Автор: Шумакова Ольга Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОКОУ "Курская школа-интернат"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Раздел: начальное образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ» / 2023-2024 учебный год/
1. ФИО педагога: Шумакова Ольга Викторовна
2. Класс: 3 Б
3. Обучающийся: Б. Д. (двусторонняя сенсоневральная тугоухость III степени, интеллектуальные нарушения (умственная отсталость)
4. Длительность занятия: 25 мин
Тема занятия
Тема: «Учимся, играем, развиваемся»
Тип занятия
комбинированный
Целевая установка занятия
развитие познавательной сферы обучающегося путем создания условий для психологического развития и
коррекции особенностей познавательной сферы
Решаемые учебные задачи
Образовательные:
-активизировать познавательные психические процессы: зрительную и слуховую память, восприятие,
внимание, творческое воображение, наглядно-образное мышление;
-формировать знания умения и навыки, соответствующие возрастным нормам;
-расширить и активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и навыки связной
речи.
Коррекционно-развивающие: корректировать и развивать:
-мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать);
-познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь);
-зрительно-моторную координацию;
-зрительно-пространственную ориентацию;
-элементарные навыки самооценки;
-фантазию и воображение;
- формировать речевое дыхание: отработка навыка слитного произнесения слов, предложений;
- работа над словесным ударением (вырабатывать умение выделять голосом ударный слог);
- формировать навыки грамматически правильного построения предложения при ответе на вопросы;
Воспитательные:
-воспитывать положительное отношение к себе, чувство сопереживания, эмпатии, доброжелательное
отношение к окружающим;
-воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться;
-повысить интерес к занятиям по развитию познавательных процессов с помощью игр и упражнений;
- воспитывать интерес и потребность к самостоятельной устной речи.
Формы работы на занятия:
индивидуальная
Методы, технологии:
Методы: словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, табличек, таблиц);
практические (работа с раздаточным материалом).
Методы стимулирования и мотивации (эмоциональные,
социальные, игровые). Методы контроля: самоконтроль и контроль педагога.
Технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные.
Планируемые результаты
обучения
Личностные:
-развитие и обогащение эмоциональной сферы;
-формирование мотивации к обучению;
-овладение простейшими умениями и навыками, используемыми в школьной и семейной жизни;
-владение навыками коммуникации и коллективного взаимодействия в ходе выполнения заданий учителя;
-развитие положительных свойств и качеств личности в ходе школьных занятий.
Предметные:
-оперирование образами предметов;
-обобщение предметов по определенным признакам (цвет, форма, величина) развитие мелкой моторики
пальцев рук, зрительно-пространственной координации;
-формирование произвольных психических процессов - осознанной регуляции своего поведения, внимания,
памяти, выработки навыков самоконтроля;
-формирование первоначальных представлений о нравственном поведении;
-овладение знаниями и правилами школьной дисциплины;
-овладение обучающимися посильными двигательными и коммуникативно-речевыми умениями для
успешного взаимодействия в коллективе; сформированность умения использовать устно-дактильную и, при
необходимости, жестовую речь.
Базовые учебные действия:
-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней
и эстетическому ее восприятию;
-самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
Регулятивные учебные действия:
-пользоваться наглядными пособиями, сенсорными экранами;
-выполнять речевые установки учителя;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, работать в коллективе;
Познавательные учебные действия:
-наблюдать за выполнением упражнений учителем и повторять их;
-приобретать навыки работы с наглядным материалом, картинками, книгами, конструктором, лото;
-активно участвовать в ходе занятий, контролировать и оценивать свои действия;
-сопереживать, передавать эмоциональные состояния вербальными и не вербальными средствами.
Коммуникативные учебные действия:
-активно использовать речевые средства (устно-дактильную форму речи, элементарные жесты) для решения
проблем общения и взаимодействия;
-взаимодействовать в игровых и учебных ситуациях на занятии;
-понимать обращенную речь учителя, отвечать на простейшие вопросы, выполнять задания по подражанию и
самостоятельно.
