Автор: Лавренова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 46 центр Реабилитации и Милосердия
Населённый пункт: Калининского района Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: Дидактическая игра в образовательном пространстве, как средство обучения детей с ОВЗ
Раздел: начальное образование
Дидактическая игра в образовательном пространстве, как средство обучения
детей с ОВЗ
Основной задачей при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
является
максимальное
преодоление
недостатков
познавательной
деятельности
и
эмоционально-волевой сферы. Усвоение программного материала зависит от правильного
выбора методов обучения. При этом нужно помнить о возрастных особенностях детей, об
отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории детей с ОВЗ. Поэтому
большое внимание уделяется дидактическим играм, с помощью которых дети лучше
запоминают изучаемый материал.
Дидактическая игра является важным компонентом образовательного процесса для
детей с ограниченными возможностями здоровья, так как она способствует развитию
различных навыков и способностей в игровой форме. Основными целями применения
дидактических игр в образовательном пространстве для таких детей являются:
Развитие когнитивных навыков: игры помогают развивать внимание, память,
мышление и речь. Например, настольные игры могут быть использованы для тренировки
логического мышления и навыков решения проблем.
Социальная адаптация: через коллективные и совместные игры дети учатся
взаимодействовать
друг
с
другом,
действовать
по
очереди,
развивают
навыки
коммуникации.
Эмоциональное развитие: дидактические игры помогают выражать свои эмоции,
учится справляться с конфликтами и развивать эмоциональный интеллект.
Индивидуальный подход: игры могут быть адаптированы под особенности каждого
ребёнка, что позволяет учитывать индивидуальные потребности и возможности ребёнка.
Мотивация: игровая форма обучения повышает мотивацию детей к учёбе, делает
процесс более увлекательным и интересным.
Развитие навыков самообслуживания: игры могут включать элементы повседневной
жизни, что помогает развивать навыки, необходимые для самостоятельности.
Для эффективного применения дидактических игр в образовательном процессе
важно учитывать следующие аспекты:
Адаптация игры: игра должна быть доступной и понятной для детей с ОВЗ,
необходимо учитывать их физические, когнитивные и сенсорные особенности.
Социальная инклюзия: важно создавать условия для совместной игры детей с
различными возможностями, чтобы способствовать инклюзии и уважению к различиям.
Подбор материалов: использование визуально корректных, ярких, тактильных и
аудиовизуальных материалов может сделать игру более привлекательной и полезной для
детей с ОВЗ
Дидактические игры можно применять на всех ступенях обучения детей с ОВЗ
по разным учебным предметам. Игра может быть использована на этапах повторения,
закрепления,
изучения
нового
материала.
Она
должна
решать
образовательные
задачи урока; задачи, активизирующие познавательную деятельность, быть основной
ступенью в развитии познавательных интересов учеников.
Введение дидактического материала оживляет урок, делая его занимательным, а
дети, участвуя в игре, незаметно включаются в учебный процесс и получают новые
знания. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации
приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают
определенные знания, умения и навыки.
Дидактическая
игра
в
образовательном
пространстве
является
мощным
инструментом,
который
может
значительно
повысить
эффективность
обучения,
закрепление изучаемого материала и способствовать гармоничному развитию ребёнка,
делая процесс обучения более доступным и эффективным.
Примеры дидактических игр.
«Назовем все предметы одним словом»
Цель: формирование операции обобщения
1. Рассматриваются самые разнообразные предметы, которые являются представителями
одного класса или их изображения. Осуществляются описание и анализ каждого из них.
2. Предметы сравниваются между собой, выделяются общие и отличные признаки.
3. Привлекается внимание к общим существенным признакам предметов и сообщается,
что именно на основе этих признаков предметы принадлежат к одному классу. Вводится
новый обобщающий срок. ("Назовем все предметы одним словом".)
4. Рассматриваются дополнительные предметы, которые являются представителями этого
и других классов. Ученики определяют, принадлежит ли предмет к классу, который
изучается, или нет. Каждый ответ обосновывается с использованием выделенных
существенных признаков.
5. Ученикам предлагают еще раз группу предметов назвать одним словом, назвать этим
обобщающим сроком единичный предмет. К их сознанию придется, что тот же объект
может иметь разные названия (конкретную видовую или обобщающую родовую) в
зависимости от контекста.
6. Демонстрируются связки срока, который изучается, с другими понятиями. Например,
выделенный класс предметов может принадлежать к более широкой группе и сам
разделяться на подгруппы.
«Справа-слева»
Цель: автоматизация понятий справа-слева
Картинки или открытки, на которых изображены несколько детей или зверюшек. Ребенка
просят ответить на вопрос: «Кто сидит справа от мишки? Назови всех, кто сидит левее
зайчика» и т.д. То же упражнение можно провести с помощью игрушек, любых
предметов, расположив их на столе.
«Где чей домик»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Ребенку предлагается рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых
спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где
чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если задание сложно для ребенка, тогда
можно разрешить карандашом, но со временем необходимо отложить карандаш в сторону.
«Найди отличия»
Цель: увеличение объема внимания, развитие наблюдательности
Ребенку предлагается взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома. На
первый взгляд они совсем одинаковые. Но всмотревшись внимательнее, можно увидеть,
что это не так.
«Топ-хлоп»
Цель: развитие внимания, памяти
Учитель произносит фразы понятия-правильные и неправильные. Если выражение верное,
дети хлопают, если не правильное-топают.
«Разложи и расскажи
»
Цель: Установление причинно-следственных связей , развитие связной речи.
Ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в нужном порядке картинки-
эпизоды и передать содержание каждой, составив таким образом целый рассказ.
«Про ежа», «Старушка», «Гнездо»
«Один - много»
Цель: образование множественного числа имён сущ-х.
Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном
числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе, например:
«Это конфета. А как сказать, если их несколько?» (это конфеты)
«Найди и вычеркни»
Цель: развитие устойчивости и концентрации внимания
Взрослый предлагает задание: "Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе
картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу
слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те
предметы, которые я назову.
«Что было сначала, а что потом»
Цель: установление логических связей, развитие речи.
Ребенку предлагается серия картинок для установления их последовательности. Учитель
может начать рассказ по первой картинке, ребенок должен продолжить по своим
правильно разложенным картинкам.
«Простые аналогии»
Цель: развитие мышления
Взрослый объясняет задание: «вы видите два слова: сверху — «лошадь», снизу —
«жеребенок». Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А справа тоже
сверху одно слово — «корова», а снизу — 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать
только одно, которое так же относится к слову «корова», как слово «жеребенок» к слову
«лошадь», то есть, чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет — «теленок».
Значит, сначала нужно установить, как связаны между собой слова слева, а затем
установить такую же связь справа»
«Классификация»
Цель: формирование умения классифицировать по определенному признаку.
Ребенку
необходимо
самостоятельно
выбрать,
каким
образом
можно
разделить
предлагаемые фигуры (предметы) на группы: «Перед тобой ряд фигур (предметов). Если
бы необходимо было разделить их на группы, то как это можно сделать?
«Лишний»
Цель: формирование мыслительной операции исключение.
Ребенку предлагается рассмотреть картинки, и определить какая из них не подходит ко
всем остальным. И объяснить почему.
«Какой, какая, какие»
Цель: подбор прилагательных к существительным
На наборном полотне размещены картинки. Дети отбирают картинки, и описывают
предмет, который нарисован.
«Один - много»
Цель: образование множественного числа имён существительных
Воспитатель подбирает картинки, на которых изображены предметы в единственном
числе. Ребенку предлагается назвать эти предметы во множественном числе.