи.

з) Тип урока:

урок общеметодологической направленности.

и) Этап урока, на котором идет работа с заданием6

включения нового знания в систему знаний.

к) Оборудование (если необходимо), место проведения занятия (например,

экскурсия). Модель «Часы».

2. Основная часть (представляется в виде таблицы):

Деятельность педагога

Действия обучающихся

Анализ текста задачи (фронтальная

работа ). Вопросы:

- О чем идет речь в задаче?

- Что известно из условия задачи?

-Что надо узнать в задаче?

Обучающиеся отвечают на вопросы:

- ученики 3 класса решили сходить

в кинотеатр

-начало сеанста в 17часов

-путь от школы до кинотеатра 30

минут

-надо прийти в кинотеатр за 10 мину

до начала

-В какое самое позднее время надо

выйти из школы?

а) Интерпретация условия задачи.

( работа в группе)

б) группы представляют условия

задачи

Представление условия задачи:

1 вариант. Уславие в виде чертежа

2вариант. Кратая запись.

- выступление групп.

Поиск способа решения задачи

(фронтальная работа) Вопросы

учителя.

1.

Что нужно найти в задаче?

2.

Что нужно знать, чтобы

ответить на вопрос?

3.

Можно ли найти, сколько

времени потребуется в пути и

время до начала сеанса?

4.

Можем ли теперь ответить на

вопрос задачи?

Ответы на вопросы

-Самое позднее время выхода из

школы?

-Надо найти сколько всего времени

потребуется в пути до кинотеатра и

до начала сеанса.

-Можно, нужно к времени в пути до

кинотеатра прибавить время в

кинотеатре до начала сеанса.

-Можно, из времени начала сеанса

вычтем общее время в пути и время

до начала сеанса.

Работа в группе.

- Составьте план решения задачи.

Работа по группам.

1.

Найти, общее время в пути и до

начала сеанса (с помощью

сложения)

2.

Найти, самое позднее время

выхода из школы (с помощью

вычитания)

- группы представляют план

решения задачи.

Решения задачи

- Используя, составленный план.

Решите задачу.

Проверка. (Фронтальная работа)

-Какой вопрос задачи?

-Ответели на вопрос задачи?

-Какой ответ получился?

- Сверим ответы. ( запись ответов на

доске)

Самостоятельно выполняют

решения

30мин+10мин= 40 мин – время в

пути и до начала сеанса.

17ч (16ч 60мин) - 40мин =16ч20мин

- проговаривают ответы.

Ответы:

- В какое самое позднее время надо

выйти из школы?

- Да, самое позднее время для

выхода из школы 16 часов 20 минут

Ответ: надо выйти из школы в

16часов 20мин

Проверка правильности решения.

(фронтальная работа)

- как можно доказать, что правильно

осветили на вопрос задачи?

Работа с Часами

(практическая работа)

1.

Что нужно найти в задаче?

2.

Что нужно сделать, чтобы

ответить на вопрос?

3.

Можем ли теперь ответить на

вопрос задачи?

Ответы:

- можно на модели «Часы» доказать,

что задачу решили правильно.

Ученик выходит к доске отвечая на

попросы учителя доказывает.

- Самое позднее время выхода из

школы?

- На модели «большую» минутную

стрелку поворачиваем в обратную

сторону учитывая время в

кинотеатре до начала сеанса.

Увидим время, которое должны

прийти к кинотеатру не учитывая

время до начала сеанса.

-Можно, на модели минутную

стрелку повернем в обратную

сторону на время в пути до

кинотеатра.

4.

Какое время показывают

«Часы»?

5.

Доказали правильность решения

задачи?

- 16 часов 20мин

- Да, задачу решили правильно.



В раздел образования