Межпредметные связи
Окружающий мир, математика
Ресурсы
для подготовки и
проведения занятия
игрушка Медведь, мольберт и карточки с фигурами, предметные картинки, краска, кисти, вода, листы белой
бумаги, поролоновые губки салфетки, цветные коктейльные соломинки, шнурки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап занятия
Деятельность педагога
Деятельность обучающегося
Форми
руемые
УУД
Время
1. Мотивационно-
ориентировочный
этап. Диагностика
настроения.
(н/с) - Поздоровайся.
(н/с) - Как ты слышишь?
(н/с) - Будем говорить, слушать, читать, отвечать
на вопросы.
(н/с) - Что будем делать?
(н/с) — Какое у тебя сегодня настроение?
-С тобой хотят поздороваться «эмоции».
Выберите
ту,
которая
соответствует
вашему
настроению.
– Здравствуйте.
- Я слышу хорошо.
- Будем говорить, слушать, читать,
отвечать на вопросы.
- У меня хорошее настроение.
Находит
значок
«эмоции»,
который
отражает
настроение, и прикасается к
нему рукой.
К
П
Р
2 мин
2.
Элементы сказка-
терапии
-Посмотри, кто к нам пришел! Это Медведь. Давай с
ним поздороваемся.
-Он, кажется, испуган. Давайте спросим, что у него
случилось.
-У Медведя сегодня День Рождения и мама
попросила его нарвать к обеду сладкой малины. А он
заблудился, потерял корзину и совсем ничего не
собрал.
- Ты хочешь помочь Медведю справиться с заданием,
которое ему дала мама, чтоб он перестал плакать,
нашел корзинку, нарвал малины и вернулся к маме?
Медведь говорит, что вы ему сможете помочь, если
выполните задания.
-Прочитай письмо.
-Попробуем выполнить задание?
-Здравствуй, Медведь!
-Что с тобой, Медведь?
-Да, я хочу помочь.
-Читает письмо. Тут написано: «Если вы
выполните мое первое задание, Медведь
найдет дорогу к малине».
-Да, попробуем выполнить задание.
К
П
Р
Л
5 мин
3.
Игровые
упражнения
«Запомни узор»
Педагог рисует на листе бумаги ломаную линию,
демонстрирует в течение 1 – 2 минут и предлагает
запомнить его. Затем переворачивает лист бумаги.
Постепенно узоры усложняются.
Педагог показывает образец. Сверка.
-Из каких фигур состоит наш узор? Сколько у нас
получилось узоров?
-Медведь вспомнил, что его дорога похожа на третий
узор!!!
-Какой узор мы рисовали третьим?
Педагог читает письмо дальше. Если выполнишь
второе задание, Медведь вспомнит, где он оставил
свою корзинку.
«Исправь ошибку»
Педагог читает стихотворение, намеренно изменяя
слова.
Ученик воспроизводит узор по памяти.
Ученик сам проверяет правильность
выполнения задания.
Ученик называет правильные слова.
Называет, чего не бывает.
Р
П
Л
К
15 мин
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами».
Закричал охотник: «Ой! Двери (звери) гонятся за
мной!»
Эй! Не стойте слишком близко – я тигренок, а не
миска (киска)!
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.
Теплая весна сейчас – виноград созрел у нас.
-Медведь вспомнил, что он оставил свою корзинку
справа от березы. Покажи, где это, справа от березы ?
А слева?
Давай встанем и сделаем разминку:
Раз, два - хлопай, хлопай. Три, четыре - топай, топай.
Раз, два – улыбнись. Три, четыре - подтянись.
Высоко попрыгали, ножками подрыгали,
Крикнули привет друг другу! Повернулись все по
кругу.
Вправо, влево наклонились и друг другу поклонились
А теперь коленки вместе. Начинаем бег на месте.
Быстро, быстро побежали
Всё закончили. Устали.
От разминки польза есть?
Что ж пора на место сесть.
«Радуга»
Цель: развивать воображение, творческий потенциал.
Материал: листы белой бумаги, кисточки,
поролоновые губки, краски.
