Автор: Русских Вера Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №1"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль устного счета в формировании вычислительных навыков
Раздел: начальное образование
Роль устного счета в формировании
вычислительных навыков
и в развитии
личностных качеств ребенка
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается
каждый день в своей жизни. Поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке,
предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью
использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении
данного этапа урока и урока в целом. В системе учебных предметов математике принадлежит особая
роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые
используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии,
алгебры, физики и информатики. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало
волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика
развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует
развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят
все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений
для случаев за пределами 100 (например прием для случая 700·7 будет устным, так как он сводится к
приему для случая 8 ·7). К письменным, относят приемы для всех других случаев вычислений над
числами большими 100.
Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной
темой и носит проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений
на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных
вычислениях.
Устный
счет
активизирует
мыслительную
деятельность
учащихся.
При
их
выполнении
активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух,
быстрота реакции.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю
переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой
темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала,
он повышает интеллект учеников.
Целями данного этапа урока можно определить следующее:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Наглядным примером может служить предложенный учителем вариант устного счета в 1 м классе по
теме «Длина»:
– Назовите сумму и разность чисел 7 и 3.
– Посчитайте двойками, начиная с 2.
– Найдите лишнее число: 1, 3, 4, 5, 6, 7.
(4) Почему? Продолжите закономерность.
– Расскажите всё, что знаете, о числе 7. Как его можно получить? (Натуральное, однозначное,
нечетное; 7 дней в неделе; 7 чудес света; «Семеро одного не ждут» и т.д.)
– Какие из чисел можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых: 2, 5, 4, 6?
– Во дворе гуляли 2 девочки и 5 мальчиков. На сколько мальчиков больше, чем девочек?
– Ученик отрезал полоску бумаги длиной 1 см, а вторую полоску – на 2 см длиннее первой. Какова
длина второй полоски?
Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Так как же упражнений порождает
скуку и притупляет интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам,
соответствующим развитию быстроты вычислений, широко использовать наглядность. Рассмотрим
некоторые из них.
Игра «Лучший счетчик».
На доске написаны два столбика примеров. Вызываются два ученика. Кто быстрее напишет ответы,
тот и выиграл. Игру можно проводить и по рядам.
Игра «Молчанка»:
12
21
х6
14
15
Игра «Цепочка»:
7 + 8
: 3
• 8
–_ 8__
(Может проводиться в письменной и устной форме.)
Счетные фигуры:
2
1
3
4
31+
5
6
9
7
Занимательные квадраты:
130
360
780
120
370
340
Лабиринты, лото, счетные таблицы, карточки - плакаты, ребусы. Например:
3 тон кос .
(тритон, косточка)
Использование разнообразных заданий и дидактического материала увеличивает степень
наглядности числовых операций, вносит большое оживление в работу.
Лучший летчик.
Проводится небольшая беседа по вопросам: "Кто хочет стать летчиком?" "Каким должен быть
летчик?", "Что он должен хорошо знать и уметь?". Дети обобщают: "Летчик должен много знать и
уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И, прежде всего он должен правильно вести расчеты".
На доске записаны три столбика выражений, под ними - рисунки самолетов. Над каждым
выражением три ответа. Один из них правильный.
475 345 867 657 897 1097
3+2 2+2 5+3 4+2 10-3 10-1
Задачи в стихах
***
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
* * *
Приемов устного счета много, но, как ни велика их педагогическая и практическая ценность, учитель
должен стоять на позиции сознательного их выбора, а не механического применения. Кроме того,
большое значение имеет выбор формы устного счета:
– беглый слуховой; (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии
задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются.
Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
– зрительный; (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает
вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить
задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух
наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
– комбинированный.
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
Конечно, лучшим достижением учителя должен считаться беглый слуховой счет, но самым удачным,
на наш взгляд, является комбинированный. Поясним это на примере темы «Устные приемы сложения
и вычитания чисел в пределах 100».
На доске записаны примеры:
3+73
32–3
27+5
42+24
85–7
23+32
- На какие две группы можно разделить эти примеры? По какому признаку? В каких суммах число
десятков равно числу единиц?
– Посчитайте от 42 до 24, от 23 до 32.
– Назовите самое большое трехзначное число и самое маленькое двузначное.
– 2 дм без 3 см. Сколько получится?
– Я задумала число, прибавила к нему 23 и получила 40. Какое число я задумала?
– Российские спортсмены на Олимпиаде в Сиднее выиграли 32 медали, а на предыдущей Олимпиаде
– 29 медалей. Сколько всего медалей выиграли наши спортсмены за две последние Олимпиады? На
сколько больше выиграли на этой Олимпиаде, чем на предыдущей?
– В магазин привезли картофель. За день продали 92 кг. Сколько килограммов осталось продать?
(Имеет ли задача решение? Почему?) Вставь недостающее число (100), реши задачу. Составь задачу,
обратную данной.
– Длина отрезка 24 см. Чему равна 1/3 часть этого отрезка?
