Напоминание

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.


Автор: Воробьева Ольга Владимировна
Должность: учитель физической культуры, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ школа № 320 Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.
Раздел: полное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО

ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ С УЧЕТОМ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП.

Ольга Владимировна Воробьева

учитель физической культуры

ГБОУ школе № 320 Приморского района города Санкт-Петербург.

“QUALE OPUS EST, TALE EST PRAEMIUM”

(КАКОВ ТРУД, ТАКОВО И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ)

Моя педагогическая деятельность началась будучи еще ученицей 8 класса школы № 10 города

Лиски Воронежской области, когда я попробовала себя в роли вожатой в пришкольном лагере с детьми

младших классов. В Центре творчества детей и юношества «ТЮЗе», где посещала курсы вожатых,

актерское мастерство, различные направления по обучению, чтобы после применить все свои умения в

работе с детьми младшего школьного возраста, состоялось мое первое знакомство и с инвалидами, я

вела станцию «Оригами» для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Педагогическую практику на 3 курсе института физической культуры я проходила в бассейне

коррекционной школы № 21 города Воронежа, для детей плохо видящих и слепых. Именно по этой

причине

сформировалось

мое

решение

поступить

в

аспирантуру

на

кафедру

теории

и

методики

гидрореабилитеции и продолжить работать с инвалидами

Методическая тема, над которой я работаю – сохранение и укрепление здоровья посредством

гидрореабилитации.

Цель

моей

работы

повысить

уровень

двигательной

активности

детей,

теоретически

разработать

и

экспериментально

обосновать

технологии

организации

и

проведения

занятий по гидрореабилитации с учетом нозологических групп.

Что собой представляет гидрореабилитация? – данная технология позволяет работать как со

здоровыми детьми, так и с детьми, имеющими различную степень отклонений в состоянии здоровья в

условиях водной среды.

В зависимости от тяжести и характера заболеваний, гидрореабилитацию можно представить в

виде активной и пассивной проработки основных суставов организма ребенка в воде, включающую

такие двигательные действия как:

отведение, приведение, вращение, ротацию различных частей тела: рук, ног, головы, а так же и их

суставных поверхностей по отдельности: луче-запятные суставы, голеностопные, коленные, плечевые,

тазобедренные,

включающую растяжку, точнее вытяжку позвоночного столба, скручивание, и много, много чего

довольно неприятного и приятного для ребенка,

включая

обучение

правильному

дыханию,

проныривание,

а

так

же

обучение

плаванию

от

начального этапов до самостоятельного по стилям.

А так же, начальное обучение плаванию, совершенствование умений и навыков, тренировочный

процесс, и как результат, соревновательную деятельность.

Гидрореабилитация как оказывает мощный корригирующий, оздоровительный и тренировочный

эффекты, направленно воздействует на функционирование опорно-двигательного аппарата, состояние

дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Занятия реабилитацией посредством

воды взяты из основных методик обучения плаванию, разработанных для здоровых детей, разница

состоит

в

проявления

нозологии

заболеваний

(тяжесть

и

характер

протекания

болезни),

и

в

особенностях формирования двигательных навыков (действий) на начальном этапе.

Исследования проводятся с сентября 2010 года и по настоящее время на базе плавательного

бассейна НГУ им П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, на кафедре теории и методики гидрореабилитаци.

И

в

бассейне

ГБОУ

школы

320.

А

в

летний

период

проведение

эксперимента

продолжается

в

измененных условиях на курсах реабилитации в России и за рубежом.

С 1 сентября 2016 года вступил в силу ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями

здоровья, в котором говорится, что каждый ребенок, не зависимо от состояния здоровья имеет право на

качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям и доступ к образованию

обеспечивается

созданием

специальных

условий

обучения,

учитывающих

особые

образовательные

потребности и индивидуальные возможности таких обучающихся.

За 6 лет, работая учителем в школе, я наблюдаю динамику показателей процентного отношения

детей,

относящихся

к

основной,

подготовительной

группе

и

группе

здоровья

в

школе

на

уроках

физической культуры.

Статистические

данные

за

промежуток

времени

с

начала

моей

работы

учителем

и

на

сегодняшний

день

заметно

изменились.

Количество

детей,

относящихся

к

основной

медицинской

группе,

снизились,

процент

учащихся,

имеющих

отклонения

в

состоянии

здоровья,

нарушения

различного

характера

опорно-двигательного

аппарата,

функциональных

способностей

организма

(нарушение зрения), неправильной работы систем организма (ССС, ДС, ССА), тем, кому разрешено

заниматься на уроках, но без чрезмерных физических нагрузок, они освобождены от сдачи нормативов,

тестов, и те, кто относился к, так называемой, «группе здоровья» – заметно возрос!

Что подразумевает понятие «дети с особенностями»? К сожалению, не всегда в обществе можно

найти адекватное восприятие и достаточно правильное отношение к особенным детям.

Их жалеют,

бояться, избегают, а чаще всего скрывают свои эмоции под понятием «толерантность», то есть никак не

относятся.