-Возьми на кисть немного краски красного цвета и
сделай верху губки горизонтальную полосу, затем
возьми краску оранжевого цвета и чуть ниже
сделайте оранжевую полосу. С краской желтого,
зеленого,
голубого,
синего,
фиолетового
цвета
проделай то же самое. Переверни губку вниз и в виде
дуги проведи губкой по листу. Сейчас я покажу, как
это правильно сделать. На что это похоже?
Медведь
говорит,
что,
когда
он
увидел
Показывает левую и правую руки, находит
положения слева и справа от березы,
находит корзинку.
Выполняет разминку, проговаривая вместе
с учителем.
-Этот рисунок похож на Радугу.
Ученик выполняет задание, сопровождая
действия речью.
-Ура! Я очень рад!
замечательный рисунок, сразу перестал грустить и у
него поднялось настроение.
Педагог читает письмо дальше.
«Объедини в пару»
-Ты поможешь Медведю собрать сладкой малины,
если выполнишь задание.
Цель:
развитие
умения
классифицировать
и
обобщать,
развитие
элементов
логического
мышления, и зрительного внимания.
Материал:
длинная
карточка
с
изображениями:
бабочка, молоток, заяц, замок, рюкзак, краски,
катушка
ниток,
сапоги.
Отдельные
карточки
с
изображениями:
сачок,
гвозди,
морковка,
ключ,
книжка, карандаши, иголка с ниткой, щетка.
- Перед тобой лежит конверт. Открой, достань
содержимое и положи на стол. Посмотри, на длинной
карточке
изображены
картинки.
На
отдельных
карточках тоже изображены картинки, каждая из
которых связана (по функциональному признаку) с
изображением
на
полосе. Нужно
объединить
изображения в пары по общему признаку и объяснить
свои действия.
«Назови одним словом»
Цель:
развитие
умения
классифицировать
и
обобщать,
развитие
элементов
логического
мышления, и зрительного внимания.
Материал:
Длинная
карточка
с
изображениями:
штаны, стол, кот, яблоко, сапоги, ель, трамвай, редис.
Отдельные карточки с изображениями: рубашка,
шкаф, собака, груша, ботинки, дуб, автобус, огурец.
-Перед
тобой
лежит
конверт.
Открой,
достань
содержимое и положи на стол. Посмотри, на длинной
Ученик выполняет задание, сопровождая
действия речью.
Ученик выполняет задание, сопровождая
действия речью.
Ученик выполняет задание, сопровождая
карточке
изображены
картинки.
На
отдельных
карточках тоже изображены картинки, каждая из
которых связана с изображением на полосе. Нужно
объединить изображения в пары так, чтобы их можно
было
назвать,
одним
словом.
(овощи,
фрукты,
транспорт, одежда, обувь…)
«Бусы»
Цель: развивать мелкую моторику рук
Материал: ножницы, разноцветные соломинки для
коктейля, шнурки.
-Перед тобой лежат красивые разноцветные
соломинки. Возьми несколько соломинок такого
цвета, который тебе понравился. Давайте возьмем
ножницы и разрежем соломинки на части. Возьми
шнурок и надень на него разноцветные «бусинки».
Получиться прекрасный подарок для Медведя.
-Подарим эти необычные «бусы» Медведю и
пожелаем ему что-то хорошее. Например, «Медведь,
я хочу подарить тебе эти бусы на память.»
Медведь говорит тебе большое спасибо за помощь и
за подарки! Он всегда будет нас помнить и ждать в
гости. А сейчас ему пора домой к маме.
действия речью.
Ученик собирает бусы.
Ученик нанизывает разрезанные
соломинки на шнурок и произносит
пожелания.
4.Рефлексивно-
оценочный этап
(с/з)--….., что ты сегодня делал на занятии?
(с/з)- Какое у тебя настроение?
- Ты сегодня хорошо занимался, молодец!
- Занятие окончено.
(н/с) -До свидания!
-Я говорил, слушал, читал, отвечал на
вопросы, играл.
-У меня хорошее настроение.
- До свидания.
Р
Л
К
3 мин