Напоминание

Здоровьесбережение в современной начальной школе в работе с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Важная Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесбережение в современной начальной школе в работе с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесбережение в современной начальной школе в работе с

обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями

здоровья

Важная Людмила Васильевна, учитель начальных классов

КГБОУ «БОШИ № 3» г. Бийска

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит

известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее

десятилетие приобрела статус приоритетного направления.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время образовательной

деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с

ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как мы знаем, отличаются

от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического

развития.

Им

свойственны

эмоциональная

возбудимость,

двигательное

беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая

возбудимость,

заторможенность, отсутствие

волевых

усилий.

Поэтому

учителю, логопеду, психологу и другим педагогам, работающим с такими

детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать

психическое и физическое состояние ребёнка. Здоровьесбрегающие технологии

в работе с детьми с ОВЗ, неотъемлемая часть коррекционной работы.

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе

поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или

обучение”.

Следует

отметить,

что

все

здоровьесберегающие

технологии,

применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три

основные группы:

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

образовательного процесса:

предполагают соблюдение требований СанПиНов.

Во всех кабинетах начальной школы должна быть грамотно подобрана

цветовая

гамма,

которая

способствует

нормализации

эмоционального

состояния. Во всех кабинетах высота парт регулируется в соответствии с

ростом учащихся. Должна быть проведена цветовая маркировка мебели.

В классах должен соблюдаться воздушно-тепловой режим. Организован

питьевой режим.

Все учителя начальных классов должны следить за освещением и

своевременно подавать заявки на замену ламп. В классах должно быть чисто, в

конце каждой недели организуется генеральная уборка. Здоровый образ жизни

включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой

учащиеся всей начальной школы обязательно моют руки.

Технологии

оптимальной

организации

учебного

процесса

и

физической активности школьников предполагают:

соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной

нагрузки, домашних заданий.

Так обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих

требований: и

использование "ступенчатого" режима обучения. В первом полугодии 1 класс

по 35 минут каждый урок в том числе в нестандартной форме: урок-экскурсия,

игра, театрализация, викторина, соревнование; во втором полугодии по 40

минут каждый.

Обучение проводится без балльного оценивания знаний

обучающихся и домашних заданий.

Объем домашних заданий со 2 классов в начальной школе (по всем

предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не

превышали 1 часа. Для предупреждения переутомления и сохранения

оптимального уровня работоспособности каждый учитель старался составить

расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными

днями.

Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный

момент создает благоприятный психологический климат на уроке, который

также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд

положительных эмоций,

полученных школьниками и самим учителем,

определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя

мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать,

радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые

на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

Большое значение имеет организация урока.

Урок – должен быть зоной психологического комфорта.

Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся,

письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,

списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические

занятия- должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует

утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая

смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных

адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя

продолжительность

и

частота

чередования

различных

видов учебной деятельности - 7-10 минут. Число использованных учителем

видов

преподавания: словесный,

наглядный,

аудиовизуальный,

самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок. Чередование видов

преподавания - не позже чем через 10-15 минут.

На

уроке

должна

присутствовать

смена

поз

учащихся,

которые

соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников

на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия

учителя, степени его авторитаризма. В данном случае уместно использование

конторок.

В течение учебного года не менее трёх раз необходимо менять

расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и

зрительное

поле

ученика,

а

это

профилактика

сохранения

зрения.

Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в

начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Им приходится

сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе,

а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому

рациональная

организация

учебной

деятельности,

проведение

физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения,

упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению

здоровья.

Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.

Все физминутки можно разделить на такие группы:

1.

упражнения для снятия общего или локального утомления;

2.

упражнения для улучшения мозгового кровообращения;

3.

упражнения для кистей рук;

4.

гимнастика для глаз;

5.

упражнения для мобилизации внимания;

6.

упражнения, корректирующие осанку;

7.

дыхательная гимнастика.

Возможности демонстрации видео презентаций на уроке поднимают

процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов

и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее

воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи

устаревших схем и таблиц. При этом обязательно соблюдение требований к

использованию ТСО.

Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и

происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний,

накопленная за время учёбы в школе.

Вывод.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей

системы

образования,

они

способствуют

грамотному

и

рациональному

использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.

Основой при работе с детьми с ОВЗ является не только стремление к

максимальному развитию их когнитивных способностей, но и забота о

воспитании физически и нравственно здорового поколения.

Литература:

1.

Айзмак Р.И., Мельникова М.М., Косованова Л.В. Здоровьесберегающие

технологии в образовании. М.: Юрайт, 2017. 241 с.

2.

Бабенкова Е. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые

стандарты, 2013. 268 с.

3.

Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. –М.: Московский

психологосоциальный институт, 2004. –240с.

4.

Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-

педагогическом образовании. Оренбург, 2013.180 с.

5.

Кукушкина, О.И. Компьютеры в специальном обучении. Проблемы,

поиски, подходы [Текст] / О.И. Кукушкина // Дефектология. —1994. — №

№ 5,6.

6.

Тупоногов, Б. К. Основы коррекционной педагогики. [Текст] / Б.К.

Тупоногов.— М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. — 112 с.



В раздел образования