– Сколько треугольников в этой фигуре? По какому признаку их можно сгруппировать? Какие
равенства вы можете составить? Назовите числа в порядке убывания:
Если говорить о месте устного счета на уроке, то процесс этот – регулируемый, как в отношении
времени, отводимого на эту часть урока, так и в отношении умственной нагрузки, падающей на
учащихся. Когда учитель планирует вводить новый материал, устные упражнения проводятся, как
правило, в начале урока с таким набором заданий, которые нацелены на актуализацию знаний для
полного усвоения этого материала.
Изредка устный счет можно включать в проверку домашнего задания. Например, при закрытых
тетрадях дети видят на доске домашние примеры:
28 : 2=13
100 : 25=3
35•2=70
15•4=60
18•5=80
26 : 2=13
Они быстро считают, находят ошибки и исправляют их. Такой вид работы, во - первых, дает
возможность слабоуспевающим детям показать себя с лучшей стороны, во - вторых, тренирует у
учащихся внимание и память.
Виды упражнений для устных вычислений.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных
упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1) Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти
упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и
буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят
числовое значение полученного выражения, например:
- найдите разность чисел 100 и 9.
- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 100-9; 100 минус 9
- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность
- найти разность чисел 100 и 9
- уменьшить 100 на 9 и т.д.
Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями
могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:
- 47+24-56
- 72:12·9
- 400-7·4 и др.
Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения в одно действие,
выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:
- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3
- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.
Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7-4), с
двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-480) и т.д., с натуральными числами и
величинами (200-15, 2м-15см). Однако, как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться
к действиям над числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200- -4800
сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его можно предлагать для
устных вычислений.
Выражения можно давать и в форме таблицы:
Уменьшаемое
12
14
15
17
28
Вычитаемое
10
10
10
10
10
Разность
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся
твердые
вычислительные
навыки,
а
также
они
способствуют
усвоению
вопросов
теории
арифметических действий.
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли
их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
6+4*4+6 20+7*20+5
20·8*18·10 8·9*8·10
Вместо “*” поставить знак <, >, =
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое
выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные,
двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об
арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают
выработке вычислительных навыков.
3) Решение уравнений.
Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)
Уравнение можно предлагать в разных формах:
- решение уравнения 24:х=3
- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?
- найдите неизвестное число: 73-х=73-18
- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся
усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают
усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную
деятельность.
В привитии навыка автоматического счета большое значение имеет опрос учащихся, в ходе которого
не следует ограничиваться ответом одного ученика, а опрашивать нескольких.
В 1 м и 2 м классах вместо ответов вслух можно пользоваться показом карточек с цифрами. Не
следует спрашивать только сильных учащихся, так как их ответы будут ослаблять инициативу и
находчивость средних и слабых учеников. Сильным можно предложить заранее приготовленный
программированный опрос. На доске написаны вопросы и варианты ответов. Дети должны выбрать
правильный ответ и записать в карточку нужную букву.
Исходя из специфических особенностей устного счета, учитель должен систематически наблюдать за
работой детей: кто и как усвоил примы устного счета, насколько сознательно дети владеют этими
приемами и умеют объяснять решение задач и примеров. При оценивании необходимо учитывать
сознательность, инициативность и качество усвоения материала, умение применять приобретенные
навыки, темп и скорость работы. Это может быть словесное поощрение типа: «Молодец, Настя,
сосчитала первая!» Или: «Считаешь верно, но постарайся делать это быстрее». Учитель должен
всегда работать на «успех» ученика. Интонация голоса, выражение лица должны быть спокойными и
доброжелательными. Это снимает у некоторых детей синдром неуверенности и зажигает в
них веру в свои способности.
Итоги своих наблюдений учитель формулирует в виде устной оценки или оценивает результаты,
проводя математический диктант, во - время которого должен сохраняться
принцип
дифференциации.
Основной
массе
учащихся
учитель
диктует
задания,
добавляя
дополнительные вопросы по желанию для мотивированных детей. Слабоуспевающим можно
предложить карточку с опорными цифрами (со всеми или выборочно).
Рассмотрим пример математического диктанта в 3 м классе:
– Частное чисел 92 и 2.
– 150 увеличить в 4 раза.
– Из суммы чисел 120 и 200 вычесть
100.
– Сколько всего десятков в числе
2000?
– Сколько килограммов в 13 центнерах?
– 1/4 часть от числа 360.
– Чему равна сторона квадрата, если его периметр равен 400 см
- Из наименьшего четырехзначного числа вычесть 1.
– Сколько километров и метров в
1380 м?
– Велосипедист проехал 52 км за 2 часа. С какой скоростью он ехал?
– Во время весеннего разлива ширина реки увеличивается на 9 м и становится равной 30 м. Какова
обычная ширина реки?
– 120 кг картофеля разложили в одинаковые ящики по 20 кг в каждый.
Сколько ящиков потребовалось?
Разработав свою систему устного счета, учитель должен помнить, что она играет важную роль не
только в формировании автоматических вычислительных навыков. Задачи ставятся намного шире.
Только во взаимосвязи всех этапов урока возможна выработка навыка автоматического счета и
достижение целей всего урока.
Устный счет зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные
способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и
интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое
мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и
оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно
использовать полученные знания для усвоения новой информации. Система устных вычислений
должна ориентироваться на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля
и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний.
Таким образом, система устного счета играет одну из приоритетных ролей не только в формировании
автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и в создании
положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.