У

многих

родителей

детей,

имеющих

отклонения

(от

незначительных

до

заметных)

в

состоянии здоровья, я имею в виду не только физические, но и психические дефекты, отсутствует

реальное восприятие способностей своего чада и его возможностей, а зачастую, они просто не хотят

признавать, что их ребенок – инвалид!

Организация моей работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, имеет два

типа, характеризующиеся по временному признаку: долгосрочный и краткосрочный.

В процессе работы,

возникает как моментальный, так и опосредованный эффект, что выражается в положительной динамике

изменения уровня двигательной активности ребенка на протяжении курса или спустя некоторое время

после, как в воде, так и на суше, в изменении психо-эмоционального состояния, адаптации его к

окружающей среде и заметной социализации ребенка.

Самое главное для меня определить особенности взаимоотношений «тренер–ребенок» в ходе

занятий, например, что я могу делать вместе с ребенком в воде или на суше, какие отклонения

существенно видны и как я могу их изменить, с помощью каких средств и методов коррекции.

Технологическая модель организации и проведения занятия в условиях водной среды включает

разделение

общего

времени,

проводимого

с

ребенком

в

воде

на

три

части,

характеризующиеся

определенным

набором

упражнений,

с

последовательным

включение

различных

частей

тела

и

постепенной активизацией систем организма занимающегося. Каждая группа в своем составе имеет

количество двигательных единиц – то есть количество применяемых упражнений и количество циклов

движений, то есть количество повторений этих упражнений в течение определенного времени в воде.

Как

и

в

построении

уроков

физической

культуры,

мы

имеем

несколько

частей

занятия,

в

содержании

которых

присутствует

чередование

режимов

нагрузки

и

отдыха,

варьированием

интенсивности воздействия на организм ребенка, использование игровых видов деятельности, которые

просто приносят удовольствие от занятий в воде. Ведь зачастую, любая реабилитация в сознании

ребенка, да и не только, закрепляет устойчивую связь с болью (ЛФК, массаж, бобот и войтатерапия), и

невозможностью этого избежать, а в воде – все происходит намного легче.

Быстро

найти

подход

к

ребенку,

уменьшить

страх

воды

(безопорной

среды,

состояние

невесомости),

тактильного

восприятия

чужого

человека

(голоса,

рук),

ненавязчиво

способствовать

повышению активности и выполнению определенных двигательных действий, обучению, закреплению

навыков, а самое важное – желание заниматься – вот моя основная задача. Занятие может длиться от 15

минут, стандартно 30 минут воды и, в зависимости от уровня подготовленности и восприятия водной

среды ребенком, до 45 минут и 1 часа.

Ни

для

кого

не

секрет,

какого

благотворное

влияние

воды,

как

говорят

«ВОДА

ТОЧЕТ

КАМЕНЬ». В воде мы заметно легче, нежели на суше, да и двигаться в толще воды двояко проще и

сложнее одновременно. Однако, важно понимать, что вода воздействует еще и опосредованно на речь,

на эмоции, на самочувствие ребенка. Этот эффект становится очевиден не только специалисту, но и

родителям. В адаптивной физической культуре педагогическая гидрореабилитация – это эффективных

средство

оздоровления

и

не

медикаментозной

реабилитации.

Разработанные

технологии

моей

диссертационной

работы

позволили

эффективно

формировать,

совершенствовать

и

развивать

двигательные действий ребенка с ограниченными возможностями в условиях водной среды.

Занятия способствуют повышению психо-эмоционального уровня развития ребенка, развитию

бытовых навыков, уменьшают их социальную изоляцию посредством активного взаимодействия и

общения с гидрореабилитологом.

Что же касается моей профессии как учителя физической культуры, то могу сказать, все дети

разные, и каждый привносит свой вклад в работу педагога, кем бы он не являлся. на основе содержания

работы

со

здоровыми

детьми,

я

пытаюсь

адаптировать

ее

к

особенным

детям

и

наоборот.

Зная

особенности, качественные характеристики различных нозологических групп, я стараюсь использовать

здоровьесозидающие и здоровьесберегающие технологии в работе с детьми разного возраста и уровня

подготовленности. Разнообразие подводящих дыхательных упражнений в воде, применительно к суше,

дают возможность увеличить скорость процессов восстановления после нагрузок на уроках физической

культуры, использование упражнений из йоги, стретчинга способствуют повышению не только уровня

физической подготовленности учащихся, но и повысить мотивационный аспект процесса обучения,

повысить эмоциональную сторону процесса обучения и его качество.

Дети,

имеющие

отклонения

в

состоянии

здоровья,

как

никто

другой

дают

тот

резерв

возможностей

для

педагога,

реализовать

который

он

может,

имея

перед

глазами

отличительные

особенности каждого из них, способствовать повышению уровня развития не только физических, но

психических способностей каждого ребенка, позволить развиваться ему и себе вместе с ним.

«В здорово теле – здоровый дух», а я хочу сказать иначе, «имея здоровый дух, неважно каково

состояние твоего тела!»



В раздел образования