Автор: Важная Людмила Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КГБОУ "Бийская общеобразовательная школа-интернат № 3"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесбережение в современной начальной школе в работе с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование
Здоровьесбережение в современной начальной школе в работе с
обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями
здоровья
Важная Людмила Васильевна, учитель начальных классов
КГБОУ «БОШИ № 3» г. Бийска
«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит
известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее
десятилетие приобрела статус приоритетного направления.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время образовательной
деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как мы знаем, отличаются
от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического
развития.
Им
свойственны
эмоциональная
возбудимость,
двигательное
беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая
возбудимость,
заторможенность, отсутствие
волевых
усилий.
Поэтому
учителю, логопеду, психологу и другим педагогам, работающим с такими
детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать
психическое и физическое состояние ребёнка. Здоровьесбрегающие технологии
в работе с детьми с ОВЗ, неотъемлемая часть коррекционной работы.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе
поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или
обучение”.
Следует
отметить,
что
все
здоровьесберегающие
технологии,
применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три
основные группы:
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса:
предполагают соблюдение требований СанПиНов.
Во всех кабинетах начальной школы должна быть грамотно подобрана
цветовая
гамма,
которая
способствует
нормализации
эмоционального
состояния. Во всех кабинетах высота парт регулируется в соответствии с
ростом учащихся. Должна быть проведена цветовая маркировка мебели.
В классах должен соблюдаться воздушно-тепловой режим. Организован
питьевой режим.
Все учителя начальных классов должны следить за освещением и
своевременно подавать заявки на замену ламп. В классах должно быть чисто, в
конце каждой недели организуется генеральная уборка. Здоровый образ жизни
включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой
учащиеся всей начальной школы обязательно моют руки.
Технологии
оптимальной
организации
учебного
процесса
и
физической активности школьников предполагают:
соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной
нагрузки, домашних заданий.
Так обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих
требований: и
использование "ступенчатого" режима обучения. В первом полугодии 1 класс
по 35 минут каждый урок в том числе в нестандартной форме: урок-экскурсия,
игра, театрализация, викторина, соревнование; во втором полугодии по 40
минут каждый.
Обучение проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся и домашних заданий.
Объем домашних заданий со 2 классов в начальной школе (по всем
предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не
превышали 1 часа. Для предупреждения переутомления и сохранения
оптимального уровня работоспособности каждый учитель старался составить
расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными
днями.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный
момент создает благоприятный психологический климат на уроке, который
также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд
положительных эмоций,
полученных школьниками и самим учителем,
определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя
мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые
на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Большое значение имеет организация урока.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся,
письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,
списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические
занятия- должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует
утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая
смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных
адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
Средняя
продолжительность
и
частота
чередования
различных
видов учебной деятельности - 7-10 минут. Число использованных учителем
видов
преподавания: словесный,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок. Чередование видов
преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
На
уроке
должна
присутствовать
смена
поз
учащихся,
которые
соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников
на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия
учителя, степени его авторитаризма. В данном случае уместно использование
конторок.
В течение учебного года не менее трёх раз необходимо менять
расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и
зрительное
поле
ученика,
а
это
профилактика
сохранения
зрения.
Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в
начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Им приходится
сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе,
а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому
рациональная
организация
учебной
деятельности,
проведение
физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения,
упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению
здоровья.
Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.
Все физминутки можно разделить на такие группы:
1.
упражнения для снятия общего или локального утомления;
2.
упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
3.
упражнения для кистей рук;
4.
гимнастика для глаз;
5.
упражнения для мобилизации внимания;
6.
упражнения, корректирующие осанку;
7.
дыхательная гимнастика.
Возможности демонстрации видео презентаций на уроке поднимают
процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов
и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее
воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи
устаревших схем и таблиц. При этом обязательно соблюдение требований к
использованию ТСО.
Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и
происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний,
накопленная за время учёбы в школе.
Вывод.
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей
системы
образования,
они
способствуют
грамотному
и
рациональному
использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.
Основой при работе с детьми с ОВЗ является не только стремление к
максимальному развитию их когнитивных способностей, но и забота о
воспитании физически и нравственно здорового поколения.
Литература:
1.
Айзмак Р.И., Мельникова М.М., Косованова Л.В. Здоровьесберегающие
технологии в образовании. М.: Юрайт, 2017. 241 с.
2.
Бабенкова Е. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые
стандарты, 2013. 268 с.
3.
Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. –М.: Московский
психологосоциальный институт, 2004. –240с.
4.
Гараева Е.А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-
педагогическом образовании. Оренбург, 2013.180 с.
5.
Кукушкина, О.И. Компьютеры в специальном обучении. Проблемы,
поиски, подходы [Текст] / О.И. Кукушкина // Дефектология. —1994. — №
№ 5,6.
6.
Тупоногов, Б. К. Основы коррекционной педагогики. [Текст] / Б.К.
Тупоногов.— М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2004. — 112 с.